Напоминание

Внеурочная деятельность «Веселые нотки»-как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи III уровня»


Автор: Менякова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Налимская СОШ"
Населённый пункт: с.Налиммск,Среднеколымский улус,Республика Саха/Якутия
Наименование материала: Внеурочная деятельность
Тема: Внеурочная деятельность «Веселые нотки»-как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи III уровня»
Раздел: начальное образование





Назад




Республика Саха(Якутия)

Среднеколымский улус(район)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налимская средняя общеобразовательная школа»

Внеурочная деятельность

«Веселые нотки»-как средство развития речи детей

с общим недоразвитием речи III уровня»

Работа учительницы начальных классов

МБОУ «Налимская СОШ»

Меняковой Светланы Владимировны.

2018

Аннотация

Внеурочная деятельность «Веселые нотки»-как средство развития речи

детей с общим недоразвитием речи III уровня»

Прекрасная человеческая речь — продукт сложнейших психических

процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или

недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники

может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или

иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно

влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности,

поведении. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами,

включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное

мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается

не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может

быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с

помощью музыки. Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую

помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных

упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных

приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства

личности, чище и грамотнее становится речь.

Ключевые слова:музыка,развитие речи,валеологические распевки,дыхательная

гимнастика,речевые игры,логопедические распевки,

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2.Проявление ОНР у детей

3.Основное содержание

4.Заключение

5.Список литературы

6.Приложение

Введение

Концепция

модернизации

российского

образования

выдвигает

новые

критерии качества образования, которые в значительной степени затрагивают

проблемы обеспечения сохранения здоровья детей. Этот процесс может быть

успешным

только

при

реализации

политики

интенсивного

развития

образовательных

учреждений

и

создание

условий

активного

их

взаимодействия с наукой и передовой практикой. Это и определяет

актуальность поиска новых технологий

в работе

образовательного

учреждения.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение

количества

детей,

имеющих

нарушение

речи.

Нарушение

речи,

преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное

обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими

средствами воздействия.

Подразумевается не только медикаментозное

лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и

некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в

коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и

игр,

при

условии

использования

правильно

подобранных

приемов,

положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище

и грамотнее становится речь. Новейшие научные исследования, опыт работ

детских садов, исторический опыт говорят, что хоровое пение оказывает

влияние не только на эмоционально - эстетический строй личности ребенка,

но и на формирование речи, а речь является материальной основой мышления.

Кроме

того,

воспитание

музыкального

ладового

чувства

связано

с

образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, с

развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию

процессов возбуждения и торможения, а вместе с тем и других нервных

процессов,

протекающих

в

организме.

Пение

одно

из

наиболее

эмоционально переживаемых видов деятельности. Врач – фониатор Е.Н.

Алмазов отмечает: «Пение… доставляет поющему удовольствие,…упражняет

и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с

сердечно-сосудистой

системой,

следовательно,

он

невольно,

занимаясь

дыхательной

гимнастикой,

укрепляет

свое

здоровье».

Таким образом, выясняется, что состояние голосового аппарата влияет на общее

самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы

организма. Из сказанного можно сделать ясный, научно обоснованный вывод:

человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое – и

физическое, и психическое – здоровье, и звучание его голоса – показатель этого

здоровья.

2.ПРОЯВЛЕНИЕ ОНР У ДЕТЕЙ.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более

значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного

словаря. Также школьники понимают значение многих слов, однако их

употребление в экспрессивной речи, актуализация вызывают большие

затруднения.

Бедность словаря проявляется в том, что даже шестилетний ребенок с ОНР не

знает многих слов: названий ягод, рыб, цветов, животных, профессий,

инструментов, частей тела и предметов.

Часто они затрудняются в актуализации таких слов, как насекомые,

природные явления. Значительно сложнее усваиваются слова обобщенного,

отвлеченного значения: «гроза», «гром». Характерной особенностью словаря

детей с ОНР можно назвать неточность употребления слов .

Иногда они используются в излишне широком значении, в других случаях —

в слишком узком.

Если

сравнивать

пути

усвоения

родного

языка

детьми,

сообщаемые

исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской

речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного

сходства: какая бы форма патологии речи ни была присуща ребенку, он не

минует в своем развитии тех трех основных периодов, которые выделены

Александром Николаевичем Гвоздевым в его уникальном исследовании

«Вопросы изучения детской речи».

Например,

первый

уровень

речевого

развития,

который

в

логопедии

характеризуется, как «отсутствие общеупотребительных словесных средств

общения», легко соотносится с первым периодом, названным А.Н.Гвоздевым

«Однословное предложение. Предложение из двух слов – корней». Второй

уровень аномального развития речи, который описывается в логопедии как

«начатки

фразовой

речи»,

соответствует

периоду

нормы

«Усвоение

грамматической структуры предложения».

Третий уровень аномального речевого развития, который характеризуется как

«обиходная

фразовая

речь

с

проблемами

лексико-грамматического

и

фонетического строя», представляет собой своеобразный вариант периода

усвоения ребенком морфологической системы языка. Разумеется, ни одна

периодизация

не

может

отразить

всей

сложности

диалектического

взаимопроникновения

этапов

развития

и

сосуществования

в

каждом

последующем этапе качеств предшествующего.

У этих детей наиболее распространены замены слов, относящихся к одному

семантическому полю. Среди существительных преобладают замены слов

путем объединения их в одно родовое понятие: «лось — олень», «весна —

осень», «сахарница — чайник» и т.п.

Смешение слов у детей с ОНР идет на основе сходства:

—по признаку функционального назначения («миска — тарелка», «метла —

щетка»);

—по внешнему сходству («майка — рубашка», «сарафан — фартук»);

— по объединению общностью ситуации («каток — лед»);

— части и целого («паровоз — поезд», «локоть — рука»);

— обобщающих понятий и слов конкретного значения («обувь — ботинки»,

«посуда — тарелки»);

— словосочетаний и связанных с ними понятий («плита — газ горит»,

«кровать — чтобы спать»).

Для детей с ОНР характерна вариативность лексических замен, а процесс

поиска нужного слова идет очень медленно, недостаточно автоматизировано.

Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой,

слоговой структуры слова.

Изучение особенностей процесса формирования лексики у детей с общим

недоразвитием речи позволило сделать ряд важных наблюдений, имеющих

методическую ценность для разработки системы работы по формированию

словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Дети названной категории затрудняются в установлении адекватных связей

между звуковым, зрительным образом слова и его денотативным, понятийным

или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких

ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений

слов,

смешением

слов

по

звуковому

или

зрительному

сходству: дерево вм.береза, яблоко вм. фрукт, фартук вм. сарафан, комар вм. к

альмар и т.п.

Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко используют формы

слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с

используемой

синтаксической

конструкцией.

В

случаях

тяжелого

недоразвития речи дети длительно не усваивают синтаксического значения

падежа: «ест каша», «сидит тульчику» (сидит на стульчике). В менее тяжелых

случаях указанное явление имеет место в единичных случаях.

Материалы патологии детской речи обнаруживают, что на пути к овладению

правильной грамматической формой слова ребенок производит перебор

вариантов сочетаний лексических и грамматических языковых единиц. При

этом выбираемая грамматическая форма слова чаще всего находится в прямой

зависимости от общего уровня сформированности лексико-грамматического и

синтаксического строя речи.

При нарушениях развития речи дети, не накопив необходимого набора

словоизмерительных элементов и не научившись передвигать слово по

словоизменительной шкале, преждевременно обращаются к воспроизведению

наиболее

обособленного

морфологического

элемента

-

предлога.

Они

длительно не замечают, что предлог и флексия взаимосвязаны. Флексия и

предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в

качестве

переменных

элементов,

которые

варьируются

в

различных

комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми,

что можно представить в схематическом виде: ребенок слышит: ребенок

воспроизводит: на? е? а е со? Стол а? а той е под? ом? а е

Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как

воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и

различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах

языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторские возможности и

способности, необходимые для творческого использования конструктивных

элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Преобладающим

типом

лексических

ошибок

становится

неправильное

употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей

предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или

действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним

признакам (раскрашивает-пишет).

В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет антонимов, мало

синонимов.

Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия:

большой и маленький, которыми заменяют слова: длинный, короткий,

высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые

случаи нарушения лексической сочетаемости.

Большие трудности вызывает классификация предметов: дети не знают

обобщений,

не

выделяют

четвертый

лишний

предмет,

обозначенный

семантически далеким словом. Даже при правильном выполнении задания

дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков:

«Волк, собака, лиса" — лишнее слово "собака", так как в лесу не ходят

собаки» .

Дети с ОНР испытывают трудности, называя профессии людей. У детей с ОНР

отмечаются

трудности

программирования

содержания

развернутых

высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ,

различные

виды

рассказов)

характерны:

нарушение

связности

и

последовательности

изложения,

смысловые

пропуски,

низкий

уровень

используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной

монологической

речи

старших

дошкольников

с

ОНР

приобретает

первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На

полноценное овладение детьми обобщающими понятиями должна быть

направлена работа по развитию у них лексических и грамматических

языковых навыков.

Таким образом, анализ теоретического исследования позволяет сделать вывод,

что у детей с ОНР часто возникают трудности использования и актуализации

обобщающих понятий.

3.Основное содержание

Одним из приоритетных направлений в нашем учреждении является – коррекция

речевых нарушений. В процессе педагогической деятельности , я столкнулась с

рядом проблем:

1.Низкий уровень развития школьников с нарушениями речи.

2.Низкий разговорный тон, при переносе детьми манеру разговорной речи на

пение.

3. Недостаточная координация между мелодическим слухом и голосом.

4. Тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.

Для решения данных проблем были изучены музыкально-педагогические

работы Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой, Н.А.Метлова, Б.М.Теплова.

Проанализировав, программы музыкального развития и методические

разработки, пришла к выводу, что все они имеют несомненные достоинства,

однако не охватывают в полной мере развитие вокальных способностей детей,

не учитывают специфику северного региона, где уровень заболеваемости

выше, чем где-либо.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости поиска инновационных

методов и приемов музыкального процесса, чем и объясняется выбор темы

проекта: «Здоровьесберегающие технологии, как средство развития вокальных

способностей детей с общим недоразвитием речи».

Основная цель: Развитие речи и вокальных способностей посредством

здоровьесберегающих технологий.

Цель - обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период

обучения, сформировать у него потребности к здоровому образу жизни,

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи музыкального воспитания:

- Формировать артикуляционную и мимическую подвижность, речевой слух,

речевую моторику.

- Способствовать формированию речевых и певческих навыков: дыхание,

дикцию, звукообразование, речевую и певческую интонацию.

- Развивать музыкальные способности: слуховое внимание, слуховую память,

чувство ритма, темп, формы.

- Прививать исполнительскую культуру (выразительность, эмоциональность,

умение слышать друг друга).

Гипотеза: Развитие речи и вокальных способностей учащихся и укрепление их

здоровья будет более успешным при систематичном использовании в

музыкальной деятельности

в игровой форме. Выравнивая стартовые

возможности учащихся, имеющих общее недоразвитие речи

, что

даст

возможность подготовить выпускников к учебной деятельности и успешно

адаптироваться в социуме.

Прогнозируемый результат: Ребенок с развитыми вокальными способностями,

со

сформированными

потребностями

к

здоровому

образу

жизни,

эмоциональный, уверенный в себе, идущий на контакт со сверстниками,

желающий узнавать новое.

Организационный этап

Основа работы базируется на программах и методических разработках:

Фонопедический метод формирования певческого голосообразования» В.В

Емельянов.

«Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»

Т.В.Тютюнникова.

«Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельникова.

Метод музыкотерапии Н. Ефименко, М. Чистякова.

«Валеологические песенки-распевки» М.Л. Лазарев, М.Ю. Картушина

Игровой массаж А. Уманская, М.Картушина

Артикуляционная гимнастика Е.Косинова, Т. Куликовская.

Изучение литературы по данной проблеме

Накопление методического материала

Самообразование: изучение авторских разработок;

знакомство с здоровьесберегающими технологиями.

ЦЕЛЬ

ФОРМА РАБОТЫ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

2014-2018 уч.г.

Основываясь

на

положениях

теории

Б.

Асафьева

о

внутреннем

органическом родстве музыки и речи, общих закономерностях речевой и

музыкальной интонации, я запланировала внедрение в непосредственно

образовательную деятельность музыкального развития речевой этап, как

подготовительный к певческому этапу

В основу работы в рамках проекта положена игровая технология «Система

музыкального воспитания» Ремизовской Е.Р. Использование игровой

методики позволяет педагогу решать задачи:

учить находить способы действий для решения проблем, планировать

свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

создать условия для возникновения у детей удивления, интереса,

желания и потребности выражать свои чувства;

помочь детям отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем

заменить их на противоположные, положительные действия и поступки;

помочь детям обрести веру в себя, стать более ответственным за свои

поступки и действия, овладеть чувством самоконтроля.

Использование системного подхода позволяет сделать образовательный

процесс более целенаправленным, управляемым

и что самое главное,

эффективным.

Для решения поставленных задач подобраны наиболее эффективные методы,

направленные на развитие речи вокальных у детей школьного возраста.

Речевой этап

Упражнение на развитие речевого и певческого дыхания

Артикуляционная гимнастика

Развивающие игры с голосом

Речевые ритмоинтонационные упражнения

Ритмодекламация

Мелодекламация

ПЕНИЕ

Пальчиковые упражнения

Концентрический метод.

На первом этапе обучения вокальная работа

начинается с более простых способов звукообразования: с натуральных

регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса

соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.

Объяснительно – иллюстративный метод включает в себя традиционные

приемы: объяснения и показ профессионального вокального звучания. Показ

звучания дает возможность использовать природную способность детей к

подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения,

выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу

голосового аппарата.

Игра - ведущий метод в овладении музыкальными способностями.

Упражнение

-

дидактическая

форма,

направленная

на

достижение

поставленных

учебно-воспитательных

и

здоровьесберегающих

задач

в

коллективной и индивидуальной деятельности.

Моделирование

-

процесс

создания

элементарных

ритмических,

мелодических, звуковых моделей в групповом и индивидуальном решении.

Реализуя

проект

в

образовательной

деятельности

используются

принципы:

Креативность

- выход за рамки стандартного мышления; сотворчество

взрослого и ребенка; уважение личности ребенка, предоставление ему права

выбора, форм самореализации.

Создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя

комфортно.

Общение - творческое развитие, самореализация каждого ребенка на фоне

совместных

действий;

СОтворчество,

СОучастие,

СОпереживание;

реализация коррекционно-развивающего действия через коллективные формы

деятельности; формирование здоровьесберегающей мотивации.

Осуществления дифференцированного подхода к детям разного уровня.

Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться

только на привитии певческих навыков и развития голоса. Следует решать

задачи воспитания и общего развития детей.

Принцип

сознательности

предполагает

формирование

сознательного

освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить

ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его

достоинства и недостатки.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном

усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений:

доступности

и индивидуализации, который предусматривает учёт

возрастных особенностей и возможностей ребенка;

систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность

деятельности с школьниками;

принцип интегративности, характеризующийся связью: музыкальной с

другими

видами

деятельности

(речевой,

художественной,

театрализованной

и

др.),

с

различными

видами

искусств

(драматическим, изобразительным).

последовательности - предусматривает усложнение поставленных задач.

Решение проблемы:

правильно организовать работу с родителями по

музыкальному воспитанию в семье, привлекать родителей к активному

участию

.

Внедренческий этап

Основным структурирующем элементом реализации данного этапа является

педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности

ЦЕЛЬ

ФОРМА РАБОТЫ

Музыкальная деятельность в ходе непосредственно

образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Развлечения и досуги для детей, совместно с родителями.

Музыкально-логоритмические занятия

Вокальный кружок «Веселые нотки»

Индивидуальная работа .

НАПРАВЛЕНИЯ

ЗАДАЧИ

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ

РАСПЕВКИ

Снижают эмоционально-психическое

напряжение, а также формируют

положительные эмоции;

поднимают настроение, задают

позитивный тон, улучшают

эмоциональный климат на занятии,

подготавливают голосовой аппарат к

пению.

Слушание музыки

Распевание

ДЫХАТЕЛЬНАЯ

ГИМНАСТИКА

Устраняет напряжение и скованность

артикуляционных мышц;

разогревает мышцы языка, губ, щек,

челюсти, обеспечивая им

наибольшую подвижность;

восстанавливает нарушенное носовое

дыхание и голос певцам;

улучшает дренажную функцию

бронхов;

положительно влияет на обменные

процессы, играющие важную роль в

кровоснабжении, в том числе и

лёгочной ткани;

повышает общую сопротивляемость

организма, его тонус;

улучшает нервно- психическое

состояние.

Музыкально-

ритмические

упражнения

Распевание

АРТИКУЛЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

Устраняет напряжение и скованность

артикуляционных мышц;

разогревает мышцы языка, губ, щек,

челюсти, обеспечивая им

наибольшую подвижность;

способствует развитию мимики,

артикуляционной моторики;

развивает выразительную дикцию.

Музыкально-

ритмические

упражнения

Распевание

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ,

Способствуют снятию усталости и

утомления:

Музыкально-

ритмические

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С

ГОЛОСОМ

расширяют диапазон речевого и

певческого голоса;

развивают интонационный и

фонематический слух;

готовят ребенка к управлению своим

голосом, дыханием, артикуляцией,

дикцией;

дают возможность почувствовать и

послушать свой голос, поиграть с ним;

упражнения

Распевание

РЕЧЕВЫЕ

РИТМОИНТОНАЦИОН

НЫЕ ИГРЫ

Способствуют развитию речевого и

музыкального слуха: чувства ритма,

темпа, тембра, интонационной

выразительности;

развивают речевое и певческое

дыхание, дикцию и выразительность

голоса;

раздвигают границы диапазона

речевого и певческого голоса;

формируют естественное звучание

голоса.

Игры, хороводы,

инсценировки

Пение

Песенное творчество

Игра на музыкальных

инструментах

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Способствует повышению защитных

свойств верхних дыхательных путей и

всего организма

Игры, хороводы,

инсценировки

Распевание

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Коррекции эмоциональных

отклонений, страхов, двигательных и

речевых расстройств, отклонений в

поведении, при коммуникативных

затруднениях, а также для лечения

различных соматических и

психосоматических заболеваний

Слушание музыки

Музыкально-

ритмические

упражнения

Игра на музыкальных

инструментах

Способствуют развитию речи

ребенка, двигательных качеств,

Игры, инсценировки

ПАЛЬЧИКОВЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ

повышают координационные

способности пальцев рук, соединяют

пальцевую пластику с выразительным

мелодическим и речевым

интонированием.

Пение

Песенное творчество

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ

Динамические упражнения на

регуляцию мышечного тонуса

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие памяти

Речевые игры

Ритмические игры

Пение песен

Пальчиковые игры и сказки

Коммуникативные игры

Игровой массаж

У

точнение артикуляции –

положения губ, языка, зубов при

произношении изучаемого звука.

Развитие фонематического

восприятия и фонематических

представлений.

Расширение лексического

запаса.

Развитие слухового внимания и

зрительной памяти.

Совершенствование общей и

мелкой моторики.

Выработка четких

координированных движений во

взаимосвязи с речью.

Развитие мелодико-

интонационных и просодических

компонентов, творческой

Артикуляционные упражнения

ЗАДАЧИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Логоритмические упражнения: коррекция и профилактика

имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка

посредством сочетания слова и движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения,

способствует

возникновению

психологических

особенностей

(замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические

черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность,

замедленную

включаемость

в

ситуации

общения,

неумение

поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к

снижению

психической

активности.

Развитие самостоятельной связной речи школьников с ОНР является

необходимым условием коррекции имеющихся недостатков речевого

развития

и

предупреждения

нарушений

чтения

и

письма.

Систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных

методических приёмов, планомерное выполнение поставленных задач,

последовательное (поэтапное) изучение новых игр,

многократное

использование

знакомого

материала,

постепенное

усложнение

репертуара, дифференцированный подход к детям, всё это позволит

достичь положительных результатов в развитии речи и вокальных

способностей.

Список литературы

“Детский голос” под ред. В.Н. Шацкой. М., “Педагогика”, 1996

Багадуров В. “Вокальное воспитание детей”. М., Музыка, 1995

Венгрус Л.А. “Начальное интенсивное хоровое пение”. С-П., Музыка, 2000

Венгрус Л.А. “Пение и “фундамент музыкальности”. Великий

Новгород.2000

Емельянов В.В. “Фонопедический метод формирования певческого

голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки”.

Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 1991

Емельянов В.В. “Развитие голоса. Координация и тренаж” СПб. Лань. 1997

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей

дошкольного возраста. Учебник для студентов вузов. – М Владос, 2000

Малинина Е.М. “Вокальное воспитание детей”. М-Л. Сов.композитор. 1967

Огороднов Д.Е. “Музыкально-певческое воспитание детей в

общеобразовательной школе”. Киев. Музычна Украина. 1988

Огороднов Д.Е. “Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с

детьми и самим собой”. Свердловск. 1981

Струве Г.А. “Школьный хор”. М. Музыка. 1981

Стулова Г.П. “Развитие детского голоса в процессе обучения пению”.

М.Прометей. 1992

Тевлина В.К. “Вокально-хоровая работа” В сб. “Музыкальное воспитание в

школе” Вып. 15. М., Музыка. 1999

Приложение

Дидактическая игра «Чудо-дерево»

Задачи:

Совершенствовать лексикон теме «Осень».

Совершенствовать навыки употребления единственного и множественного числа имен

существительных с именами прилагательными в косвенных падежах (без предлога и с

предлогами).

Совершенствовать навык согласования относительных прилагательных с суффиксом -ов с

именами существительными.

Оборудование: панно «чудо-дерево» и листья разных пород деревьев (клена, березы, осины,

дуба), вырезанные из картона.

Ход игры.

1 .Организацоннный момент.

2. Беседа. (Перед детьми выставляется панно «чудо-дерево» с листьями.) - Ребята, осень

пришла и разукрасила все листья на деревьях. Особо красивым получилось «чудо-дерево».

Рассмотрите его внимательно. Почему его можно назвать именно так?

(Дети рассматривают и замечают листья различных пород на одном дереве.)

3. Формирование навыка образования относительных прилагательных от имен

существительных.

- Отгадайте, с каких деревьев слетели эти листочки?

- Как можно назвать листья дуба? Какие они?

- Листья березы?

- Листья клена?

- Листья осины?

- С дуба (березы, клена, осины).

- Дубовые.

- Березовые.

- Кленовые.

- Осиновые.

4.Формирование навыка согласования имен прилагательных с именами существительными.

- Пусть каждый снимет по два одинаковых листика с дерева и встанет в круг.

- Представьте, что вы - листья. Слушайте меня и выполняйте то, что я скажу.

- Подул сильный ветер и сорвал кленовые листья с дерева.

- Каких листьев не стало?

- Какие листья остались?

- Теперь каждый превратится в листик найдет себе пару по цвету.

Педагог обращается к каждой паре детей:

- Кленовый листик, с каким листиком ты стоишь рядом?

- Березовый листик, с каким листиком ты рядом стоишь?

-А теперь поменяйтесь листиками.

- Кому ты дал осиновый листик?

- Кому ты дал дубовый листик?

(Дети снимают с дерева листья и встают в круг.)

(Приседают дети, держащие кленовые листья.)

- Кленовых листьев не стало.

- Остались березовые, дубовые, осиновые листья.

(Дети находят парные листочки.)

- Я стою рядом с дубовым листиком.

- Я стою рядом с осиновым листиком.

- Березовому листику.

- Кленовому листику.

5. Физкульминутка.

- А сейчас мы будем изображать листопад.

- Листопад, листопад, листья осенние летят.

(Дети подбрасывают листья, дуют на них, листья падают.)

(Дети повторяют слова.)

6. Обобщение пройденного.

- Дети, с какими листиками мы сегодня играли?

- С какого дерева они к вам слетели?

- Почему его так называют?

- Давайте заново украсим его осенними листиками

7. Организованное окончание.

- С кленовыми, березовыми,

дубовыми, осиновыми листиками.

- С «чудо-дерева».

- На нем растут разные листочки.

- Дети подходят к дереву и прикрепляют листочки

Игры и задания, развивающие навыки фонематическоговосприятия

Упражнение «Хлопни в ладоши».

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять[а] из ряда гласных,

слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут, он; арка,уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

Упражнение «Назови по порядку».

Цель: развивать навыки порядкового анализа слияний [ау], [уа].

Описание. Показывает детям картинку, на которой изображены девочки, заблудившиеся в

лесу, и спрашивает детей, что кричат девочки. Дети отвечают: «Ау!» Ведущий просит

подумать и назвать, какой звук произносят девочки первым, а какой - вторым. Аналогично

проводится анализ слияния [уа] при демонстрации картинки, на которой

изображен плачущий малыш в коляске.

Игра «Разноцветные корзинки».

Цель: развивать навыки фонематических представлений дифференциация звуков [а], [у] в

словах.

Материал: картинки с изображением аиста, астры, арки, утки, улья, ушек (зайца), щуки,

облака, картофеля, глаза, ложки

Описание. На наборном полотне - красная и желтая корзинки. Наручке красной корзинки

изображена буква А, на желтой - У. Отдельно стоят предметные картинки. Логопед

предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [а],

[у]. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картинка.

Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того

как она исправлена, игра продолжается.

Упражнение «Подними сигнал».

Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).

Речевой материал: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б; па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; булка, палка, бочка,

ток, мука, рыба, колобок, пума.

Описание. Детям предлагается поднять букву Б, когда они услышатсоответствующий звук.

Упражнение «Утенок гуляет».

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

Упражнение «Утенок гуляет»

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал: слова: хворост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хвост, пихта, хворь.

Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска разделенная на три части. Дети

получают по маленькому пластмассовому утенку. Педагог объясняет, что он будет

произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину

или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове

(в начале, в середине, в конце)

Упражнение «Волшебные часы».

Цель: развивать навыки дифференциации согласных [в], [ф] в словах.

Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть

звуки [в], [ф]: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода,

ворона. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать

одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф].

Упражнение «Разноцветные кружки».

Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные

и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом

(пластмассовыми кружками красного и синего цветов).

Речевой материал: слова: рот, сок, дым, лак, рак.

Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изображение и предлагает

выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.

Невербальный

Цель: усвоение неречевых ритмов

1. Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на

материале неречевых звуков.

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем - над сложным).

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку (данные виды

работ проводились на музыкальных занятиях и на логоритмике). 4. Развитие динамического

праксиса рук. 5. Развитие реципрокной координации рук.

Вербальный

Цель: восприятие и воспроизведение речевых ритмов.

1. Формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец;

перед, за, после; первый, последний).

2. Дифференциация длинных и коротких слов.

3. Обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.

4. Дифференциация слоговых рядов по длине.

5. Проговаривание прямых одинаковых слогов (да-да, да-да), слогов с разными

звуками (ма-па, па-ма), закрытых и обратных слогов (пап-ап).

6. Формирование умения воспроизводить слоги с отхлопыванием ритма.

Коррекционный

Гласные звуки

Цель: развитие ритмической структуры на материале гласныхзвуков

1. Формирование и закрепление понятия «гласный звук».

2. Повторение звуков за логопедом с выделением ударного.

3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с

голосом, пропевание серии звуков. 4. Произнесение гласных звуков в соответствии с

ритмом, который отстукивает педагог.

Слоги

Цель: усвоение различных типов слогов.

1. Формирование и закрепление понятия «слог».

2. Формирование умения правильно произносить различные типы слогов (открытые,

закрытые, со стечением согласных).

3. Формирование умения плавно переключать артикуляцию с одного слога на другой.

Слова

Цель: Формирование правильного воспроизведения слоговойструктуры слова первых 4-х

классов слов.

1. Формирование и закрепление понятия «слово».

2. Усвоение и воспроизведение слоговой структуры слова на материале первых 4-х классов

слов.

3. Формирование фонематического и слогового анализа слов.

4. Формирование фонематического и слогового синтеза слов.

Заключительный

Текст

1. Развитие подражательности и формирование координации речи с движениями

(выполнение соответствующих движений, имитация различных действий).

2. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым

рядом.

3. Чтение простых стихов с отстукиванием ритма сопряжено с логопедом, затем

самостоятельно.

4. Составление предложений со словами различной слоговой структуры по предметным и

сюжетным картинкам



В раздел образования




Яндекс.Метрика