Автор: Шайдырова Мария Олеговна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 73
Населённый пункт: Г. Златоуст., Челябинская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Развитие слухового внимания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: дошкольное образование
Развитие
слухового
восприятия
у
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья.
С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя,
пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Все эти
звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для
него. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять
его характерные особенности — исключительно человеческая способность, благодаря
которой происходит познание окружающей действительности.
Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться
слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.
Для возникновения и функционирования словесной речи у человека, развивающееся
слуховое восприятие имеет важное значение. Слуховое восприятие начинается со
слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с
издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и
анализ речевых звуков. Представления об окружающем, которые мы воспроизводим с
помощью речи, являются важнейшим средством умственного развития человека, в целом,
а также обеспечивает полноценное познавательное, социальное и личностное развитие.
Новорожденный ребенок слышит практически все звуки, окружающие его. Реакции,
возникают, прежде, всего на голос матери, потом на остальные звуки. Реакция на звуки
формируется у ребенка после рождения. Слуховые реакции ребенка постоянно
совершенствуются. Слышащий ребенок в возрасте 7-8 недель, а отчетливей с 10-12-й
недели поворачивает голову в сторону звука, реагирует на звучащие игрушки и речь. Это
необходимо для овладения языком. Одновременно ребенок начинает различать ударение в
слове, а также основную частоту голоса говорящего, интонацию и ритм речи. В первые
месяцы жизни ребенок с помощью слуха способен различать динамические,
звуковысотные, пространственные, тембровые характеристики звуков. Это позволяет ему
получать информацию об окружающем мире и взаимодействовать с ним. К концу первого
года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритмическому контуру и
интонационной окраске, а к концу второго и началу третьего года он обладает
способностью различать на слух все звуки речи. Если в этот период ребенок не будет
воспринимать звуки, то врожденная языковая способность не сможет полностью
реализоваться. Таким образом, слуховое восприятие активно развивается и
совершенствуется на протяжении младенческого, раннего и дошкольного детства.
Успешное формирование слухового восприятия зависит от ряда условий: сохранности
нейрофизиологических механизмов развития психических функций, характера общения
взрослых и ребенка, уровня развития предметной и познавательной деятельности. В
настоящее время, очень актуальна проблема рождаемости детей с ограниченными
возможностями здоровья, рассмотрим же и слуховое восприятие у этой категории детей.
Развитие слухового восприятия детей с задержкой психологического развития.
Литературные источники отмечают, что дети, имеющие, задержку психологического
развития, имеют относительно низкий уровень развития слухового восприятия. Об этом
свидетельствует, в первую очередь, недостаточность, ограниченность, фрагментарность
представлений детей об окружающем мире. Бедность запаса знаний, в значительной мере
обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной
информации.
Формирование
образов
окружающего
осуществляется
на
основе
способности
ощущать
отдельные
простейшие
свойства
предметов
и
явлений.
Существенным недостатком восприятия у детей с задержкой психологического развития
является значительное замедление процесса переработки, поступающей через органы
чувств информации.
Разберем, некоторые игровые упражнения для развития слухового внимания у детей с
ЗПР:
1)
Игра: « Музыкальное пианино».
Оборудование: музыкальное пианино( игрушка на батарейках), геометрические
фигуры ( раздаточный материал).
Ход игры: когда звучит медленная музыка, ребенок должен собирать только
треугольники, когда быстрая только круги. ( Также можно применять не только на
ФЭМП, можно использовать любой материал, в зависимости от цели занятия и
тематического планирования).
2)
Игра: « Солнышко –дождик»
Оборудование: детский стульчик, игрушка барабан.
Ход игры: когда барабан стучит на улице «светит солнышко» и дети гуляют на
лужайке ( ходят на коврике), а когда барабан молчит
« покапал дождик» и все дети убежали в домик ( сидят на стульчике).
Развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха.
Данная
проблема усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку
речевого
развития
детей,
неполноценное
восприятие
звуков
окружающей
среды
обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние
на учебную и познавательную деятельность. Важную роль в развитии слухового
восприятия у детей с нарушением слуха играет музыка. Музыка, восприятие которой,
базируется на слуховой основе является, одним из главных средств эмоционально-
эстетического развития. Восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент.
Прежде всего восприятие музыкальных звуков связано с моторной природой чувства
ритма.
Выполнение
ритмических
движений
под
музыкальное
сопровождение
с
проговариванием речевого материала (слогов, слов, коротких фраз) способствует
формированию
выразительности
и
правильности
звучания
речи.
В
свободной
деятельности мы (педагоги), привлекаем внимание воспитанников к неожиданным
неречевым звукам: например, если вдруг во время прогулки слышится пение птиц, лай
собаки, гул пролетающего самолёта, то взрослый (педагог, родитель) сразу обращает на
это их внимание такими вопросами или фразами как: «Что ты услышал?», «Послушай,
это...», «Откуда звук: справа, слева или сзади?». Дети видят реакцию, слышащих людей на
звуки, понимают их социальную значимость (например, необходимость остановиться,
если сигналит машина), осознают психологический настрой (например, радость при
слушании пения птиц), они понимают, что живут в звучащей среде и что окружающие
звуки несут много полезной информации. Также в работе, мы включаем, осознание
неречевых звуков, которые дети вызывают, или издают сами своими действиями (звуки
барабана при ударах в барабан во время игры) или звуки, которые возникают в результате
проявлений физиологического или эмоционального состояния (кашель, смех, плач). Для
нас педагогов важно научить глухих и слабослышащих детей адекватно вести себя в
окружающем мире: услышал телефонный звонок — сними трубку; прислушиваться к
звукам идущего транспорта и т.п.
Разберем, некоторые игровые упражнения для развития слухового внимания у детей с
НС:
1)
«Постучим, погремим»!
Оборудование: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и
др.
Ход игры: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при
манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите
лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или
металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее и т. п.
После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите
послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить
звук за ширмой или за спиной у ребенка.
2)
«Дактильная дорожка».
Оборудование: картинка с изображением слогов (1 согласный, 4 гласных), цветной
коврик.
Ход игры: ребенок делает шаг на цветном коврике и каждый шаг, сопровождает
дактильным алфавитом, также зрительно перед ним, картинка с изображением слогов.
Повторяем много раз, пока в речи ребенка не появится звукоподражание.
Развитие слухового восприятия у детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата.
В первые месяцы после рождения у ребенка развиваются зрительный, слуховой и
двигательный анализаторы. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
встречаются нарушения слухового восприятия, они выражаются преимущественно в
снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым
слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и др.
Это тормозит развитие познавательной деятельности. Некоторые нарушения слухового
восприятия могут быть устранены в значительной степени посредством специально
организованных игр. Работу начинают с выработки слухового сосредоточения. Для
формирования слухового восприятия ребенка выбирают время, когда ребенок находится в
эмоционально отрицательном состоянии – в период несильного плача и общих
беспорядочных движений. Используя эти моменты, педагог наклоняется к ребенку,
ласково разговаривает с ним, потряхивает погремушкой, добиваясь успокоения ребенка и
привлечения его внимания. Звуковые раздражители, предлагаемые ребенку, варьируются,
его внимание привлекается сначала к нерезким звукам, таким, как звучание погремушки,
легкое
постукивание
одной
игрушки
о
другую,
а
затем
и к громким, например, к звуку пищащей игрушки, резкому звуку пластмассового шара.
Дальнейшее развитие слухового внимания идет в направлении формирования умения
локализовать звуки в пространстве и воспринимать различия в интонациях голоса
взрослого. С этой целью вызывают слуховое сосредоточение на звуках, адекватных для
данного ребенка (громкие, тихие, высокие, низкие), и формируют умение локализовать их
в пространстве. Любой звук ребенка, интонационно окрашенный, служит средством
выражения его состояния, желания, его отношения к окружающему, его чувств, что в
сочетании с выразительной мимикой, жестами, выразительными движениями глаз служит
средством безречевого контакта с окружающими людьми.
Игры и упражнения для развития слухового восприятия у детей с НОДА.
1) “Найди пару”, “Тихо – громко”
А) У педагога звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок,
спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам,
одинаково звучащим.
Б) Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагог стучит в бубен то тихо,
то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут
обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.
2)« Соедини прищепку»
Оборудование: плотный картон, прищепки 2 видов ( красные, синие)
Ход игры: поочередно педагог одевает, то красную то синею прищепку, при
этом проговаривая звук любой: например « А», когда красная прищепка говорим
громко, когда синяя тихо. Ребенок после должен повторить данное упражнение.
После всего вышеизложенного можно сделать вывод:
Хорошо развитое слуховое внимание является основой для формирования у
детей навыков звукобуквенного анализа и дальнейшего успешного обучения
грамоте. Таким образом, недостатки в развитии слухового восприятия могут
вызвать затруднения в различении и произнесении звуков, а также в освоении
грамоты детьми.
Однако, последовательная и систематическая работа в
данном направлении позволит избежать или по крайней мере, минимизировать
трудности в овладении ребёнком письменной и устной речью.