Автор: Исаева Марина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 58"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека дидактических игр по ФЭМП во 2 младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Картотека дидактических игр по ФЭМП
2 младшая группа
Составила:
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 58»
Исаева М.Д
.
Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает?»
Цель:
Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их
назывании, найти закономерность и вставить недостающую фигуру
в пустое окошко
.
Материалы: Карточки с геометрическими фигурами из фетра.
Ход игры: Воспитатель дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на
которых нарисованы геометрические фигуры, найдите какие геометрические фигуры
пропущены?
Дидактическая игра «Разложи пуговицы»
Цель: Сформировать представление о форме и размере предметов.
Материалы: Тарелочки, набор пуговиц из картона разных форм и размера.
Ход игры: Предлагают ребенку разложить на тарелочки пуговицы одной формы и
одного размера (круглые- большие, треугольные –маленькие и т.д.).
Дидактическая игра «Застежки - трансформеры»
Цель: Формирование навыков в самообслуживания по застегиванию пуговиц;
развитие мелкой моторики рук, воображения и образного мышления.
Материалы: Полоски из фетра разных цветов. На каждой полоске с одной стороны
пришита пуговица, на другой прорезана петля.
Ход игры: Предлагаю детям соединить дорожки разные по длине, цвету, домики
разные по высоте, солнышко, геометрические фигуры и другие конструкции по
воображению ребенка.
Дидактическая игра «Собери яичко»
Цель: Закреплять умение складывать целое изображение из несколько частей,
развивать зрительное восприятие мелкую моторику рук, координацию движений.
Материалы: Яички разных цветов, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Предложить детям найти недостающую деталь. Соединить в целое яичко.
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель:
Развитие мелкой моторики рук; знание основных цветов и их оттенков;
закрепление умения раскладывать в ряд по образцу (слева – направо) Собрать бусы
на шнурок.
Материалы: Круги «бусы» разных цветов из фетра; шнурки; карточки с примерами
нанизывания «бус».
Ход игры: Предложить детям собрать бусы глядя на образец.
Дидактическая игра «Болтики и гаечки»
Цель: Развитие чувства величин; усвоение понятий «большой», «средний»,
«маленький»; развитие мелкой моторики пальцев.
Материалы: Болты и гайки разного размера.
Ход игры: Предлагаю ребенку подобрать гайку подходящего размера и закрутить.
Дидактическая игра «Математические планшеты»
Цель: Способствовать познавательно – математическому развитию детей.
Материалы: математические планшеты с развивающими играми.
Ход игры: Предложить детям выбрать развивающий планшет. Ребёнок не просто
может поиграть, организовать свою самостоятельную деятельность с помощью этого
дидактического пособия, но и с пользой провести своё время.
Дидактическая игра «Прищепки»
Цель: Формировать умение у детей подбирать прищепки нужного цвета,
манипулировать с предметами по образцу, развивать мелкую моторику рук,
тактильные ощущения, развивать творческое воображение дошкольников, память,
внимание, стимулировать речевую активность детей; воспитывать усидчивость.
Материалы: Картинки с цветными изображениями предметов, набор цветных
прищепок.
Ход игры: Вначале игры дети должны освоить работу с прищепками (открывать -
закрывать). Затем ребенку предлагается заменить недостающие части в рисунке
прищепками.
Дидактическая игра «Веселые палочки»
Цель: Плоскостное конструирование, развитие речи памяти, внимания, моторики
фантазии.
Материалы: Пластиковые палочки, карточки с примерами фигур из палочек.
Ход игры: Детям предлагается сложить фигуры из палочек, по образцу или
произвольно. Рассказать о фигуре и назвать используемые цвета.
Дидактическая игра «Воздушные шары»
Цель: Закреплять с детьми основные цвета спектра.
Развивать внимание, активность.
Воспитывать интерес к играм.
Материалы: Карточки с нарисованными цветными ниточками в спектральном
порядке, шесть овалов тех же цветов.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на цветные шары и ниточки.
Уточняет и закрепляет названия цветов, затем предлагает детям «привязать» цветные
шары к ниточкам, подбирая их по цвету.
Дидактическая игра «Развивающая - Волшебная подушка»
Цель: Способствовать накоплению сенсорного опыта детей чрез развитие
зрительного, слухового и тактильного восприятия.
Материалы: Развивающая подушка.
Ход игры: Предложить ребенку поиграть подушкой пошуршать лепесточками,
поменять цвет с помощью «меняшки», научиться шнуровать, завязывать ленточки,
застегивать и расстегивать замочки, в уголке уединения ребенок может поиграть с
ней, прилечь на ее мягкую сторону и успокоиться.
Дидактическая игра «Веселая гусеница»
Цель: Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, память.
Материалы: Данное пособие состоит из кружков разных цветов на которые пришиты
липучки, при помощи которых дети могут собрать гусеницу, на ножках пришиты
кнопки, пристегнуты ботиночки разного цвета.
Ход игры: Варианты заданий:
1. Попросите ребенка показать определенный цвет;
2. Разложить цвета в определенной последовательности;
3. Собрать гусеницу в определенной последовательности (больше, поменьше, и т.д.);
4. Попросите назвать последовательность цветов, используя предлоги за, после.
около.
5.Обуть гусеницу, игра «Найди пару»
Дидактическая игра
«Магнитный лабиринт с шариками и палочкой - Лягушка»
Цель: Способствует внимательности, логическому мышлению, развивает зрительно-
пространственную ориентировку.
Материалы: Лабиринт – лягушка, шарики основных цветов, магнитная палочка.
Ход игры: Прокатить шарики по лабиринту используя магнитную палочку, размещая
шарики по цвету.
Дидактическая игра «Мозаика»
Цель: Развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности
запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном
полотне.
Материалы: Мозаика, наборное полотно, образцы для выкладывания.
Ход игры: Предложить детям при помощи мозаики сделать предмет, который показан
на образце.
Дидактическая игра «Развивающий Модуль Бизиборд»
Цель: Способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания
фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления; способствовать
формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и
задвижек, молний, щеколд.
Материалы: Тактильно-развивающая деревянная панель
Ход игры: Предложить детям различные "задачки", решая которые он получает
полезные навыки окружающего мира.
Освоение алгоритмов открывания и закрывания, замочков, щеколд и т.д.;
Можно использовать как игру "в секретики". Ребенок должен запомнить и угадать
кто спрятан за дверкой;
Игры на музыкальных инструментах;
Игры с шнуровкой
Счеты;
Дидактическая игра «Веселые цифры»
Цель: Закрепление знания графического образа цифры, умение их различать.
Материалы: Карточки с цифрами, кружочки.
Ход игры: Предложить детям выложить цифры по образцу.
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Цель: Развитие у детей логического мышления.
Материалы: Карточки с нарисованными линиями разной зигзагообразной формы,
геометрические фигуры основных цветов.
Ход игры: Предложить детям карточки и путем логического мышления продолжить
ряд с геометрическими фигурами.
Дидактическая игра «Спрячь мышку».
Цель: Ознакомление с геометрическими фигурами, цветами спектра и их названиями.
Материалы: Карточки с изображением цветных домиков (домик мышки),
геометрические фигуры разных цветов (окна), маска кошки, игрушка – кошка.
Ход игры: Предлагаю детям посмотреть на домики в которых живут мышки.
Расставляю четыре домика на демонстрационной доске, радом кладу геометрические
фигуры разных цветов.
- Видите в окошко, выглядывают мышки.
- Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко – подобрать фигуру того же цвета что
и домик, а то придет кошка увидит, что окошко открыто, и съест мышку.
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Формировать умение у детей чередовать предметы по цвету, закрепление
называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий)
Материалы: Карточки с разноцветными бусинами.
Ход игры: Предложить детям продолжить собирать бусы в определенной
последовательности.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: Закреплять умение у детей находить предмет по сходству;
- развивать зрительную память, слуховое внимание, сообразительность;
- воспитывать наблюдательность, интерес к играм.
Материалы: Нарисованные варежки разных цветов и узоров.
Ход игры: Раздать детям по одной варежке и сказать: «Вторая варежка потерялась,
нужно её найти. Искать будем по сигналу. Раздаются слова воспитателя: «Раз-два-три
– пару варежке найди!»
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель
:
Закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с
частями суток: утро, день, вечер, ночь.
Игровые правила: по слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и
объяснять, почему он её выбрал. Соотнести данную карточку с моделями частей
суток (квадраты желтого, белого, коричневого, синего цвета).
Игровое действие: поиск нужной картинки и соотношение её с моделью частей суток.
Материал
:
Круг с картинкой частей суток, картинки с прищепками, отражающие
деятельность в разное время суток.
Ход игры: Предлагаю детям найти картинку отражающую деятельность в разное
время суток и прикрепить ее.
Дидактическая игра «Палочки Кюинезера»
Цель:
- Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
- Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в
сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к
моделированию и конструированию.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Материалы: Пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10
см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет.
Ход игры: 1. Задания на ознакомление с палочками.
- найди и покажи такую же палочку, как у меня;
- найди самую длину или короткую палочку;
- укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.
2. Задания на изучение цвета.
- построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
- выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
- положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите
одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.
3. Задания на измерение.
- попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
- из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
- с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
- с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
- постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и
попросите ребенка заполнить пробелы.
4. Задания на построение.
- попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.
Дидактическая игра «Логические блоки Дьеныша»
Цель: развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего
школьного возрастов
.
Материалы: Набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Фигуры делятся по
таким признакам Цвет: синий, красный, желтый; Размер: маленькие, большие;
Толщина: толстые тонкие; Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник
Ход игры:
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и
дайте ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках -
и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
-Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а
потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются
местами. Ребенок должен заметить изменения.
-Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все
круглые блоки (все большие или все толстые).
-Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и
характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму,
размер или толщину, не вынимая из мешка.
-Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому
принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
-Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
-Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но
не такие по цвету.
-Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый
(можно чередовать по форме, размеру и толщине).
-Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от
предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
-Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету
(по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
-Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но
разные по форме и т.д.
-Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но
разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
-Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг
встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
Цель: Развиваем логическое мышление и зрительное восприятие ребенка
Материалы: Карточки с отсутствующей частью картинки, фрагменты заплаток.
Ход игры: Ребенку выдаются карточки с отсутствующей частью картинки, перед ним
выкладываются маленькие карточки -"заплатки". Ребенок должен подобрать нужную
"заплатку"(по рисунку).
Дидактическая игра «Продолжи логическую цепочку».
Цель: Найди закономерность и продолжить ряд последовательно чередующихся по
форме и цвету фигур.
Материалы: Карточки с элементами фигур.
Ход игры: Предложить детям подумать какой элемент будет следующим.