Напоминание

"Голубая Гжель"


Автор: Людмила Владимировна Серченко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12
Населённый пункт: г.Ессентуки
Наименование материала: Проект
Тема: "Голубая Гжель"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выполнила воспитатель: Серченко Людмила Владимировна.

План.

1.

Актуальность.

2.

Цель проекта.

3.

Задачи проекта.

4.

Вид проекта.

5.

Тип проекта.

6.

Этапы проекта.

7.

Продолжительность проекта.

8.

Участники проекта.

9.

История возникновения «Голубой Гжели».

10. Используемая литература.

Актуальность Проекта.

В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен,

особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как

доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа,

проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру,

созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне

формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко

всему

яркому,

новому.

Через

знакомство

с

народным

декоративно

прикладным

искусством,

несущим

в

се

бе

национальные

традиции,

дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в

прошлом и живёт в настоящем. Народное декоративно-прикладное искусство

развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий

процесс, формирует нравственно - патриотических чувств подрастающего

поколения.

Цель проекта:

формирование и развитие нравственного, духовного и

творческого потенциала, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель».

2.Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской

росписи.

3. Развивать умение путём выкладывания рисунка на бумаге (аппликация

чайник) в стили «Голубая Гжель».

4. Научиться изображать узор «Голубой Гжели» на тарелке.

5. Развивать умение составлять декоративные композиции, используя

элементы гжельской росписи.

6. Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: по доминирующей в проекте деятельности познавательно –

творческий, игровой.

Этапы проекта:

- Подготовительный (организационно – диагностический).

- Основной (практический).

- Заключительный (итоговый).

Продолжительность проекта: один месяц.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, родители.

История возникновения « Голубой Гжели».

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью.

Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на

белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села

Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная

глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем

Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости

глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий

гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже

детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только

глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на

изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его

представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние

оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в

России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским

мастерам ни кому не удаётся.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце

XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы,

изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был

обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она

делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой

эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую

майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни

— солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было

выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и

каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по

сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в

крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки,

мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями

архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного

предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в

коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими

мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей.

Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции.

Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме

головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с

реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение

мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом

регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и

квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за

хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в

гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная

для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый

фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал

секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По

свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне,

производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и

одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться

производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой

посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой

популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на

изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея,

Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и

животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия

покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по

росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а

рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы

гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту

производства. Тем временем производство традиционной гжельской

майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой

гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели,

ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с

кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники,

чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают

расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют

столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со

стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована

за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной

наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает

сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт.

Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап

развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего

расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются

технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX

века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев

Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и

производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла

началось лишь с середины XX века.

Используемая литература:

1.

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду.

Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;

2.

Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/

Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;

3.

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;

4.

Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-

раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.:

Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;

5.

Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА,

1982. - 178 с.;

6.

Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного

творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов

и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10

с.;

7.

Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш,

1986. - 14 с. цв. ил.;

8.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей

группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;

9.

Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое

пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.:

Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;

10.Ю. Г. Дорожин. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам

народного искусства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика