Автор: Елена Витальевна Сычева
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №34 п. Селекция
Населённый пункт: Нижегородская область, Кстовский район, п. Селекционной станции
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально-дидактические игры как средство самовыражения детей
Раздел: дошкольное образование
Музыкально-дидактические игры
как средство самовыражения детей
Б. М. Теплов отмечал, что музыка, взятая сама по себе, может
только выражать эмоциональное содержание, но вместе с
другими внемузыкальными средствами познания познавательное
значение музыки развивается до широчайших пределов.
Музыкально-дидактические игры – эффективное средство познания
музыкальной действительности, которое не только облегчает
познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие,
активизирует процесс запоминания.
Благодаря применению музыкально-дидактических игр у
дошкольников активнее развиваются музыкально-сенсорные
способности, общие музыкальные способности (ладовысотный слух,
чувство ритма, возникает интерес к музыке, появляется
желание самостоятельно осваивать музыкальные игры.
Использование МДИ позволяет в простой, доступной детям игровой
форме дает представление о музыке, ее выразительных возможностях,
научить различать разнообразную гамму чувств, настроений,
переданную музыкой.
Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по
своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых
всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности,
развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим
дидактическим характером. Развитие самостоятельных игровых
действий подсказывается развитием музыкальных образов,
литературным текстом песни, характером движения.
По данным авторов, все игры условно делятся на три группы:
игры на развитие ладового чувства;
игры на развитие музыкально-слуховых представлений;
игры на развитие чувства ритма.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания
детей является развитие музыкальных способностей, можно
квалифицировать игры именно по этому основанию – это по их
возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных
способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и
чувства ритма. Пособия и игры для развития ладового чувства
способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению
характера музыки, различению жанра, смены построений в отдельных
частях произведения. Здесь могут применяться все виды пособий и игр –
как настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий
рисунок мелодии, так и подвижные игры – сюжетные и не сюжетные, в
которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки,
сменой жанров.
Для активизации музыкально-слуховых представлений
применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и
хороводные игры. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение
мелодии голосом или на музыкальном инструменте.
Для развития чувства ритма, способности
активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить –
используются музыкально-дидактические игры, связанных с
воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках,
на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с
помощью движений. Также для передачи ритма и характера музыки в
движениях применяются все виды игр.
Таким образом, музыкально-дидактические игры соединяют в себе
различное сочетание методов музыкального воспитания.
Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений
позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять
ее более успешно.