Напоминание

Музыкально-дидактические игры как средство самовыражения детей


Автор: Елена Витальевна Сычева
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №34 п. Селекция
Населённый пункт: Нижегородская область, Кстовский район, п. Селекционной станции
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально-дидактические игры как средство самовыражения детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкально-дидактические игры

как средство самовыражения детей

Б. М. Теплов отмечал, что музыка, взятая сама по себе, может

только выражать эмоциональное содержание, но вместе с

другими внемузыкальными средствами познания познавательное

значение музыки развивается до широчайших пределов.

Музыкально-дидактические игры – эффективное средство познания

музыкальной действительности, которое не только облегчает

познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие,

активизирует процесс запоминания.

Благодаря применению музыкально-дидактических игр у

дошкольников активнее развиваются музыкально-сенсорные

способности, общие музыкальные способности (ладовысотный слух,

чувство ритма, возникает интерес к музыке, появляется

желание самостоятельно осваивать музыкальные игры.

Использование МДИ позволяет в простой, доступной детям игровой

форме дает представление о музыке, ее выразительных возможностях,

научить различать разнообразную гамму чувств, настроений,

переданную музыкой.

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по

своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых

всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности,

развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим

дидактическим характером. Развитие самостоятельных игровых

действий подсказывается развитием музыкальных образов,

литературным текстом песни, характером движения.

По данным авторов, все игры условно делятся на три группы:

игры на развитие ладового чувства;

игры на развитие музыкально-слуховых представлений;

игры на развитие чувства ритма.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания

детей является развитие музыкальных способностей, можно

квалифицировать игры именно по этому основанию – это по их

возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных

способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и

чувства ритма. Пособия и игры для развития ладового чувства

способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению

характера музыки, различению жанра, смены построений в отдельных

частях произведения. Здесь могут применяться все виды пособий и игр –

как настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий

рисунок мелодии, так и подвижные игры – сюжетные и не сюжетные, в

которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки,

сменой жанров.

Для активизации музыкально-слуховых представлений

применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и

хороводные игры. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение

мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Для развития чувства ритма, способности

активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить –

используются музыкально-дидактические игры, связанных с

воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках,

на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с

помощью движений. Также для передачи ритма и характера музыки в

движениях применяются все виды игр.

Таким образом, музыкально-дидактические игры соединяют в себе

различное сочетание методов музыкального воспитания.

Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений

позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять

ее более успешно.



В раздел образования




Яндекс.Метрика