Напоминание

«Занятия по выразительному чтению на уроках литературы»


Автор: Туркина Ирина Юрьевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Пошехонский аграрно- политехнический колледж
Населённый пункт: Ярославская область город Пошехонье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Занятия по выразительному чтению на уроках литературы»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

Пошехонский аграрно- политехнический колледж

Методическая разработка

«Занятия по выразительному чтению на уроках литературы»

Выполнила: Туркина И.Ю.

Преподаватель, первая квалификационная категория

Заслушано на заседании

Цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

05

марта

2020 года

г.Пошехонье, 2020г.

1

Содержание

1.Введение.

Уровень сформированности умения читать выразительно у выпускников 9 –

ых классов

2.Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для формирования и

коррекции данного умения.

3.Специфика работы по выразительному чтению в группе «Дошкольное

образование»

4.Анализ подготовки студентов к конкурсу чтецов, посвященному творчеству

М.Ю. Лермонтова

5.Заключение

6.Список литературы

2

1.Введение

Умение читать стихотворения выразительно является одним из важнейших

при обучении литературе. Оно начинает формироваться еще в дошкольном

учебном заведении и должно развиваться на протяжении всего срока

обучения в средней школе. На практике однако часто бывает так, что его

формирование осуществляется только у некоторой части детей- тех, кто

обладает хорошей дикцией, свободно чувствует себя на сцене, остальные же

дети, как правило, относятся к чтению стихотворений наизусть как тяжелой и

неприятной обязанности.

Целью данной работы является поиск психологической мотивации, которая

помогла бы детям, в данном случае студентам СПО, иначе относиться к

чтению стихотворений.

Что же мешает читать стихи с удовольствием?

1.Проблемы с артикуляцией.

К сожалению, должна заметить, что есть дети, достигшие 16-17 лет, чьими

речевыми проблемами никто всерьез не занимался. Есть дети с заиканием,

нечетко проговаривающие звук «Р», дети со слишком большим темпом речи.

Естественно , преподавателю в этих случаях требуется помощь логопеда-

дефектолога, а иногда , при отсутствии такового, и консультирование

ребенка с помощью интернет- ресурсов. Мне приходилось отсылать

студентов на сайты, где с помощью врачебных логопедических упражнений

можно добиться неплохих результатов в речевой самокоррекции.

2. Проблемы с низкой самооценкой.

Как ни странно, именно психологические проблемы делают процесс

обучения выразительному чтению сложным и малоэффективным.

Многие дети боятся выступать публично, опасаясь , что их осмеют.

Здесь преподавателю важно создать максимально комфортную в

психологическом плане обстановку на уроке. Я,например, приглашаю

первокурсников сесть на стул перед аудиторией и сначала немного

познакомиться с ним и ему с группой. Спрашиваю, как зовут, какую школу

закончил, откуда он, чтобы немного рассказал о семье, об увлечениях,

питомце. Интересный факт, что многие студенты с репутацией хулиганов

легко идут на контакт и хотят завоевать не только отрицательный, но и

положительный авторитет.

Только после этого речь заходит о стихотворениях. Студент всегда тут же

просит перечитать его снова. Но я объясняю, что желающих прочитать

много, и он должен еще потренироваться дома.

Оценка за чтение выставляется на отдельный бланк, причем с десятыми или

даже с сотыми, чтобы четко прослеживался прогресс.

При втором чтении , когда проблемы «я не могу читать при всех» уже нет,

начинается профессиональная отработка умения. Это и работа над

3

артикуляцией и дыханием, и жестикуляцией, и расстановкой логических

ударений, и выдерживание пауз.

4

2.Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для

выразительного чтения

Каждая фраза в речи имеет определённый смысл, ради которого она

произносится. Найти его – значит выяснить, какие слова являются главными.

В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов. Но для

выразительного чтения, нужно ещё определить слова, несущие в фразе

основную нагрузку. Наиболее часто встречающийся знак препинания

запятая. Она диктует передышку, небольшую остановку и говорит о том,

что мысль не окончена. В устной передаче голос перед запятой несколько

повышается.

Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание

мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а

чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен

упасть вниз. Глубина падения голоса перед точкой не всегда одинакова. В

начале текста, когда рядом стоит близкая по мысли фраза, голос падает

меньше, чем при точке, завершающей определенный комплекс мыслей.

Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего

текста. Этот глубокий интервал дает представление о полном завершении

прочитанного.

Двоеточие также предусматривает понижение тона. В этом

случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на

последующих словах.

Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика

предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед

многоточием голос или повышается, или слегка понижается. Интервал

должен создать впечатление незавершенности.

При вопросительном знаке вопрос будет звучать только тогда, когда голос

на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит

не вопросительно, а утвердительно.

Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет

соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость,

удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается.

Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для

мысленного произнесения этого слова и повышения голоса.

Точка с запятой как знак, стоящий между самостоятельными

предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и

снижение голоса, приближающееся к снижению голоса при точке.

В кавычки, обыкновенно, берутся цитаты, прямая речь, всевозможные

названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие

выделения в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и

поэтому произносятся с изменением темпа, силы или высоты голоса.

5

В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения,

выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие

основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова,

как бы между прочим, для того, чтобы не прервать течения основной мысли.

Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при

чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется

отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во

внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения:

«Стой, братцы, стой!»

«Да кланяйся, жена!»

(И. Крылов)

Но запятая сохраняется, если обращение стоит в начале предложения:

«Кумушка, мне странно это!»

«Голубушка, как хороша!»

(И. Крылов)

На

запятых

при

вводных

словах

внимание

не

акцентируется:

«Дурное, право, состоянье!»

«Довольно, кажется, ты пожил на веку!»

(И. Крылов)

Не следует делать остановки на запятых, которые отделяют повторяющиеся

слова:

«Еду, еду в чистом поле!»

(А. Пушкин)

Не подчеркивается запятая, стоящая перед второй частью сложных

союзов: потому, что; оттого, что; для того, чтобы; несмотря на то, что.

6

Речевая интонация

Важным средством логической выразительности является логическое

ударение. В каждой фразе, как и в каждом языковом звене, есть важнейшее

по смыслу слово. Его мы выделяем из других слов определёнными

средствами: замедлением произнесения, усилением голоса, изменением

высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед словом (а

иногда и после него).

Развитие интонации голоса

Развитию диапазона голоса , интонации помогает упражнение "стон", в

котором изменяется высота тона, произношение сочетаний гласных с

сонорными согласными с изменением высоты тона, чтение стихов с

повышением и понижением звучания строк. Слушатель не должен замечать

вашего предела голосового диапазона. Тут нужно научиться пользоваться

приёмом голосовых оттяжек.

Афоризмы (логический разбор)

Данная расстановка пауз и ударений, безусловно, является субъективной, и

приводится как один из возможных в практике вариантов. У каждого чтеца

мелодия интонации индивидуальна и уникальна, поэтому, и паузы, и ударные

слова у каждого свои.

Ударные слова

В каждой фразе должна быть одна вершина, один логический центр, который

и выделяется, как главный. Затем последовательно, по степени важности

выделяются остальные слова. И совсем не акцентируются второстепенные

слова. Для выделения логических центров пользуются усилением,

повышением голоса, а иногда его понижением и замедлением

темпа. Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического

чтения. Ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия,

которые раньше в тексте не встречались, то есть новые понятия. Это одно из

основных правил.

В простом предложении ударение падает или на подлежащее, или на

сказуемое; обычно на слово, стоящее вторым по порядку:

7

Сделалось смятение. Калитка заскрипела.

Когда смысл сказуемого подразумевается в самом подлежащем, то на такое

сказуемое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.

Прибой шумит.

Если

же

в

тексте

имеется

противопоставление,

то

выделяются

противопоставляемые

друг

другу

слова:

Дедушка на балконе, а бабушка под окном сидит.

Обжегся на молоке, дуешь и на воду.

Противопоставление

может

подразумеваться

И дурак это поймет ( не только умный).

Правило о логических центрах при противопоставлении подчиняет себе

другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не должно быть

ударным

словом:

Я не трону его.

И всё грустит она.

Но

при

противопоставлении

местоимение

выделяется:

Сегодня – ты, а завтра – я.

Если при глаголе имеются дополнительные слова, то они принимают на себя

ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам.

Люблю молодца за искренность.

8

Если определение выражено именем существительным в родительном

падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин.

Шум слился с говором гостей.

Но

при

противопоставлении

ударение

не

переносится.

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было быть на слове «севера». Но так

звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на слово «звезда».

Определение, выраженное прилагательным, не бывает под ударением.

Черные тучи повисли над морем.

В небольших комнатках тепло и уютно.

Но если «небольшим комнаткам» противопоставляются «большие», ударение

переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.

Если

перед

существительным

стоит

несколько

прилагательных,

то

ближайшее

к

нему

не

выделяется,

а

сливается

с

ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.

Но если одно или несколько прилагательных стоят после существительного,

как

сказуемые,

то

ударение

переходит

к

прилагательным.

Он человек гордый и своенравный.

9

Если же после существительного стоят прилагательные-определения, то

ударение

падает

и

на

существительное,

и

на

прилагательные.

Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое.

Ударение

падает

на

слова,

выражающие

сравнение.

Стонал, как зверь.

Как лань лесная боязлива.

Если сравнение и относящееся к нему слово не стоят рядом, то ударение

падает

на

оба

слова.

Как походил он на поэта,

Когда в углу сидел один.

Если понятие выражено несколькими словами, то выделяется последнее

слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия.

Однако, если несколько слов выражают не единое понятие, а целую мысль,

тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.

При

противопоставлении

в

многословном

понятии

ударение

может

переместиться.

Сравнивая московский театр

оперетты

и одесский театр

оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного

понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых

голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они

бывают смысловыми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством

т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности:

10

от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до

продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над

живой речью позволили составить несколько правил, помогающих

определить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение:

2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|

Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим;

3) перед прилагательным, которое следует за существительным и поясняет

его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;

4)

перед

существительным,

определяющим

другое

существительное:

Художник Серов | замечательный русский портретист…

Но если существительное стоит впереди определяемого слова, пауза не

нужна:

Замечательный русский портретист художник Серов;

5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так как они относятся к

последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:

Хлопотун он, | а хозяин плохой.

Мы отужинали молча | и встали из-за стола скорее обыкновенного.

6)

При

тире

и

при

пропуске

слова:

Книга - | друг человека.

11

7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не разъединять нить

мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения

не объявляет.

8) Между пояснительными словами, а также между подлежащим, сказуемым

и

пояснительными

словами.

9)

В

сложных

распространённых

предложениях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно

в

окно

|

и

увидел

у

ворот

остановившуюся

тройку…

10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на переломе двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом построен по плану

французского архитектора , | люди одеты по-английски, | обеды задает он

отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Здесь приводятся примеры логического разбора известных афоризмов об

ораторском

искусстве.

Если для определения логической паузы существует ряд правил, то

о психологической паузе можно сказать только то, что она имеет право

приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого

подхода, опирающегося на анализ текста и определяющего его

эмоциональное содержание. Психологическая пауза может совпадать с

логической, но может и не совпадать. В отличие от логической,

психологическая пауза не может быть просто молчанием. Она

«красноречива». В ней как бы доживается, додумывается, досматривается

выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет

выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выразительного чтения материал, состоящий из

длинных смысловых частей (периодов), в которых легко «заблудиться» и

потерять основную мысль. Важно научиться также обращаться с вводными

словами и придаточными предложениями. Их следует затушевывать,

пользуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Иначе речь

окажется тяжелой, а это будет мешать восприятию материала.

12

3.

Специфика работы по выразительному чтению в группе «Дошкольное

образование»

При обучении выразительному чтению можно и нужно учитывать

профессиональную специализацию студентов. В моем случае это были

студентки специальности «Дошкольное образование». Им сразу же была дана

установка на то, что воспитатель ДОУ обязан заниматься развитием речи

детей и , в частности, формированием умения читать стихи выразительно.

Естественно, его собственная речь в идеале должна быть эталоном. Поэтому

важно своевременно выявить изъяны в собственной речи и постараться

решить эти проблемы, обучаясь в колледже. Обучение студентов по данной

специальности имеет еще такую особенность: нужно разъяснять студентам,

какие методические приемы существуют или могут быть ими изобретены

при работе с детьми. Например, для того, чтобы детям понравилось учить

стихотворение и рассказывать его выразительно , помогут такие приемы:

демонстрация видео с хорошим чтением детьми стихотворений,

13

игра «Я рассказываю стихотворение игрушкам дома»,

игра «Домашнее выступление перед родными»,

игра «Я выступаю в группе».

Можно с разрешения родителей снимать чтение стихотворения ребенком на

видео и показывать ему же для самоанализа.

В младшей и средней группах хорошо сопровождать обучение игрой с

наручной игрушкой, которая будет подбадривать малыша и комментировать

его чтение.

Часто воспитатели пользуются приемом «Сейчас я покажу, как ты

произносишь». Это действенный прием, но им нельзя пользоваться в

присутствии других детей, максимально корректно обращаясь с ребенком.

4.Анализ подготовки студентов к конкурсу чтецов, посвященному

творчеству М.Ю. Лермонтова. Я задавала студенткам вопрос: «Почему

именно это стихотворение тебе понравилось?»

Правда, без ответа «Оно самое короткое», не обошлось. В этом случае я

объясняла , что короткие стихотворения выразительно читать намного

сложнее, чем длинные. Особенно это касается общеизвестных произведений.

В итоге только одна девушка выбрала «Парус».

Каждое стихотворение из избранных разбиралось в группе, чтобы

недопонимание смысла было исключено.

Первое и несколько последующих чтений осуществлялись «с листа», где

девушки расставляли паузы и логические ударения.

14

Затем следовала работа с тембром голоса, артикуляцией, дыханием во время

чтения. Я обратила внимание, что у многих студентов «зажата» челюсть.

Пришлось демонстрировать обучающие видео по раскрепощению нижней

челюсти. У некоторых студенток были проблемы с артикуляцией. Пришлось

вспомнить старые добрые поговорки.

На заключительном этапе были игры : «Я рассказываю стихотворение перед

своей группой», «Я рассказываю стихотворение в присутствии

приглашенных студентов из других групп во время классного часа», «Я

рассказываю стихотворение перед студентами другой группы», «Я

рассказываю стихотворение перед студентами нескольких групп».

Заключение

Занятия со студентами выразительным чтением стихотворений помогает

обучающимся решить проблемы с речью, умением подать себя, видеть себя

со стороны. Это прекрасный инструмент в борьбе с социобоязнью. Поэтому

на уроках литературы он должен присутствовать обязательно и ему должно

уделяться серьезное внимание.

15

Список использованной литературы:

Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М., 1975.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рус.яз., 1999.

Ковалев В.П. Выразительные средства художественной речи. - Киев : Рад.

шк., 1985.

Максимов В.И. Точность и выразительность слова. - Л.: Просвещение, 1968.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская

академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд.

1998.

Савкова З.В. Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом

представлении. - Л., 1981.

16



В раздел образования




Яндекс.Метрика