Автор: Давлетшина Ирина Русбаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад №59"
Населённый пункт: города Оренбурга
Наименование материала: "Познавательное развитие детей 5-6 лет
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и
разработка комплекса мероприятий по организации изобразительной
деятельности, обеспечивающих развитие творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста.
Для
проверки
эффективности
выявленных
условий
развития
творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной
деятельности на базе детского сада г. Оренбурга был организован
комплекс мероприятий «В мире пейзажа». Темы и содержание занятий
диктовались задачей познакомить детей с жанром пейзажа, с различными
средствами и техниками создания художественного образа: «Осеннее
настроение», «В гости к русским художникам», «Зимнее настроение»,
«Краски русского пейзажа», «Какого цвета снег?» [2].
При составлении комплекса мероприятий мы руководствовались
следующими условиями организации изобразительной деятельности:
- широкий подход к решению проблемы,
- обогащение ребенка яркими впечатлениями,
- обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта,
- учет индивидуальных особенностей ребенка,
-
создание
атмосферы
творчества,
комплексное
и
системное
использование методов и приемов,
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности,
- использование серии творческих заданий, не имеющих однозначного
решения,
-
материальное
обеспечение
изобразительной
деятельности
дошкольника,
- сочетание разных форм работы с детьми [4].
Практическая часть предполагала исполнение пейзажей детьми в
различных
техниках.
На
занятиях
дети
обучались
выражать
свое
отношение и представления об объекте изображения через цвет, форму,
оценочное суждение, изобразительные приемы. В виде задач это было
представлено так: развитие эмоциональной отзывчивости; формирование
представления об изобразительном искусстве как способе познания жизни,
о художнике – носителе определенного отношения к объекту изображения;
способность выразить собственное отношение к работе; расширение
объема знаний об искусстве (языке, видах, жанрах, художниках).
Наш комплекс мероприятий строился в соответствии со следующими
компонентами: восприятие и связанное с ним представление, овладение
средствами графического воплощения образа (овладение комплексом
умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных
отношений, положения в пространстве), овладение техникой рисунка [1].
На первом этапе «восприятие и связанное с ним представление»
нами были подобраны следующие тематические названия: «Природа и
художник, «Осеннее настроение». Также на данном этапе мы подобрали
следующие нетрадиционные формы работы: сказочно-игровая ситуация
«Художник и волшебница-Природа», игра-импровизация «Подснежник».
На данном этапе после проведения подобранных мероприятий, мы
заметили, что у дошкольников закрепляются знания о жанрах живописи
(пейзаж,
натюрморт,
портрет),
развивается
зрительное
и
звуковое
восприятие,
образное
представление,
мышление,
воображение,
формируется эмоционально-ценностное отношение к жизни, природе (на
основе анализа произведений различных видов искусства вызывать
интерес к природе, изображению образа). В проведенных нами на данном
этапе сказочно-игровой ситуации «Художник и волшебница-Природа» и
игре-импровизации «Подснежник» у детей творческое мышление и
творческое воображение развивались следующим образом. Дети научились
воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную
модель. Также на данном этапе дети научились создавать в воображении
образы предметов на основе восприятия схематических изображений
отдельных деталей этих предметов. Содержание воображаемых детьми
предметов или явлений начинают зависеть от чувств детей в момент
фантазирования. И, наоборот, предмет фантазии начинает влиять на
чувства дошкольников. Следовательно, у дошкольников развивается
творческое воображение.
На втором этапе «овладение средствами графического воплощения
образа» нами были подобраны следующие тематические названия: «В
гости к русским художникам», «Зимнее настроение». Также на данном
этапе
мы
подобрали
следующие
нетрадиционные
формы
работы:
дидактическое упражнение «Найди меня», игра-импровизация «Зимний
пейзаж». На данном этапе после проведения подобранных мероприятий,
мы
заметили,
что
у
дошкольников
развивается
интерес
детей
к
изобразительному творчеству. Мы учим детей задумывать и включать в
рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков), а также активизируем
словарь по теме «Зима». В проведенных нами на данном этапе
дидактическом упражнении «Найди меня» и игре-импровизации «Зимний
пейзаж» у детей творческое мышление и творческое воображение
развивались следующим образом. Дети приобретали умения отличать
реальность от фантазии; развитие творческого воображения при помощи
поисков противоречий, дети учились создавать в воображении ситуации на
основе их схематического изображения, также дети учились находить
сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и
объектами.
Творческое
воображение
и
творческое
мышление
у
дошкольников начинают находиться в прямой зависимости от богатства и
разнообразия прежнего личного опыта ребенка, следовательно, в процессе
практической работы у детей накапливается опыт, образы и знания
(эрудиция) [3].
На третьем этапе «овладение техникой рисунка» нами были
подобраны
следующие
тематические
названия:
«Краски
русского
пейзажа», «Какого цвета снег?». Также на данном этапе мы подобрали
следующие нетрадиционные формы работы: сказочно-игровая ситуация
«Оживи картину», дидактическое упражнение «Снег и снежинки». На
данном этапе после проведения подобранных мероприятий, мы заметили,
что у дошкольников
развивается творческое воображение, фантазия,
мышление, умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы. У
дошкольников также развивается наблюдательность, способность замечать
характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты. В
проведенных нами на данном этапе сказочно-игровой ситуации «Оживи
картину» и дидактического упражнения «Снег и снежинки» у детей
творческое мышление и творческое воображение развивались следующим
образом. Развиваются такие качества творческого мышления старших
дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность. У
детей развивается потребность познания окружающего мира, происходит
развитие познавательной активности, любознательности. Дети начинают
представлять себе то, что сами не видели, но о чем слышали, то есть
фантазируют на основе чужого опыта.
Развитию творческого мышления и творческого воображения как
видов творческих способностей у дошкольников в изобразительной
деятельности в процессе реализации разработанного нами комплекса
мероприятий способствуют: разнообразие и вариативность работы с
детьми на занятиях; использование различных игровых творческих
заданий в процессе занятий по изобразительной деятельности; развитие
способности видеть и воспринимать объекты природы с последующим
преобразованием и воплощением их в художественном образе; поиск в
окружающей
действительности
компонентов,
необходимых
для
воплощения замысла, развития творческих способностей [5].
Таким образом, в данной статье мы описали опыт работы по
реализации комплекса мероприятий по изобразительной деятельности
детей старшего дошкольного возраста с целью развития у них творческих
способностей. В исследуемой группе ДОУ нами были подобраны
тематические названия и нетрадиционные формы работы с целью развития
творческих способностей дошкольников на каждом этапе. В практической
работе мы использовали сказочно-игровые
ситуации, дидактические
упражнения, игры-импровизации. Такие нетрадиционные формы работы
способствуют развитию у детей дошкольного возраста творческого
мышления
и
воображения,
вызывают
желание
доставлять
радость
творчеством в изобразительной деятельности.
Литература
1. Беляева,
О.М.
Художественно-образное
мышление
и
его
особенности в изобразительной деятельности / О.М. Беляева // Пути и
средства
повышения
качества
художественного
образования
и
эстетического воспитания. – М.: МГПУ, 2010. – С. 78-83.
2. Канащенкова
В.В.
Подходы
к
исследованию
феномена
«художественное мышление» / В.В. Канащенкова // Вектор науки
Тольяттинского государственного университета. – 2011. – №3. – С. 143-
146.
3. Першина, З.С. Досуговая деятельность в ДОУ как способ
комплексного творческого развития дошкольников / З.С. Першина, О.Л.
Косибород // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 8. –. 96-98.
4. Склянко, А.В. Условия активизации детской самостоятельной
изобразительной деятельности дошкольников / А.В. Склянко // Молодой
ученый. – 2016. – № 9. – С. 1191-1194.
5. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. –
Воронеж: Модэк, 2011. – 288 с.