Напоминание

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Давлетшина Ирина Русбаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад №59"
Населённый пункт: города Оренбурга
Наименование материала: "Познавательное развитие детей 5-6 лет
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и

разработка комплекса мероприятий по организации изобразительной

деятельности, обеспечивающих развитие творческих способностей у детей

старшего дошкольного возраста.

Для

проверки

эффективности

выявленных

условий

развития

творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной

деятельности на базе детского сада г. Оренбурга был организован

комплекс мероприятий «В мире пейзажа». Темы и содержание занятий

диктовались задачей познакомить детей с жанром пейзажа, с различными

средствами и техниками создания художественного образа: «Осеннее

настроение», «В гости к русским художникам», «Зимнее настроение»,

«Краски русского пейзажа», «Какого цвета снег?» [2].

При составлении комплекса мероприятий мы руководствовались

следующими условиями организации изобразительной деятельности:

- широкий подход к решению проблемы,

- обогащение ребенка яркими впечатлениями,

- обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта,

- учет индивидуальных особенностей ребенка,

-

создание

атмосферы

творчества,

комплексное

и

системное

использование методов и приемов,

- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности,

- использование серии творческих заданий, не имеющих однозначного

решения,

-

материальное

обеспечение

изобразительной

деятельности

дошкольника,

- сочетание разных форм работы с детьми [4].

Практическая часть предполагала исполнение пейзажей детьми в

различных

техниках.

На

занятиях

дети

обучались

выражать

свое

отношение и представления об объекте изображения через цвет, форму,

оценочное суждение, изобразительные приемы. В виде задач это было

представлено так: развитие эмоциональной отзывчивости; формирование

представления об изобразительном искусстве как способе познания жизни,

о художнике – носителе определенного отношения к объекту изображения;

способность выразить собственное отношение к работе; расширение

объема знаний об искусстве (языке, видах, жанрах, художниках).

Наш комплекс мероприятий строился в соответствии со следующими

компонентами: восприятие и связанное с ним представление, овладение

средствами графического воплощения образа (овладение комплексом

умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных

отношений, положения в пространстве), овладение техникой рисунка [1].

На первом этапе «восприятие и связанное с ним представление»

нами были подобраны следующие тематические названия: «Природа и

художник, «Осеннее настроение». Также на данном этапе мы подобрали

следующие нетрадиционные формы работы: сказочно-игровая ситуация

«Художник и волшебница-Природа», игра-импровизация «Подснежник».

На данном этапе после проведения подобранных мероприятий, мы

заметили, что у дошкольников закрепляются знания о жанрах живописи

(пейзаж,

натюрморт,

портрет),

развивается

зрительное

и

звуковое

восприятие,

образное

представление,

мышление,

воображение,

формируется эмоционально-ценностное отношение к жизни, природе (на

основе анализа произведений различных видов искусства вызывать

интерес к природе, изображению образа). В проведенных нами на данном

этапе сказочно-игровой ситуации «Художник и волшебница-Природа» и

игре-импровизации «Подснежник» у детей творческое мышление и

творческое воображение развивались следующим образом. Дети научились

воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную

модель. Также на данном этапе дети научились создавать в воображении

образы предметов на основе восприятия схематических изображений

отдельных деталей этих предметов. Содержание воображаемых детьми

предметов или явлений начинают зависеть от чувств детей в момент

фантазирования. И, наоборот, предмет фантазии начинает влиять на

чувства дошкольников. Следовательно, у дошкольников развивается

творческое воображение.

На втором этапе «овладение средствами графического воплощения

образа» нами были подобраны следующие тематические названия: «В

гости к русским художникам», «Зимнее настроение». Также на данном

этапе

мы

подобрали

следующие

нетрадиционные

формы

работы:

дидактическое упражнение «Найди меня», игра-импровизация «Зимний

пейзаж». На данном этапе после проведения подобранных мероприятий,

мы

заметили,

что

у

дошкольников

развивается

интерес

детей

к

изобразительному творчеству. Мы учим детей задумывать и включать в

рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков), а также активизируем

словарь по теме «Зима». В проведенных нами на данном этапе

дидактическом упражнении «Найди меня» и игре-импровизации «Зимний

пейзаж» у детей творческое мышление и творческое воображение

развивались следующим образом. Дети приобретали умения отличать

реальность от фантазии; развитие творческого воображения при помощи

поисков противоречий, дети учились создавать в воображении ситуации на

основе их схематического изображения, также дети учились находить

сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и

объектами.

Творческое

воображение

и

творческое

мышление

у

дошкольников начинают находиться в прямой зависимости от богатства и

разнообразия прежнего личного опыта ребенка, следовательно, в процессе

практической работы у детей накапливается опыт, образы и знания

(эрудиция) [3].

На третьем этапе «овладение техникой рисунка» нами были

подобраны

следующие

тематические

названия:

«Краски

русского

пейзажа», «Какого цвета снег?». Также на данном этапе мы подобрали

следующие нетрадиционные формы работы: сказочно-игровая ситуация

«Оживи картину», дидактическое упражнение «Снег и снежинки». На

данном этапе после проведения подобранных мероприятий, мы заметили,

что у дошкольников

развивается творческое воображение, фантазия,

мышление, умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы. У

дошкольников также развивается наблюдательность, способность замечать

характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты. В

проведенных нами на данном этапе сказочно-игровой ситуации «Оживи

картину» и дидактического упражнения «Снег и снежинки» у детей

творческое мышление и творческое воображение развивались следующим

образом. Развиваются такие качества творческого мышления старших

дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность. У

детей развивается потребность познания окружающего мира, происходит

развитие познавательной активности, любознательности. Дети начинают

представлять себе то, что сами не видели, но о чем слышали, то есть

фантазируют на основе чужого опыта.

Развитию творческого мышления и творческого воображения как

видов творческих способностей у дошкольников в изобразительной

деятельности в процессе реализации разработанного нами комплекса

мероприятий способствуют: разнообразие и вариативность работы с

детьми на занятиях; использование различных игровых творческих

заданий в процессе занятий по изобразительной деятельности; развитие

способности видеть и воспринимать объекты природы с последующим

преобразованием и воплощением их в художественном образе; поиск в

окружающей

действительности

компонентов,

необходимых

для

воплощения замысла, развития творческих способностей [5].

Таким образом, в данной статье мы описали опыт работы по

реализации комплекса мероприятий по изобразительной деятельности

детей старшего дошкольного возраста с целью развития у них творческих

способностей. В исследуемой группе ДОУ нами были подобраны

тематические названия и нетрадиционные формы работы с целью развития

творческих способностей дошкольников на каждом этапе. В практической

работе мы использовали сказочно-игровые

ситуации, дидактические

упражнения, игры-импровизации. Такие нетрадиционные формы работы

способствуют развитию у детей дошкольного возраста творческого

мышления

и

воображения,

вызывают

желание

доставлять

радость

творчеством в изобразительной деятельности.

Литература

1. Беляева,

О.М.

Художественно-образное

мышление

и

его

особенности в изобразительной деятельности / О.М. Беляева // Пути и

средства

повышения

качества

художественного

образования

и

эстетического воспитания. – М.: МГПУ, 2010. – С. 78-83.

2. Канащенкова

В.В.

Подходы

к

исследованию

феномена

«художественное мышление» / В.В. Канащенкова // Вектор науки

Тольяттинского государственного университета. – 2011. – №3. – С. 143-

146.

3. Першина, З.С. Досуговая деятельность в ДОУ как способ

комплексного творческого развития дошкольников / З.С. Першина, О.Л.

Косибород // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 8. –. 96-98.

4. Склянко, А.В. Условия активизации детской самостоятельной

изобразительной деятельности дошкольников / А.В. Склянко // Молодой

ученый. – 2016. – № 9. – С. 1191-1194.

5. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. –

Воронеж: Модэк, 2011. – 288 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика