Автор: Андриянова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Электроугли,Богородского г.о., Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
«Специфика работы учителя – логопеда в
условиях инклюзивного образования в ДОУ»
Инклюзивное
образование
подразумевает
включение
в
единый
образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся
детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к
обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом
для каждого ребенка.
Почему на сегодняшний день проблема инклюзивного образования
является актуальной? С каждым годом количество детей с особыми
образовательными
потребностями
увеличивается,
поэтому
согласно
диагностике,
проводимой
учителями-логопедами
в
дошкольных
учреждениях, до 60 % детей имеют те или иные проблемы: различные
речевые нарушения, нарушения слуха, двигательные нарушения, нарушения
эмоционально-волевой сферы, задержку психического развития.
Задача современного образования — обеспечить качество и доступность
образовательных услуг для всех категорий детей.
Поэтому вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической
помощи детям с ОВЗ, способствующей полноценному развитию ребенка,
выдвигается на первый план.
Дошкольные учреждения должны быть доступны для всех детей. Но для
достижения качества инклюзивного образования дошкольника с ОВЗ
необходимо создать в ДОУ специальные условия, важнейшим из которых
является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной
деятельности ребенка.
Как
отмечает
Сабельникова
С.
И.:
педагоги
и
администрация
образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро
нуждаются
в
отработке
механизмов
взаимодействия
между
всеми
участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является
ребенок.
Педагогический
коллектив
инклюзивной
группы
включает
в
себя:
воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
Основные
направления
работы
педагогического
коллектива
в
инклюзивной группе:
‒ диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
‒ комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления
индивидуального
образовательного
маршрута
и
индивидуальной
образовательной программы;
‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных
потребностей детей группы;
‒
организация
совместной
жизнедеятельности
детей
в
условиях
инклюзивной группы;
‒ мониторинг инклюзивного образовательного процесса.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд
особенностей. Программа коррекционной работы включает диагностическое
направление. Ежегодно в дошкольных учреждениях дети массовых групп
проходят психолого-логопедическое обследование с целью выявления детей
с ОВЗ. По результатам диагностики, родители с детьми, нуждающимися в
коррекционной помощи, направляются на городскую ЦПМПК. Специалисты
ЦПМПК проводят обследование и дают рекомендации по перспективам
дальнейшего обучения и воспитания ребенка. Сопровождение ребенка с ОВЗ
в ДОУ начинается с всестороннего обследования специалистами.
Учитель-логопед,
используя
специальные
методики,
в
процессе
диагностики
выявляет
характер
нарушения
речевой
деятельности.
Обсуждение результатов обследования проводит педагогический коллектив
инклюзивной группы с целью составления наиболее полной картины
развития ресурсов и дефицитов ребенка. При необходимости, родителям
предлагается пройти консультативное обследование детей у специалистов
медицинского профиля (психоневролога, невропатолога, отоларинголога,
стоматолога).
С учетом психо-речевого и физического развития ребенка составляется
план
индивидуального
развития,
определяется
индивидуальный
образовательный маршрут.
Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда —
это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка. Содержание
коррекционной работы основывается на:
‒ использовании специальных образовательных программ и методов
обучения детей с ОВЗ;
‒ создании специальных условий для занятий с детьми с ОВЗ;
‒
подборе специальных методических пособий и дидактических
материалов;
‒ проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Индивидуальная работа строится с учетом личностных особенностей
ребенка и с учетом структуры дефекта. Основная задача индивидуальных
занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на ресурсы
ребенка. Учитель-логопед использует различные методы и приемы обучения,
подбирает
наиболее
соответствующие
содержанию
обучения
и
познавательным возможностям ребенка.
Одним из условий успешной реализации образовательной программы
является
тесное
сотрудничество
с
родителями,
включение
семьи
в
образовательное пространство. Работа с родителями осуществляется путем
анкетирования, индивидуальных консультаций и бесед, семинаров, мастер-
классов, информационной поддержки, проведения открытых занятий с
детьми с участием родителей, организации совместных детско-родительских
мероприятий.
Также
учитель-логопед
проводит
консультативно-просветительскую
работу среди родителей массовых групп.
Важным условием успешности образовательного процесса является тесное
сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями инклюзивной группы. Эта
работа проводится в течении всего учебного года.
Она включает в себя:
‒ проведение анализа результатов диагностики детей с ОВЗ и всей группы;
‒ обсуждение и разработку совместного календарного и тематического
планирования для детей всей группы.
Подбор дидактического и наглядного материала;
‒ организацию методической помощи воспитателям;
‒ разработку, реализацию и обсуждение коррекционных этапов овладения
образовательной программы детей с ОВЗ и детей всей группы;
‒ обсуждение и планирование праздников;
‒ обсуждение и составление плана по сотрудничеству с родителями;
‒ обсуждение рекомендаций по коррекции речевых процессов вне
логопедических занятий (контроль над звукопроизношением, закрепление
грамматических категорий, закрепление навыков чтения и письма);
‒ планирование проектной деятельности и включение в нее детей с ОВЗ.
В конце учебного года все специалисты проводят мониторинг результатов
образовательной программы, соотносят поставленный цели и задачи с
реальными достижениями ребенка, оценивают успешность реализации
индивидуальных
образовательных
маршрутов
и
индивидуальных
образовательных
программ
детей
с
ОВЗ.