Напоминание

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования в ДОУ


Автор: Андриянова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Электроугли,Богородского г.о., Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Специфика работы учителя – логопеда в

условиях инклюзивного образования в ДОУ»

Инклюзивное

образование

подразумевает

включение

в

единый

образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся

детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к

обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом

для каждого ребенка.

Почему на сегодняшний день проблема инклюзивного образования

является актуальной? С каждым годом количество детей с особыми

образовательными

потребностями

увеличивается,

поэтому

согласно

диагностике,

проводимой

учителями-логопедами

в

дошкольных

учреждениях, до 60 % детей имеют те или иные проблемы: различные

речевые нарушения, нарушения слуха, двигательные нарушения, нарушения

эмоционально-волевой сферы, задержку психического развития.

Задача современного образования — обеспечить качество и доступность

образовательных услуг для всех категорий детей.

Поэтому вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической

помощи детям с ОВЗ, способствующей полноценному развитию ребенка,

выдвигается на первый план.

Дошкольные учреждения должны быть доступны для всех детей. Но для

достижения качества инклюзивного образования дошкольника с ОВЗ

необходимо создать в ДОУ специальные условия, важнейшим из которых

является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной

деятельности ребенка.

Как

отмечает

Сабельникова

С.

И.:

педагоги

и

администрация

образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро

нуждаются

в

отработке

механизмов

взаимодействия

между

всеми

участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является

ребенок.

Педагогический

коллектив

инклюзивной

группы

включает

в

себя:

воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

Основные

направления

работы

педагогического

коллектива

в

инклюзивной группе:

‒ диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

‒ комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления

индивидуального

образовательного

маршрута

и

индивидуальной

образовательной программы;

‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных

потребностей детей группы;

организация

совместной

жизнедеятельности

детей

в

условиях

инклюзивной группы;

‒ мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд

особенностей. Программа коррекционной работы включает диагностическое

направление. Ежегодно в дошкольных учреждениях дети массовых групп

проходят психолого-логопедическое обследование с целью выявления детей

с ОВЗ. По результатам диагностики, родители с детьми, нуждающимися в

коррекционной помощи, направляются на городскую ЦПМПК. Специалисты

ЦПМПК проводят обследование и дают рекомендации по перспективам

дальнейшего обучения и воспитания ребенка. Сопровождение ребенка с ОВЗ

в ДОУ начинается с всестороннего обследования специалистами.

Учитель-логопед,

используя

специальные

методики,

в

процессе

диагностики

выявляет

характер

нарушения

речевой

деятельности.

Обсуждение результатов обследования проводит педагогический коллектив

инклюзивной группы с целью составления наиболее полной картины

развития ресурсов и дефицитов ребенка. При необходимости, родителям

предлагается пройти консультативное обследование детей у специалистов

медицинского профиля (психоневролога, невропатолога, отоларинголога,

стоматолога).

С учетом психо-речевого и физического развития ребенка составляется

план

индивидуального

развития,

определяется

индивидуальный

образовательный маршрут.

Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда —

это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка. Содержание

коррекционной работы основывается на:

‒ использовании специальных образовательных программ и методов

обучения детей с ОВЗ;

‒ создании специальных условий для занятий с детьми с ОВЗ;

подборе специальных методических пособий и дидактических

материалов;

‒ проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Индивидуальная работа строится с учетом личностных особенностей

ребенка и с учетом структуры дефекта. Основная задача индивидуальных

занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на ресурсы

ребенка. Учитель-логопед использует различные методы и приемы обучения,

подбирает

наиболее

соответствующие

содержанию

обучения

и

познавательным возможностям ребенка.

Одним из условий успешной реализации образовательной программы

является

тесное

сотрудничество

с

родителями,

включение

семьи

в

образовательное пространство. Работа с родителями осуществляется путем

анкетирования, индивидуальных консультаций и бесед, семинаров, мастер-

классов, информационной поддержки, проведения открытых занятий с

детьми с участием родителей, организации совместных детско-родительских

мероприятий.

Также

учитель-логопед

проводит

консультативно-просветительскую

работу среди родителей массовых групп.

Важным условием успешности образовательного процесса является тесное

сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями инклюзивной группы. Эта

работа проводится в течении всего учебного года.

Она включает в себя:

‒ проведение анализа результатов диагностики детей с ОВЗ и всей группы;

‒ обсуждение и разработку совместного календарного и тематического

планирования для детей всей группы.

Подбор дидактического и наглядного материала;

‒ организацию методической помощи воспитателям;

‒ разработку, реализацию и обсуждение коррекционных этапов овладения

образовательной программы детей с ОВЗ и детей всей группы;

‒ обсуждение и планирование праздников;

‒ обсуждение и составление плана по сотрудничеству с родителями;

‒ обсуждение рекомендаций по коррекции речевых процессов вне

логопедических занятий (контроль над звукопроизношением, закрепление

грамматических категорий, закрепление навыков чтения и письма);

‒ планирование проектной деятельности и включение в нее детей с ОВЗ.

В конце учебного года все специалисты проводят мониторинг результатов

образовательной программы, соотносят поставленный цели и задачи с

реальными достижениями ребенка, оценивают успешность реализации

индивидуальных

образовательных

маршрутов

и

индивидуальных

образовательных

программ

детей

с

ОВЗ.



В раздел образования




Яндекс.Метрика