Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАОУ ПК “Адымнар”
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы повышения учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование
Приемы повышения учебной мотивации школьников на уроках
русского языка и литературы.
Учитель русского языка и литературы: Билалова Ф.С.
Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и
педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно - воспитательного
процесса: учащихся, родителей и учителей.
Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс
побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять
развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и
достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.
К учебным мотивам относятся такие, как
собственное развитие в процессе учения;
действие вместе с другими и для других;
познание нового, неизвестного.
понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
процесс учения как возможность общения,
похвала от значимых лиц
учеба как вынужденное поведение;
процесс учебы как привычное функционирование;
учеба ради лидерства и престижа;
стремление оказаться в центре внимания,
стремление
избежать
неприятностей
со
стороны
учителей,
родителей,
одноклассников и др.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое
усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных
способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной
деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет
учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с
тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и
знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед
школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к
учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Далеко не всегда уделяется должное внимание мотивации учащихся. В традиционной
педагогике исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то,
что рекомендует учитель.
Очень часто опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью
учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей:
наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый
же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как
раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику,
сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у
учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная
деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.
Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся
мотивации к получению знаний?
Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
провести теоретический анализ понятия о мотивах
изучить мотивационную сферу учащихся
найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации
апробировать найденные средства формирования и повышения учебной
мотивации
проанализировать достигнутые результаты
наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели
Моделирующий этап.
Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание
модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться.
На данном этапе я попыталась разобраться в вопросе, что такое мотив, какие бывают
мотивы и какие виды мотивов мне, как педагогу, необходимо формировать и развивать в
своих учениках.
Понимание мотивации учения в психологии и педагогике
Понятие мотивации является центральным в психологии. Все психические
процессы, явления в своей совокупности обусловлены мотивацией. В самом общем плане
под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности,
поведению. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в
деятельность учения. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для
этой деятельности факторов: во-первых, она определяется самой образовательной
системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-
вторых, - организацией учебного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями
обучающегося
(возраст,
пол,
интеллектуальное
развитие,
способности,
уровень
притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в- четвёртых, -
субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к
ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив -
побуждение к достижению цели.
Мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и
социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями.
Рассматривая мотивационную сферу применительно к учению, необходимо учитывать
иерархичность её строения. Так, в неё входят: потребность в учении, смысл учения,
мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
1.
Возьмём познавательные и социальные мотивы.
-познавательные мотивы Они связаны с содержанием учебной деятельности и
процессом
ее выполнения.
Эти мотивы
свидетельствуют об ориентации
школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются
глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к
существенным
свойствам
явлений,
первым
дедуктивным
выводам,
к
закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и
т.
д.
Познавательные
мотивы
отражают
стремление
школьников
к
самообразованию,
направленность
на
самостоятельное
совершенствование
способов добывания знаний.
-социальные
мотивы Они
связаны
с
различными
видами
социального
взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать
знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг,
понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико
значение
мотивов
осознания
социальной
необходимости,
долга
и
ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к
социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы,
выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с
окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный
мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в
желании
занять
место
лидера,
оказывать
влияние
на
других
учеников,
доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в
том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими
людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего
сотрудничества
и взаимоотношений
с учителем,
товарищами по
классу,
постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой
самовоспитания, самосовершенствования личности.
(ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение
специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные
мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения),
узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную
позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы
социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с
другим человеком).
Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе.
2.
С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему
включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности
задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т.е. чтобы они
приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и
опорную точку в его переживании.
Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае —
процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по
отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с
учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может
быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним
— при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к
процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к
саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние
мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга,
обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-
за давления родных, учителя и др.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации
двух тенденций: к достижению успеха и к избеганию неудач.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой
некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства,
направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при
этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение
внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии,
соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель
заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли
и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С
работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не
испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с
неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые
сложности вызывают отрицательные эмоции. Учащиеся,
у которых преобладает
стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных
усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем
факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило,
собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи —
везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая
“выученная беспомощность”.
На уровень интереса учащихся к учебному предмету влияет положение той или иной
науки в обществе, её престижность, а также разработанность методик её преподавания,
состояние школьных учебников.
Развитие мотивации учения немыслимо у «ученика вообще», вне возраста и его
специфических психологических характеристик. Возрастные особенности надо не только
учитывать, из возрастных особенностей надо исходить с самого начала. Только после
этого и на основе этого правомерен выбор методов, форм и приёмов обучения. Поэтому
необходимо кратко остановиться на возрастных особенностях мотивации учащихся
среднего
школьного
возраста. Выделю особенности
подросткового
возраста,
способствующие мотивации учения и препятствующие этому.
Психологи выделяют положительные, благоприятные особенности мотивации в этом
возрасте: общая активность подростка, стремление к самостоятельности, увеличение
широты
и
разнообразия
интересов
в
сочетании
с
их
избирательностью
и
дифференцированностью, возрастание определённости и устойчивостью интересов и др.
В этом возрасте укрепляется интерес к новым знаниям,
появляется интерес к
закономерностям, а не только к фактам. Достаточно интенсивно развиваются мотивы
самообразования, которые носят конкретный характер, направлены на близкие цели
(например, сдать экзамен).
В среднем школьном возрасте наиболее существенные сдвиги происходят в социальных
мотивах, что определяется типичным для подросткового возраста стремлением занять
позицию взрослого человека. Важным является осознание подростком своей мотивации.
В целом мотивы учения в этом возрасте характеризуются избирательностью и всё
большей связью с собственной практической деятельностью. Кроме этого в подростковом
возрасте меняется ведущий вид деятельности – на смену учебной приходит интимно-
личностное общение со сверстниками.
Негативная
мотивация определяется
такими
причинами,
как
трудность
во
взаимоотношениях с другими людьми отрицательное отношение к готовым знаниям,
отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностью использования их в
будущем, избирательный интерес к каким-то одним предметам и др.
Кроме этого, на «отход от школы», «мотивационный вакуум» (наблюдаемый чаще
всего на рубеже начальной и средней школы, а также в VII классах, когда в целом падают
интерес к учёбе, успеваемость) с тревогой обращают внимание учителя; это явление
широко описано в психологической литературе.
Итак, рассмотрев некоторые положения мотивации учения применительно к среднему
школьному возрасту можно сделать следующие выводы:
1. Анализ научных исследований мотивации учения показывает, что в психологической и
педагогической литературе этот вопрос рассматривался в разных аспектах многими
исследователями.
2. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения
школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения
современной науки.
3.
Формирование мотивации учащихся на различных этапах урока
Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного
воздействия на мотивационную сферу учащихся?
Можно начать с укрепления чувства “открытости” к воздействиям, т.е. к обучаемости.
Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на
материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.
Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении,
прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку
и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить
школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.
Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на
решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не
только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих
способностей в целом и усилий при решении данной задачи.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и
самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника
более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его
возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к
способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при
выполнении задания.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является
такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его
прежними результатами.
Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и
упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление
учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника
при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без
обратной связи в ходе решения.
Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и
далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы
и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно,
чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.
Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.
* Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может
учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих
достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы
относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой
темы”), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей
будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усилить
непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
* Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на
познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения
задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с
другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав
мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на
предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных
видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
* Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с
положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная
установка на дальнейшее учение.
Главным здесь является усиление оценочной
деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать
ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих
возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках
усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и
умений.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и
целенаправленный.
Устойчивый
интерес
к
учебной
деятельности
у
школьников
формируется
через проведение уроков-путешествий,
уроков-игр,
уроков-викторин,
уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих
заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную
работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение
на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации
укрепляет желание детей овладевать знаниями.
4. Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения,
применяемые на уроках русского языка и литературы
Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной
деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом
названии
“методы
стимулирования
и
мотивации”
находит
отражение
единство
деятельности
учителя
и
учащихся:
стимулов
учителя
и
изменение
мотивации
школьников.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь
арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
словесные
наглядные и практические методы
репродуктивные и поисковые методы
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в
общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для
активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ
невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес
школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть
утомляемость.
Ученики,
особенно
мальчики,
позволяют
повышенный
интерес
к
практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности
в учении.
3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том
случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей
школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом
учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов
самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и
навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул
к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
По мнению А. К. Марковой «усвоение языка будет происходить успешнее, если
сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых
средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения, по-
видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых
сведений становится средством решения речевых задач. Только создание собственного
текста можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик применяет и
усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы
(или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к
своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту
работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд
одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к
тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут
редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов
и предложений.
Для
повышения
мотивации
учения
целесообразно использование так
называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых
между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после
совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её
качества
и
оценок.
Контракты,
с
одной
стороны,
стимулируют
и
организуют
самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в
процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и
ответственности.
Например, «Линия времени».
Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы,
формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят
стопроцентной
отдачи,
вместе
с
ними
находит
уроки,
на
которых
можно
«передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может
являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного
усвоения каждой последующей темы.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности,
важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его
разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто
необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость
изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
«Фантазёр»
На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…
«Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы
доказали вам необходимость изучения этой темы?
«Профи»
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону
ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная
учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое
значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития
этих умений можно использовать следующие приёмы.
Образовательная стратегия.
- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?
- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.
Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на
активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно
научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём
способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже
способствует возникновению интереса к новому материалу.
Проблемность обучения
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания.
Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно
высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е.
внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система
интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые
ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:
▪ вопросы, адресованные
ученикам,
в
которых
сталкиваются противоречия.
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например,
определи и докажи, где какая часть речи:
Бревно
лежит
поперёк
канавы.
Мы
шли
вдоль
и
поперёк….
(В)пустую
комнату;
спорить
(в)пустую;
подняться
(на)верх;
прикрепить
(на)верх
шеста;
работать
(по)новому;
идти
(по)новому
шоссе
).
▪ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это
различие
или
сходство,
тем
интереснее
его
обнаружить;
▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой
причины
–
шаг
к
более
глубокому
пониманию.
▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию.
(Например,
выучить
понравившееся
стихотворение
или
отрывок
по
выбору).
▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения
грамматических
закономерностей.
▪
Поисковую
умственную
активность
вызывают
задания,
которые
требуют
от
школьников исправления логических,
фонетических,
стилистических
и
прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и
объяснению ошибок, редактирование текстов – один из действенных методов обучения
и
развития
учащихся.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем
самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога,
подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию
ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания
применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода.
Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие,
информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые
монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть
самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от
поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и
группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.).
Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и
монопредметные
проекты.
Реализация
метода
проектов
на
практике
ведет
к
изменению позиции
учителя. Из
носителя
готовых
знаний
он
превращается
в
организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.
5. Активизация познавательной творческой деятельности через внеклассную
работу по предметам
Претворение в жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед
школой возможно лишь в том случае, когда классная и внеклассная работа дополняют
одна другую. На мой взгляд, внеклассная работа - мощное дополнительное средство
формирования интереса к предмету, средство расширения и углубления знаний,
приобретаемых детьми на уроках.
Я применяю следующие формы внеклассной работы:
рукописные журналы, стенные газеты, уголок русского языка и литературы –
эти формы выполняют функцию сообщения информации; активное участие
обеспечивают
лишь
небольшой
группе
детей,
а
остальные,
являющиеся
читателями, оказываются пассивными;
устные сообщения-доклады, радиопередачи, устные журналы – эти формы
выполняют функцию сообщения; активное участие в подготовке – от одного
исполнителя до небольшой группы, а остальные принимают активное участие в
обсуждении, что позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения
материала;
вечера, утренники
– формы с ярко выраженной функцией воздействия.
Количество активных участников и при подготовке, и при проведении, особенно,
гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;
диспуты и конференции – формы, имеющие целью воздействовать на аудиторию
в желательном направлении. Воздействие на аудиторию непосредственной силой
слова выступающего, убедительностью, яркостью примеров, приводимых им;
конкурсы, викторины, турниры
– формы с функцией состязательности.
Активное участие принимают все без исключения учащиеся;
праздники – комбинированные формы массовой внеурочной работы, так как
включают
в
себя
все
или
отдельные
сочетания
вышеуказанных
форм,
выступающих в этой форме в подчиненном, а не в самостоятельном исполнении.
(Например - Путешествие в страну Русского языка; День русского языка; Неделя
русского языка.)
выполнение творческого задания (с элементами исследования); эти задания
рассчитаны на более длительный срок исполнения.
Тесно связанная с обязательной программой, с общим направлением процесса обучения,
внеклассная работа чутко реагирует на изменение содержания и методов обучения и
приводит свой «арсенал» в соответствие с современными требованиями, поэтому на своих
уроках я применяю игровые формы состязательного характера: «Поле чудес»,
«Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы», «Кроссворд».
Их
технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко
воспроизводима и может быть перенесена в учебный класс. Учитель-предметник может
наполнить любую из них своим содержанием, используя для умственных упражнений
учащихся, их самопроверки, интеллектуального творческого развития. Творчество в
обучении начинается с разрушения стереотипов.
Заключение
В целом можно сделать следующие основные выводы:
1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения
школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения
современной науки.
2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы,
влияющие на мотивацию школьников.
3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать
не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам
по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для
одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
4. Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно
решить задачу повышения мотивации школьников.
Литература
1.
Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
2.
Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.
3.
Добровольская В.В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения.
«Мир русского слова», 2002, №4.
4.
Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе (IV-VIII классы). –
М.: Просвещение, 1975.
5.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.,1999.
6.
Изучение социального заказа к содержанию базовых курсов основной и средней
школы и к уровню подготовки выпускников. Материалы к семинару.– М.:
Издательство НПО "Образование от А до Я", 2000.
7.
Ковалев В.И. Книга Н. М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях по
русскому языку//РЯШ. – 1993. - №3.
9.
Круглова О.С. Технология проектного обучения. "Завуч" № 6,1 999, с.90-94.
10. Лернер И. Я. Проблемное обучение - М., 1974.
11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
12. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка:
Учебное пособие для студентов пед. инст итутов. – М.: Просвещение, 1988.