Автор: Кибирева Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: г.Долинск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности в ходе поддержания интереса к экспериментированию с материалами и веществами у детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Управление образования муниципального образования
Городской округ «Долинский»
Сахалинской области Российской Федерации
Тема:
«
Развитие познавательно - исследовательской деятельности в ходе поддержания
интереса к экспериментированию с материалами и веществами у детей младшего
дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
»
Автор опыта: Кибирева Наталья Александровна
Воспитатель МБДОУ « Детский сад
«Солнышко» г. Долинск
Долинск, 2015
2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ……………………………………………………...3
РАЗДЕЛ 2………………………………………………………………………………………...5
2.1. Теоретическая база опыта…………………………………………………………………5
2.1.1.Познавательное развитие детей 2 -3 лет………………………………………………….5
2.2.1.Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей……..........5
2.3.1.Вода и песок – удивительные объекты познания детей 2 – 3 х. лет…………………...6
2.4.1.Организация развивающей предметно – пространственной среды, как условие
развития деятельности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС………………7
2.5.1.Предметно
–
развивающая
среда
в
группах
детей
третьего
года
жизни,
способствующая познавательной активности в процессе их знакомства с водой и
песком…………………………………………………………………………………………….7
2.6.1.Взаимодействие
с
семьями
воспитанников
в
условиях
реализации
ФГОС
дошкольного образования……………………………………………………………………….7
2.7.1.Учет
индивидуальных
особенностей
ребенка
-
один
из
принципов
ФГОС..............................................................................................................................................8
2.2.1.Специфика образовательного процесса в
условиях реализации ФГОС ДОпри
формировании
познавательно
-
исследовательского
обучения
детей
младшего
возраста.........................................................................................................................................8
2.2.2.Формы и методы взаимодействия с родителями при овладении детьми 2 – 3 лет
познавательно
–
исследовательскими
действиями
в
процессе
их
знакомства
с
материалами и веществами………………………………………………………………………………………………….10
2.2.3.Формы, методы и содержание работы педагога при организации познавательно -
исследовательской деятельности в ходе поддержания интереса к экспериментированию с
материалами и веществами у детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
ДО……………………………………………………………………………………………………………………………………….....12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....18
Приложение №………………………………………………………………………………….21
3
Раздел I. Информация об опыте
Автор опыта: Кибирева Наталья Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад
«Солнышко», г. Долинск.
- педагогический стаж – 19 лет;
- образование – высшее;
- контактный телефон – 8 914 086 26 06.
Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности в ходе поддержания
интереса к экспериментированию с материалами и веществами у детей младшего
дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».
Актуальность.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт). ФГОС ДО
определяет приоритетные направления деятельности в сфере дошкольного образования,
одна из которых – познавательно исследовательская и предполагает формирование
познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах
деятельности.
Следовательно,
согласно
ФГОС
познавательно
-
исследовательская
деятельность – это сквозной механизм развития ребенка. Обоснование актуальности и
важности данной темы определяется основным фактором: необходимостью обеспечения
требований
ФГОС
к
дошкольному
образованию
в
разделе
познавательно
–
исследовательской деятельности детей.
В соответствии с ФГОС ДО одним из ориентиров является любознательность,
иными словами: стремление ребенка к открытиям, жажда познания. В процессе же
экспериментирования,
как
метода
познания,
дошкольник
получает
возможность
удовлетворить присущую ему любознательность – при этом взрослый – равноправный
партнер,
что позволяет ребенку проявлять свою собственную исследовательскую
активность. Учеными доказано, что развивать исследовательские навыки необходимо
уже в младшем возрасте, так как для этого существуют все предпосылки: игра как
ведущая деятельность, психологические особенности детей – любопытство ко всему
окружающему, экспериментирование, как одна из форм естественной деятельности
детей – стремление все попробовать и потрогать. Рассматривая и анализируя работы
отечественных педагогов и психологов Н.Н. Подьякова, А.П. Усовой, Г.М. Ляминой можно
говорить, что детское экспериментирование «претендует на роль одной из ведущих
видов деятельности в период дошкольного развития». ФГОС ДО (3.2.5.) предполагает
инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности в том числе игровой,
исследовательской, познавательной и т.д. Экспериментирование в 2 – 3 года является
единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование
предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.
Ученый - исследователь Н.Н. Подьяков выделяет один из основных видов
ориентировочно
–
исследовательской
деятельности
дошкольников:
«активность
в
процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка…». Из анализа литературы
нам известно, что знание почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно в
практической
деятельности,
всегда
являются
более
глубокими
и
прочными,
чтосоответствует требованиям ФГОС ДО. Но поскольку маленькие дети конечно не могут
обойтись без помощи и поддержки педагога, то важно не подавлять стремление
малышей
к
самостоятельности,
создав
им
для
этого
соответствующие
условия.
Необходимо помнить, что дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в
Стандарте и закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.
Организация
образовательного
процесса
с
детьми
дошкольного
возраста,
как
подчеркивает один из разработчиков Стандарта Т.В. Волосовец, должна осуществляться
таким образом, «чтобы ребенок не уставал от детства».
4
ФГОС ДО предъявляет требования к развивающей предметно –пространственной
среде.
Она
должна
быть
активизирующей,
иными
словами:
насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной, с учетом возрастных
особенностей
детей.
Для
детей
раннего
возраста:
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
В процессе внедрения ФГОС ДО перестраивается ситуация взаимодействия
педагогов
с
семьей.
Предстоит
освоить
новые
методы
работы,
связанные
с
построением и поддержанием партнерских взаимоотношений. В основу партнерства
положено единство взглядов на развитие детей.
ФГОС ДО (1.3.2.)ориентирует педагогов на «построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования…». Законы
развития и проявления индивидуальности имеют в психологической науке разночтение и
крайнею дискуссионность. Учитывая основные положения, разработанные в научной
школе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, в дошкольном возрасте, личность ребенка только
зарождается. Поэтому, педагог влияет на врожденный индивидуальный потенциал
личности ребенка, включающий соматические и психофизиологические характеристики.
Именно
они
лежат
в
основе
индивидуального
стиля
деятельности
ребенка.
Теоретической базой работы выступает исследование Н.Н. Подьякова («Умственное
воспитание
детей
дошкольного
возраста»),
который
в
качестве
основного
вида
ориентировочно
–
исследовательской
деятельности
детей
выделяет
экспериментирование, истинно детскую деятельность – ведущую на протяжении всего
дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Подьяков1995). Итак,
детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с
помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка.
В нашей работе при организации развивающей предметно - пространственной
среды мы опирались на основное положение Монтессори - педагогики, В.А. Петровского,
о том, что маленький ребенок почти всегда обучается только через собственное действие.
А также посредствам развивающей среды, ребенок через самостоятельное обращение
с материалом учится ставить цель и находить соответствующие пути ее
достижения.
Гипотеза:
Если детям третьего года жизни обеспечить эффективную систему
условий для экспериментальной деятельности
с учетом требований ФГОС ДО, то
познавательно – исследовательский интерес детей значительно возрастет.
Цель:
Выявить
эффективность
влияния
детского
экспериментирования
с
материалами и веществами у детей младшего дошкольного возраста на развитие их
интереса к познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
1)
Проанализировать
источники
историко
–
психолого
–
педагогической
литературы по проблеме обеспечение условий познавательно - исследовательской и
экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста, повысить
профессионально - педагогическую компетентность.
2) Проверить на практике работы влияние экспериментальной деятельности детей
младшего дошкольного возраста на развитие их познавательного интереса.
3)
Дать
методические
рекомендации
по
влиянию
экспериментальной
деятельности детей младшего дошкольного возраста на их познавательный интерес.
5
Горжусь профессией своей за то,
что детство проживаю многократно.
Раздел 2. Технология опыта
2.1 Теоретическая база опыта
2.1.1Познавательное развитие детей 2 -3 лет.
Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста является предметная, а
ситуативно – деловое общение со взрослым становится формой и средством организации
этой предметной деятельности. Психологи поясняют нам, что до 5 лет все основные
психические процессы – внимание, память, мышление – носят у ребенка непроизвольный
характер. Внимание. У детей третьего года жизни внимание непроизвольное. Память.
Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут, но прекрасно
запоминают то, что им понравилось. Речь. Происходит становление и развитие активной
речи. Сознание. Сознание только начинает формироваться.Мышление. Мышление носит
наглядно – действенный характер, познание окружающего мира ребенком начинаются,
через ощущения. Восприятие - важный процесс в развитии познавательной сферы
ребенка 2 – 3 лет.
Знакомясь со свойствами предметов, материалов, веществ, разнообразными формами,
отношениями величин, пространственными отношениями ребенок накапливает запас
представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего познавательного
развития. Четкие представления сформируются только в результате многократного
выполнения действий с предметами. Развитие восприятия происходит в процессе
самостоятельной деятельности ребенка, под руководством взрослого. Воспроизведение
действий и получение ожидаемого эффекта дают важнейший чувственный опыт. Эмоции.
В этом возрасте его легко отвлечь.Личность. Взрослый необходим ребенку в первую
очередь как источник помощи и защиты. Деятельность. Ребенок к трем годам способен
ставить перед собой конечную цель своих действий, пытаться удерживать ее в мыслях.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая
постепенно переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности
к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях,
направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире (по М.И. Лисиной).
В соответствии с ведущим видом деятельности ребенка 2 – 3 лет (предметная
деятельность), и определяющей формой общения со взрослым (ситуативно – деловое
общение) осуществляется выбор форм и методов работы с детьми. Среди них можно
особо выделить детское экспериментирование (на основе манипулирования с предметами
ближайшего окружения, материалами).
2.2.1. Детское экспериментирование как метод познавательного развития
детей.
Одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является
метод экспериментирования, который относится к познавательному. Когда ребенок сам
действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе
с
детьми
следует
отдавать
практическим
методам
обучения:экспериментам,
опытамчерез педагогику сотрудничества.Знания, почерпнутые не из книг, а добытые
самостоятельно в практической деятельности, являются более глубокими и прочными.
Особенности
деятельности
экспериментирования
были
изучены
в
целом
ряде
исследований Н.Н Подьякова, А.И. Савенкова. Из источников литературы нам известно,
что Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно – исследовательской
деятельности дошкольников:
- «Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он
выступает, как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность:
6
ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и так далее. В этом случае ребенок в
деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы,
свою волю;
- ориентировочно – исследовательская деятельность организуется взрослым, который
выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму
действий.
Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития
познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными
свойствами объекта, процесс этот обогащает «исследования», творчески развивает.
Результат
изученной
литературы
позволяет
нам
считать,
что
цели
экспериментирования - это:
- поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской
любознательности;
- развитие у детей познавательных способностей (анализа, синтеза, классификации,
сравнения, обобщения);
- развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской
деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки достижения
результата и применении в деятельности;
- продолжении воспитания стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его
красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- формировании опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов
и экспериментов.
В результате экспериментирования с вещами снедрах предметно – манипулятивной
деятельности
зарождается
в
раннем
детстве
познавательно
исследовательская
деятельность ребенка. Первые три года – это единственный способ познания мира. В
соответствии с проектом ФГОС ДО и требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных виде целевых ориентиров на этапе
завершения
уровня
дошкольного
образования:
одним
из
ориентиров
является
любознательность. Детское экспериментирование имеет свою структуру: выделение и
постановка проблемы, выдвижение гипотезы, сбор материала, обобщение полученных
данных, вывод.
2.3.1.Вода и песок – удивительные объекты познания детей 2 – 3 х. лет.
Педагоги
и
психологи
все
большее
значение
придают
необходимости
использования игр с водой, песком для развития детей раннего возраста. Эти игры
позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать
сенсорные представления и первые приемы логического мышления, способность к
сравнению, обобщению, классификации,
установлению закономерностей.
Развитие
естественно – научных представлений происходит благодаря экспериментированию. Игры
с песком, водой – это почти универсальный способ развития навыков исследовательского
поведения ребенка. Только в этом случае ребенок 2 – 3 лет постепенно может научиться
строить умозаключения на основе личного опыта. Игры с песком, водой делают процесс
познания малышей
естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и
удовольствие детям. Опираясь на опыт работы педагогов следует отметить следующие
моменты:
- с маленькими детьми в играх с водой, песком руководящая роль, принадлежит
взрослому;
- материалы и предметы для игр с водой и песком целесообразно вводить постепенно,
варьировать предметы;
- каждый ребенок непременно должен сам взаимодействовать с водой, песком, а не
просто наблюдать за действиями взрослого;
7
- если требуются определенные материалы то лучше их отобрать и приготовить заранее, а
не выставлять сразу все имеющиеся предметы.
Большое поле для исследования в действии открывает развивающая предметно –
пространственная среда.
2.4.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды, как
условие развития деятельности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
В соответствии с ФГОС (3.3.4) развивающая предметно – пространственная среда
должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать
возрастным
возможностям
детей
и
содержанию
Программы.
Организация
образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря
должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирования с доступными детям материалами
(в том числе с песком и водой).
Трансформируемость
пространства предполагает
возможность изменений предметно пространственной среды.Полуфункциональность
материалов
предполагает
возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих предметной среды.
Вариативность
среды
предполагает
наличие
в
группе
различных
пространств.Доступность
среды
предполагает
доступность
для
воспитанников
свободный доступ для детей.Безопасность
предметно – пространственной среды
предполагает соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
2.5.1.Предметно – развивающая среда в группах детей третьего года жизни,
способствующая познавательной активности в процессе их знакомства с водой и
песком.
Из источников изученной литературы нам известно, что основным принципом
проектирования группового помещения детей 2 – 3 лет считается трансформируемость,
вариативность,
обязательно
в
сочетании
со
статичностью
и
стабильностью
структурных
элементов среды. Создание в группе развивающей предметной среды
заключается в необходимости освоения детьми сенсорных эталонов и стимулирования
исследовательской деятельности. В групповом помещении помимо игровой зоны,
книжного, сенсорного, музыкального, театрального, ряженья, физкультурного должен
располагаться
уголок
экспериментирования.
Чем
полнее
и
разнообразнее
предоставленный малышу материал для исследовательской деятельности, тем более
вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления,
речи,
любознательности
и
познавательных
интересов.
В
данном
возрасте
исследовательские действия встроены в предметно манипулятивную
деятельность.
Большое поле для исследований в действии открывает оборудование для игр с песком и
водой, которыми необходимо оснастить групповое помещение. В мини – лаборатории
должно быть отведено место для неструктуированных материалов (стол «песок - вода»
или
емкость
для
воды
и
песка).
Тем
самым
сохраняется
интерес
детей
к
исследовательской деятельности, развивается любознательность, происходит подготовка
к самостоятельному экспериментированию, что отвечает одному из ориентиров ФГОС, а
также, основному требованию, предъявляемому к среде,как развивающему средству – это
обеспечение
развития
активной
самостоятельной
детской
деятельности.
Для
реализации задач развивающей среды взрослый должен поменять свою позицию по
отношению к детям – это сотрудничество с детьми на равных, с обеспечением их
безопасности. Мы знаем, что не одну познавательную задачу нельзя успешно решить при
освоении предметно - развивающей среды без плодотворного контакта с семьей.
8
2.6.1.Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС
дошкольного образования.
Нам известно, что в ФГОС дошкольного образования сотрудничество с семьей
рассматривается, как один из основных принципов дошкольного образования.
В
настоящее время для всестороннего развития ребенка недостаточно одного лишь
направления «воспитатель – ребенок», немаловажно и другое направление «воспитатель –
ребенок – родитель». Только опираясь на семью, мы можем достигнуть главной цели –
воспитать
настоящего
человека.
Во
ФГОС
ДО обозначены
основные
принципы
дошкольного образования, в том числе такие, как «содействие и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)образовательных
отношений»; «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности»;
«сотрудничество организации с семьей»; «приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства».
Нам понятно, что в качестве
необходимого условия построения образовательного процесса, на основе обозначенных
принципов выступает «взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно
педагоги так как они получили для этого профессиональное образование, они понимают
механизм развития ребенка – дошкольника, видят и могут оценить текущую ситуацию и
перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия. Высшей же
целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть ребенок, а
не образовательная программа. Проблеме взаимоотношения с семьями воспитанников в
психолого – педагогической литературе в настоящее время уделяется большое внимание.
Ее изучение показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение
таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть
реального сотрудничества.
Об этом пишут
Т.Н. Доронова,
А.Е. Жичкина, С.И.
Савельева.
В основу партнерства необходимо положить единство взглядов на воспитание
детей, пересмотреть формы и методы сотрудничества с семьей. Пожелания родителей
только прибавят целенаправленности деятельности педагога, относительно развития
ребенка, обеспечат его индивидуализацию.
2.7.1.Учет индивидуальных особенностей ребенка - один из принципов ФГОС
Разработчики
стандарта
формулируют
нам
один
из
основных
принципов
дошкольного образования, такого как построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования. Умение распознать
индивидуальные особенности, их причины и следствия, видеть достоинства и достижения
прежде, чем недостатки, позволяет взрослым лучше понимать детей, принимать их,
доверять им. Для того, чтобы обеспечить адекватную поддержку каждому ребенку, важно
понимать какие индивидуальные особенности могут оказать наибольшее влияние на
развитие образования и качества
его жизни в целом. Законы развития проявления
индивидуальности
имеют
в
психологической
науке
разночтения
и
крайнею
дискуссионность. Поэтому мы опирались в нашей работе на основные положения,
разработанные в научной школе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева – в дошкольном
возрасте личность ребенка только зарождается. Поэтому педагог влияет на базовый,
индивидуальный
потенциал
личности
ребенка,
включающий
соматические
и
психофизиологические характеристики. Именно они лежат в основе индивидуального
стиля деятельности ребенка.
9
2.2.1. Специфика образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
при формировании познавательно - исследовательского обучения детей младшего
возраста.
Понимая, что необходима полная перестройка работы с детьми младшего возраста, при
обучении их познавательно - исследовательской деятельности в ходе поддержания
интереса
к
экспериментированию,
нам
необходимо
было
получить
ответ
на
интересующий нас вопрос: «Что же важно учитывать при организации образовательного
процесса?» Мы пришли к выводу, что
необходимо создать систему условий
для
обеспечения познавательно – исследовательской деятельности детей. Прежде всего
необходимо было изучить новинки методической литературы, проанализировать ее
содержание, привести в систему и таким образом повысить нашу профессионально –
педагогическую компетентность. Исходя из ориентиров ФГОС ДО на построение
образовательной деятельности
на
основе индивидуальных
особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания, у нас
появилась необходимость в повышении нашей психологической компетентности. За
основу взяты были идеи дошкольной педагогики о личностно - ориентированном
взаимодействии, которые нашли в исследованиях Л.М. Клариной, В.А. Петровского, А.М.
Виноградовой. Цель данной модели: обеспечение ребенку чувства психологической
защищенности,
развитие
его
индивидуальности.
Способы
общения:
понимание,
признание, принятие, умение становиться на позицию другого, не игнорировать его
чувства,
переживания.
Тактика
общения:
сотрудничество,
создание
ситуаций,
требующих активности от детей. Взгляд на ребенка, как на полноправного партнера в
условиях сотрудничества, отрицание доминирования. Личностная позиция педагога:
исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Обеспечение
ребенку чувства защищенности. Для получения общей характеристики группы и
индивидуальных особенностей каждого ребенка нами были адаптированы карты
индивидуального
развития
детей
в
ходе
поддержания
интереса
к
экспериментированию с материалами и веществами,
которые были разработаны
ведущим научным сотрудником Психологического института РАО, города Москвы, Л.
Галигузовой (Приложение № 1). Данная карта, после ее составления, была проверена и
одобрена нашим педагогом – психологом. Работа с картами помогла осуществить
индивидуальный подход, обогатить собственный опыт понимания детей, что дало
возможность конструктивно взаимодействовать с родителями, планировать жизнь
группы. Следующий этап создания системы условий – это обеспечение эмоционально -
положительного состояния ребенка.
Учитывали, что малыш познает не умом, а
чувствами. Для обеспечения его комфортности старались создать соответствующую
речевую и музыкальную среду (чтение четверостиший, прибауток, поговорок, пословиц,
небольших песенок). Детям нравился шум моря, дождя, крики чаек, пение птиц, это
позволяло снимать эмоциональное
мышечное напряжение, у малышей улучшалось
настроение. Обеспечивая положительный эмоциональный фон в работе с детьми, мы
использовали приемы взаимодействия с ребенком, соблюдая ряд правил, разработанных
к.п.н., доцента кафедры психологии Новгородского государственного университета имени
Ярослава
Мудрого,
Великого
Новгорода
Щетининой
АльбинойМихайловнойи
10
адаптированные нами (Приложение № 2). А для создания эмоционально комфортной,
психологической среды, взаимодействия и сотрудничества с ребенком, мы использовали
ряд важных закономерностей разработанных ею же (Приложение № 3).
Познавательное
развитие наших детей проходило через эмоциональное восприятие мира: создание в
группе мирной доброжелательной обстановки, использование совместных с детьми игр,
изготовление родителями и воспитателями подарков и сюрпризов (игрушек, смайликов).
Для снятия эмоционально негативных состояний использовали «Бумагорадость» (давали
детям рвать бумагу без ограничения, пока они этим действие не насладится). Ребенок
успокаивался, снималось психомышечное напряжение. А главное - это наш «центр воды и
песка» где дети могли изучать свойства воды и песка, играть с ними, развивать сенсорные
способности, мелкую моторику, познавательный интерес,
происходила активизация
положительных
эмоций.
Используя,
новые
формы
и
методы
взаимодействия
с
родителями, смогли объединить усилия воспитателей и семьи, обеспечив малышу
двойную защиту, эмоциональный комфорт, условия для развития в детском саду и дома.
2.2.2.Формы и методы взаимодействия с родителями при овладении детьми 2 –
3 лет познавательно – исследовательскими действиями в процессе их знакомства с
материалами и веществами.
Для
обеспечения
системы
условий,
с
целью
ориентации
на
личностные
взаимодействия педагогов с родителями были намечены три этапа работы.
На первом этапе
нами была получена информация об индивидуальных
особенностях каждой семьи и ее ожиданиях относительно познавательной активности
детей с помощью детского экспериментирования. Информацию получили с помощью
анкет (Приложение № 4), опросников, индивидуальных бесед, а также посещений детей
на дому.
На втором этапе обеспечили повышение компетентности родителей в вопросах
познавательно - исследовательской деятельности детей. Ее содержание вошло в один из
разделовперспективного
плана
совместной
партнерской
познавательно
–
исследовательской деятельности воспитателей и детей I младшей группы на 2014 – 2015
год и включило как традиционные формы работы с родителями так и нетрадиционные. К
первым мы отнесли: родительские собрания, беседы, консультации, направленные на
знакомство одного из
раздела программы - формирование основ познавательно –
исследовательской деятельности детей раннего возраста в процессе знакомства с песком
и водой. Наряду с этим нами использовались нетрадиционные формы работы: семинары
- практикумы, вечера вопросов и ответов, фото - выставки с фотографиями детей,
отражающих
их
познавательно
–
исследовательскую
деятельность,
родительское
собрание – диалог.
Третий этап начали с анализа эффективности проводимых форм взаимодействия,
сравнения начального и конечного уровней психолого – педагогической компетентности
родителей в вопросах поисково – исследовательской активности детей раннего возраста в
ходе поддержания интереса к экспериментированию с песком и водой в условиях ФГОС
ДО.
Результат анализа ответов на вопросы анкет показал, что родители недостаточно
осведомлены в вопросах познавательно – исследовательской деятельности детей. Они не
читают
педагогические
и
периодические
издания,
посвященные
проблемам
познавательного развития детей. Так, 45% родителей хотели бы получать информацию о
воспитании своих детей лишь на родительских собраниях, 55% ответивших не хотели бы
11
принимать участие в образовательной деятельности детского сада, мотивируя это
нехваткой
свободного
времени
(Приложение
№
5).
Порезультатом
полученного
анкетирования нами были поставлены следующие задачи:
- установить прочные партнерские отношения между детским садом и семьей;
-
сформировать
активную
позицию
родителей,
помогающую
раскрыть
образовательные
возможности
в
вопросах
познавательно
-
исследовательской
деятельности детей в ходе поддержания интереса к экспериментированию;
- повысить степень вовлеченности родителей в образовательный процесс.
Мы понимали, что начинать надо не с формальных собраний и стендов, а с объединения,
сближения людей сопричастных жизни ребенка.
И основой для такого сближения
может служить только сам ребенок. Учитывая специфику возраста детей, мы не могли,
к сожалению, пригласить родителей в групповое помещение в целях предупреждения
негативного
эмоционального состояния ребенка. Поэтому упор был сделан на
индивидуальную работу с родителями. В ходе индивидуальных бесед рассказывали
родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности
проявил
малыш,
какие
достижения
или
трудности
принес
ему
день
для
его
познавательного развития. При первой беседе с родителями нашей целью было
получение
максимально
возможной
информации
об
актуальном
состоянии
и
особенностях развития ребенка. Нас интересовала информация о потребностях и
запросах семьи в воспитании и развитии малыша, о возможностях конструктивного
участия семьи в работе группы.
Чтобы взаимодействие с родителями проходило конструктивно мы старались создать
особые условия и соблюдать несложные правила разработанные к.п.д. доцентом
кафедры педагогики и психологии Великого Новгорода Л.В. Михайловой – Свирской и
адаптированные к нашим условиям (Приложение № 6).
В ходе индивидуальных (первых) бесед соблюдали несложные правила разработанные
к.п.д. доцентом кафедры педагогики и психологии Великого Новгорода Л.В. Михайловой
– Свирской, которые мы адаптировали для себя (Приложение № 7).
Эффективность бесед могла быть повышена, если она носила целевой характер – по
запросу родителей. В процессе работы мы убедились, что наиболее доступная форма
установления связи педагога с семьей – педагогическая беседа, она могла использоваться
как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей,
на родительском собрании, консультации. Цель ее – оказание родителям своевременной
помощи, обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания.
При проведении беседы нами выбирались наиболее подходящие условия, начинали ее с
нейтральных вопросов, затем переходили непосредственно к сути.
Консультации для родителей были плановыми и внеплановыми. Тему для консультации
могли предложить как воспитатели, так и родители. В некоторых случаях мы приглашали
узких специалистов (педагога - психолога, медицинского работника).
В практике нашей работы с детьми мы длительное время использовали такую
достаточно традиционную форму как «почта доверия».
Она позволяла родителям задавать письменно любые интересующие их вопросы. На
основе их анализа мы планировали дальнейшую работу.
Нами решено было реализовать принцип равноправности: родители спрашивали – мы
отвечали, педагог спрашивает – родители отвечают. Такая форма работы оказалась
более эффективной. На этой основе совместно планировалась общая деятельность.
Новым моментом во время проведения группового собрания стали показанные нами
фотовыставки
из
реальной
жизни
группы:
«Познавая
-
познаем»,
«Маленькие
исследователи»
и
другие.
Это
способствовало
возникновению
у
родителей
12
доверительных отношений к педагогам. Мы убедились, что фоторепортажи
- это
простейший и действенный способ завладеть вниманием родителей (Приложение № 8).
Одной из форм привлечения родителей к активному участию в образовательном
процессе и сотрудничеству являлись встречи – родительские собрания за круглым столом.
Мы понимали, что выступление перед родителями с докладом не лучший способ
разговора о воспитании. Нам необходимо и сейчас еще учиться слушать и слышать
родителей.Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует
партнерскую деятельность взрослых. Наш диалог породил новый стиль собраний –
встреч.
В приемной комнате, подбирали методическую литературу в соответствии с темой.
При посещении семьи, общаясь с ребенком и родителями, мы должны были получить
следующую информацию (Приложение № 9).
По просьбе родителей мы составили картотеку игр - забав для развития познавательной
активности детей (Приложение № 10).
Повторный результат анкетирования, который мы провели в конце 2015 учебного
года показал, что 86,2 % родителей хотели бы получать информацию о воспитании своих
детей систематически, у 13,8% ответивших родителей появилось желание принимать
участие в образовательной деятельности группы (Приложение № 11).
2.2.3.Формы, методы и содержание работы педагога при организации познавательно -
исследовательской
деятельности
в
ходе
поддержания
интереса
к
экспериментированию с материалами и веществами у детей младшего дошкольного
возраста в условиях ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО
(3.1.) предполагается, что достижение целей дошкольного
образования
напрямую
зависит
от
создания
в
образовательной
организации
необходимых условий. Поэтому ФГОС ДО сегодня также именуют Стандартом условий, а
не результатов, который определяет актуальные принципы управления инновационной
деятельностью ДОО. Вместе с тем, если руководствоваться этимологией «принцип»
(лат.основа, начало), то в первую очередь, нам следовало ответить на вопрос а том, как
правильно, и с чего начать работу с детьми младшего дошкольного возраста по
овладению ими познавательно – исследовательской деятельностью. Для выполнения
системы условий работу наметили в три этапа:
Первый этап – мониторинг условий развивающей предметно – пространственной среды;
Второй этап - создание предметно - развивающей среды;
Третий этап – индивидуальная или групповая, совместная деятельность детей.
Содержание работы построено было на следующих принципах:
- системности;
- соответствия возрастным особенностям;
- интеграции;
-преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОО и семьи;
- постепенности;
- учета индивидуальных особенностей.
В содержание работы по формированию познавательно – исследовательской
деятельности в ходе поддержания интереса к экспериментированию с материалами и
веществами вошли:
-
индивидуальные
и
групповые
познавательные,
простейшие
игры
–
экспериментирования, опыты, наблюдения;
- рассматривание демонстрационного материала: мелких пластмассовых и резиновых
игрушек, природного и бросового материала, иллюстрации;
13
-
использование
народного
фольклора:
чтение
потешек,
поговорок,
пословиц,
музыкального сопровождения.
Поставлены были задачи:
1.Изучить
Федеральные
государственные,
образовательные
стандарты
к
организации предметно – пространственной среды для экспериментирования в младшем
дошкольном возрасте.
2.Обновить или создать предметно – развивающую среду для детей младшего
дошкольного возраста.
3.Развивать познавательные действия, интерес, любознательность,
активность
формируя
представления
о
свойствах
материалов
веществ
(песок,
вода)
через
экспериментирование.
Работу начали с мониторинга условий. Под условиями, способствующими овладению
детьми познавательно - исследовательскими действиями в соответствии с требованиями
ФГОС
ДО
подразумевалась
реализация
индивидуального
подхода
к
детям,
индивидуальных возможностей детей с учетом их эмоционального состояния. А также
обеспечение партнерства с семьей на основе взаимного уважения и добровольности – о
чем мы указывали в предыдущих пунктах нашей работы.
Обеспечение условий заключалось в появлении необходимости создания в нашей группе
комфортной
развивающей
предметной
–
пространственной
среды,
а
также,
необходимости
сформированности
элементарных
навыков
познавательно
-
исследовательской деятельности детей, организация, которой осуществлялась бы виде
игр - экспериментирований, что соответствует требованиям Стандарта ФГОСДО.
Для мониторинга условий предметно - пространственной среды мы адаптировали
материал авторов – составителей Е.Г. Бациной, Н.М. Сертаковой,Л.Ю. Крыловой, В.Ю.
Бабчинской, раздел «Анализ объектов развивающей предметно – пространственной
среды». Оценка осуществлялась по трех бальной шкале (Приложение № 12).
Параллельно, с обследованием развивающей среды мы уделили должное внимание
планированию. При этом, нами было учтено, что ребенок человек - играющий. Поэтому в
Стандарте и закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка, через «ворота» детской
игры.
Продумали и составили программу совместной партнерской деятельности
«педагогов - детей – родителей» на 2014 – 2015 учебный год по развитию интереса к
экспериментированию
(Приложение № 13), где прописали по две игры в неделю для
ознакомления с водой и песком. Форма – индивидуальная или подгрупповая. Цель в
плане
указали
конкретно,
избегая
расплывчатых
формулировок.
Запланировали
повторение игр, но с новой целью, а также оборудование, материал. Составили и
спланировали картотеку конспектов игр – экспериментирований совместной партнерской
деятельности(Приложение № 14). Конспекты составляли самостоятельно, а также
использовали опыт других педагогов.
В предметном комплексе для познавательно – исследовательской деятельности
отражены
компоненты
окружающей
действительности.
На
стене
изображены
и
прикреплены макеты природных объектов: солнца, облаков, дерева, волн, рыбок. Рядом -
стеллаж с дидактическими игрушками, на полках которого расположены различные
шнуровки, вкладыши, лабиринты, всевозможные дидактические игры – «рыболов»,
«поймай лягушку», пирамидки, кубики на различные темы.
Для развития исследовательской деятельности здесь находится «Центр воды и песка»,
состоящий из подставки с двумя емкостями с закругленными краями. Одна, из которых
наполнена водой, другая песком. Рядом – огромное разнообразие дидактических
игрушек, различных по форме (объемных и плоскостных), размеру и материалу, а также
14
предметы для экспериментирования (формочки, черпачки, совочки, ситечки, мельницы
для воды и песка). Они постоянно используются для игр с водой и песком.
В зоне есть наборы фигурок домашних и диких животных, обитателей морей и суши,
водный и наземный транспорт, фигурки людей, куклы - пупсы (из ПВХ, пластиковые,
резиновые, деревянные, надувные). Уголок оснащен специальным инвентарем. В нем
имеются лейки, фартуки,салфетки, ведра, губки. Все это формирует предпосылки к
познавательно – исследовательской деятельности, развивает самостоятельность. Образно
символический материал (солнце, облака, тучи, капли дождя, снежинки, сосульки, листья
разного цвета) указывает на состояние погоды, знакомят малышей с явлениями природы.
После
проведенного
анализа
предметного
комплекса
для
познавательно
-
исследовательской деятельности мы пришли к выводу, что он полностью отвечает
требованиям организации развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС. Он соответствует
возрасту наших малышей, дает наиболее активно развивать индивидуальность каждого
ребенка с учетом его склонностей, интересов, отвечает требованиям безопасности, а
также, предоставляет каждому ребенку равные возможности
получать важнейший
чувственный
опыт,
накапливать
представления
о
свойствах
песка,
воды.
Самостоятельно действовать с ними (под руководством взрослого), что очень важно
для его дальнейшего познавательного развития. В процессе проведенного нами анализа
выявился и недостаток – некоторый материал требовал обновления и дополнения.
Обновили старый и пополнили новый (всевозможные пластмассовые прозрачные
стаканчики,
бутылочки,
минзурочки,
губки,
прозрачные
пластмассовые
таблички,
воронки, ситечки и т.д.) нашлось место и для природного материала (камешки, шишки,
небольшие спилы, опавшие листья). Бросовый (пробки из различного материала, кусочки
резины, ткани, пенопласта и д.р.
материал постоянно обновлялся.
Известно, что
малышам свойственно познание мира через все органы чувств (дети любят попробовать
все «на зуб»), следовательно игрушки недолговечны. Поэтому некоторые бутылочки
оказывались непригодными. И тут постоянно на помощь приходили родители.
В пункте (2.7.) Стандарта отмечается, что конкретное содержание образовательных
областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Учитывая, что
наши малыши только начинают познавать окружающий мир, мы решили проводить игры
– забавы вначале на панно, которое нам изготовили родители (Приложение № 15). На
панно нанесен контур детских рук желтого цвета (ассоциация с песком) и синего цвета
(ассоциация с водой). Контур обработан обверлогом. Прежде, чем проводить игры –
экспериментирования с песком и водой мы решили путем игр - упражнений на панно
подготовить руку к целенаправленным действиям с материалами и веществами. Опыт
работы с таким панно - пособием убедил нас, что это вполне возможно. Детям в игровой
форме давали понятие «кулачок», «пальчики», «ладонь».
Используя
игровые
приемы,
мы
принимали
позицию
«равного»
партнера
–
исследователя,
добывая
новую
информацию
и
искренне
удивлялись
совместно
полученным
результатам,
позиции
«маленького
ребенка»,
которому
необходимо
научиться игреи правилам действия.
При ознакомлении детей с песком и водой, прежде всего,
придавали значение
безопасности. Очень важно было даже самых маленьких детей знакомить с правилами
поведения во время игр с водой и песком. Конечно, чем младше ребенок, тем короче эти
правила:
- нельзя намеренно выливать воду на пол;
- нельзя брызгать водой на других детей;
- нельзя воду брать в рот;
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места;
15
- нельзя высыпать песок на пол;
- нельзя обсыпать песком других детей;
- нельзя песок брать в рот.
Например, мы преподносили детям правила так:
Здесь нельзя кусаться, драться,
Здесь нельзя ничем кидаться!
Никого не обижать,
Ничего не разорять,
Это мирная страна,
Дети, поняли меня?
Ознакомление с песком мы начинали с несложных тренировочных приемов. Предлагали
детям по – разному, «поздороваться с песком» т.е. различными способами дотронуться
до него:
- погладить песок (сухой, мокрый, горячий);
- согреть руками;
- пропустить между ладонями;
- послушать, как он «говорит тихим голосом, здоровается» (набрать песок в кулак и
потихоньку высыпать его).
- «развеселить» песок – пощекотать его сначала одной рукой, каждым пальцем, затем
другой, затем двумя руками («песочек смеется»);
- поскользить ладонями по поверхности песка, представляя, что по нему проехали
машина, санки;
Проводили некоторые игры - упражнения с водой, которые очень интересны нашим
малышам на протяжении всего года:
«Пальчики здороваются с водичкой»
- дотронуться до воды двумя руками одновременно;
-легко и с напряжением сжимать кулачки в воде и разжимать их, как будто
удерживая в них воду (ловим водичку);
- прикоснуться ладошками к воде (здороваемся с водичкой);
- кулачки сжимаются и разжимаются, опускаясь на дно:
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальчики гулять,
Раз – два – три – четыре – пять,
В домик спрятались опять.
- сжав руки в кулачки «шагать» по воде:
По ровненькой дорожки,
Ходили наши ножки.
- «течет ручеек»: воспитатель из стаканчика льет водичку в сомкнутые ладошки
детей, а малыши стараются удержать водичку в ладонях, а затем выпустить ее из рук.
Дети стараются держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них не «убегала».
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно -
кинестетической чувствительности и мелкой моторики у ребенка развиваются такие
мыслительные процессы, как внимание, память, речь. Формируются черты личности, как
инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре, прислушиваться к
своим ощущениям. Поддерживался положительный эмоциональный настрой.
Следующая форма работы с малышами – игры – экспериментирования с
водой и песком (приложение № 16). Для того, чтобы процесс познания для ребенка был
интересен мы проводили с детьми элементарные опыты, эксперименты привнося каждый
раз что - то новое. Например, дети самостоятельно отправляли кораблики в «плавание»
16
(Приложение № 17). Кораблики не тонули. В следующий раз дети опускали в воду рядом
с корабликом камешки (Приложение № 18) и они тонули. Объясняли малышам, что
камешек тяжелый, а бумажный кораблик легкий. С помощью игрового персонажа пупса –
«Знайки», опускали снова в воду резиновый мяч (Приложение № 19) и бросали камешки.
Повторялась таже проблемная ситуация. Пупсик «Знайка», объяснял детям, что мячик
легкий, поэтому не тонет, а камешки тонут так как они тяжелые. В игровой форме
предлагали детям пересыпать сухой и мокрый песок через воронки (Приложение № 20),
затем через ситечки (Приложение № 21). Дети были удивленны почему мокрый песок не
просыпается, так они узнавали свойства мокрого песка и сухого. Это способствовало
пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение
окружающего мира, экспериментирование.
Первичное
экспериментирование,
в
основе
которого
лежит
наблюдение
проводилось периодически в течение года как на прогулках (Приложение № 22), так и в
групповом помещении. Чтобы не перегружать маленького ребенка, информацию давали
маленькими порциями, сопровождая ее играми - забавами. К одним тем же объектам,
явлениям возвращались по нескольку раз. Спомощью простейшего опыта выясняли, что
снеговик, которого занесли на подносе в групповое помещение - тает. Дети увидели, что
снег в тепле тает и превращается в воду. Таким образом, мы давали детям возможность
сделать выводы, развивая их наблюдательность.
На прогулке закрепили знание детьми свойств снега – холодный, его цвет – белый,
из снега можно лепить снежки. В теплой комнате снег тает, в руке тоже, из снега может
получиться вода. Исследуя свойства воды, снега, льда ребенок экспериментируя
самостоятельно приобретал знания путем собственного исследовательского опыта.
В процессе опытов мы с детьми пришли к выводу, что вода бывает грязная и чистая.
Подвели детей к водопроводному крану, обратив внимание на то, что она чистая и
показали воду, которая образовалась в результате занесенного нами снега с прогулки.
Малыши убедились, что не только снег превратился в воду, но и что эта вода грязная,
поэтому снег нельзя брать в рот. Таким образом, дети делали выводы, знакомясь со
свойствами некоторых веществ и объектов неживой природы, происходила активизация
мыслительных процессов, обогащалась память детей, развивалась любознательность. На
прогулке предлагали детям поиграть в снежки. Определяли кто вылепил самый большой
снежок и самый маленький. Закрепляли свойства снега: холодный, лепится, белого цвета,
развивая детскую наблюдательность, познавательную активность. Или, заранее, с
помощью трафарета
наносили на снег следы человека, собаки. Во время прогулки
рассматривали эти следы, определяя кому они принадлежат, предлагали малышам
оставить
свои
следы
на
снегу.
Сравнить
–
большие
и
маленькие,
развивая
наблюдательность, внимание, познавательную активность.
Дети нашей первой младшей группы с большим интересом осваивали действия по
пересыпанию, переливанию различных веществ и материалов (Приложение № 23).
А сколько удовольствия приносили детям игры с песком! Вспомним стихотворение
Бориса Заходера:
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому, что тот кто строит,
Тот чего – нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка!
Дети нашей первой младшей группы охотно и с большим интересом по очереди делали
отпечатки на мокром песке и на сухом, ладонями, кулачками (Приложение № 24).
17
Предлагали малышам слегка вдавливать ладонь в песок, выясняли вместе с детьми, что
песок прохладный, сухой, мокрый. Из мокрого получается пирожок и не получается из
сухого (Приложение № 25). Однако в песочнице можно было не только лепить пирожки,
но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это напоминало малышам их
любимую игру в прятки – поиски. На глазах у детей закапывали (только не глубоко какую -
нибудь игрушку и громко выражали удивление: «Ой, смотрите наша рыбка куда – то
уплыла!». Обычно, в ответ на призыв, дети с удовольствием откликались совочками или
грабельками. Особый восторг вызывал тот момент, когда сквозь песок начинала
проглядывать часть спрятанной игрушки. Аналогичным образом, но уже без детей мы
закапывали цветы, покрывая их кусочком пластмассы, засыпав затем «секретик» песком.
Вместе с воспитателем разрывали и находили этот «секретик»
- в результате
закладывались
фундаментальные
личностные
образования:
любознательность,
познавательная активность, инициативность. Очень заинтересовывали детей игры с
водой на участке: разливали воду из леечки и показывали ребенку, что от воды на
асфальте получаются мокрые следы (Приложение № 26). В результате работы мы
убедились в необходимости соблюдения последовательности при ознакомлении детей со
свойствами песка и воды с целью развития у них интересак данным материалам и
веществам в ходе экспериментирования с ними (Приложение № 27).
Итак, если детям третьего года жизни обеспечить эффективную систему
условий для экспериментальной деятельности с учетом требований ФГОС ДО, то их
познавательно – исследовательский интерес значительно возрастет
– гипотеза
подтвердилась полностью.
Так как в процессе системы организации и проведения с детьми простейших игр –
экспериментирований, опытов с веществами и материалами мы сделали вывод, что у
младших дошкольников развивается любознательность, внимание, инициативность,
познавательный интерес и формируются познавательные действия, через активизацию
мыслительных процессов,
при условии обеспечения системы требований, которые
предъявляют к нам ФГОС ДО: учета возрастных и индивидуальных особенностей,
интересов детей (2.7.) их эмоционального благополучия с уважением к личности (3.1.2))
вовлечения
родителей
в
образовательную
деятельность
(3.2.1.(5)),
создания
развивающей
предметно
–
пространственной
среды
с
обеспечением
игровой,
познавательной, исследовательской активности всех воспитанников с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой) (3.3.4.).
Методические
рекомендации:
прилагаемая
работа
по
влиянию
экспериментальной
деятельности
детей
младшего
дошкольного
возраста
в
ходе
поддержания их интереса к познавательно – исследовательской деятельности, с
обеспечением эффективной системы условийс учетом требований ФГОС ДО может быть
использована в практике дошкольных образовательных организаций.
18
Список использованной литературы
1.
Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации М.:Легион, 2013
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования. 14 ноября 2013г.
3.
Комментарии к ФГОС дошкольного. Министерство образования и науки в
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России).
Департамент
общего
образования.от 28 февраля 2014г. № 08 – 249. М.
4.
Приказ Министерства образования науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013г. № 1155г. М.
5.
Айрис О.А. Эмоциональное развитие детей. Волгоград //«Учитель // 2009.
6.
Бабенкова Е.А. Подвижные игры на прогулке. ФГОС ДО // «ТЦ СФЕРА» //
2015.,156с.
7.
Бацина Е.Г. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
ДО // Волгоград // «УЧИТЕЛЬ» // 2015.,245с.
8.
Веракса Н.Е, Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.
Соответствует ФГОС // Москва // «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» // 2015.,75с.
9.
Выгодский Л.С. Психология развития ребенка // М // «Эксмо» // 2015.276c.
10. Галанов А.С. Развитие ребенка от 2 – 3 лет // М.: Айрис Пресс» // 2014. 96c.
11. Годовикова
Д.
Формирование
познавательной
активности
//
Дошкольное
воспитание // 2014 - № 1. - С 17-18.
12. Гризик
Т.
Методологические
основы
познавательного
развития
детей
//
Дошкольное воспитание // 2014. № 10. - С 52-54.
13. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика.
2015. № 3. С 45 - 48.
14. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения // М.: Просвещения // 2014. 279 - 283.
15. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей
среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном
пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция,
посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского // Москва – Бирск // 2014. - С. 78 -
87.
16. Ермакова С.Д. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте //
М.: Просвещение // 2015. 306с.
17. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой // М.: ЗАО «ЭЛТИ
– КУДИЦ» // 2014.,86с.
18. Крашенниников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников.
Соответствует ФГОС ДО // М.: «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» // 2014.,64с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология // М.: Сфера // 2012. 464с.
20. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду // Волгоград //
«Учитель» //2015.,227с.
21. Михайлова – Свирская Л.В. Работа с Родителями. Работаем по ФГОС дошкольного
образования // М.: «Просвещение» // 2015.,92с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология // Москва // Академия // 2012.456с.
23. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ // М.: «СФЕРА» //
2012.128с,
24. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // М.:
Педагогика // 2012.88с.
25. Н. Н. Поддьяков. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника //
М.: 2015., 200с.
26. Рубинштейн С.А.Основы обшей психологии // СПб.: «Питер» // 2000. 712с.
19
27. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Соответствует
ФГОС // М.: «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» // 2015.50с.
28. Трифонова Е.В.Развитие игры детей 3 – 3 лет // М.: ТЦ Сфера // 2014.208с.
29. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов
учащихся // М.: Просвещение // 2013.201с.
30. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов
учащихся // М.: Просвещение // 2013. 192 с.
31. Эриксон Э. Детство и общество // Спб.: Ленато АСТ // 2014.310с.
32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // М.: Просвещение // 2013. 254с.
33. Акимова Н.А. Газета, как форма взаимодействия участников // Образовательного
процесса // Воспитатель // М.: ТЦ Сфера.,2014. - № 4.– С.18 – 19.
34. Бикбаева Ж. Родительское собрание// Дошкольное воспитание//2015. - № 1. – С.58 –
59.
35. Василевская Е.В. Организация непосредственно образовательной деятельности в
дошкольной
образовательной
организации
в
условиях
реализации
ФГОС
дошкольного образования // Методист //2014. - № 9. – С.27 – 29.
36. Верещагина Н.Н. Стандартизация дошкольного образования // Детский сад. Теория
и практика //2015. - № 1. – С.81.
37. Волкова Н.В. Учим общаться детей 3 – 7 лет // Управление ДОУ // 2014. - № 3. – С.
102 - 104.
38. Гареева Ю.А. Развитие познавательно - экспериментальной деятельности детей 3 –
4 лет // Управление ДОУ // 2014. - № 5. – С. 10 - 19.
39.Данюкова А.И. // Организация среды в ДОУ для детского
экспериментирования. // В.Н. Выборнова // Справочник старшего
воспитателя №10, 2010 г., с. 51 – 54.
40. Демидова Н.И. Взаимодействие с семьями воспитанников условиях реализации
ФГОС дошкольного образования // Дошкольник. Методика и практика воспитания
и обучения // 2014. - № 3. – С. 17 - 19.
41. Дронова Т. Взаимодействие семьи и детского сада, как средство реализации
Федерального
государственного
Стандарта
дошкольного
образования
//
Дошкольное воспитание // 2014. - № 1. – С. 49 - 54.
42. Ерофеева Т.И. Освоение ФГОС ДОучастниками образовательных отношений –
задача переходного периода в системе образования // Управление ДОУ// 2014. - №
10. – С. 6 - 11.
43.
Жукова Т.В. // Проект «Сад исполнения желаний» //Справочник старшего
воспитателя №7, 2010 г. – с.44 – 46.
44. Зотова И.В. Выявление проблемного поля деятельности ДОО при переходе на
ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ // 2015. - № 6. – С. 12 - 15.
45. Калугина С.Е. Организация пространственной среды при переходе на ФГОС ДО //
Управление ДОУ // 2015. - № 4. – С. 102 - 106.
46. Комарова О.В. // Группа ДОУ глазами современных дошкольников //
Справочник старшего воспитателя №8, 2010 г., с.49 – 52.
47. Микляева Г.Ф. Партнерство семьи и детского сада с позиции управления ДОУ //
2015. - № 5. – С. 98 - 104.
48.Микляева Н.В. // Детский сад будущего – приложение //Управление ДОУ –
М: 2010 г., с.42 — 63.
49. Михайлова – Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного
возраста // Детский сад. Теория и практика // 2015. - № 2. – С. 19 - 24.
50. Найбауэр А.В. Формы и методы работы с детьми раннего возраста // Воспитатель
ДОУ // 2013. - № 3. – С. 22 - 25.
20
51. Нищева Л.В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление
развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры //
Дошкольная
педагогика // 2013. - № 7. – С. 20 - 25.
52. Остроумова
И.В.
Взаимодействие
современной
семьи
и
детского
сад
//Воспитатель // 2014. - № 6. – С. 100 - 103.
53. Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? // Теория и
практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. //
СПб.: Реноме // 2012. — С. 51-54.
54. Рунова М. Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления
физического и психического здоровья детей с учетом требований Федерального
государственного
образовательного
Стандарта
дошкольного
образования
//
Дошкольное воспитание // 2014. - № 10. – С. 61 – 64
21