Напоминание

Миссия среднего профессионального образования в современой России


Автор: Цветикова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства"
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Миссия среднего профессионального образования в современой России
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИССИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Цветикова Татьяна Викторовна – преподаватель ГБПОУ КО «Калужский колледж

народного хозяйства и природообустройства

Аннотация. Среднее профессиональное образование является самостоятельным звеном

образовательной системы в Российской Федерации. Является ли оно баластом современной

экономики или необходимой структурой в подготовке квалифицированных кадров в

современных условиях помогает разобраться представленная статья.

Ключевые слова: «среднее профессиональное образование»; «концепция непрерывного

образования»; «подготовка высококвалифицированных кадров»; «перспективы

существования системы средних профессиональных образовательных организаций»;

«законодательное и социально-экономическое обоснование существования системы среднего

профессионального образования».

В условиях экономического и социального кризиса, усугубившегося в последнее время

необходимостью борьбы с последствиями пандемии COVID-19, особенно остро перед

обществом и государством встает вопрос о рациональном распределении материальных

средств между различными сферами народного хозяйства. Уже в течение последних

нескольких лет приходится наблюдать картину повсеместного сокращения числа различных

образовательных организаций путем их объединения или прямой ликвидации. Для того,

чтобы соответствующие структуры могли удержаться на плаву Министерство образования и

науки Российской Федерации ставит перед образовательными учреждениями различных

уровней, включая среднее профессиональное звено, цель подготовки

высококвалифицированных кадров рабочих, специалистов и служащих, удовлетворяющих

потребностям общества и государства по интеллектуальным, культурным и

профессиональным качествам, а также склонным к личностному совершенствованию как

человека и профессионала. [1, ст. 68]

Для реализации поставленной установки был разработан и принят Федеральный

образовательный стандарт, который варьируется по содержанию и структуре учебных

дисциплин или профессиональных модулей по подготовке рабочих и служащих конкретных

отраслей народного хозяйства.[2] В него входит набор конкретных общих и

профессиональных компетенций. Первые формируют индивида как личность,

востребованную по своим качествам в обществе конкретного государства в определенную

историческую эпоху; вторые позволяют приобрести начальную практическую подготовку по

конкретной специальности, востребованной на рынке труда.

Целью представленной публикации является рассмотрение функциональной значимости

средних профессиональных образовательных организаций в новых условиях.

Она реализуется через следующие задачи:

- раскрытие необходимости среднего профессионального образования в целом и по

отдельно взятой специализации в Российской Федерации на современном историческом

этапе развития;

- рассмотрение реальных результатов подготовки кадров учреждениями

соответствующего образовательного звена;

- подготовка рекомендаций по обеспечению дальнейшего существования

образовательных организаций среднего профессионального звена, независимо от

экономических, социальных и политических коллизий.

Объектом исследования является рабочая программа по подготовке специалистов

среднего звена по профессиональному модулю ПМ 03 «Правовое регулирование отношений

при проведении землеустройства». Предметом изучения представлен анализ перспектив

существования соответствующей специальности в рамках средних профессиональных

образовательных учреждений.

Коснемся содержания рабочей программы по профессиональному модулю ПМ 03

«Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства», включающей в себя

МДК 03.01 «Земельные правоотношения» и МДК 03.02 «Правовой режим земель и его

регулирование». Она предусматривает обучение учащихся следующим профессиональным

компетенциям:

- оформлять документы на право пользование землей, проводить регистрацию;

- совершать сделки с землей, разрешать земельные споры;

- устанавливать плату за землю, аренду, земельный налог;

- проводить мероприятия по регулированию правового режима земель

сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Данные компетенции дополняются общими умениями и навыками, формирующими не

столько профессионала, сколько человека и гражданина, востребованного в определенную

историческую эпоху.

К этой группе относятся компетенции, направленные на понимание индивидом

значимости своей будущей профессии; формирование алгоритма своей деятельности в

решении стандартных и неординарных задач профессионального профиля; готовность

работать в коллективе при постоянно меняющихся технологиях. Кроме того, он должен

брать на себя ответственность, как в процессе осуществления профессиональной

деятельности, так и за ее результаты.

Общие и профессиональные компетенции реализуются ведущими преподавателями и

мастерами производственного обучения на лекционных и практических занятиях, а также в

процессе организации учебных и производственных практик.

Промежуточная аттестация обучающихся проходит в форме экзамена, которая

показывает степень усвоения ими теоретического материала и готовность применять его на

практике.

Квалификационные испытания по итогам прохождения учебной и производственной

практик показывают уже готовность выпускника к работе по полученной специальности.

Результатом окончания образовательного процесса по специальности является

написание и защита выпускной квалификационной работы, в качестве которой может

выступать и диплом, и проект.

Таким образом, содержание среднего профессионального образования на примере

подготовки специалистов в области землеустроительной деятельности показывает, что

соответствующее образовательное звено может оказаться весьма жизнеспособным даже в

условиях кризиса.

Во-первых, оно помогает социализироваться подросткам, оставившим средние

общеобразовательные учреждения после 9 –ти лет обучения.

Во- вторых, способствует подготовке квалифицированных кадров для заводов и

производственных комбинатов, пополняя ряды их сотрудников квалифицированными

кадрами, востребованными в современных условиях в российском государстве.

В-третьих, соответствующая образовательная система решает проблему занятости

педагогов и специалистов профессионального обучения, а также лиц, составляющих

обслуживающий персонал указанных структур.

Наконец, среднее профессиональное образование позволяет создать модель

непрерывного образования от дошкольных и школьных образовательных учреждений до

высшего профессионального звена.

Для того, чтобы сохранить его в новых условиях можно предложить следующие

рекомендации:

- систематически повышать уровень профессиональной подготовки педагогических

кадров техникумов, колледжей и училищ;

- разработать дифференцированный подход вступительных экзаменов и зачетов и

проведения текущей аттестации обучающихся для пополнения и сохранения их контингента;

- разнообразить формы проведения занятий, включая помимо традиционных лекционных

и практических занятий уроки-экскурсии, симпозиумы, конференции, которые позволяют не

только познакомить обучающихся с основами будущей профессии, но и стимулируют их

познавательные интересы в процессе обучения.

Многогранность содержания обучения по любой специальности в рамках среднего

профессионального звена позволяет, как можно было заметить ранее, сформировать у

индивида не только профессиональные умения и навыки, но и личностные качества человека

и гражданина, что позволяет ему найти свое место в обществе и развиваться в дальнейшем

успешно развиваться в профессиональной сфере [3, с. 10].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от

29.12.2012г. (ред. от 08.12.2020г.). – ст. 68;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности

СПО 120701 «Землеустройство» в части освоения основного вида профессиональной

деятельности (ВПД): Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства;

3. Дробышева Е.А. Современное состояние и проблемы развития среднего

профессионального образования в Российской Федерации.// «Молодой ученый», № 36 (274),

сентябрь 2019. – с.10.



В раздел образования




Яндекс.Метрика