Напоминание

Проблема употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся.


Автор: Булатова Эндже Нурутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СПДП "Ялкын"
Населённый пункт: г.Бугульма.Республика Татарстан
Наименование материала: Мозговой штурм «Формирование негативной карты наркотизации в детском возрасте»
Тема: Проблема употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мозговой штурм «Формирование негативной карты наркотизации в

детском возрасте»

Цель: обсуждение проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в

аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее

учащихся. Формирование у подростков осознанной позиции в отношении

вредных привычек и выработка навыков аргументированной защиты.

Задачи:

1.

Информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных

веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими;

2.

Создание условий для личностного роста подростков и самореализации;

3.

Формирование подростками собственной системы ценностей;

4.

Формирование у подростков навыков ответственного поведения, навыков

сознательного отказа от ПАВ в ситуации давления группы;

5.

Создание условий для формирования позитивного отношения к себе и

окружающему миру.

Ожидаемый

результат

занятия:

осознание

воспитанниками

ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности,

умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать

«Нет!» в сложной жизненной ситуации

I. Приветствие.

1.-Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю вам «здравствуйте». Это значит,

что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему

в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное,

потому что здоровье, для человека – самая главная ценность. Давайте

поприветствуем

друг

друга.

(Дети

по

кругу

говорят

друг

другу

«здравствуй»)

-

Сегодня мы в ходе нашего занятия создадим плакат, который будет

называться «Наш выбор», заготовки у вас уже лежат на столах.

2.«Солнце радости”

- Я сейчас раздам полосы цветной бумаги, которые обозначают лучи солнца.

На каждом луче необходимо написать то, чему в современном мире радуются

подростки в жизни. (подростки пишут и приклеивают заготовки солнца на

плакат)

- Как видим, здоровый образ жизни становится всё более популярным среди

подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он

относится к себе, к своему будущему.

3.«Цветик – семицветик»

Детям раздаются слова красота, богатство, здоровье, сила, ум, смелость,

слава, воля.

- Рассмотрите цветик-семицветик, все его лепестки обладают волшебной

силой и награждают своего хозяина тем или иным качеством. Вы должны

выбрать для себя только три самых нужных и важных качества. (Дети

выбирают качества и приклеивают их на лепестки).

- Почему вы выбрали именно эти лепестки? Почему вы считаете эти качества

важными? (Ответы детей)

- Среди волшебных лепестков есть самый главный. Он награждает человека

качеством, от которого зависят все остальные. Здоровье… от него зависят

красота, сила и богатство.

II. Основная часть.

1.К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его

теряем. Сегодня мы с вами поговорим о том, что может принести вред

нашему здоровью. Речь пойдёт о психоактивных веществах (ПАВ). Кто

может

сказать,

что

такое

ПАВ?

(ответы

подростков).Психоактивное

вещество—любое вещество, которое при введении в организм человека

может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение

и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества

обычно именуются «наркотиками». Однако к психоактивным веществам

относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и др.

Алкоголь (пиво, вино, крепкие спиртные напитки, некоторые медицинские

средства и сиропы, некоторые парфюмерные изделия)

Никотин (папиросы,

сигареты,

сигары,

трубочный,

жевательный,

нюхательный табак, махорка)

Летучие ингалянты (аэрозоли в баллонах, газ бутан, бензин, клей,

растворители, разжижители красок)

История из жизни

Шутки кончились в октябре 2017 года, когда в сети появилась

видеозапись гибели школьника после вдыхания газа в городе Волосово

Ленинградской области. На кадрах видно, как подросток лежит на полу

в подъезде жилого дома и тяжело дышит, а его знакомые стоят рядом,

смеются и снимают происходящее на камеру. Скоро молодой человек

начинает

немного

подергиваться,

потом

обмякает

и

больше

не

двигается. За кадром слышна фраза: «У него глаза закатились. Он

обоссался, вызовите скорую».

Не все,что предлагают нам незнакомые-безопасно!!!

2.Метафорический тренинг

Просмотр видеоотрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи

богатырях»

Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса. «Постой,

Бабушка, постой немножко, —

Ей кричит она в окошко, —

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

Отвечает ей черница:

«Ох ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне». — Царевна хочет

Выдти к ней и хлеб взяла,

Но с крылечка лишь сошла,

Пес ей под ноги — и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху. «Что за чудо?

Видно, выспался он худо, —

Ей царевна говорит: —

На ж, лови!» — и хлеб летит.

Старушонка хлеб поймала:

«Благодарствую, — сказала. —

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит...

Пес как прыгнет, завизжит...

Но царевна в обе руки

Хвать — поймала. «Ради скуки

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед».

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала...

И с царевной на крыльцо

Пес бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось! — Она его ласкать,

Треплет нежною рукою;

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» — и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла,

Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Всё на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

Подождать она хотела

До обеда; не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала...

Вопросы для обсуждения:

Вред или пользу принесло царевне яблоко?

Тот, кто передал яблоко, был ли врагом царевны или нет?

Если бы рядом были богатыри (друзья царевны) возможно ли было отравить

царевну или нет?

Как отравительница завоевала доверие царевны в данном случае?

Правильно ли вела себя царевна, когда отогнала пса, который почувствовал

неладное и хотел предупредить царевну об опасности?

Что можно было сделать в таком случае?

3.А сейчас предлагаю объяснить с помощью ассоциаций, к чему может

привести злоупотребление некоторыми вредными привычками

Наркотик- Н – насилие, никотин ,А – агрессия, Р – рок, К – «красные

глаза», О – отчаяние, Т – «травка», И – игла, К – кошмар;

4.Быстрый круг «Что заставляет ребят пробовать наркотики и другие

психоактивные вещества?»

-Какие причины могут подталкивать ребят попробовать наркотики или

другие психоактивные вещества? Давайте попробуем представить их себе.

-некоторым интересно, какие при этом возникают ощущения;

-другие хотят быть похожи на старших;

-кто-то не хочет курить, но отказаться в компании неудобно;

-может быть, кто-нибудь хочет понравиться тем друзьям, кто уже курит или

выпивает;

-некоторые это делают назло своим близким - из-за обиды или просто, чтобы

показать свою независимость;

-крайне редко, практически в единичных случаях, ребята принимают

психоактивные вещества, надеясь, что они дадут облегчение в горе, в обиде.

На самом деле в этом последнем случае алкоголь или наркотики дают

только временное облегчение, оно быстро проходит, и тогда приходится

выбирать – или продолжать употреблять их, рискуя стать зависимым, или

терпеть душевную боль, пережить ее и стать сильнее. Могут быть и

некоторые другие причины, но перечисленные встречаются чаще всего.

В общем, причины разные, однако все время выпивать или курить в

одиночку, как правило, никто не имеет желания и даже не думает об этом. Но

как-то само собой получается, что, собравшись все вместе, люди решают

выпить или закурить.

Употребление наркотиков вначале тоже происходит похожим образом.

Большинство людей понимают, что это опасно, и избегают их, однако в

компании, когда друзья употребляют, велик соблазн попробовать. Следует

помнить: употребление наркотиков - это табу. Сделав это, вы преступаете

закон. И беда в том, что это быстро превращается в привычку, а потом – в

зависимость от наркотиков.

Несмотря на то, что в компании может быть весело, модно и даже

престижно выпить или закурить, тем не менее, как вы знаете, это вредно и

опасно. От табака, от алкоголя также наступит зависимость. Единственный

способ не стать зависимым от психоактивных веществ - не принимать их ни в

каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших

ребят, перед которыми не хочется выглядеть «хилым».

5. Отработка отказа от нежелательного действия.

Знакомство с приемами, алгоритмом и видами отказа.

Понятно, что в реальной жизни не так-то просто принять решение. Сказать

«да» - может означать сделать хуже себе. Сказать «нет» - чувствовать себя

виноватым, быть высмеянным и потерять друзей. Так как же сказать «нет» не

потеряв друзей?

Давайте познакомимся с приемами отказа

1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который

согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число

сторонников употребления.

2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-

либо делать, так почему же они так назойливы?

3. Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с

приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы

или еще что-нибудь придумать).

4. «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...

5. «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать

на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать,

чем вредны табак, алкоголь, наркотики).

6. Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право

иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом

характере.

7. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они

будут употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка»,

«заболеем гепатитом» и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь

«страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и

т.д.).

8. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в

определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее

стороной.

Для этого существует множество алгоритмов.

Алгоритм

Отказ (Говорите «Нет, спасибо», «Нет, нет, нет», «Нет, я ухожу», «Нет, не

могу», «Нет, мне не нужны деньги»)

+ аргумент («Нет, спасибо, от вина (наркотиков) люди перестают

соображать и совершают глупые поступки», «Нет, сейчас это не модно»,

«Нет, спасибо мне сейчас нужно идти на тренировку», «Нет, спасибо, от вина

у меня болит голова» и т.д.)

+ встречное предложение («Нет, спасибо, сейчас это не модно, давай лучше

поиграем в футбол», «Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый фильм»

и т.д.)

Примеры отказа

1.

Отказ-соглашение: «…спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».

2.

Отказ-обещание: «Пойдём завтра в кино», - «С удовольствием, но завтра

у меня занятия по математике»

3.

Отказ-альтернатива: «Пойдём завтра в спортзал», - «Давай лучше

погуляем по посёлку»

4.

Отказ-отрицание: «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды»

5.

Отказ-конфликт: «Ещё чего! Сам топай!»

А сейчас, давайте попробуем потренироваться в отработке навыков

отказа и противостояния групповому давлению.

6.Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».

Я буду бросать вам мяч, и поймавшему делать нежелательное

предложение (например: отправиться в тундру, погулять). Вам необходимо

выразить отказ по-разному.

1.Пойдем сегодня в болотную тайгу (соберем ягоды)

2.Давай сегодня сьедим 10 кг. Мороженого.

3.Поехали отдохнем в низовья Амозонки.

4.Полетим на Луну.

5.Давай поспорим, что не сьешь 5 порций обеда.

6.Давай с тобой отправимся на Северный полюс (раскрутим земную ось до

небывалых скоростей)

7.Давай переселим москвичей в Санкт-Петербург, а Петербуржцев в Москву.

Анализ. Все молодцы, творчески подошли к рассмотрению непростых

ситуаций.

Как вы чувствовали себя в момент, когда я на вас оказывала давление?

Как вы ощущали себя в момент отказа от моих предложений?

Проще ли вам было говорить “нет”, зная алгоритм выхода из ситуации?

Почему важно уметь отказывать в ситуации давления со стороны

группы людей?

Какое это имеет значение для человека?

Появился ли у вас опыт в разрешении каких-либо ситуаций, когда

коллектив друзей может оказывать на вас давление?

Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят,

боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя "хорошим", только

если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие.

· Умей сказать "НЕТ!" "Спасибо, что обратились ко мне, к сожалению, я

не смогу сделать это".

· Сделайте перерыв и скажите: "Я подумаю об этом и завтра скажу тебе

решение".

· Используйте перерыв эффективно:

· а) выясни, как в подобной ситуации поступали другие (позвони

друзьям);

· б) попроси помощи у уважаемого человека, в службе "Телефон

доверия", у специалиста (психолога);

· в) составь план дальнейшего действия.

· г) собрав информацию, будь настойчив в своих желаниях. Говори

прямо: "Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина, наркотик). Я хочу...".

· Отказывай

так,

чтобы

окружающие

почувствовали

вашу

решительность и вашу веру в достижение успеха в любой ситуации.

· Поощрите себя за одержанную победу!

III.Рефлексия

1.- Что нового узнали на занятии?

2.«Дерево жизни»

- Мы сегодня много говорили о здоровом образе жизни, привычках, не

только вредных, но и тех, которые делают нашу жизнь счастливее, думали

над тем, что такое счастье. В заключение нашей встречи я хочу, чтобы вы

оживили это дерево жизни, которое является символом благополучия,

богатства, успеха.

Вспомните то, о чём мы говорили и на листочках, которые лежат у вас на

столах, напишите пожелания себе, вашим друзьям и близким, нашим гостям

и, озвучив их, дайте жизнь нашему дереву.

3.Наша встреча подошла к концу, и я хочу рассказать вам одну притчу.

Притча

«Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее

успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах

людей и потому решил: «Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и

спрошу мага: «Живая бабочка или мертвая?» - Если маг ответит: «Живая», —

я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что

бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет

очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось».

Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее

между ладонями и пришел к магу с вопросом: «Живая бабочка или мертвая?»

На что маг ответил мудро: «Все в твоих руках».

Педагог: Ребята, помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках.



В раздел образования




Яндекс.Метрика