Напоминание

Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через организацию конструирования с использованием пооперационных карт


Авторы: Ольга Федоровна Каленюк, Каленюк Ольга Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ШР №19 "Малышок"
Населённый пункт: город Шелехов Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через организацию конструирования с использованием пооперационных карт
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования Администрации Шелеховского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 19 "МАЛЫШОК"

4 микрорайон, дом 19, 666036, г.Шелехов, Иркутской области

(

факс (8-395-50) 4-99-13

Каленюк Ольга Фёдоровна

Должность: воспитатель

«Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста

через организацию конструирования

с использованием пооперационных карт».

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной

образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного

образования со знаниевого

подхода на выбор стратегии поддержки личностного

становления каждого ребенка.

Опыт

последних

десятилетий

свидетельствует

о

важности

естественного

вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ.

Ииндивидуализация

образования

- педагогическая концепция, позволяющая

учитывать собственный вклад ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития.

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии

уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и

интересов.

Принцип индивидуализации основан на том, что позиция ребенка, входящего в

мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок

наблюдает за взрослым, подражает ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему

хочется подражать и учиться. Этот «выбор-отбор» не всегда совпадает с тем, что в

качестве образцов ему намеренно демонстрируют взрослые.

Для обеспечения принципа индивидуализации необходимо, чтобы ребенок:

- имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и

способов действий, партнерств и т. п.);

- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности

выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответ-

ственность;

- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу»

преобразовываются в «могу»;

- получал опыт кооперации с другими людьми.

Самостоятельная, свободная деятельность воспитанников в условиях созданной

педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор

каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со

сверстниками или действовать индивидуально – это одна из основных моделей

организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Одна из задач при

формировании самостоятельности детей - научить детей самостоятельно применять

имеющиеся знания в практической деятельности. Для организации самостоятельной

деятельности ребенка необходимо создать условия, в которых дошкольник мог бы

действовать сам, без помощи взрослого. Для этого в развивающую среду вносятся

пооперационные карты.

Конструирование

требует

от

детей

достаточно

сложной

пространственной

ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом,

учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей деталей.

Данные диагностики воспитанников моей группы (на начало года) свидетельствуют о

том, что дети не могут или с трудом конструируют постройку или поделку, мысленно не

могут представить, какими они будут, заранее не могут спланировать, как их будут

выполнять и в какой последовательности. (Самостоятельно, творчески создавать

оригинальные изделия, конструкции, композиции из готовых материалов: сформировано

полностью у- 1 ребёнка (4.34 %); частично сформировано у 19 (82.6 %), не сформировано

у 3 (13.04 %) . Конструирует по своему замыслу, использует пооперационные карты:

сформировано – 0%, сформировано частично - у 13детей (56.5) %, не сформировано у 10

(43.47 %); легко трансформирует постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь

устойчивость и другие характеристики - сформировано частично - 100 %; охотно

участвует в коллективной деятельности с обыгрыванием построек - сформировано

частично

у 14 детей, (60.86 %) ;сформировано полностью у

9

(39.13 %);

самостоятельно планирует и организует свою деятельность - сформировано частично

17 (73.91 %); не сформировано у 6 детей (26,8 %)

Новизна представленного опыта состоит в подборке, систематизации по темам

комплексно - тематического плана ДОУ

и апробации

пооперационных карт

по

конструированию для старших дошкольников.

Данный материал: перспективный план работы с воспитанниками по организации

конструктивной деятельности, пооперационные карты, рекомендации по организации

взаимодействия с родителями воспитанников может быть использован в практической

работе воспитателями групп различной направленности для детей старшего дошкольного

возраста. Кроме того, в процессе конструирования

активно развивается речь,

мыслительные операции (анализ, синтез, др.), поэтому материал будет полезен для

воспитателей групп компенсирующей направленности.

Деятельность детей по пооперационным

картам

предоставляет возможность

проявлять свою индивидуальность и творчество. А готовыми поделками можно украсить

группу, фойе детского сада, сделать оригинальный подарок родным.

ФГОС ДО определяет для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов

деятельности,

один из которых - конструирование из разного материала, включая

конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. Конструирование в детском

саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и

развитие мелкой моторики, то теперь, в соответствии с ФГОС ДО, необходим новый

подход.

Конструктивная деятельность, по мнению педагогов и психологов, является

одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих

способностей ребенка. Под детским конструированием принято понимать разнообразные

постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги,

картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с

изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая

действительность.

Постройки

и

поделки

детей

служат

для

практического

использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме

и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство

умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения

между

структурными,

функциональными

и

пространственными

характеристиками

конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами.

Во время занятий конструированием дети получают теоретические знания и тут

же на практике проверяют и закрепляют полученный опыт. При этом их переполняют

положительные эмоции, поделка выполнена собственными руками,

с

ней можно

поиграть, подарить маме, украсить дом.

Пооперационные карты – карты, на которых в виде знакомых детям символов обозначена

четкая последовательность действий при конструировании объекта. Ребенка необходимо

научить "читать" такую карту. Для этого педагог вместе с детьми рассматривает карту,

проговаривает

каждую

отдельную

операцию.

Об

условных

обозначениях

надо

договориться. Чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще

должна быть составлена карта. При составлении карты важен принцип – от простого к

сложному. Для младших дошкольников количество операций по карте необходимо свести

к минимуму (2-4 действия), для старших дошкольников – до 7, но не более. Обязательно

обозначить конечный результат – ребенок должен видеть, к чему стремиться. При

изготовлении чего-либо по карте важно подчеркивать, как просто и удобно пользоваться

карточками, как они помогают в деятельности.

Принципы использования пооперационных карт в конструировании:

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных,

возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;

- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и

видами деятельности детей (развитие речи, театрализованная деятельность, игры,

музыка);

- принцип доступности;

- принцип постепенности;

- принцип системности.

Методы, которые используют при применении пооперационных карт:

- словесные: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное

слово, речевые игры;

- наглядные: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий;

- практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод

создания проблемных ситуаций.

- игровые.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, пооперационным

картам было разработано С. Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Они отмечают, что

моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного

материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных

объектов,

создаёт

возможности

для

развития

внутренних

форм

наглядного

моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при

обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы

построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым

пооперационным картам. В результате такого обучения у детей развиваются образное

мышление и познавательные способности.

На основе рекомендаций указанных авторов подготовила серию консультаций для

родителей: «История буденовки или как мастерить с ребенком», «Конструирование из

строительного материала», « Конструирование из бросового материала», в консультациях

обратила внимание родителей на изготовление поделок из бросового материала с

помощью пооперационных карт.

Подобрала

библиотеку

с книгами

для родителей: «Детский дизайн»,

«Бумагопластика», «Мягкие игрушки», в которых показана работа с пооперационными

картами, которые помогут родителям изготовить поделку дома. (Приложение №

«

Работа с родителями »)

На данном этапе провела диагностику развития детей по разделу «Конструирование»

(по И.А. Лыковой)

Перспективный план по конструированию с использованием пооперационных карт

составила в соответствии с комплексно – тематическим планом ДОУ, (Приложение № 2

«Перспективный план работы с воспитанниками»). Для того, чтобы дети поняли, как

работать с пооперационными картами, провела серию игр: «Что сначала, что потом»,

«Найди ошибку», «Чего не хватает».

Начинали творчество с простых и несложных поделок. Первой поделкой было

изготовление лилий из одноразовых ложек. Получилось объёмная поделка. Ребёнок

моделировал, складывая лепестки в бутон. Появилось желание

сделать ещё цветы,

используя различные материалы. В ходе работы над поделкой создала проблемную

образовательную

ситуацию,

где

детям

было

сложно

сориентироваться

в

последовательности выполнения работы и тут «на помощь пришли» пооперационные

карты. Используя их, дети последовательно выполняли поделку, комментировали свои

действия, обсуждали, какой материал понадобится для работы, оказывали посильную

помощь другим ребятам.

С помощью пооперационных карт дети называли

основные этапы создания

конструкций, планировали свои действия. В ходе работы по данному направлению

большое внимание уделяла рассматриванию

с детьми технических игрушек

(как

двигаются и вращаются разные детали).

Мы привлекли родителей в познавательный игровой процесс. Родители - «Гости

группы» - мамы Насти С. и Полины Л. провели для детей мастер- класс по изготовлению

куколки – самоделки из ткани в национальном костюме к тематической неделе «День

Народного единства. Народы Прибайкалья». Затем дети зарисовали последовательность

- пооперационную карту изготовления

куколки. В дальнейшем для таких кукол

смастерили домик, куда их и поселили.

По такому же принципу нарисовали

пооперационную карту для самодельного кукольного пальчикового театра.

Я познакомила родителей с видами конструкторов из различных материалов

(родительское собрание «Во что играют наши дети?»). Каждый вид конструктора

отвечает своим целям, однако есть общее, что их всех объединяет – это творчество

ребёнка, желание создавать что-то новое и радоваться результатам своего творчества.

Выбрать не просто, но если выбор сделан правильно – в этом разнообразии ребенок

обретет любимую игру, с помощью которой сможет изобразить свои желания и фантазии.

Обратила внимание родителей

на то, что во многих конструкторах присутствуют

пооперационные карты изготовления поделок.

Затем мы организовали семейную мастерскую для совместного творчества детей и

родителей, а так же с целью повысить педагогическую грамотность родителей в области

конструирования.

Следующим этапом семейной мастерской было домашнее задание, в ходе которого

родители изготовили конструкторы своими руками дома, а затем, на ставшем

традиционным в группе «Часе игры», познакомили всех со своими работами: «Киндер -

конструктор», «Веселые «геометрики» (связанный), а также движущимися игрушками:

«Колодец», «Лягушка» и др. Совместно с родителями дети рассказали, как нужно играть

с

тем

или

иным

конструктором,

игрушкой.

Некоторые

родители

приготовили

пооперационные карты изготовленных дома

поделок.

Родители погрузились в мир

творчества и были увлечены не меньше своих детей. Родители оценили интересные

задумки, оригинальность конструкторов.

Данные диагностики на конец года показали, что использование пооперационных

карт помогло детям самостоятельно, творчески создавать оригинальные изделия,

композиции - умение сформировано полностью у 20 детей (86.95 %) - в начале года у 1

ребенка. Дети конструируют по своему замыслу, используют пооперационные карты -

умение сформировано частично у 11 детей, что соответствует (47.82 % улучшения

составило 16 % , сформировано полностью у 12 детей, улучшение составило 43,47 %.

Во время конструирования дети легко трансформируют постройки по ситуации,

изменяя высоту, площадь устойчивость и другие характеристики, охотно участвуют в

коллективной деятельности с обыгрыванием построек.

Дети научились

планировать и организовывать свою деятельность (умение

сформировано у 17 детей (73.91%).

Таким образом, использование пооперационных карт способствует

развитию

умения планировать

свою деятельность, последовательно выполнять

действия,

наблюдать, точно и аккуратно выполнять работу. Дети самостоятельно определяют тему

поделки или постройки, учитывают требования, которым она должна соответствовать, и

определять способы ее создания.

Работа с использованием пооперационных карт предоставляет детям в полной мере

возможность выбора (вида деятельности, материалов, способов действий, партнерств и т.

п.).



В раздел образования




Яндекс.Метрика