Авторы: Ольга Федоровна Каленюк, Каленюк Ольга Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ШР №19 "Малышок"
Населённый пункт: город Шелехов Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через организацию конструирования с использованием пооперационных карт
Раздел: дошкольное образование
Управление образования Администрации Шелеховского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 19 "МАЛЫШОК"
4 микрорайон, дом 19, 666036, г.Шелехов, Иркутской области
(
факс (8-395-50) 4-99-13
Каленюк Ольга Фёдоровна
Должность: воспитатель
«Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста
через организацию конструирования
с использованием пооперационных карт».
Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной
образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного
образования со знаниевого
подхода на выбор стратегии поддержки личностного
становления каждого ребенка.
Опыт
последних
десятилетий
свидетельствует
о
важности
естественного
вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ.
Ииндивидуализация
образования
- педагогическая концепция, позволяющая
учитывать собственный вклад ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития.
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии
уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и
интересов.
Принцип индивидуализации основан на том, что позиция ребенка, входящего в
мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок
наблюдает за взрослым, подражает ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему
хочется подражать и учиться. Этот «выбор-отбор» не всегда совпадает с тем, что в
качестве образцов ему намеренно демонстрируют взрослые.
Для обеспечения принципа индивидуализации необходимо, чтобы ребенок:
- имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и
способов действий, партнерств и т. п.);
- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности
выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответ-
ственность;
- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу»
преобразовываются в «могу»;
- получал опыт кооперации с другими людьми.
Самостоятельная, свободная деятельность воспитанников в условиях созданной
педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор
каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально – это одна из основных моделей
организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Одна из задач при
формировании самостоятельности детей - научить детей самостоятельно применять
имеющиеся знания в практической деятельности. Для организации самостоятельной
деятельности ребенка необходимо создать условия, в которых дошкольник мог бы
действовать сам, без помощи взрослого. Для этого в развивающую среду вносятся
пооперационные карты.
Конструирование
требует
от
детей
достаточно
сложной
пространственной
ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом,
учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей деталей.
Данные диагностики воспитанников моей группы (на начало года) свидетельствуют о
том, что дети не могут или с трудом конструируют постройку или поделку, мысленно не
могут представить, какими они будут, заранее не могут спланировать, как их будут
выполнять и в какой последовательности. (Самостоятельно, творчески создавать
оригинальные изделия, конструкции, композиции из готовых материалов: сформировано
полностью у- 1 ребёнка (4.34 %); частично сформировано у 19 (82.6 %), не сформировано
у 3 (13.04 %) . Конструирует по своему замыслу, использует пооперационные карты:
сформировано – 0%, сформировано частично - у 13детей (56.5) %, не сформировано у 10
(43.47 %); легко трансформирует постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь
устойчивость и другие характеристики - сформировано частично - 100 %; охотно
участвует в коллективной деятельности с обыгрыванием построек - сформировано
частично
у 14 детей, (60.86 %) ;сформировано полностью у
9
(39.13 %);
самостоятельно планирует и организует свою деятельность - сформировано частично
17 (73.91 %); не сформировано у 6 детей (26,8 %)
Новизна представленного опыта состоит в подборке, систематизации по темам
комплексно - тематического плана ДОУ
и апробации
пооперационных карт
по
конструированию для старших дошкольников.
Данный материал: перспективный план работы с воспитанниками по организации
конструктивной деятельности, пооперационные карты, рекомендации по организации
взаимодействия с родителями воспитанников может быть использован в практической
работе воспитателями групп различной направленности для детей старшего дошкольного
возраста. Кроме того, в процессе конструирования
активно развивается речь,
мыслительные операции (анализ, синтез, др.), поэтому материал будет полезен для
воспитателей групп компенсирующей направленности.
Деятельность детей по пооперационным
картам
предоставляет возможность
проявлять свою индивидуальность и творчество. А готовыми поделками можно украсить
группу, фойе детского сада, сделать оригинальный подарок родным.
ФГОС ДО определяет для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов
деятельности,
один из которых - конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. Конструирование в детском
саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и
развитие мелкой моторики, то теперь, в соответствии с ФГОС ДО, необходим новый
подход.
Конструктивная деятельность, по мнению педагогов и психологов, является
одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих
способностей ребенка. Под детским конструированием принято понимать разнообразные
постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги,
картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с
изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая
действительность.
Постройки
и
поделки
детей
служат
для
практического
использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме
и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство
умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения
между
структурными,
функциональными
и
пространственными
характеристиками
конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами.
Во время занятий конструированием дети получают теоретические знания и тут
же на практике проверяют и закрепляют полученный опыт. При этом их переполняют
положительные эмоции, поделка выполнена собственными руками,
с
ней можно
поиграть, подарить маме, украсить дом.
Пооперационные карты – карты, на которых в виде знакомых детям символов обозначена
четкая последовательность действий при конструировании объекта. Ребенка необходимо
научить "читать" такую карту. Для этого педагог вместе с детьми рассматривает карту,
проговаривает
каждую
отдельную
операцию.
Об
условных
обозначениях
надо
договориться. Чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще
должна быть составлена карта. При составлении карты важен принцип – от простого к
сложному. Для младших дошкольников количество операций по карте необходимо свести
к минимуму (2-4 действия), для старших дошкольников – до 7, но не более. Обязательно
обозначить конечный результат – ребенок должен видеть, к чему стремиться. При
изготовлении чего-либо по карте важно подчеркивать, как просто и удобно пользоваться
карточками, как они помогают в деятельности.
Принципы использования пооперационных карт в конструировании:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных,
возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;
- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и
видами деятельности детей (развитие речи, театрализованная деятельность, игры,
музыка);
- принцип доступности;
- принцип постепенности;
- принцип системности.
Методы, которые используют при применении пооперационных карт:
- словесные: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное
слово, речевые игры;
- наглядные: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий;
- практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод
создания проблемных ситуаций.
- игровые.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, пооперационным
картам было разработано С. Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Они отмечают, что
моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного
материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных
объектов,
создаёт
возможности
для
развития
внутренних
форм
наглядного
моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при
обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы
построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым
пооперационным картам. В результате такого обучения у детей развиваются образное
мышление и познавательные способности.
На основе рекомендаций указанных авторов подготовила серию консультаций для
родителей: «История буденовки или как мастерить с ребенком», «Конструирование из
строительного материала», « Конструирование из бросового материала», в консультациях
обратила внимание родителей на изготовление поделок из бросового материала с
помощью пооперационных карт.
Подобрала
библиотеку
с книгами
для родителей: «Детский дизайн»,
«Бумагопластика», «Мягкие игрушки», в которых показана работа с пооперационными
картами, которые помогут родителям изготовить поделку дома. (Приложение №
«
Работа с родителями »)
На данном этапе провела диагностику развития детей по разделу «Конструирование»
(по И.А. Лыковой)
Перспективный план по конструированию с использованием пооперационных карт
составила в соответствии с комплексно – тематическим планом ДОУ, (Приложение № 2
«Перспективный план работы с воспитанниками»). Для того, чтобы дети поняли, как
работать с пооперационными картами, провела серию игр: «Что сначала, что потом»,
«Найди ошибку», «Чего не хватает».
Начинали творчество с простых и несложных поделок. Первой поделкой было
изготовление лилий из одноразовых ложек. Получилось объёмная поделка. Ребёнок
моделировал, складывая лепестки в бутон. Появилось желание
сделать ещё цветы,
используя различные материалы. В ходе работы над поделкой создала проблемную
образовательную
ситуацию,
где
детям
было
сложно
сориентироваться
в
последовательности выполнения работы и тут «на помощь пришли» пооперационные
карты. Используя их, дети последовательно выполняли поделку, комментировали свои
действия, обсуждали, какой материал понадобится для работы, оказывали посильную
помощь другим ребятам.
С помощью пооперационных карт дети называли
основные этапы создания
конструкций, планировали свои действия. В ходе работы по данному направлению
большое внимание уделяла рассматриванию
с детьми технических игрушек
(как
двигаются и вращаются разные детали).
Мы привлекли родителей в познавательный игровой процесс. Родители - «Гости
группы» - мамы Насти С. и Полины Л. провели для детей мастер- класс по изготовлению
куколки – самоделки из ткани в национальном костюме к тематической неделе «День
Народного единства. Народы Прибайкалья». Затем дети зарисовали последовательность
- пооперационную карту изготовления
куколки. В дальнейшем для таких кукол
смастерили домик, куда их и поселили.
По такому же принципу нарисовали
пооперационную карту для самодельного кукольного пальчикового театра.
Я познакомила родителей с видами конструкторов из различных материалов
(родительское собрание «Во что играют наши дети?»). Каждый вид конструктора
отвечает своим целям, однако есть общее, что их всех объединяет – это творчество
ребёнка, желание создавать что-то новое и радоваться результатам своего творчества.
Выбрать не просто, но если выбор сделан правильно – в этом разнообразии ребенок
обретет любимую игру, с помощью которой сможет изобразить свои желания и фантазии.
Обратила внимание родителей
на то, что во многих конструкторах присутствуют
пооперационные карты изготовления поделок.
Затем мы организовали семейную мастерскую для совместного творчества детей и
родителей, а так же с целью повысить педагогическую грамотность родителей в области
конструирования.
Следующим этапом семейной мастерской было домашнее задание, в ходе которого
родители изготовили конструкторы своими руками дома, а затем, на ставшем
традиционным в группе «Часе игры», познакомили всех со своими работами: «Киндер -
конструктор», «Веселые «геометрики» (связанный), а также движущимися игрушками:
«Колодец», «Лягушка» и др. Совместно с родителями дети рассказали, как нужно играть
с
тем
или
иным
конструктором,
игрушкой.
Некоторые
родители
приготовили
пооперационные карты изготовленных дома
поделок.
Родители погрузились в мир
творчества и были увлечены не меньше своих детей. Родители оценили интересные
задумки, оригинальность конструкторов.
Данные диагностики на конец года показали, что использование пооперационных
карт помогло детям самостоятельно, творчески создавать оригинальные изделия,
композиции - умение сформировано полностью у 20 детей (86.95 %) - в начале года у 1
ребенка. Дети конструируют по своему замыслу, используют пооперационные карты -
умение сформировано частично у 11 детей, что соответствует (47.82 % улучшения
составило 16 % , сформировано полностью у 12 детей, улучшение составило 43,47 %.
Во время конструирования дети легко трансформируют постройки по ситуации,
изменяя высоту, площадь устойчивость и другие характеристики, охотно участвуют в
коллективной деятельности с обыгрыванием построек.
Дети научились
планировать и организовывать свою деятельность (умение
сформировано у 17 детей (73.91%).
Таким образом, использование пооперационных карт способствует
развитию
умения планировать
свою деятельность, последовательно выполнять
действия,
наблюдать, точно и аккуратно выполнять работу. Дети самостоятельно определяют тему
поделки или постройки, учитывают требования, которым она должна соответствовать, и
определять способы ее создания.
Работа с использованием пооперационных карт предоставляет детям в полной мере
возможность выбора (вида деятельности, материалов, способов действий, партнерств и т.
п.).