Напоминание

«Советы родителям детей с амблиопией и косоглазием».


Автор: Оксана Николаевна Щеглова
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Советы родителям детей с амблиопией и косоглазием».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Советы родителям детей с амблиопией и косоглазием».

Дети с функциональными нарушениями бинокулярного зрения, такими как

амблиопия

и

косоглазие,

испытывают

значительные

трудности

в

восприятии

окружающего мира. У них снижена острота зрения, контрастная чувствительность,

отсутствует или снижен уровень развития стереозрения (получение представлений о

глубине изображения и расстоянии до объектов, составление трёхмерной картинки

окружающего мира) и др.

Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они

не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и

многое другое, плохо ориентируются в пространстве, двигательная активность таких

детей также ограниченна.

Как видит ребенок с косоглазием? В самом начале, когда у ребенка только

начинает косить глаз, у него появляется двоение: одно изображение четкое, другое –

нечеткое. Из-за разности изображения в головном мозге не образуется связи по

соединению этих изображений в единый зрительный образ. В результате, связь

зрительного центра в головном мозге с глазом, от которого идет нечеткое изображение,

нарушается и мозг как бы отключает от себя зрительную информацию, идущую от этого

глаза. В результате острота зрения «отключенного от мозга» глаза становится все хуже и

хуже, т.е. в нем развивается амблиопия.

Амблиопия – это понижение зрения без видимых причин, выражающееся в

снижении остроты центрального зрения. Основным методом лечения амблиопии является

окклюзия (заклейка), которая предполагает «отключение» от акта зрения здорового или

лучше видящего глаза. В результате происходит раздражение светом нервных клеток,

отвечающих

за

зрение

косящего

глаза.

Постепенно

нервные

клетки

начинают

воспринимать изображение и глаз, который косит, встает прямо. И чем больше работает

аблиопичный глаз, тем лучше.

В зависимости от того, куда отклонен глаз, выделяют:

сходящееся косоглазие, при котором глаз косит в сторону носа. Встречается в 10 раз

чаще, чем расходящееся.

расходящееся косоглазие, при котором глаз косит в сторону виска.

косоглазие кверху.

косоглазие книзу.

Также различают косоглазие:

альтернирующее (перемежающееся, двустороннее) – попеременно косят оба глаза.

монокулярное (монолатеральное, одностороннее) – косит постоянно один глаз.

Очень

часто

родители

стремятся

максимально

облегчить

ребёнку

жизнь,

ограничивая детскую самостоятельность и предлагая свою помощь. Другая крайность -

родители как бы не обращают внимания на заболевание ребёнка, требуя от него слишком

многого. Очень важно помочь ребёнку эффективно использовать осязание, слух,

двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует недостаток

зрения.

1

Игры и упражнения для занятий с ребенком дома.

Основной целью упражнений и игр, используемых при сходящемся косоглазии,

является расслабление конвергенции (сведение зрительных осей обоих глаз), развитие

направления взгляда ребенка вдаль и вверх. Например:

Подбрось вверх воздушный шарик, мяч и поймай;

Кто дальше бросит предмет?;

Поймай солнечного зайчика, который «бегает» по стене, потолку

Сбей кеглю;

Попади мячом в цель;

Закати мяч на горку;

Бадминтон;

Волейбол и др.

При просмотре телевизора, работе на компьютере необходимо, чтобы экран

(монитор) находился выше уровня глаз ребенка, т.е. взгляд должен быть снизу вверх.

Основной целью упражнений и игр, используемых при расходящемся косоглазии,

является усиление аккомодации (приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть

предметы, находящиеся на различных расстояниях от него), развитие направления взгляда

ребенка вблизь и вниз. Например:

Построй пирамидку;

Составь рисунок из мозаики;

Перекатывание мяча друг другу;

Прокатывание мяча в ворота, вокруг кеглей, кубов;

Скатывание мячей с возвышенностей (наклонная доска, горка);

Отбивание мяча об пол;

Проведи мяч ногой;

Настольный бильярд;

Настольный баскетбол;

Футбол и др.

При просмотре телевизора, работе на компьютере необходимо, чтобы экран

(монитор) находился на уровне или ниже уровня глаз ребенка, т.е. взгляд должен быть

вниз

.

При амблиопии для развития зрительных функций и повышения остроты зрения

амблиопичного глаза очень важны и полезны следующие игры и упражнения: -

обнаружение отличия в двух на первый взгляд одинаковых картинках;

нахождение определенной фигуры в общей массе фигур;

нахождение одинаковых фигур среди многих похожих;

«распутывание» лабиринтов;

раскрашивание мелких деталей рисунков;

обнаружение ошибок в рисунке;

вычерчивание фигур путем соединения точек ;

переведение картинок через кальку;

рисование с помощью шаблонов, трафаретов, лекал;

2

собирание пазлов;

выкладывание рисунков цветными кнопками, палочками, мозаикой;

калейдоскоп.

При этом всегда необходимо помнить, что при выполнении любой деятельности

непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать:

для детей 3-4 лет более 5 минут;

для детей 4-5 лет более 7 минут;

для детей 5-7 лет более 10 минут.

Упражнения для зрительно-двигательной ориентации

Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Упражнение можно выполнять

стоя или сидя.

Поднять глаза вверх, голова неподвижна. Затем опустить взгляд вниз.

Упражнения для снятия усталости глаз

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.

Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии

25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца

и смотреть

на него 3-5 сек, затем

опустить руку.

Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа

налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение,

перемещая палец слева направо.

Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик

носа. Закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы,

глаза закрыты.

Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5

сек.

Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от

глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку

против часовой стрелки.

Игры для развития стереоскопического зрения.

Весьма эффективны: настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки.

Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и

расстояния между ними.

Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными

конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.

А так же необходимо обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит

машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.

Обучая ребёнка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его

рука в руку, вырабатывая автоматизм. Особенно это важно для слепых и слабовидящих

детей.

Полученные навыки важно поддерживать постоянно.

Подготовила учитель дефектолог(тифлопедагог)

Щеглова О.Н.

3

4



В раздел образования




Яндекс.Метрика