Автор: Елина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: «Путешествие по Республике Коми».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 114»
Конспект занятия в старшей группе
«Путешествие по Республике Коми».
Воспитатель: Елина Л.А.
Сыктывкар, 2018 г.
Цель:
-Закрепить знания детей о Республике Коми (уст.нар.тв-ве, символике РК
и
РФ,
коми
орнамента,
животных
РК.,
достопримечательностях
г.Сыктывкара);
Задачи:
-Учить детей отвечать на вопросы, в зависимости от содержания; прививать
навыки командной работы;
-Развивать сообразительность, активизировать внимание, память;
-Воспитывать любовь и гордость к родному краю.
Материал: слайдовая презентация, фишки с изображением элементов коми
орнамента,3 стойки (солнце, звезда ,пила), изображения героев коми сказок,
д/и «Раньше - сейчас», фото детей, изображения достопримечательностей
г.Сыктывкара, элементы коми орнамента, д/и «Собери герб»,д/и «Какие
животные обитают в РК», картинки(животные, одежда, семья, части тела).
Предшествующая
работа:
чтение
коми
сказок;
знакомство
с
достопримечательностями
Сыктывкара;
знакомство
с
гербами
города,
республики, страны; знакомство с животным миром РК; создание в группе
мини-музея « История нашей Республики».
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а в какое нам подскажет
Елисей, рассказав свое стихотворение
Елисей: Есть места неземной красоты,
На востоке седые горы
Или в тундре весенней цветы
Где-то там, далеко, за Печорой.
Это- Родина, это – наш дом,
Это край наш любимый – Коми.
И неважно, где мы живем
В Летке, в Ижме,
Иль в Усть-Куломе.
Верю, мы, когда подрастем,
То мы чести твоей не уроним!
Потому что, это наш дом
Край, с красивым названьем Коми!
-Вы догадались, в какое путешествие мы отправимся?(По Республике Коми)
-Путешествовать мы будем командами. Перед тем как прийти в зал, каждый
из вас выбрал одну фишку, на которой изображен элемент коми орнамента.
Вам надо определить что изображено на вашей фишке, соотнести с
картинками на столе и занять место за нужным столом.
Дети занимают нужные места.
-В каждой команде должен быть капитан, который будет направлять свою
команду во время путешествия, назначать ответственных за то или иное
задание, которое нам придется выполнять и следить за дисциплиной.
-Позвольте сегодня мне выбрать капитанов. Вы согласны?
-Закройте глаза, кого я задену по плечу, тот и будет капитаном.
-Поднимите руки кого я задела? Попрошу капитанов назвать свое имя и
название команды
Я …..,капитан команды «Солнце»;
Я ….., капитан команды «Звезда»;
Я ….., капитан команды « Пила».
-Все ли готовы к путешествию?
-У меня есть карта РК, на которой мы красными кружочками будем отмечать
те места, в которых побываем. Нас будут встречать герои коми сказок, со
своими заданиями.
-С какого города начнется наше путешествие? ( с г. Сыктывкара)
Показ слайда - достопримечательность города (слайд #1).
Садимся в поезд и поехали (каждая команда, изображая движение поезда,
двигается вокруг своих столов).
Первая остановка – это Княжпогостский
район (отмечаем красным
кружочком на карте).
-Мы прибыли к озеру Синдор (показ слайда#2 – изображение о.Синдор).
Синдорское озеро – это древний водоем, в котором обитают много разных
видов рыб. Здесь нас уже поджидает герой коми сказок. Вы узнали его? (Это
Васа)
Васа для нас приготовил задание.
ЗАДАНИЕ:
Вам
надо
разделить
картинки
на
две
группы.
1-
предметы,которыми люди пользовались раньше; 2- предметы, которыми
люди пользуются сейчас.(лапти, прялка ,корыто, керосиновая лампа, туфли
на каблуках, сот.телефон, тазик, телевизор).
Капитаны выбирают того, кто будет отвечать в их команде. Ответы детей.
Мы справились с заданием Васы, нам пора отправляться дальше. Мы пойдем
пешком.(дети идут вокруг своих столов).
Три дня и три ночи мы были в пути и добрались до Сосногорского
района(отмечаем на карте).
В Сосногорске есть много необычных фонтанов, один из которых в виде
сосновой шишки (показ слайда #3 – фонтан «Сосновая шишка»). Именно в
честь сосны назвали город – Сосногорск.
-Кто же нас встречает?(Вэрса).
ЗАДАНИЕ ОТ ВЭРСЫ: Знаете ли вы достопримечательности своего города?
А
знают
ли
их
ваши
гости?
Для
гостей
–
фото
детей
около
достопримечательностей
города
(Надо
определить
где
они
сфотографировались). Для детей – на листе достопримечательности разных
городов(Надо найти и обвести достопримечательности г.Сыктывкара).
Ответы детей.
-И с этим заданием вы справились. Молодцы. Отправляемся дальше на
машине.
-Машина доставила нас в Троицко-Печорск(отмечаем на карте).
Троицко-Печорск известен своим Печоро-Илычским заповедником.(показ
слайда#4 – лосеферма).Здесь растут редкие виды растений, обитает большое
разнообразие млекопитающих и птиц. А также в заповеднике есть
лосеферма, в которой разводят лосей.
-Кто же нас встречает?(Ема-Баба)
ЗАДАНИЕ: Знаете ли вы что обозначают элементы коми орнамента? Сейчас
проверим. Я показываю элемент, а вы его название( 4 элемента). Теперь вам
в командах надо выбрать по 2-3 элемента и составить с ними предложение.
Ответы детей.
Нас ждут следующие районы и герои. Дальше мы полетим на самолете.
Мы приземлились в Усинском районе(отмечаем на карте). В Усинске есть
необычный памятник комару(показ слайда # 4 – памятник комару); т.к.
комаров очень много водится в тех краях, вот и решили установить им
памятник. На Новый год памятник наряжают в шубу и обувь, он становится
как Дед Мороз.
-Кто же нас встречает?(Чукля)
ЗАДАНИЕ: -Эх, я растяпа! Хотел вам картинки показать, а они порвались.
Что делать, не знаю?
-Ребята, мы как-то можем помочь Чукле?
Давайте попробуем соединить детали и посмотреть, что Чукля хотел нам
показать.
1 команда – герб РФ;
2-команда – герб РК;
3 команда – герб Сыктывкара.
Ответы детей(чей герб, что на нем изображено).
Дальше поплывем на лодках(сидя на стульях изображаем греблю веслами).
По реке Мезень мы приплыли в Удорский район(отмечаем на карте). Удора
богата своими заказниками, охраняемыми природными территориями где
запрещена охота или где растения находятся под особой охраной(показ
слайда# 5 – изображение заказника).
-Кто нас встречает?(Пера-богатырь)
-Давайте посмотрим какое задание приготовил нам Пера.
ЗАДАНИЕ: В РК обитают много разных животных, найдите их и
расположите на карте РК.
Ответы детей:- Кто обитает в РК?
Путешествие продолжается. Едем на велосипеде(сидя на стульях крутим
педали).
_-Ну как, ребята, тяжело было добираться? Мы приехали с вами в
Прилузский район(отмечаем на карте).В Прилузском районе растут две
самые старые по РК сосны около с. Прокопьевка(показ слайда #6 –
изображение двух старых сосен). А еще то масло, молоко, и кефир, которые
привозят в наш детский сад, производят в Прилузском районе на
молокозаводе д. Талица.
-Что за герой нас ждет?(Йиркап)
ЗАДАНИЕ: Ответьте на мои вопросы.
1 команда: - В какой Республике вы живете? (РК);
-Назовите цвета флага РК?(синий, зеленый, белый);
-Как называют людей, живущих в г.Ухта?(ухтинцы);
-Назовите цветок, который растет на лугах РК и напоминает
солнышко?(ромашка).
2 команда: - Как называется город в котором вы живете?(Сыктывкар);
-Назовите 3 улицы вашего города?(Ленина, Печорская,
Советская);
-В каком городе живут воркутинцы?(в г.Воркута);
-Наовите столицу РФ?(г.Москва).
3 команда:- Назовите какой зверь изображен на гербе г. Сыктывкара?
(медведь);
-Назовите 3 улицы г. Сыктывкара?(Коммунистическая,
Оплеснина, Орджоникидзе);
-Какая посуда раньше была в форме уточки?(солонка);
-Назовите 5 названий ягод, растущих в РК?(черника, клюква,
морошка, брусника, земляника).
-Молодцы, ребята! Наше путешествие подходит к концу, нам надо
отправляться обратно в свой город. Полетим на самолете(дети двигаются
вокруг столов).
-Вот мы снова в нашем городе.(показ слайда #7 – вывеска г.Сыктывкара)
Давайте вместе с нашими гостями расскажем о нашем городе(физминутка).
Утром рано мы встаем(подтягиваемся, руки тянем вверх)
Город видим за окном.(руку к бровям,смотрим слево на право наклонившись)
Он проснулся, он живет,(пружинки)
Нас на улицу зовет.(шагаем)
Мы живем, мы растем.(кружение ,тянемся вверх)
В нашем городе родном.(руки раскрываем через стороны сверху вниз)
Для кого-то небольшой, (приседаем)
А для нас огромный.(тянемся вверх)
Пусть растет, пусть цветет(наклоны в стороны)
Городок наш скромный.( наклон вперед)
-Сейчас команды посовещайтесь и скажите какую РК вы увидели во время
путешествия?
Ответы детей.
-Надеюсь мы с вами продолжим путешествовать по РК и узнавать что-то
интересное о ней.