Автор: Третьякова Валентина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация словарно - орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование
Третьякова Валентина Алексеевна
МБОУ «СОШ №21», г.Старый Оскол
Организация словарно - орфографической работы на уроках русского
языка в начальной школе
Формирование
орфографической
зоркости
в
современной
школе
приобретает всё большую актуальность. При написании слов с непроверяемыми
орфограммами учащиеся допускают много ошибок.
Словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не
проверяемых правилами, трудных по написанию.
Работу над первичным усвоением слов с непроверяемым написанием я
провожу следующим образом:
1.
Знакомство учащихся с новым словарным словом происходит при
помощи чтения и отгадывания загадки, показа иллюстрации из картинного
словаря, разгадывания ребуса.
2.
Проговаривание
слова
хором,
индивидуально
орфоэпически,
выделение ударного слога, определение ошибкоопасного места.
3.
Запись слова в тетрадь, подбор нескольких однокоренных слов.
На уроках русского языка для запоминания слов с непроверяемыми
орфограммами я применяю такие приёмы, которые привлекают внимание
учащихся, развивают интерес.
Для лучшего запоминания словарных слов на
уроках русского языка я также использую разнообразную тренировочно-
закрепительную работу:
1. Задания для работы со словарём. Запишите слова, начинающиеся на
букву «с» ( м, к, р , ж ).
2.Выпишите из словарика слова с парными согласными (зарядка, город,
мороз, морковь, огород, язык).
Расположите слова в алфавитном порядке
(погода, комната, каникулы, сегодня, помидор, вчера, жёлтый).
3. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Запишите
слова: сорока, погода, сахар, октябрь, зарядка, вагон в два столбика. В первый
столбик - с безударной гласной а, во второй столбик - с гласной о
4. Выпишите только те слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
(берёза, белорусский, учитель, сегодня, декабрь, хорошо, корова, зарядка,
ребята).
5. Диктант по картинке. Это могут быть отдельные предметные картинки
или сюжетная картинка, на которой детям необходимо найти как можно больше
словарных слов и записать в тетрадь.
6.
Выборочный
диктант
(слуховой
и
зрительный).
Учитель
читает
отдельные
предложения
или
текст,
в
котором
встречаются
слова
с
непроверяемыми орфограммами, а учащиеся, прослушав их,
записывают
встретившиеся
словарные
слова.
При
проведении
зрительного
диктанта
необходимо определять временные границы выполнения работы и указывать
количество словарных слов.