Напоминание

"НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ"


Автор: Аркатова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ"
Раздел: начальное образование





Назад




НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аркатова Е.В., МБОУ «СОШ №21»,

г. Старый Оскол Белгородская

область

Много веков подряд люди решали очень трудную, непростую задачу:

вырастить юное поколение умными, добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми,

смелыми, находчивыми, сохранить и передать потомкам всё самое лучшее, на чём

держится человечество.

Учителя начальных классов постоянно задумываются над этой проблемой. Их

беспокоит то, какими вырастут их воспитанники, каково будет их будущее, как они

сумеют жить в современном обществе.

Младшие школьники - это весёлые, общительные, непоседливые, и в то же

время удивительно любопытные маленькие человечки. Каждый из них - это

личность, индивидуальность. Одной из задач учителя начальных классов является

обогащение личности младшего школьника нравственными представлениями и

понятиями. Ведь нравственное воспитание ребёнка начинается с первых шагов

сознательной жизни. Именно в младшем школьном возрасте, когда дети очень

податливы

эмоциональным

переживаниям,

учитель

раскрывает

перед

ними

общечеловеческие нормы нравственности, учит их азбуке морали.

Дети, обучаясь в начальных классах, должны постичь сущность добра и зла,

чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. В этом плане велика роль

уроков литературного чтения.

Часто люди говорят: «Книга - это открытие». Когда ребята читают новую

книгу, новое произведение, они знакомятся с окружающей их жизнью, природой,

трудом

людей,

со

сверстниками,

с

их

успехами,

а

порой

и

неудачами.

Художественное слово оказывает большое воздействие не только на сознание, но и

на поступки детей, их чувства. Учащиеся, как правило, всегда принимают активное

участие в обсуждении произведений: правильно определяют основную мысль

художественного текста, имеют своё отношение к героям, умеют высказать своё

впечатление от прочитанного произведения.

Большую воспитательную ценность несут в себе уроки по теме «Устное

народное творчество». Уроки чтения в новом учебном году начинаются изучением

русского фольклора. Почему? Да именно потому, что на этих занятиях раскрывается

сущность такой моральной ценности, как любовь к Родине. А с чего она начинается?

Конечно же, с любви к малой родине, к тому месту, где человек родился и вырос. Как

важно, чтобы это чувство жило в сердце каждого из нас и пробуждало любовь к

родной земле.

Из спланированных уроков литературного чтения из раздела «Устное

народное творчество» один можно посвятить теме «Старооскольский фольклор».

Дети с большим увлечением готовятся к таким урокам: с помощью родителей

подбирают частушки, песни, загадки, поговорки. Это вызывает большой интерес

среди младших школьников.

Обращаются учителя к краеведению и при изучении раздела «Страницы

истории». Так, читая произведения о войне, необходимо вспомнить о том, какие

военные действия происходили в нашем городе, в нашем крае. Такие уроки

оставляют глубокий след в душе, в сердце каждого ребёнка, заставляют их

задуматься о героизме, стойкости, мужестве в борьбе за свободу нашей Родины.

После изучения данных разделов следует организовать экскурсию в

школьный краеведческий музей. Дети получают там много дополнительного

материала к тому, который получили на уроках литературного чтения.

А можно ли отделить такое нравственное качество, как к любовь к Родине от

любви к родной природе? Этот вопрос учителя задают своим ученикам при изучении

разделов «Поэтическая тетрадь», «О братьях наших меньших», в которых дети

знакомятся с поэтами, писателями, их стихотворениями, рассказами, а также учатся

воспринимать окружающий мир. Вместе с учителем они пытаются понять, какое

настроение поэта, писателя передано в его сочинении, какое настроение вызывает

оно у читателей. Строить такие уроки следует таким образом, чтобы дети увидели

всю красоту родной природы. Интересно проходят уроки с использованием устного

рисования. А в качестве домашнего задания можно предложить изобразить устную

картинку в рисунке. Из творческих работ обучающихся на следующем уроке

появляется художественная выставка. Это один из любимых видов занятий детей.

Если спросить у детей: «Ребята, от кого вы в первый раз узнали, что у каждого

цветка есть имя, что у каждой птицы есть название? Кто прочитал вам первую

книгу?», то они ответят: «Мама!». Уважение и любовь к матери считается первой

нравственной заповедью с детства. Это качество также воспитывается на уроках

литературного чтения в начальных классах. А сколько прекрасных произведений о

любви и уважении к матери предлагают авторы учебников. Это и рассказ Н.М.

Артюховой «Большая берёза», и татарская сказка «Три дочери», и стихотворение Е.

А. Благининой «Посидим в тишине», и др. После прочтения и разбора таких

произведений дети пишут сочинение на свободную тему о маме. В конце сочинения -

рисунок - портрет своей мамы.

Конечно, работа с нравственными ценностями, понятиями на уроках

литературного чтения на этом не заканчивается. Ряд нравственных качеств, которые

учитель старается привить каждому ребёнку, очень большой. Каждое изучаемое

произведение носит в себе свой воспитывающий характер, и каждое из них оставляет

неизгладимое впечатление в сознании ребёнка. Хочется отметить, что нравственное

воспитание в школе - это хорошо, но необходимо также, чтобы и дома ребёнок

убеждался в правильности такого воспитания.



В раздел образования




Яндекс.Метрика