Напоминание

"Особенности становления личности у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в раннем возрасте"


Автор: Козлова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: с.Осташево, Волоколамский г.о., Московская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности становления личности у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в раннем возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности становления личности у ребенка с интеллектуальной

недостаточностью в раннем возрасте.

В случае нарушений развития ребенка процесс становления его

личности затруднен и своеобразен. изучение личности ребенка с

интеллектуальной

недостаточностью

вызывает

Наибольшие

трудности.

Развитие личности в онтогенезе происходит по двум линиям,

которые

взаимодополняют

друг

друга:

линия

социализации

(присвоение общественного опыта) и линия индивидуализации

(приобретение самостоятельности).

Уровень развития личности и степень ее зрелости определяется

гармоничностью

сочетания

этих

линий

в

процессе

индивидуального развития человека.

К началу дошкольного возраста, когда у детей в норме на базе

кризиса трех лет начинает развиваться самосознание, появляются

волевые проявления, у детей с нарушением интеллекта личностные

проявления не появляются. Их поведение, как правило, оказывается

непроизвольным, "полевым".

В дошкольном возрасте недоразвитие личности проявляется, в

первую очередь, в игровой деятельности. Это происходит потому,

что у детей слабо развит интерес к игрушкам, новым знаниям,

переживаниям, впечатлениям. Они подвержены влиянию ситуации

и

склонны

к

раздражительности

и

тревожности,

что

не

способствует развитию социального восприятия окружающего

мира.

Формирование эмоций - это важное условие становления личности

человека. Проявление эмоций у умственно отсталого ребенка

зависит от его возраста, от глубины и структуры дефекта и,

конечно, от социальной среды, в которой он находится.

Дети младшего дошкольного возраста отзывчивы на похвалу,

одобрение,

порицание.

Различают

ласковую

и

недовольную

интонации. Они не могут выражать свои эмоции вербально. Свое

отношение к человеку они выявляют прикосновением к нему,

улыбкой, заглядыванием в лицо. Некоторые дети при этом

произносят отдельные звукосочетания или простые, не всегда

правильно звучащие слова.

Дети с достаточным удовольствием играют со взрослым в

примитивные

игры,

сопровождая

их

в

какой-то

мере

звукоподражанием или «детскими» словами. Например, ребенок

производит стереотипные действия, возит машинку взад и вперед,

радостно смеется, произнося одно и то же «би-би».

Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их

обстановку. Они лучше, чем дети младшего дошкольного возраста,

владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком

или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится,

пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную

привлекательную для них игрушку. Эти дети с удовольствием

слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные

для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально

окрашенные

компоненты.

Мимикой,

жестами

и

словесными

реакциями

они

выражают

сочувствие

добрым

героям

и

отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для них

ситуации

дошкольники

способны

к

сопереживанию,

к

эмоциональному отклику на обстоятельства, в которых оказался

другой

человек.

Как

правило,

дети

проявляют

отчетливо

выраженное положительное отношение к своим родным и близким.

Они любят своих родителей и воспитателей.

В зависимости от клинического варианта дефекта дошкольники

ведут себя по-разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети

берут игрушку и тут же ее бросают. Движения у них быстрые,

речевое

сопровождение

громкое,

эмоциональные

реакции

неустойчивы. Проявления гнева, обиды, радости выражаются

бурно, импульсивно и не контролируются детьми.

Заторможенные дошкольники действуют вяло, нерешительно. Они

кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередко

бывают устойчивыми и достаточно глубокими.

Дети с сохранным поведением эмоционально несколько более

устойчивы, хотя их поведение и переживания отражают слабое

осознание окружающей обстановки.

Дети из социально неблагоприятной среды отличаются от тех, кто

посещал специальный детский сад. Они менее организованны,

несдержанны в проявлении своих эмоций.

Волевая сфера таких дошкольников находится на самых начальных

этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с

появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость

того или иного способа действия.

Побудителями

поведения

ребенка

и

одним

из

критериев

социальной

активности личности являются

его

интересы.

Мотивационно-потребностная

сфера умственно

отсталых

дошкольников находится на начальной стадии становления. Их

интересы связаны с занимательностью выполняемой деятельности,

мало

интенсивны,

ситуативны,

неустойчивы,

вызываются

преимущественно

физиологическими

потребностями.

Дети

руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Поэтому

характерная черта ребенка с интеллектуальной недостаточностью -

отсутствие у него интереса к познанию.

Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного

поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и

скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное

оценивание ситуаций, в которых он, оказывается. Им характерна

стереотипность

реакций,

которые

часто

не

соответствуют

создавшейся обстановке.

Некоторые

дети

в

незнакомой

обстановке

бегают,

кричат,

кривляются. Другие молчат, испуганно смотрят по сторонам,

прячутся за родителей, не вступают в контакт. В связи с этим они

кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.

Детям с интеллектуальной недостаточностью поздно начинают

разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях

морали и нравственности и представлений о том, что хорошо и что

плохо.

Хотя ребенок и пытается ориентироваться на взрослого, он не

может в ходе общения усвоить нормы поведения и понять их

смысл. Такое усвоение не может происходить в ходе деятельности,

так как у него к началу дошкольного возраста практически нет

деятельности. В то же время после четырех лет, когда у детей с

умственной

отсталостью

начинает

развиваться

интерес

к

окружающему

миру,

формируются

действия

с

предметами,

появляется желание подчиняться взрослому, можно наблюдать у

них и возникновение первых проявлений самосознания, отделения

своего "Я", которое находит выражение в негативных реакциях на

замечания, порицания, на неудачу. Частые переживания неуспеха

ведут к формированию патологических черт личности - например к

отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости или

заискиванию.

У

них

появляются

угодливость,

негативизм,

озлобленность.

Совсем по-иному, чем в норме, складывается у детей общение, как

со взрослыми, так и с коллективом сверстников. Отсутствие

средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации,

отображаемой в игре, ведут к тому, что в большинстве случаев они

оказываются отверженными. Желание самоутвердиться в такой

ситуации приобретает патологические формы - дети становятся

агрессивными. Такое поведение может представлять собой и

своеобразные, искаженные формы общения.

Формирование личности – сложный и многозначный процесс и

проблема формирования личности умственно отсталого ребенка

относится к числу наименее разработанных.



В раздел образования




Яндекс.Метрика