Автор: Козлова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: с.Осташево, Волоколамский г.о., Московская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности становления личности у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в раннем возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Особенности становления личности у ребенка с интеллектуальной
недостаточностью в раннем возрасте.
В случае нарушений развития ребенка процесс становления его
личности затруднен и своеобразен. изучение личности ребенка с
интеллектуальной
недостаточностью
вызывает
Наибольшие
трудности.
Развитие личности в онтогенезе происходит по двум линиям,
которые
взаимодополняют
друг
друга:
линия
социализации
(присвоение общественного опыта) и линия индивидуализации
(приобретение самостоятельности).
Уровень развития личности и степень ее зрелости определяется
гармоничностью
сочетания
этих
линий
в
процессе
индивидуального развития человека.
К началу дошкольного возраста, когда у детей в норме на базе
кризиса трех лет начинает развиваться самосознание, появляются
волевые проявления, у детей с нарушением интеллекта личностные
проявления не появляются. Их поведение, как правило, оказывается
непроизвольным, "полевым".
В дошкольном возрасте недоразвитие личности проявляется, в
первую очередь, в игровой деятельности. Это происходит потому,
что у детей слабо развит интерес к игрушкам, новым знаниям,
переживаниям, впечатлениям. Они подвержены влиянию ситуации
и
склонны
к
раздражительности
и
тревожности,
что
не
способствует развитию социального восприятия окружающего
мира.
Формирование эмоций - это важное условие становления личности
человека. Проявление эмоций у умственно отсталого ребенка
зависит от его возраста, от глубины и структуры дефекта и,
конечно, от социальной среды, в которой он находится.
Дети младшего дошкольного возраста отзывчивы на похвалу,
одобрение,
порицание.
Различают
ласковую
и
недовольную
интонации. Они не могут выражать свои эмоции вербально. Свое
отношение к человеку они выявляют прикосновением к нему,
улыбкой, заглядыванием в лицо. Некоторые дети при этом
произносят отдельные звукосочетания или простые, не всегда
правильно звучащие слова.
Дети с достаточным удовольствием играют со взрослым в
примитивные
игры,
сопровождая
их
в
какой-то
мере
звукоподражанием или «детскими» словами. Например, ребенок
производит стереотипные действия, возит машинку взад и вперед,
радостно смеется, произнося одно и то же «би-би».
Старшие дошкольники более адекватно понимают окружающую их
обстановку. Они лучше, чем дети младшего дошкольного возраста,
владеют речью и могут не только выразить свои эмоции криком
или поведением, но и сказать, что им нравится или не нравится,
пользуясь словом, объяснить, что они хотят получить ту или иную
привлекательную для них игрушку. Эти дети с удовольствием
слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные
для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально
окрашенные
компоненты.
Мимикой,
жестами
и
словесными
реакциями
они
выражают
сочувствие
добрым
героям
и
отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для них
ситуации
дошкольники
способны
к
сопереживанию,
к
эмоциональному отклику на обстоятельства, в которых оказался
другой
человек.
Как
правило,
дети
проявляют
отчетливо
выраженное положительное отношение к своим родным и близким.
Они любят своих родителей и воспитателей.
В зависимости от клинического варианта дефекта дошкольники
ведут себя по-разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети
берут игрушку и тут же ее бросают. Движения у них быстрые,
речевое
сопровождение
громкое,
эмоциональные
реакции
неустойчивы. Проявления гнева, обиды, радости выражаются
бурно, импульсивно и не контролируются детьми.
Заторможенные дошкольники действуют вяло, нерешительно. Они
кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередко
бывают устойчивыми и достаточно глубокими.
Дети с сохранным поведением эмоционально несколько более
устойчивы, хотя их поведение и переживания отражают слабое
осознание окружающей обстановки.
Дети из социально неблагоприятной среды отличаются от тех, кто
посещал специальный детский сад. Они менее организованны,
несдержанны в проявлении своих эмоций.
Волевая сфера таких дошкольников находится на самых начальных
этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с
появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость
того или иного способа действия.
Побудителями
поведения
ребенка
и
одним
из
критериев
социальной
активности личности являются
его
интересы.
Мотивационно-потребностная
сфера умственно
отсталых
дошкольников находится на начальной стадии становления. Их
интересы связаны с занимательностью выполняемой деятельности,
мало
интенсивны,
ситуативны,
неустойчивы,
вызываются
преимущественно
физиологическими
потребностями.
Дети
руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Поэтому
характерная черта ребенка с интеллектуальной недостаточностью -
отсутствие у него интереса к познанию.
Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного
поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и
скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное
оценивание ситуаций, в которых он, оказывается. Им характерна
стереотипность
реакций,
которые
часто
не
соответствуют
создавшейся обстановке.
Некоторые
дети
в
незнакомой
обстановке
бегают,
кричат,
кривляются. Другие молчат, испуганно смотрят по сторонам,
прячутся за родителей, не вступают в контакт. В связи с этим они
кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.
Детям с интеллектуальной недостаточностью поздно начинают
разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях
морали и нравственности и представлений о том, что хорошо и что
плохо.
Хотя ребенок и пытается ориентироваться на взрослого, он не
может в ходе общения усвоить нормы поведения и понять их
смысл. Такое усвоение не может происходить в ходе деятельности,
так как у него к началу дошкольного возраста практически нет
деятельности. В то же время после четырех лет, когда у детей с
умственной
отсталостью
начинает
развиваться
интерес
к
окружающему
миру,
формируются
действия
с
предметами,
появляется желание подчиняться взрослому, можно наблюдать у
них и возникновение первых проявлений самосознания, отделения
своего "Я", которое находит выражение в негативных реакциях на
замечания, порицания, на неудачу. Частые переживания неуспеха
ведут к формированию патологических черт личности - например к
отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости или
заискиванию.
У
них
появляются
угодливость,
негативизм,
озлобленность.
Совсем по-иному, чем в норме, складывается у детей общение, как
со взрослыми, так и с коллективом сверстников. Отсутствие
средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации,
отображаемой в игре, ведут к тому, что в большинстве случаев они
оказываются отверженными. Желание самоутвердиться в такой
ситуации приобретает патологические формы - дети становятся
агрессивными. Такое поведение может представлять собой и
своеобразные, искаженные формы общения.
Формирование личности – сложный и многозначный процесс и
проблема формирования личности умственно отсталого ребенка
относится к числу наименее разработанных.