Напоминание

Информатика в играх и задачах


Автор: Окулова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: внеурочная программа
Тема: Информатика в играх и задачах
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа ЭнергоПолис» города Перми

Утверждена на

заседании МС

прот. №_______

от____________

Рабочая программа ПОУ

Информатика в играх и задачах

Составитель

Окулова Н.В.

учитель начальных классов

2020-2021 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочного курса «Информатика в играх и задачах» составлена на

основе

авторской

программы

А.В.

Горячева

«ИНФОРМАТИКА

И

ИКТ

(ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)», М.:Баласс, 2014г.

Реализация программы обеспечена УМК:

Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.

Информатика (Информатика в играх и задачах) Учебник-тетрадь

в 2-х

частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.

Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. -М. :Баласс; Школьный дом.

2012год.

Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса.

Цель программы - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях,

связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в

аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-

технологического потенциала общества и цифрового образования обучающихся.

Задачи:

-

развить

умение

проведения

анализа

действительности

для

построения

информационной

модели

и

ее

изображения

с

помощью

какого-либо

системно-

информационного языка;

- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

- развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими

приемами решения задач.

Общая характеристика курса

К основным результатам изучения информатики в начальной общеобразовательной школе

относятся:

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные

модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и

коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных

дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

путём освоения и использования методов информатики при изучении различных

учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм

информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной

и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с

наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для

успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой

стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном

образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий

обучающихся

на

ступени

начального

общего

образования,

обеспечивающим

его

результативность.

В

курсе

информатики

наиболее

целесообразно

сконцентрировать

основное

внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на

освоении ими практики работы на компьютере.

Занятия развития логического и алгоритмического мышления школьников:

не требуют обязательного наличия компьютеров, проводятся по учебникам -

тетрадям;

проводятся

преимущественно

учителем

начальной

школы

или

учителем

информатики, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных

действий на изучение других предметов, а в последующем помогает реализации

принципа преемственности и последовательности изучения курса.

Логико-алгоритмический компонент

в начальной школе предназначен для развития

логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного

освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях,

связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в

аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного

информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики:

1)

развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к

решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности,

традиционно относящихся к информатике:

применение формальной логики при решении задач – построение выводов

путём применения к известным утверждениям логических операций «если

…, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

алгоритмический

подход

к

решению

задач

умение

планировать

последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также

решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или

утверждение, а описание последовательности действий;

системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде

набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою

роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния

изменения в одной составной части на поведение всей системы;

объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не

действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим

названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия,

выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по

принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2)

расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой:

знакомство

с

графами,

комбинаторными

задачами,

логическими

играми

с

выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по

отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших

типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на

развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

3)

создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими

приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с

ориентацией

на

проблемы

формализации

и

создания

моделей

(поиск

закономерностей, рассуждения по аналогии,

по индукции, правдоподобные

догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, предполагается, что

умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить

их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы

логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано,

может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности

мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие разделы:

описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного

рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что

объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий

как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других

людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными

ситуациями;

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,

связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где

выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая

или знаково-символическая);

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с

восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при

выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

выслушивание собеседника и ведение диалога;

признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого

иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

находить лишний предмет в группе однородных;

давать название группе однородных предметов;

находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер,

количество элементов и т. д.);

находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;

называть последовательность простых знакомых действий;

находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

отличать заведомо ложные фразы;

называть противоположные по смыслу слова.

Содержание курса

(28 ч.)

План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение

последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в

последовательности действий.

Отличительные признаки предметов

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение

двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными

признаками.

Логические модели

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на

простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания

простых высказываний.

Приемы построения и описание моделей

Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

• находить лишний предмет в группе однородных;

• предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

• выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим

группам;

• находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число

элементов и т.д.);

• разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям

разных признаков;

• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

• называть последовательность простых знакомых действий;

• приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

• находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

• точно выполнять действия под диктовку учителя;

• отличать заведомо ложные фразы;

• называть противоположные по смыслу слова;

• отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,

определять истинные и ложные высказывания.

Тематическое планирование

Тема

Число

Основные виды учебной деятельности

часов

учащихся

План действий и его описание

Последовательность действий.

Последовательность состояний в

природе.

Выполнение последовательности

действий.

Составление линейных планов

действий.

Поиск ошибок в

последовательности действий.

10

Определять последовательность

событий.

Называть последовательность простых

знакомых действий; находить

пропущенное действие в знакомой

последовательности.

Отличительные признаки и составные части предметов

Выделение признаков предметов.

Узнавание предметов по заданным

признакам.

Сравнение двух или более

предметов. Разбиение предметов

на группы по заданным

признакам.

8

Определять значение признака (цвет,

форма, размер, количество элементов и т.

д.); находить предметы с одинаковым

значением признака; выявлять

закономерности в расположении фигур

по значению одного признака.

Определять и называть составные части

предметов, группировать предметы по

составным частям. Определять и

называть действия предметов,

группировать предметы по действиям.

Описывать предметы через их признаки,

составные части, действия.

Давать название группе однородных

предметов; находить лишний предмет в

группе однородных; называть

отличительные признаки предметов в

группе с общим названием; сравнивать

группы предметов по количеству;

ставить в соответствие предметы из

одной группы предметам из другой

группы.

Логические рассуждения

Истинность и ложность

высказываний.

Логические рассуждения и

выводы. Поиск путей на

простейших графах, подсчет

вариантов.

Высказывания и множества.

Построение отрицания простых

высказываний.

10

Отличать заведомо ложные фразы;

называть противоположные по смыслу

слова.

Оценивать простые высказывания как

истинные или ложные.

Находить на схеме в виде дерева

предметы по нескольким свойствам.

Изображать простые ситуации на схеме в

виде графов.

Определять количество сочетаний из

небольшого числа предметов.

Формирование универсальных учебных действий на разных этапах изучения программы

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

1.

Ценить

и

принимать

следующие базовые

ценности: «добро»,

«терпение»,

«родина»,

«природа», «семья».

2.

Уважать

к

своей семье, к своим

родственникам,

любовь

к

родителям.

3. Освоить роли

ученика;

формирование

интереса

(мотивации)

к

учению.

4.

Оценивать

жизненные

ситуаций

и

поступки

героев

художественных

текстов

с

точки

зрения

общечеловеческих

норм.

1. Организовывать свое

рабочее

место

под

руководством учителя.

2.

Определять

цель

выполнения заданий на

уроке, во внеурочной

деятельности,

в

жизненных

ситуациях

под

руководством

учителя.

3.

Определять

план

выполнения заданий на

уроках,

внеурочной

деятельности,

жизненных

ситуациях

под

руководством

учителя.

4. Использовать в своей

деятельности

простейшие

приборы:

линейку, треугольник и

т.д.

1. Ориентироваться в

учебнике: определять

умения, которые будут

сформированы

на

основе

изучения

данного раздела.

2.

Отвечать

на

простые

вопросы

учителя,

находить

нужную информацию

в учебнике.

3.

Сравнивать

предметы,

объекты:

находить

общее

и

различие.

4.

Группировать

предметы, объекты на

основе существенных

признаков.

5.

Подробно

пересказывать

прочитанное

или

прослушанное;

определять тему.

1.

Участвовать

в

диалоге на уроке и в

жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы

учителя, товарищей по

классу.

2.

Соблюдать

простейшие

нормы

речевого

этикета:

здороваться,

прощаться,

благодарить.

3. Слушать и понимать

речь других.

4. Участвовать в паре.

Календарно-тематическое планирование курса

«Информатика в играх и задачах»

(28 часов в год, 1 час в неделю)

п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Корректировка

Свойства предметов

1

Цвет предметов

2

Форма предметов

3

Размер предметов

4

Названия предметов

5

Признаки предметов

6

Состав предметов

7

Повторение

Действия предметов

8

Понятия «равно», «не равно»

9

Отношения «больше», «меньше»

10

Понятия «вверх, вниз, вправо, влево»

11

Действия предметов

12

Последовательность событий

13

Порядок действий

Множества

14

Цифры

15

Возрастание, убывание

16

Множество и его элементы

17

Способы задания множеств

18

Сравнения множеств

19

Отображение множеств

20

Кодирование

21

Симметрия фигур

Понятия «истина и ложь»

22

Отрицание

23

Понятия «истина» и «ложь»

24

Понятие «дерево»

25

Графы

26

Комбинаторика

27

Логические задачи

28

Интерактивная игра в мире

информатики

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Для

реализации

принципа

наглядности

в

кабинете

должны

быть

доступны

изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с

изображениями предметов и фигур.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций

(компьютер и медиапроектор).

1.

Программные документы

Стандарт начального общего образования второго поколения;

Программа ОС Школа 2100 по информатике 1 - 4 классы.

Учебный план внеурочной деятельности

2.

Методические рекомендации по образовательной программе «Школа 2100»

3.

Учебно-методическая литература:

Образовательная система «Школа 2100»: сборник программ М.: Баллас, 2013.

А.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина, «Информатика в играх и задачах». 1-4

классы. Методические рекомендации для учителя», Москва «Баласс».2013г.

А.В.Горячев и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» 1-4 классы.

Москва «Баласс».2013-2014г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика