Автор: Окулова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: внеурочная программа
Тема: Информатика в играх и задачах
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа ЭнергоПолис» города Перми
Утверждена на
заседании МС
прот. №_______
от____________
Рабочая программа ПОУ
Информатика в играх и задачах
Составитель
Окулова Н.В.
учитель начальных классов
2020-2021 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса «Информатика в играх и задачах» составлена на
основе
авторской
программы
А.В.
Горячева
«ИНФОРМАТИКА
И
ИКТ
(ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)», М.:Баласс, 2014г.
Реализация программы обеспечена УМК:
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
Информатика (Информатика в играх и задачах) Учебник-тетрадь
в 2-х
частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.
Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. -М. :Баласс; Школьный дом.
2012год.
Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса.
Цель программы - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях,
связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в
аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-
технологического потенциала общества и цифрового образования обучающихся.
Задачи:
-
развить
умение
проведения
анализа
действительности
для
построения
информационной
модели
и
ее
изображения
с
помощью
какого-либо
системно-
информационного языка;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
- развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими
приемами решения задач.
Общая характеристика курса
К основным результатам изучения информатики в начальной общеобразовательной школе
относятся:
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных
дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путём освоения и использования методов информатики при изучении различных
учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной
и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с
наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для
успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой
стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном
образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования,
обеспечивающим
его
результативность.
В
курсе
информатики
наиболее
целесообразно
сконцентрировать
основное
внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на
освоении ими практики работы на компьютере.
Занятия развития логического и алгоритмического мышления школьников:
не требуют обязательного наличия компьютеров, проводятся по учебникам -
тетрадям;
проводятся
преимущественно
учителем
начальной
школы
или
учителем
информатики, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных
действий на изучение других предметов, а в последующем помогает реализации
принципа преемственности и последовательности изучения курса.
Логико-алгоритмический компонент
в начальной школе предназначен для развития
логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного
освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях,
связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в
аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного
информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики:
1)
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к
решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности,
традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов
путём применения к известным утверждениям логических операций «если
…, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический
подход
к
решению
задач
–
умение
планировать
последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также
решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или
утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде
набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою
роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния
изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не
действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим
названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия,
выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по
принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2)
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой:
знакомство
с
графами,
комбинаторными
задачами,
логическими
играми
с
выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по
отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших
типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на
развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
3)
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими
приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с
ориентацией
на
проблемы
формализации
и
создания
моделей
(поиск
закономерностей, рассуждения по аналогии,
по индукции, правдоподобные
догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, предполагается, что
умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить
их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы
логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано,
может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности
мышления в своей предметной области.
В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного
рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что
объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий
как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других
людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая
или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою.
Предметные результаты
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить лишний предмет в группе однородных;
давать название группе однородных предметов;
находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер,
количество элементов и т. д.);
находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
называть последовательность простых знакомых действий;
находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
отличать заведомо ложные фразы;
называть противоположные по смыслу слова.
Содержание курса
(28 ч.)
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение
последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в
последовательности действий.
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение
двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными
признаками.
Логические модели
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на
простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания
простых высказываний.
Приемы построения и описание моделей
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• находить лишний предмет в группе однородных;
• предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
• выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим
группам;
• находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число
элементов и т.д.);
• разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям
разных признаков;
• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
• называть последовательность простых знакомых действий;
• приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
• находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
• точно выполнять действия под диктовку учителя;
• отличать заведомо ложные фразы;
• называть противоположные по смыслу слова;
• отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,
определять истинные и ложные высказывания.
Тематическое планирование
Тема
Число
Основные виды учебной деятельности
часов
учащихся
План действий и его описание
Последовательность действий.
Последовательность состояний в
природе.
Выполнение последовательности
действий.
Составление линейных планов
действий.
Поиск ошибок в
последовательности действий.
10
Определять последовательность
событий.
Называть последовательность простых
знакомых действий; находить
пропущенное действие в знакомой
последовательности.
Отличительные признаки и составные части предметов
Выделение признаков предметов.
Узнавание предметов по заданным
признакам.
Сравнение двух или более
предметов. Разбиение предметов
на группы по заданным
признакам.
8
Определять значение признака (цвет,
форма, размер, количество элементов и т.
д.); находить предметы с одинаковым
значением признака; выявлять
закономерности в расположении фигур
по значению одного признака.
Определять и называть составные части
предметов, группировать предметы по
составным частям. Определять и
называть действия предметов,
группировать предметы по действиям.
Описывать предметы через их признаки,
составные части, действия.
Давать название группе однородных
предметов; находить лишний предмет в
группе однородных; называть
отличительные признаки предметов в
группе с общим названием; сравнивать
группы предметов по количеству;
ставить в соответствие предметы из
одной группы предметам из другой
группы.
Логические рассуждения
Истинность и ложность
высказываний.
Логические рассуждения и
выводы. Поиск путей на
простейших графах, подсчет
вариантов.
Высказывания и множества.
Построение отрицания простых
высказываний.
10
Отличать заведомо ложные фразы;
называть противоположные по смыслу
слова.
Оценивать простые высказывания как
истинные или ложные.
Находить на схеме в виде дерева
предметы по нескольким свойствам.
Изображать простые ситуации на схеме в
виде графов.
Определять количество сочетаний из
небольшого числа предметов.
Формирование универсальных учебных действий на разных этапах изучения программы
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
1.
Ценить
и
принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа», «семья».
2.
Уважать
к
своей семье, к своим
родственникам,
любовь
к
родителям.
3. Освоить роли
ученика;
формирование
интереса
(мотивации)
к
учению.
4.
Оценивать
жизненные
ситуаций
и
поступки
героев
художественных
текстов
с
точки
зрения
общечеловеческих
норм.
1. Организовывать свое
рабочее
место
под
руководством учителя.
2.
Определять
цель
выполнения заданий на
уроке, во внеурочной
деятельности,
в
жизненных
ситуациях
под
руководством
учителя.
3.
Определять
план
выполнения заданий на
уроках,
внеурочной
деятельности,
жизненных
ситуациях
под
руководством
учителя.
4. Использовать в своей
деятельности
простейшие
приборы:
линейку, треугольник и
т.д.
1. Ориентироваться в
учебнике: определять
умения, которые будут
сформированы
на
основе
изучения
данного раздела.
2.
Отвечать
на
простые
вопросы
учителя,
находить
нужную информацию
в учебнике.
3.
Сравнивать
предметы,
объекты:
находить
общее
и
различие.
4.
Группировать
предметы, объекты на
основе существенных
признаков.
5.
Подробно
пересказывать
прочитанное
или
прослушанное;
определять тему.
1.
Участвовать
в
диалоге на уроке и в
жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы
учителя, товарищей по
классу.
2.
Соблюдать
простейшие
нормы
речевого
этикета:
здороваться,
прощаться,
благодарить.
3. Слушать и понимать
речь других.
4. Участвовать в паре.
Календарно-тематическое планирование курса
«Информатика в играх и задачах»
(28 часов в год, 1 час в неделю)
№
п/п
Дата
план
Дата
факт
Тема урока
Корректировка
Свойства предметов
1
Цвет предметов
2
Форма предметов
3
Размер предметов
4
Названия предметов
5
Признаки предметов
6
Состав предметов
7
Повторение
Действия предметов
8
Понятия «равно», «не равно»
9
Отношения «больше», «меньше»
10
Понятия «вверх, вниз, вправо, влево»
11
Действия предметов
12
Последовательность событий
13
Порядок действий
Множества
14
Цифры
15
Возрастание, убывание
16
Множество и его элементы
17
Способы задания множеств
18
Сравнения множеств
19
Отображение множеств
20
Кодирование
21
Симметрия фигур
Понятия «истина и ложь»
22
Отрицание
23
Понятия «истина» и «ложь»
24
Понятие «дерево»
25
Графы
26
Комбинаторика
27
Логические задачи
28
Интерактивная игра в мире
информатики
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Для
реализации
принципа
наглядности
в
кабинете
должны
быть
доступны
изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с
изображениями предметов и фигур.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций
(компьютер и медиапроектор).
1.
Программные документы
Стандарт начального общего образования второго поколения;
Программа ОС Школа 2100 по информатике 1 - 4 классы.
Учебный план внеурочной деятельности
2.
Методические рекомендации по образовательной программе «Школа 2100»
3.
Учебно-методическая литература:
Образовательная система «Школа 2100»: сборник программ М.: Баллас, 2013.
А.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина, «Информатика в играх и задачах». 1-4
классы. Методические рекомендации для учителя», Москва «Баласс».2013г.
А.В.Горячев и др. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» 1-4 классы.
Москва «Баласс».2013-2014г.