Напоминание

Пение на музыкальных занятиях как основа коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья


Автор: Дронова Светлана Владимировна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43 г. Белгорода
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Пение на музыкальных занятиях как основа коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья
Раздел: среднее образование





Назад




Пение на музыкальных занятиях как основа коррекционной работы

с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья

Singing musical studies as a basis for remedial work

with preschool children with disabilities

Аннотация.

В данной статье рассматриваются особенности пения на музыкальных занятиях, как

основа коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности

здоровья.

Учитывая

опыт

использования

пения

в

целях

коррекционной

работы

с

дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, автор анализирует и

выдвигает различные аргументы, относящиеся к данной проблеме.

Ключевые слова.

Музыкальное занятие, пение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract.

This article discusses the features of the singing musical studies, as a basis for remedial

work with preschool children with disabilities.

Given the experience of schools already using singing in order remedial work with preschool

children with disabilities, the author analyzes and puts forward various arguments relating to this

issue.

Keywords.

Teaching music, singing, children with disabilities.

Многие известные педагоги считали, что музыка является могучим

стимулятором мысли, без которого практически невозможно полноценное

умственное развитие ребёнка. Немалый интерес к воспитанию детей

проявили такие психологи, педагоги, искусствоведы, как М.Т. Арановский,

О.А. Апраксина, Б.В. Астафьев, Т.Л. Беркман и другие. Также было доказано,

что при использовании специально подобранных средств и методов

музыкального

воспитания

могут

быть

достигнуты

позитивные

психосоматические эффекты. Музыкальная терапия рассматривает вопросы,

связанные с созданием положительного эмоционального фона реабилитации,

стимуляцией двигательных функций, развитием и коррекцией сенсорных

процессов и сенсорных способностей, растормаживании речевой функции [2,

с. 50].

Эти выводы чрезвычайно важны при проведении работы с детьми,

имеющими ограниченные возможности здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие

различные отклонения психического или физического плана, которые

обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести

полноценную жизнь.

Им, как правило, требуется специальное корректирующее обучение и

воспитание.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к

основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья

относятся:

1.

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2.

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3.

Дети с нарушением речи (логопаты);

4.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5.

Дети с умственной отсталостью;

6.

Дети с задержкой психического развития;

7.

Дети с нарушением поведения и общения;

8.

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так

называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или

слепые дети с умственной отсталостью).

В рамках нашей статьи мы заостряем внимание на такой патологии, как

дисфункция речи у детей дошкольного возраста. В последнее время в

специальной литературе все чаще появляется информация о речевых

нарушениях и заикании. Дети начинают говорить свои первые слова позже,

чем их сверстники 10-15 лет назад. Количество детей с речевыми дефектами

постоянно растет, а нарушения выражены более резко: это нарушение темпа,

ритма и плавности устной речи, невнятное произношение, речевые запинки,

стеснительность, трудности при общении со сверстниками [5, с. 80]. Одной

из причин задержки или патологии речевого развития детей является

стремительное

внедрение

в

повседневную

жизнь

новейших

средств

коммуникации – мобильных телефонов, планшетов, интернета и т.д.

Зачастую родители, желая отдохнуть, сами дают в руки ребенка «гаджеты»,

тем самым замедляя его развитие, в том числе и речевое.

Специалисты выделяют два типа заикания:

1) невротическое (проявляется в период 2-6 лет, механизмом для

невротического заикания может стать стресс (адаптация к детскому саду,

психическая травма), такие дети «проглатывают» окончания слов, говорят

быстро и нечётко, повторяют одно и то же слово или слог).

2) неврозоподобное (проявляется в 3-4 года, такая форма заикания

закрепляется в течение 2-6 месяцев, если не принять вовремя нужные меры,

со временем состояние ребенка усугубляется до полной невозможности

говорить).

Заикающиеся дети испытывают различные трудности. В связи с

затруднениями в речи у них развиваются коммуникативные проблемы,

появляется стеснительность, замкнутость.

Наиболее эффективными способами излечения от заикания являются:

традиционный

метод

(основан

на

использовании

дыхательных

упражнений);

медикаментозный метод (заключается в приеме противосудорожных

препаратов и транквилизаторов);

лечебный массаж (точечный массаж успешно используется в медицине

в борьбе с заиканием);

музыкотерапия (излечение заикания с помощью музыки).

Все эти меры необходимо применять в комплексе. Рассмотрим подробнее

«музыкальный» метод излечения заикания. Медиками доказано, что легкая

степень заикания может устраниться полностью, если человек занимается

музыкой. Для детей дошкольного возраста возможно проведение коррекции

на музыкальных занятиях.

Музыкальные

занятия

в

дошкольных

общеобразовательных

учреждениях –

это форма музыкальной деятельности,

обеспечивающая

музыкально-эстетическое

развитие

детей

с

учетом

их

возрастных

особенностей. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов

деятельности, так как мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с

музыкой должна приносить детям огромную радость и наслаждение.

Пение на музыкальных занятиях давно используется как одно из

средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Чем

раньше ребенок с дефектом речи начнет заниматься пением, тем больше у

него есть шансов избавиться от этого недостатка.

Одно

из

препятствий,

которое

стоит

перед

заикающимся,

это

произношение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое

и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок слушает, как поют другие, и

старается попадать в такт. При этом происходит сглаживание акцента. Во

всем мире с помощью хорового пения детей успешно лечат от легкой формы

заикания.

При обучении пению необходимо следить за тем, как дети сидят, стоят,

держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти-шести

лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев. (Так у них

лучше работает диафрагма) Голову держат прямо, без напряжения. Рот

открывается вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого звука.

Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, но не вялы.

Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при

этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно

улучшается. Для правильного звукообразования большое значение имеет

четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с

маленьким язычком).

Также очень эффективным для коррекции речи при заикании является

использование упражнений на музыкальных занятиях:

упражнения из “Артикуляционной гимнастики” Т. Буденной:

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

(Упр. «Лопатка», «Блинчик»)

Приоткрыл Язык окно, А на улице тепло. Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

(Упр. «Иголочка* — «Лопаточка»)

А потом пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

(Упр. «Язычок перешагивает через зубы»)

Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже

опускаем, Маляру мы помогаем.

(Упр. «Маляр»)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные в работе вещи.

Молоток стучит: «Тук-тук!

Язычку я лучший друг».

(Упр. «Автомат»)

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела —

И снова за дело.

(Упр. «Лошадка*)[1, с. 65]

пение на слоги:

«ля-ля»,

«ти-ли-ли»,

«ту-ру-ру»

способствующие

автоматизации

правильного произношения;

потешки,

народные

прибаутки,

которые

улучшают

дикцию

и

артикуляцию:

разнообразные песенки-попевки, песенки-распевки:

“Ежик” (попевка массаж ладошек ипликатором Кузнецова);

“Как на горке снег” Упражнение на регуляцию мышечного тонуса;

“Строим дом” муз. Красева. Упражнение на развитие моторики;

Упражнение на произнесение звука:

«Б»

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная!

«Ч»

Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота

Отыщи-ка там кота.

пение с аккомпанементом и без него.

Систематические занятия данными упражнениями дают хороший эффект

не только в улучшении здоровья дошкольников, но и в музыкальном

воспитании и обучении. Пение развивает коммуникативные способности

ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое

состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей

закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности

(внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора,

нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата

(дыхательного,

артикуляционного,

голосообразного).

Детям,

которые

страдают заиканием, нарушениями речи очень полезно начать заниматься

пением.

1. Буденная Т. /Артикуляционная гимнастика / СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2007

2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика

и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.

3. Сластенина В.А./Основы коррекционной педагогики / М., 2002.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:

Просвещение, 1989.

5.

Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки // Вопросы современной

психоневрологии. Т. 38. Л., 1966. - 479 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика