Напоминание

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе ООД»


Автор: Фрейберг Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП МБОУ
Населённый пункт: г.Балахна Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе ООД»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №3»

«Использование здоровьесберегающих

технологий в процессе ООД»

Фрейберг Ольга Вячеславовна

Воспитатель

г.Балахна

2020г.

Введение

Дошкольный

возраст

является

решающим

этапом

в

формировании

фундамента психического и физического здоровья ребёнка.

В этот период идет интенсивное развитие органов и становление

функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы

устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение

количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует

необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной

жизни,

дав

ему

для

этого

необходимые

умения,

навыки,

воспитав

определенные привычки.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание

здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой

главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и

обогатить здоровье детей.

Тема здоровья детей на современном этапе

считается не только актуальной, но общечеловеческой.

Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным

направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и

всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии

должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться,

развиваться.

Только полноценное здоровье способствует становлению

гармонически развитой личности.

Цель:

Создать

условия по внедрению элементов технологии В. Ф.

Базарного для обеспечения и сохранения здоровья дошкольников, с целью

повышения двигательной активности и умственной работоспособности детей

во время ООД.

Задачи

:

- Создание условий для ощущения у детей радости в процессе обучения;

- Научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления

здоровья;

- Воспитание культуры здоровья;

- Мотивация на здоровый образ жизни.

Целевая аудитория: воспитанники средней группы.

Возраст детей: 4-5 лет.

Основная часть

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более

чем

остро.

Словосочетания

«здоровьесберегающие

технологии»

и

«формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с

родителями и детьми, в планах воспитательно - образовательной работы

педагогов. Но проблема по-прежнему остается актуальной.

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость

здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и

родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка,

решать системно и сообща.

Новизна опыта.

Новизна данного опыта заключается в том, что данная технология

адаптирована и применяется в школьных учебных заведениях. Но изучив по

здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного литературу и другие

информационные ресурсы, я решила включать основные методы и приемы

этой технологии как в основной образовательной деятельности, так и в

режимных моментах с детьми среднего дошкольного возраста. Так как

данная

технология

касается

лишь

физиолого-гигиенических

аспектов

оптимизации зрительного восприятия и режимов обучения.

Тем самым осуществить более тесную преемственность детского сада со

школой,

которая

перешла

на

стандарты

второго

поколения,

где

здоровьесбережение детей, является приоритетным направлением.

Моя работа была построена на следующих принципах:

Во-первых, занятия в группе проводятся в режиме смены динамических поз,

где это возможно менять позу детей (сидя, стоя, лёжа и т. д.).

Во-вторых, в процессе занятий для разминок и упражнений на мышечно-

телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и

быстроты

реакции

используются

схемы

зрительных

траекторий,

расположенные на потолке, офтальмотренажеры – плакаты. Упражнения

сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в

позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах,

которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего

организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства

общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-

моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том

числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.

п.).

В-третьих, важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они

проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного

поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я

использовала подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и

возможными вариантами ответов, которые могут оказываться в любой точке

группы и которые дети должны ищут и используют в своей работе. А также

специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего

на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый

логоритм, способствующий развитию их речемоторной функции.

Изучив по здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного литературу и

другие информационные ресурсы, я пришла к выводу, что данная технология

может быть использована в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Первая технология которую я использовала в своей работе – режим

«динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. Данная

технология включает в себя два варианта.

Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это

возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя,

лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных

ковриках, в носочках.

Я использую второй вариант, где дети как можно чаще меняют свою позу,

избегают тем самым усталости и утомляемости. За столами – сидя, стоя, на

ковре – сидя, стоя, лежа.

А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом,

т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние,

стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,

мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от

плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим

массажным коврикам, по дорожке здоровья. Я применяю данный метод в

ходе образовательной деятельности, как физкультминутку во время занятия.

Также сами дети применяют данный метод в самостоятельной деятельности.

Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не

просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек.

Это так легко, просто, доступно, результативно.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса я

использую сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся

зрительно-сигнальных сюжетов. В различных участках группы, где проходят

занятия, фиксируются яркие объекты – зрительные метки. Ими могут

служить

игрушки

или

красочные

картинки,

я

использую

картинки.

Располагаю их в равноудаленных участках группы. Подбираю картинки с

таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой

сюжет (например из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется.

Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и

равновесия, упражнения нужно выполнять только в положении стоя. С этой

целью я периодически поднимаю детей из – за столов, и под счет 1, 2, 3, 4

дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках,

сочетая

эти

действия

с

движениями

головы,

глаз

и

туловища.

Продолжительность – 1,5-2 минуты.

Опыт показал, что такие занятия как формирование элементарных

математических представлений, ознакомлении с окружающей природой,

изобразительная деятельность эффективны в данном режиме, т. к. основную

информацию дети получают через зрительный анализатор.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают

десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает

работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое

формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-

моторных

функций.

Для

повышения

активности

детей

применяем

вертикализацию поз.

Методика

Базарного

позволяет

создать

условия

для

предупреждения

устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что все задания заранее

размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки,

которые размещаются по стенам группы или воспринимаются на слух.

Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками.

При этом даётся задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их,

найти общее и отличия.

Здесь я использую картинки. Дети получают задание: - Из каких

геометрических фигур состоит картинка, коврик? - Сколько треугольников?

(квадратов, кружков) - Какие фигуры одинакового цвета?

Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов

и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является

то, что дидактический материал размещается на максимально возможном

удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в

условиях

пространственного

обзора.

Особенность

состоит

в

режиме

движения наглядного материала, в режиме постоянного поиска. Карточки с

заданиями или ответами на задания по воле воспитателя могут оказаться в

любом уголке группы: на вертушке («сенсорном кресте»), на стене, на

шкафу, на окне, за выключателем. Поэтому дети находятся в постоянном

движении, поиске, а поиск — это фундаментальное начало, важнейший

принцип творческой деятельности.

Таким образом, обучаясь дети находятся в постоянном режиме сенсорной

свободы и психомоторного раскрепощения, они несколько раз за занятие

меняют позу, двигаются во всех направлениях, выполняют упражнения на

тренировку глаз, все это, в свою очередь, активизирует умственную

деятельность.

Задания когда дети находят ответы на стенах, на занавесках, за цветком и

т.д.

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-

моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на

экстренные ситуации в жизни. У детей развивается зрительно-двигательная

поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.

Дети стали более зоркими, внимательными.

Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со

зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или

одной из стен групповой комнаты, у нас интерактивной доске. На конце

указки прикреплена бабочка с помощью которой указаны основные

направления,

по

которым

двигается

взгляд

в

процессе

выполнения

физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки,

по "восьмерке”.

Каждый цвет

выполняет

определенную функцию

Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно,

вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение,

активизирует все функциональные процессы.

Синий

-

тормозит

все

физиологические

процессы,

но

активизирует

химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко

снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Существует широчайший спектр методов и приемов, используемых для

оценки здоровьесберегающего образовательного процесса. В этой связи

мною использовались наиболее простые, доступные и дешевые методические

приемы, которые могут быть реализованы в каждом образовательном

учреждении силами сотрудников этого учреждения.

Хоровое пение.

Обязательным и важнейшим учебным предметом Базарного является

детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической

музыке. Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь.

Музыка лечит не только его душу, но и тело. Пение является и мощным

средством

балансировки

нервной

системы

и

психики,

профилактики

заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей - необходимым

условием физического и психического здоровья человека. Я использую этот

приём в основном в утренние часы перед завтраком или вечерние время.

Мои дети стали артистичны, с хорошей дикцией, поставленной речью. У

них

нет

проблем

с

осанкой,

количество

соматических

заболеваний

уменьшилось.

Дыхательная гимнастика с использованием ИКТ: «Кораблик», «Муха» и т.д.

Чтобы посмотреть, что происходит за окном надо на него подуть и снежинки

растают.

Оздоровительные физкультурные минутки.

Традиционными здоровьесберегающими средствами в моей работе стали

физкультурные минутки ( мультзарядки- «Солнечные зайчики», «Прыг, скок,

колобок», «Зверобика».

Заключение

Применяемая

технология

здоровьесбережения

имеет

положительное

влияние на здоровье детей дошкольного возраста. Улучшился и общий

психологический климат в группе: дети не боятся ошибок, помогают друг

другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен

тот факт, что на занятиях каждый ребёнок работает в меру своих сил,

поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает

в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия.

Необходимость

разработки

комплекса

мер

по

снятию

перегрузки,

сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих

технологий в образование в настоящее время является чрезвычайно

актуальной задачей. На данном этапе останавливаться по данной теме, я не

стану, а буду продолжать накапливать свой опыт и делиться им со своими

коллегами, родителями и, конечно, с маленькими воспитанниками.

Литература:

1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. - М., 1975.

2. Бондаренко С.В. Тренируем зрение / «Физкультура в школе», № 2, 1993.

3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие.

СанктПетербург, «Детство-Пресс», 2001 г.

4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализа ции здоровьесберегающих

технологий / «Начальная школа», № 11, 2005.

5. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра /

«Начальная школа», № 6, 2006.



В раздел образования




Яндекс.Метрика