Напоминание

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.


Автор: Фофанова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Перевозский детский сад "Малышок"
Населённый пункт: Нижегородская область г. Перевоз
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего

дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой

родного края.

В

последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической,

политической и культурной сферах жизни наблюдается спад в процессе воспитания

подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из наиболее важных

направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и

развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы.

Поэтому наиболее актуальной проблемой, стоящей перед дошкольным образованием, в

соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, является

проблема становления ценностного отношения к родной стране, воспитания основ

гражданственности у детей дошкольного возраста. Эта проблема требует эффективных

подходов к ее решению.

Система ценностей начинает формироваться у детей в младшем дошкольном возрасте под

воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького

человека. Проживая в Перевозе, в городе, где есть много значимого и доступного с чем

можно познакомить детей, что послужит фундаментом, для формирования будущего

гражданина своей Родины. История и культура округа, города должны стать основой

вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение,

созидание, сотворчество детей и взрослых. Поэтому, нет, и не может быть настоящего

человека без любви к родному краю.

Выбор данной темы обусловлен пониманием значимости этой проблемы, с одной

стороны, и не достаточным уровнем знаний у детей и родителей о родном крае, с другой.

Необходимо отметить, что в настоящее время эта работа не только актуальна, но и требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,

гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Проживая в городе Перевоз, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем

их, но и мало знаем о них.

Работая по данной теме, я обратила внимание, что большинство авторов указывают на

важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Так, в работах Т.Н.Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического

воспитания детей дошкольного возраста;

В исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание

рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Н. Бабаева, Т.С.Комарова, Е.И.

Корнеева, О.Л. Князева, , В. И. Логинова, М.Д. Маханева, Л.Е. Никонова, Н.А Ноткина,

Е.В. Пчелинцева; Т.А. Ротанова и другие делают акцент на приобщение детей к

культурному наследию народа.

Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы

воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

1.Цель работы по формированию представлений о родном крае: с детьми дошкольного

возраста состоит в том, чтобы сформировать у своих воспитанников целостное

представление о родном крае, пробудить в них любовь к родному городу, в котором

живем. Помочь осознать значение нашего маленького города в жизни большой страны,

роль каждого жителя в жизни своего города.

2.Задачи, которые я поставила перед собой:

1.Формировать у детей чувство любви и гордости за свой родной край, свою малую

родину на основе изучения истории, природы родного края;

2. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к

родному дому, семье, детскому саду.

3. Ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье.

Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.

4.Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности,

экологическая ситуация в городе;

5.Познакомить с событиями, происходящими в общественной жизни города;

6.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

7.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать

участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в организованной

образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

Мною была выдвинута гипотеза: развитию нравственно – патриотических чувств,

способствует ознакомление детей с историей и культурой родного края.

Исходя из целей и задач, я наметила для себя три этапа работы:

Подготовительный, практический и аналитический.

На 1 этапе я изучила соответствующую литературу по данной проблеме и опыт других

педагогов.

- Составила перспективный план работы

- Разработала диагностический материал, провела диагностику.

- Провела анкетирование родителей с целью выявления знаний и расширения кругозора о

патриотическом воспитании.

- Обогатила развивающую предметно - пространственную среду.

Одним из важных условий ознакомления с родным краем является организация

развивающей предметно - пространственной среды. Важно обеспечить детям зону

ближайшего развития. Поэтому деятельность по обогащению среды проходила на глазах

детей и с их посильным участием.

На 2 этапе осуществляла:

- просветительскую работу с родителями по вопросам формирования нравственно –

патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с

родным краем

. Проводила родительские собрания, консультации.

- Организовывала творческие фотовыставки.

- Реализовала перспективный план работы.

На первом этапе дети знакомились со своей семьей.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к

матери, отцу, бабушке, дедушке. Дети составляли рассказы о своей семье, рисовали

рисунки: «Моя семья», «Отдыхаем всей семьей», «Животные моей семьи» и т. д., играли в

сюжетно - ролевые и строительные игры.

Совместно с родителями составляли генеалогическое дерево семьи. В результате

проделанной работы дети стали более заботливо относиться к родителям, бабушкам и

дедушкам. Они рассказывали, как помогают дома, как относятся к членам своей семьи.

Совместно с родителями и педагогами детского сада была проведена музыкально –

поэтическая гостиная «Песни, с которыми мы победили».

Оформлена выставка поделок «Никто не забыт, ничто не забыто», фото стенд

«Бессмертный полк». Такие мероприятия воспитывают в душе детей ответственность за

прошлое, настоящее и будущее страны.

Провели акции: «Чистая территория детского сада»,

«Поможем птицам перезимовать». Свои впечатления дети отражали в рисунках,

аппликации, изготовлении макетов.

Также нами были проведены экологические акции на улицах нашего города: «Берегите

природу нашего края»,

«Нет мусору», «Не рубите елочки!». Ребята рассказывали прохожим, почему нельзя

мусорить, как это может быть опасно для людей, что нужно делать, чтобы наш город стал

чище и краше.

Большое значение уделяю знакомству с памятными местами нашего города. Это

экскурсии к памятнику «Падающая звезда», мемориалу «Погибшим солдатам» в Великой

Отечественной войне, на аллею славы. Вместе с родителями дети принимали активное

участие в шествии «Бессмертный полк», в открытии «Парка Победы».

Для реализации поставленных целей и задач я применяю следующие формы работы:

организованная образовательная деятельность. Для большего эмоционального

воздействия на детей различные формы занятий сопровождаются просмотром

презентаций, мультфильмов, видеофильмов.

Полученные знания дети осмысливают и реализуют в различных видах творческой

деятельности, создавая рисунки, аппликации, поделки, сувениры к праздникам и

историческим датам. Творческая деятельность детей способствует развитию их

воображения и фантазии, а также закреплению пройденного материала.

При подготовке и организации тематических праздников используются практически все

формы работы с детьми.

Использую разные способы организации детей: групповую, подгрупповую,

индивидуальную. Методы воспитания и развития ребенка дошкольника которые я

применяю в работе

Наглядные – наблюдение и демонстрация,

Словесные – рассказ, чтение, беседа

Практические – упражнения, моделирование, игры

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

1.Принцип организации личностно- ориентированного взаимодействия с учетом

индивидуальных возможностей. Предполагает построение образовательной деятельности

с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка

2.Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год, начиная с

раннего возраста.

3.Принцип доступности. Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы,

уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

4.Принцип интеграции образовательных областей.

5.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и

семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

В ходе работы активно взаимодействовала с родителями: проводила консультации

«Обязанности детей дома», «Мой любимый город Перевоз», «Как знакомить с природой

родного края», «Как организовать досуг ребенка в нашем городе».

В конце года родители приняли участие в создании альбомов и презентаций по темам:

«Прогулка по городу», «Улица, на которой я живу», «Поход на речку Пьяну»,

«Посещение памятных мест нашего края».

На последнем заключительном этапе я провела педагогическое наблюдение и

диагностическое обследование детей, которое показало, что в результате проделанной

работы: у детей сформированы знания о родном городе и крае. Дети называют улицы

города, памятные места, символику города, известные события. У детей сформированы

представления краеведческого характера. Они много знают о достопримечательностях

нашего края.

Результатом проведенной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не

только в современном, но и в историческом пространстве города. Он любит свою малую

родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и

красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы

ценностей.

Своим личным вкладом в развитие образования считаю:

Разработки конспектов, проектов;

Формирование тематических папок, картотек.

Разработка консультаций для родителей.

Участие детей и педагога в конкурсах.

Создание презентаций.

Итогом работы стало изготовление лэпбука «Мой Перевоз». Нам хотелось создать такую

интерактивную папку для детей, подобрать такие дидактические игры и упражнения,

выполняя которые дети пополнили бы свой багаж знаний о родном крае, научились

узнавать любимые объекты города и края, делиться впечатлениями. Фотоальбомы,

представленные в лэпбуке, способствуют развитию связной речи детей, формированию

любви к родному городу. Кроссворд, разрезные картинки помогут детям закрепить знания

о родном крае, развивают мышление, подготавливают к обучению грамоте и чтению.

Мы принимаем активное участие в различных конкурсах. Родители вместе с детьми

участвовали во всероссийском конкурсе «Я лето маме подарю», где разными средствами

выразительности передавали красоту природы родного края, в региональном конкурсе

«Край Нижегородский» помогло детям больше узнать о главном городе нашей области

Нижнем Новгороде. Также участвовали в муниципальном конкурсе «Интеллектуальное

творчество – 2017», представив проект «Что за чудо эти бабочки», в котором рассказали о

бабочках, обитающих в нашем крае и о бережном отношении к ним, их защите и

сохранении.



В раздел образования




Яндекс.Метрика