Автор: Фофанова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Перевозский детский сад "Малышок"
Населённый пункт: Нижегородская область г. Перевоз
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой
родного края.
В
последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической,
политической и культурной сферах жизни наблюдается спад в процессе воспитания
подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из наиболее важных
направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и
развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы.
Поэтому наиболее актуальной проблемой, стоящей перед дошкольным образованием, в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, является
проблема становления ценностного отношения к родной стране, воспитания основ
гражданственности у детей дошкольного возраста. Эта проблема требует эффективных
подходов к ее решению.
Система ценностей начинает формироваться у детей в младшем дошкольном возрасте под
воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького
человека. Проживая в Перевозе, в городе, где есть много значимого и доступного с чем
можно познакомить детей, что послужит фундаментом, для формирования будущего
гражданина своей Родины. История и культура округа, города должны стать основой
вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение,
созидание, сотворчество детей и взрослых. Поэтому, нет, и не может быть настоящего
человека без любви к родному краю.
Выбор данной темы обусловлен пониманием значимости этой проблемы, с одной
стороны, и не достаточным уровнем знаний у детей и родителей о родном крае, с другой.
Необходимо отметить, что в настоящее время эта работа не только актуальна, но и требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Проживая в городе Перевоз, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем
их, но и мало знаем о них.
Работая по данной теме, я обратила внимание, что большинство авторов указывают на
важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Так, в работах Т.Н.Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического
воспитания детей дошкольного возраста;
В исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание
рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Н. Бабаева, Т.С.Комарова, Е.И.
Корнеева, О.Л. Князева, , В. И. Логинова, М.Д. Маханева, Л.Е. Никонова, Н.А Ноткина,
Е.В. Пчелинцева; Т.А. Ротанова и другие делают акцент на приобщение детей к
культурному наследию народа.
Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы
воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
1.Цель работы по формированию представлений о родном крае: с детьми дошкольного
возраста состоит в том, чтобы сформировать у своих воспитанников целостное
представление о родном крае, пробудить в них любовь к родному городу, в котором
живем. Помочь осознать значение нашего маленького города в жизни большой страны,
роль каждого жителя в жизни своего города.
2.Задачи, которые я поставила перед собой:
1.Формировать у детей чувство любви и гордости за свой родной край, свою малую
родину на основе изучения истории, природы родного края;
2. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к
родному дому, семье, детскому саду.
3. Ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье.
Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.
4.Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности,
экологическая ситуация в городе;
5.Познакомить с событиями, происходящими в общественной жизни города;
6.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
7.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать
участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в организованной
образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
Мною была выдвинута гипотеза: развитию нравственно – патриотических чувств,
способствует ознакомление детей с историей и культурой родного края.
Исходя из целей и задач, я наметила для себя три этапа работы:
Подготовительный, практический и аналитический.
На 1 этапе я изучила соответствующую литературу по данной проблеме и опыт других
педагогов.
- Составила перспективный план работы
- Разработала диагностический материал, провела диагностику.
- Провела анкетирование родителей с целью выявления знаний и расширения кругозора о
патриотическом воспитании.
- Обогатила развивающую предметно - пространственную среду.
Одним из важных условий ознакомления с родным краем является организация
развивающей предметно - пространственной среды. Важно обеспечить детям зону
ближайшего развития. Поэтому деятельность по обогащению среды проходила на глазах
детей и с их посильным участием.
На 2 этапе осуществляла:
- просветительскую работу с родителями по вопросам формирования нравственно –
патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с
родным краем
. Проводила родительские собрания, консультации.
- Организовывала творческие фотовыставки.
- Реализовала перспективный план работы.
На первом этапе дети знакомились со своей семьей.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к
матери, отцу, бабушке, дедушке. Дети составляли рассказы о своей семье, рисовали
рисунки: «Моя семья», «Отдыхаем всей семьей», «Животные моей семьи» и т. д., играли в
сюжетно - ролевые и строительные игры.
Совместно с родителями составляли генеалогическое дерево семьи. В результате
проделанной работы дети стали более заботливо относиться к родителям, бабушкам и
дедушкам. Они рассказывали, как помогают дома, как относятся к членам своей семьи.
Совместно с родителями и педагогами детского сада была проведена музыкально –
поэтическая гостиная «Песни, с которыми мы победили».
Оформлена выставка поделок «Никто не забыт, ничто не забыто», фото стенд
«Бессмертный полк». Такие мероприятия воспитывают в душе детей ответственность за
прошлое, настоящее и будущее страны.
Провели акции: «Чистая территория детского сада»,
«Поможем птицам перезимовать». Свои впечатления дети отражали в рисунках,
аппликации, изготовлении макетов.
Также нами были проведены экологические акции на улицах нашего города: «Берегите
природу нашего края»,
«Нет мусору», «Не рубите елочки!». Ребята рассказывали прохожим, почему нельзя
мусорить, как это может быть опасно для людей, что нужно делать, чтобы наш город стал
чище и краше.
Большое значение уделяю знакомству с памятными местами нашего города. Это
экскурсии к памятнику «Падающая звезда», мемориалу «Погибшим солдатам» в Великой
Отечественной войне, на аллею славы. Вместе с родителями дети принимали активное
участие в шествии «Бессмертный полк», в открытии «Парка Победы».
Для реализации поставленных целей и задач я применяю следующие формы работы:
организованная образовательная деятельность. Для большего эмоционального
воздействия на детей различные формы занятий сопровождаются просмотром
презентаций, мультфильмов, видеофильмов.
Полученные знания дети осмысливают и реализуют в различных видах творческой
деятельности, создавая рисунки, аппликации, поделки, сувениры к праздникам и
историческим датам. Творческая деятельность детей способствует развитию их
воображения и фантазии, а также закреплению пройденного материала.
При подготовке и организации тематических праздников используются практически все
формы работы с детьми.
Использую разные способы организации детей: групповую, подгрупповую,
индивидуальную. Методы воспитания и развития ребенка дошкольника которые я
применяю в работе
Наглядные – наблюдение и демонстрация,
Словесные – рассказ, чтение, беседа
Практические – упражнения, моделирование, игры
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
1.Принцип организации личностно- ориентированного взаимодействия с учетом
индивидуальных возможностей. Предполагает построение образовательной деятельности
с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка
2.Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год, начиная с
раннего возраста.
3.Принцип доступности. Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы,
уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
4.Принцип интеграции образовательных областей.
5.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и
семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
В ходе работы активно взаимодействовала с родителями: проводила консультации
«Обязанности детей дома», «Мой любимый город Перевоз», «Как знакомить с природой
родного края», «Как организовать досуг ребенка в нашем городе».
В конце года родители приняли участие в создании альбомов и презентаций по темам:
«Прогулка по городу», «Улица, на которой я живу», «Поход на речку Пьяну»,
«Посещение памятных мест нашего края».
На последнем заключительном этапе я провела педагогическое наблюдение и
диагностическое обследование детей, которое показало, что в результате проделанной
работы: у детей сформированы знания о родном городе и крае. Дети называют улицы
города, памятные места, символику города, известные события. У детей сформированы
представления краеведческого характера. Они много знают о достопримечательностях
нашего края.
Результатом проведенной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не
только в современном, но и в историческом пространстве города. Он любит свою малую
родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и
красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы
ценностей.
Своим личным вкладом в развитие образования считаю:
Разработки конспектов, проектов;
Формирование тематических папок, картотек.
Разработка консультаций для родителей.
Участие детей и педагога в конкурсах.
Создание презентаций.
Итогом работы стало изготовление лэпбука «Мой Перевоз». Нам хотелось создать такую
интерактивную папку для детей, подобрать такие дидактические игры и упражнения,
выполняя которые дети пополнили бы свой багаж знаний о родном крае, научились
узнавать любимые объекты города и края, делиться впечатлениями. Фотоальбомы,
представленные в лэпбуке, способствуют развитию связной речи детей, формированию
любви к родному городу. Кроссворд, разрезные картинки помогут детям закрепить знания
о родном крае, развивают мышление, подготавливают к обучению грамоте и чтению.
Мы принимаем активное участие в различных конкурсах. Родители вместе с детьми
участвовали во всероссийском конкурсе «Я лето маме подарю», где разными средствами
выразительности передавали красоту природы родного края, в региональном конкурсе
«Край Нижегородский» помогло детям больше узнать о главном городе нашей области
Нижнем Новгороде. Также участвовали в муниципальном конкурсе «Интеллектуальное
творчество – 2017», представив проект «Что за чудо эти бабочки», в котором рассказали о
бабочках, обитающих в нашем крае и о бережном отношении к ним, их защите и
сохранении.