Напоминание

"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС"


Автор: Сахарова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 33/3 Светлячок
Населённый пункт: Республика Бурятия г. Улан-Удэ
Наименование материала: Доклад
Тема: "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему

"Организация проектной деятельности в

рамках ФГОС"

В

соответствии

с

требованиями

современного

образования,

в

соответствии с нормативно-правовыми документами ( Законе РФ «Об

образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ,

концепции

модернизации

российского

образования,

ФГОС)

образовательное учреждение должно:

• обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

обеспечить

индивидуальный

подход

для

каждого

ребенка;

• реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и

суждений;

• помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;

• привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться

на

их

интерес,

учитывая

их

социальный

опыт;

• обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие

ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения

поставленных задач перед образовательным учреждением и нами —

педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная

деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который

разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект —

есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную

разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна

завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного

продукта (Е.С. Полат).

В

результате

проектной

деятельности,

дети

становятся

активными

участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя,

не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности

развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при

столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути

решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой

деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение,

что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через

творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как

личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким

качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от

одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению

микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив

превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя

нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность

можно представить как способ организации педагогического процесса,

основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей.

В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать

универсальные учебные действия:

ПОИСКОВЫЕ (умения самостоятельно находить информацию в различных

источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного

предмета).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ( выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-

следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы).

МЕНЕДЖЕРСКИЕ(проектировать

изделие,планировать

процесс,

анализировать собственную деятельность).

РАБОТАТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ(умение оказывать помощь товарищам и

принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).

КОММУНИКАТИВНЫЕ(умения вступать в диалог, вести дискуссию,

задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).

РЕФЛЕКСИВНЫЕ(оценивать

ход,

результат

своей

деятельности

и

деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне

необходимо научиться?»)

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ( выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы,

использовать различные средства наглядности.)

Соотнесение выводов учёных о роли проектной деятельности в развитии

общеучебных умений должно убедить учителя в необходимости широкого

использования метода проектов для достижения метапредметных результатов.

Авторитет

современного

инновационного

учителя

определяется

его

способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует

самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и

изобретательности.

Учитель становится педагогом-помощником

детям,

он

помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве,

многообразии и красоте.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я

научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве

основного

тезиса

современного

понимания

метода

проектов.

Используя

проектную технологию в своей учебной деятельности, дети наглядно постигают

всю тонкость технологии решения разнообразных

задач - от постановки

проблемы до представления конечного результата.

Цели проектной деятельности:

воспитывать гражданскую позицию учащихся;

способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

формировать

систему

интеллектуальных,

общетрудовых

и

специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развивать значимые личностные качества младших школьников;

развивать моторику;

воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность

и предприимчивость учащихся.

Задачи проектной деятельности:

формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

вооружение детей методами научного познания;

ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами

поведения на новом этапе работы во внеурочное время;

развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение

проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

Структура проектной деятельности состоит из следующих

этапов:

1.

Целеполагание ( поставить цель, проблему учащимся);

2.

Планирование (наметить этапы выполнения проекта);

3.

Создание проекта(разграничить роли ребёнка и родителя в создании

проекта);

4.

Контроль и коррекция результата(ученик должен уметь определить,

что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты)

5.

Презентация проекта( выступление с готовым продуктом);

6.

Рефлексия(хорошо, когда ученики проговаривают,что они увидели,

узнали, запомнили. Можно провести чаепитие в конце конференции

проектов)

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый

этап

(подготовительный) включает

в

себя

исследовательскую

деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для

исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд

вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде

всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний,

известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию

ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и,

конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в

школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске

информации

сотрудничают

с

родителями.

Главное

для

учителя

в

этой

деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их

деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.

Существуют

различные

виды

исследования,

которые

могут

классифицироваться по следующим принципам:

по количеству детей;

по времени проведения проекта;

по месту проведения;

по теме.

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая

карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают

инструменты,

оборудование

и

материалы.

Далее

дети

выполняют

технологические

операции,

производят

создаваемый

продукт:

аппликации,

модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской

работы с практикой.

На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и

происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые

дети

создали.

Такая

выставка

обычно

сопровождается

небольшими

выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями

о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.

Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в

форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного

пособия,

плаката,

фотоальбома,

презентации,

ролика

и

т.п.

Требования,

предъявляемые к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из

ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше

ребенок – теп проще проект. Проекты младших школьников отличаются

несложностью,

простотой

и

обязательно

должны

строго

соответствовать

выбранной теме.

Существующие типы проектов:

Практико-ориентированный проект( решение практических задач,

проведение исследований);

Учебный проект(воспроизведение каких-либо этапов исследования

биологических объектов)

Творческий

проект(

проявление

и

развитие

художественных,

музыкальных,сценических талантов)

Игровые

проекты(

организация

мероприятия-

игры,

состязания,

викторины, экскурсии);

Информационный проект( результаты опроса общественного мнения,

обобщение высказываний различных авторов. Одна из разновидностей проекта -

реферат);

Социальные проекты( помощь социально незащищённым членам

общества-концерт для ветеранов, игрушки, поделки,плакаты для детей детского

сада (дома);акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни,

помощь часто болеющим одноклассникам.)

ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

***Игра;

***Минипроект;

***Экскурсия;

***Наблюдение;

***Социальная акция.

По количеству участников проекты могут быть:

личностные;

парные;

групповые.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

краткосрочные;

средней продолжительности;

долгосрочные.

Стадии работы над проектом:

Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт →

презентация → портфолио.

Портфолио – это папка, в которой собраны рабочие материалы проекта

(черновики, результаты исследования, рисунки, фотографии и т.п.).

Защита проектов происходит на:

конкурсах;

отчетах;

выставках;

конференциях;

праздниках;

акциях.

На

заключительном,

рефлексивно-оценочном

этапе

работы

над

проектом проводится научная конференция для учащихся. Метод проектов ,

проектная деятельность не является принципиально новым в педагогической

практике и в полной мере отвечает современным принципам российского

образования:

системно-деятельностному,

компетентностному

и

личностно-

ориентированному подходам к обучению, воспитанию и развитию школьников.

Таким образом, проектная деятельность направлена на активизацию

познавательных способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих

возможностей, учёт персональных интересов и потребностей детей. Младшие

школьники наглядно видят практическое применение своих теоретических

знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как

много им ещё предстоит постичь.

Реализация проектов на базе информационных технологий многогранна,

эффективна,

неисчерпаема

и

нацелена

на

долговременную

перспективу.

Основная школа будущего - это школа проектов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Федеральный государственный образовательный

стандарт НОО, М 2011г

2.Громова Л.А. «Организация проектной и

исследовательской деятельности младших

школьников как условие реализации ООП ОУ в рамка

3.ПоливановаК.Н. «Проектная деятельность школьников»

Просвещение,2008

4 4. Тарасова Т.И.. Журнал «Начальная школа»№ 10, 2012г,

5Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом

образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-

Графф, 2003.



В раздел образования




Яндекс.Метрика