Напоминание

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста


Автор: Федыняк Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №198 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: практикум для педагогов
Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Красноярская железная дорога –

филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 198 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Практикум для педагогов

«Использование мнемотехники в развитии связной речи

детей дошкольного возраста»

Сведения об авторе:

воспитатель

Федыняк Наталья Анатольевна

2020г.

Цель:

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом

развития

речи,

памяти

и

мышления

дошкольников,

обеспечивающего

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи

детей дошкольного возраста;

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с

особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для

развития речи дошкольников.

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы.

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ

грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития

ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста –

явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями,

дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется

общением

с

компьютером

и

телевизором,

планшетом

или

телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Главной

задачей

развития

связной

речи

ребенка

является

совершенствование монологической речи. Чтобы помочь детям в овладении

грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от

греческого

«mnemonikon»

-

искусство

запоминания.

Мнемотехника

представляет

собой

совокупность

правил

и

приёмов,

облегчающих

запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или

словосочетание

придумывается

картинка,

таким

образом

весь

текст

зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко

воспроизводит

текстовую

информацию.

Схемы

служат

своеобразным

зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность,

последовательность,

лексико-грамматическую

наполняемость

рассказа.

Мнемотехника

строится от

простого

к

сложному: мнемоквадрат,

мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат -

это

графическое

или

частично

графическое

изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь

текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок

легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица

это

схема,

в

которую

заложена

определённая

информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую

информацию

через

мнемотаблицу,

поэтому

с

ними

удобнее

работать

через мнемодорожки.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной

речи и используются с целью:

Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и

т. д

Заучивания стихов, потешек;

При отгадывании и загадывании загадок;

При пересказе текстов;

При составлении описательных рассказов;

Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий;

Проговаривание чистоговорок, скороговорок.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из

символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на

символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

Существуют определённые требования к мнемотаблицам:

Младший дошкольный возраст – таблица на 4 клетки (2x2), на 9 клеток

(3x3)

Средний дошкольный возраст – таблица на 9 клеток (3x3), на 16 клеток

Старший дошкольный возраст – таблица на 16 клеток (4x4), на 25 клеток

(5x5)

Для

детей

дошкольного

возраста

давать

необходимо

цветные

мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка -

зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой -

изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из

оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой

коричневый круг и т. д.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.

путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное –

нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное

было понятно детям. Прием символизации значительно облегчает детям

процесс

запоминания.

Символы

максимально

приближены

к

речевому

материалу. Например: домик – домашнее животное; елочка – дикое животное;

глаз – смотреть, видеть; ноги – идти, передвигаться; конфета - сладкий; лимон –

кислый.

Практические задания

1.

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицы для

заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой

мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро

запоминают стихотворения и любые тексты

.

Стихотворения:

Кошка в окошке,

подушку шьёт,

А мышка в сапожках

Избушку метёт.

В руки фрукты мы берем

И в корзинку их кладем:

Слива, персик, апельсин,

Груша, киви, мандарин

Педагоги выполняют задание (читают стихотворение по мнемотаблицам)

2. Составить мнемодорожку стихотворения.

Я сейчас зачитаю стихотворение, а вы попробуете его зарисовать

Две сестрицы, две руки

Рубят, строят, роют

Рвут на грядке сорняки

И друг друга моют

Перед

вами

листы

бумаги

и фломастеры.

Предлагаю

нарисовать

схематично стихотворение в пустых мнемоквадратах.

– «Две сестрицы, две руки» Что мы можем нарисовать к этой строчке? (две

руки). Правильно.

Следующая строчка – «рубят, строят, роют». Рисуем. ….

Рвут на грядке сорняки. рисуем (на грядке сорняки)

И друг друга моют. (кран с водой и руки)

– Наше стихотворение нарисовано, мнемодорожка готова. А теперь, глядя на

свои мнемодорожки, прочтите стихотворение без опоры на текст. А вот как

изобразила я. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до

сложного.

3. Составить рассказ про осень самостоятельно. Читаю рассказ. Перед

вами мнемодорожка из четырёх окошек. Вы должны нарисовать схемы.

Осенью, листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто

идет дождь, поэтому люди достают зонтик.

4. Составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.

Нищевой.

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Перед вами листы бумаги из 9 окошечек. Предлагаю нарисовать

схематично стихотворение в пустых мнемоквадратах.

– «Перед нами ёлочка» Что мы можем нарисовать к этой строчке? (ёлочку).

Следующая строчка – «шишечки, иголочки». Рисуем шишечки, иголочки

5. Еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых

схем чистоговорок, потешек, пословиц и поговорок. Используя мнемотаблицу,

ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и

слов (Например, «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Под лежачий камень

вода не течет», «Любишь кататься, люби и саночки возить»)

6. Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных

рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные

изменения, рассказать сказку. Предлагаю Вам описать домашнее животное

корову.

7. Следующим заданием будет отгадывание предмета. На примере этой

схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и

опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать.

(Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

8.

Также

эффективно

можно

использовать мнемотаблицы при

составлении

и

отгадывании

загадок. Мнемотаблица помогает

запомнить

загадку и загадать ее другим детям.

Сейчас вам предлагаю нарисовать

мнемотаблицу к загадке

«Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает»

9.

Использование мнемотаблиц, как опоры при пересказе, позволяет

детям

составлять

план

своего

ответа,

что

развивает

самоконтроль

и

саморегуляцию: дети следят за тем, что они уже рассказали, и что им еще

предстоит рассказать.

Последовательность работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу:

чтение рассказа (литературного произведения);

знакомство детей с мнемотаблицей;

пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью педагога, затем

самостоятельно.

С детьми старшего возраста предлагается картинно-графический план

рассказа, а в подготовительной школе группе дети могут делить текст на

значимые части и самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа

текста.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех

действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном

построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых

выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблицы по сказкам.

Попробуем отгадать, какая сказка изображена на таблице?

(Педагоги отвечают).

Педагогам предложены памятки

Правила при работе с мнемотехникой

1. Занятия проводить по принципу - от простого к сложному начиная от

мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.

2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и

легче.

3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять,

так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

4. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение,

должно быть, только по желанию ребенка

5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по

тематике: в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в

третий на математическую и так далее.

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели

осуществляются с помощью рефлексии

Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован

огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный

момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с

собой и использовать в своей деятельности.

Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что

можно отправить в «мусор».

Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к

употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать,

«докрутить».

Листочки

пишутся

анонимно

и

по

мере

готовности

приклеиваются участниками самостоятельно.



В раздел образования




Яндекс.Метрика