Напоминание

Формирование умения обучающихся определять внешние признаки состояния организма во время физических упражнений


Автор: Гребенникова Маргарита Валентиновна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия № 39"
Населённый пункт: Камчатский край, г.Петропавловск- Камчатский
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование умения обучающихся определять внешние признаки состояния организма во время физических упражнений
Дата публикации: 06.01.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование умения обучающихся определять внешние признаки

состояния организма во время физических упражнений

«Физическое развитие – это закономерный процесс изменения морфологических и

функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека,

состоянием его здровья, наследственными факторами и условиями жизни».

В последние годы по стране прокатилась волна несчастных случаев на уроках физической

культуры.

Что происходит? Учителя дают непосильные нагрузки? Или дети настолько слабы, что падают

замертво на километровом кроссе?

По мнению главы образовательного ведомства причина смерти детей во время уроков –

отсутствие у школьных медработников сведений о состоянии здоровья учащихся. Закон о

защите персональных данных не разрешает заглядывать в медкарты, где прописаны ребячьи

диагнозы. Да, дети приносят справки от педиатра с указанием рекомендованной группы

здоровья, но откуда взялись эти ограничения, педагоги не знают, если родители не скажут. Но

те не торопятся сообщать, что у их чада, например, эпилепсия.

В закон о защите персональных данных собираются вносить поправки. Поможет ли это? Вряд

ли, считают эксперты.

- Шокирующие цифры смертей на турнике или во время игры в баскетбол связаны не с тем,

что учителя не имеют данных о здоровье школьников, а с тем, что в образовательных

учреждениях вообще нет медиков, - убеждена президент Ассоциации родительских комитетов

и сообществ Ольга Леткова. – Школы нанимают в поликлинике врача, который приходит раз в

неделю и обслуживает многотысячные комплексы: раздает направления на прививки. Не дай

бог что случится – лицам без соответствующего образования запрещено проводить

медицинские манипуляции. Нужно вызывать скорую помощь. То есть ребенок будет умирать,

но к нему никто не притронется, чтобы избежать ответственности. Медики же, прибыв на

место, не имеют права госпитализировать ребенка и вообще лечить без присутствия его

официального представителя – кроме случаев, когда есть явная угроза здоровью и жизни. С

одной стороны, ставить в известность родителей школьника правильно, но с другой -

теряется драгоценное время.

В свете пугающих новостей о гибели ребят невольно задаешься вопросом: что вообще

происходит? В нашем детстве тоже была «Физра», но никто не умирал – или нам не

рассказывали?

- В 1980-х годах хронические заболевания имели 7,4 процента первоклассников. Сейчас с

букетом болячек приходят 14,7. Выросла учебная нагрузка, меньше современных школьников

соблюдают рациональный режим дня, зато около трети каждый день от одного до трех часов

сидит за компьютером. Относительно здоровых детей сегодня – не более десяти процентов, -

говорит кандидат медицинских наук, преподаватель курса гигиены детей и подростков

Омской государственной медицинской академии Лидия Демакова.

Ребята, занимающиеся в спортивных секциях, перед соревнованиями обязательно проходят

осмотр врача. Перед уроками физкультуры этого не делают. Но физрук может неверно оценить

возможности подопечного. Или следовать пожеланию родителей, которые хотят, чтобы сын или

дочка росли сильными, ловкими да умелыми.

Почему же погибают школьники, которые находятся на попечении педагогов? Есть случаи,

когда дети друг друга толкнули, поиграли в опасную игру, похулиганили. Неудачное падение – и

ребенок бех сознания на полу. Здесь всегда виноваты будут учитель и директор школы, которые

не обеспечили безопасность на уроках и переменах. Но несчастные случаи тем и плохи, что

непредсказуемы. Летальные исходы не исключены на уроке химии – если у ребенка аллергия на

определенные препараты. Многие ЧП обьясняются так называемым эффектом внезапной смерти.

То есть ребенок выглядел абсолютно здоровым. И норматив, который ему задали, он выполнял и

перевыполнял не раз. Но что- то пошло не так. Есть внешние признаки, по которым можно

определить, что человек рискует внезапно умереть. Речь идет о врожденной гинетической

паталогии.

Одной из главных задач физической культуры является осуществление педагогического

контроля за уровнем развития двигательных качеств, обучения и усвоения учащимися

программного материала. Эту задачу учитель решает с помощью контрольных тестов и методов

наблюдения за учащимися в процессе практической деятельности совместно со школьным

медицинским работником.

К младшему школьному возрасту относятся дети 6-10 лет. В этот период организм ребенка

интенсивно растет и развивается. Кости содержат большое количество хрящевой ткани.

Позвоночник сохраняет большую гибкость, мускулатура недостаточно развита, наблюдается

большая высота межпозвоночных дисков, поэтому он податлив к искривлению.

- Если сын или дочь имеют астеническое телосложение – невысокий, худой, с длинными руками

и пальцами, узкой грудной клеткой – будьте особенно внимательны, - предупреждает педиатр

Галина Новицкая. – У таких детей часто встречается искривление позвоночника и

гипермобильность суставов. Малыш с легкостью встает на мостик, закидывает ногу за

голову и растягивается на шпагат. Но прежде чем давать гуттаперчивым мальчику или

девочке серьезные нагрузки, необходимо сделать как минимум УЗИ сердца, чтобы

удостовериться, что нет порока развития митрального клапана, аневризмы аорты. Эти

причины чаще всего объясняют внезапные смерти подростков. Не менее тревожна аномалия

развития со стороны альвеол и бронхов. Но такие дети, как правило, выявляются при

плановых обследованиях.

Кости таза к семи годам начинают срастаться, и при резких сотрясениях возможно их

смещение, поэтому выполнение прыжков с приземлением на твердую поверхность

нежелательно. Мышцы детей эластичны, богаты водой, но беднее белковыми веществами,

жирами и неорганическими солями, чем у взрослых. Рост мышечных волокон происходит

неравномерно, крупные мышцы развиваются быстрее чем мелкие. С возрастом постепенно

замедляется частота сердечных сокращений: в 7-8 лет она составляет в среднем 80-92 уд/мин, в 9-

10 – 76-96 уд/мин. При физических нагрузках ЧСС у детей 6-10 возрастает в большей степени, чем

у взрослых. У мальчиков 7-8 лет при интенсивной нагрузке увеличивается до 162,2 уд/мин, у

девочек – до 170,9 уд/мин. У детей 9-10 лет при такой же нагрузке ЧСС достигает: у мальчиков –

164,4 уд/мин, у девочек – 177,5 уд/мин. ЧСС после нагрузки восстанавливается за 1-3 мин.

Изменяется деятельность дыхательной системы: возрастает емкость легких (с 1100 до 2200 мл),

снижается частота дыхания (до 18-24 дыханий в минуту). Активно развиваются механизмы

аэробного энергообепечения мышечной деятельности. У детей 6-летнего возраста значительно

повышается максимальное потребление кислорода (МПК). Величина МПК зависит от уровня

двигательной активности ребенка. Необходимость двигательной активности проявляется в

большой потребности младших школьников к различным движениям, подвижным играм.

Двигательный аппарат детей 6-10 лет приспособлен в основном к динамическим нагрузкам.

Статические нагрузки (поддержание позы сидения) переносятся хуже. Аэробное

энергообеспечение двигательной активности мышц у нетренированных детей 6-10- летнего

возраста обеспечивает работу небольшой продолжительности. Большие мышечные усилия для

детей этого возраста применяются реже и должны строго дозироваться. Работоспособность у

детей этого возраста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомляются при

однообразной работе, но и быстро восстанавливаются.

В младшем школьном возрасте происходят изменения и в основных видах двигательных

действий. Но двигательные качества развиваются неодинаково у мальчиков и девочек. Младшие

школьники не могут активно двигаться продолжительное время, им необходим отдых.

В связи с тем, что функциональные возможности организма младших школьников

недостаточны, максимальные нагрузки для них не применяются, за исключением преодоления

очень коротких дистанций.

И так, урок физкультуры учитель обязан начать с опроса детей о самочувствии, задать

вопросы не болел ли живот накануне, не тошнило ли кого-нибудь и т п. В процессе урока учитель

должен определять степень утомления учащихся по Д.Харре и Я.С.Вайнбауму (см. ниже).

Величину нагрузки и ее переносимость школьниками во время занятий можно определить и по

так называемой кривой частоты сердечных сокращений на протяжении всего урока. Для этого на

уроке у двух-трех учеников измеряем пульс в покое (до начала урока), через 5-10 мин в течение

урока и в конце занятий. Затем чертим график, который и дает достоверное представление о

величине нагрузки. Как правило, физиологическая кривая растет до высших значений ЧСС, имея

пилообразный вид – с пиками (в основной части урока) и спадами (к его окончанию). Следует,

однако, заметить, что не только сама нагрузка является условием повышения пульса, но и

эмоциональное состояние на уроке учащихся класса играет немалую роль в учащении пульса.

Школьников обучают методам измерения ЧСС. Учитель должен рассказать: пульс отражает

частоту сердечных сокращений, сокращенно ЧСС. Это то, как часто сокращается сердце. Об этом

мы судим по току крови: сердце толкнуло кровь, она потекла быстрее, эти толчки мы и

подсчитываем. Пульс можно найти тремя способами. Первый – приложить руки к груди в области

сердца, так пульс хорошо слышен после нагрузки. Второй – приложить кончики пальцев к

запястью. Проще провести всеми пятью пальцами одной руки по большому пальцу другой руки

пока все пальцы полностью не спустятся с большого пальца. Третий – приложить пальцы к виску

или шее. Лучше всего научиться измерять пульс на руке, ведь и руки не всегда бывают чистые, и

зимой на нас надето слишком много одежды, чтобы измерить пульс на груди или шее.

Кроме этого от учеников требуют ведение дневников здоровья, где дети самостоятельно

оценивают свое самочувствие после физических нагрузок.

- Не отмахивайтесь от жалоб ребенка на здоровье. Особенно от проблем кардиологического

профиля. Боли в области сердца, головные боли, гипотония – не шутка. Донесите до детей, что,

если они им стало нехорошо на уроке физкультуры, не надо бежать кросс или подтягиваться

через силу.

- Бег – атлетическое упражнение, которое напрямую влияет на сердце. Неважно, какую

дистанцию вы бежите – один километр или десять, важно, на каком пульсе. Для взрослых эта

цифра – не более 120-130 ударов в минуту, для детей – до 140-150, - делится опытом

марафонец Семен Марутин, - Даже самый неподготовленный человек пробежит на низком

пульсе десять километров, но может умереть на двухсотметровке. Если вы только

начинаете, обязательно купите пульсометр. Либо следуйте правилу: можете спокойно

разговаривать на бегу? Значит пульс у вас низкий. На нем и бегайте, это безопасно.

Симптомы утомления после нагрузок разной величины (по Д. Харре, 1971)

Показатель

Средняя

нагрузка

Большая нагрузка

Чрезмерная

нагрузка

(непосредственные

изменения)

Восстановительный

период после

чрезмерной

нагрузки

Окраска кожи

Легкое

покраснение

Сильное

покраснение

Очень сильное

покраснение или

чрезмерная

бледность

Бледность,

сохраняющаяся в

течение нескольких

дней

Движения

Уверенное

выполнение

движений

Увеличение

ошибок,

снижение

точности,

появление

неуверенности

Сильное

нарушение

координации,

вялое выполнение

движений, явное

проявление

ошибок

Нарушение

движений и

бессилие в

следующем

тренировочном

занятии

Сосредоточен-

ность

Нормальная,

корригирующие

указания

выполняются,

спокойствие,

полное

внимание при

объяснении и

показе

упражнения

Невнимательность

при объсянении,

пониженная

восприимчивость

при отработке

технических и

тактических

навыков,

сниженная

способность к

дифференциации

Значительное

сниженная

сосредоточенность,

большая

нервозность,

рассеянность,

сильно

замедленная

реакция

Невнимательность,

неспособность к

исправлению

движений после 24

ч или 48 ч отдыха,

неспособность

сосредоточиться во

время умственной

работы

Общее

самочувствие

Никаких жалоб,

выполняются

все

нагрузочные

задания

Слабость в

мышцах,

значительно

затрудненное

дыхание,

нарастающее

бессилие, явно

сниженная

работоспособ-

ность

Свинцовая тяжесть

в мышцах,

головокружение,

тошнота

Трудное засыпание,

беспокойный сон,

непрекращающаяся

боль в мышцах и

суставах, бессилие,

пониженная

физическая и

умственная

работоспособность,

учащенный пульс

после 24 ч отдыха

Готовность к

достижениям

Стойкая,

желание

Пониженная

активность,

Желание полного

покоя и

Нежелание

тренироваться на

продолжать

тренироваться

стремление к

более

длительным

паузам, снижение

готовности

продолжать

работу

прекращения

работы

следующий день,

безразличие,

сопротивление

требованиям

учителя

Настроение

Приподнятое,

радостное,

оживленное

Несколько

«приглушенное»,

но радостное,

если результаты

тренировки

соответствуют

ожиданию,

радость по поводу

предстоящей

тренировки

Возникновение

сомнений в

ценности и смысле

тренировки, боязнь

перед новой

тренировкой

Подавленность,

непрекращающиеся

сомнения в

ценности

тренировки, поиск

причин для

отсутствия на

тренировке

Внешние признаки утомления (по Я.С. Вайнбауму, 1991)

Признак

Небольшое

физиологическое

утомление

Значительное

утомление (острое

переутомление)

Резкое переутомление

(острое

переутомление 2

степени)

Окраска кожи

Небольшое

покраснение

Значительное

покраснение

Резкое покраснение,

побледнение,

синюшность

Потливость

Небольшая

Большая

Особо резкая (до

пояса). Выступление

солей

Дыхание

Учащенное (до 20-26

дыханий в мин),

иногда доходящее до

36

Учащенное (38-50 в

мин), поверхостное

Резкое (более 50-60 в

мин), учащенное,

поверхостное,

дыхание через рот,

переходящее в

отдельные вдохи,

сменяющиеся

беспорядочным

дыханием

Общий вид

Обычный

Снижение интереса к

окружающему.

Усталое выражение

лица, нарушение

осанки (сутулость,

опущенные плечи)

Изможденное

выражение лица,

апатия, резкое

нарушение осанки

(«вот-вот упадет»)

Внимание

Хорошее,

безошибочное

выполнение указаний

Неточность в

выполнении команд,

ошибки при перемене

направления

Замедленное,

непрапвильное

выполнение команд.

Воспринимается

только громкая

команда

Пульс, уд/мин

110-15-

160-180

180-200 и более



В раздел образования




Яндекс.Метрика