Автор: Марина Сергеевна Зверева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ
Населённый пункт: пос.Придорожный мкр.
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Воспитание экологической культуры дошкольников через активные
формы физкультурно-оздоровительной работы».
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности.
Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого
человека, его компетентного участия в их реализации. В этих условиях
экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное
значение.
Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике.
Оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной
деятельности дошкольных учреждений.
В процессе экологического воспитания осуществляется умственное,
физическое, трудовое, эстетическое, духовно-нравственное развитие детей.
Мы зачастую обращаем только на умственное развитие ребенка, забывая
про спорт и физическое здоровье. Такие дети вырастают эгоистами кроме
знаний в них ничего нет, потому что они не играли вместе с друзьями в
футбол, не лазили по деревьям, не состязались в силе, потому что мы хотим
вырастить «культурного» ребенка и всячески оберегаем его от игр, где
можно вывозиться в грязи, поцарапать колени и где просто могут побить.
Радует ли самого ребенка такая «культурная жизнь»? Если ребенок эгоист?
Если он трус? Если он капризен, раздражителен? Я думаю, что нет.
Природа – неиссякаемый источник радости, наслаждения. Радость
многообразна. Это и эстетическое наслаждение своим красивым крепким
телом, своим умением, мастерством, совершенной спортивной техникой. Это
острое, воспламеняющее ощущение, зовущее к деяниям, и азарт борьбы
вдохновенное восприятие ее. Спорт – самый доступный и надежный
источник бодрости. Жизнь без физической культуры – это нечто
неестественное, не нормальное. Главное – воодушевить, увлечь ребенка,
показать красоту спорта, чтобы он полюбил его.
Взаимосвязь экологического и физического воспитания отражается в
комплексном использовании средств физической культуры (физических
упражнений, оздоровительных сил природной среды и гигиенических
факторов), которые с одной стороны содействуют развитию двигательных
умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой —
воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для
жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования. В
этой связи, весьма актуальной проблемой является определение
содержания средств, методов и форм организации физкультурно-
оздоровительной работы, способствующих экологическому воспитанию
детей в процессе двигательной деятельности.
-
Физкультурно оздоровительной работа учреждения
,
дошкольного образования выделила ряд мероприятий
.
способствующих экологическому воспитанию детей К ним
:
относятся
физкультурные занятия, формирующие творческое отношение ребёнка
к миру и к себе, способствующие общению детей с природой
ближайшего окружения, воспитывающие осознанное отношение к
своему здоровью, умение управлять своим телом и др.;
физкультурные праздники и досуги, обучающие детей объективной
оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни,
элементам этикета, правилам поведения в обществе,
удовлетворяющие детский интерес и активность в познании
окружающей среды;
туристические походы и экскурсии, развивающие привычку бережного
отношения к природе и животным, положительное отношение к труду
людей;
целенаправленные мероприятия, приобщающие родителей
воспитанников к ценностям физической и экологической культуры.
Физкультурные занятия экологической направленности предусматривают
применение специальных физических упражнений и экологически
ориентированных подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и
неживой природы, деятельность в природе и др.
Физкультурные занятия экологической направленности являются
комплексными или интегрированными и проводятся в два этапа. Задача
первого этапа — актуализировать у воспитанников представления, которые
понадобятся на занятии. Для этого проводим вводную беседу, с
использованием методов опосредованной наглядности — фотографий,
иллюстраций, плакатов, на которых запечатлены события, предусмотренные
на втором этапе занятия. На фотографиях дети видят истинную окраску
животных, многие реальные события из их жизни, движения, позы, формы
поведения. Продолжительность беседы не превышает 5 минут.
Второй этап полностью является физкультурным. Его продолжительность и
содержание соответствует нормативным и программным требованиям к
организации физического воспитания детей дошкольного возраста. Темой
занятия может быть обыгрывание впечатлений от специально
организованных наблюдений за животными («весёлые котята», «лошадки»,
«на лужайке прыгают зайки» и др.), явлениями природы («снежок — мой
дружок», «весенние забавы», «встреча с вьюгой» и др.), общественной
жизни («юные спасатели», «на ракете — в Космос» и др.). Педагог
эмоционально описывает различные события из жизни изучаемых объектов,
согласно выбранной тематике, а дети их изображают. При таком подходе у
воспитанников тренируются многие мыслительные операции, т.к. они
должны не просто услышать рассказ педагога, но осмыслить его,
трансформируя в собственные действия. Если учесть, что рассказ ведётся без
перерывов и пауз, то детям приходится выполнять значительную умственную
нагрузку. Это способствует формированию интеллектуальных умений, а
также развитию детской фантазии, внимания и воображения.
,
-
Опыт показал что интегрированные физкультурно
экологические занятия оказывают положительное влияние на
:
развитие различных сторон личности ребёнка
•
расширяют представления о животном и растительном мире,
природных и общественных явлениях;
•
способствуют формированию эмпатии, т.е. способности сопереживать
другим людям, растениям, животным, создают предпосылки для осознания
необходимости беречь и охранять всё живое;
•
оказывают положительное влияние на способность анализировать и
понимать речь педагога, создавать по словесному описанию мысленный
образ;
•
стимулируют развитие образного и логического мышления.
Физкультурные праздники и досуги экологической направленности
отличаются от аналогичных физкультурных занятий тем, что дети
совершенствуют усвоенную ранее эколого-валеологическую информацию в
условиях увлекательной игровой и соревновательной деятельности.
Проведению данных мероприятий сопутствуют радостная обстановка,
музыка, смех и веселье. Поддержанию интереса, созданию хорошего
настроения способствуют сюрпризные моменты — сказочные и
литературные персонажи, подарки и призы для участников.
Физкультурные праздники валеологической тематики «Солнце, воздух и
вода — наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Путешествие в страну
Неболейка», «В гостях у Айболита» и др. наряду со специально
подобранными подвижными играми и упражнениями включают поединки
детей с врагами здоровья (лень, неряшливость, страхи и др.), встречи и
беседы участников с добрыми и злыми персонажами, формирующими
положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим
процедурам, режиму дня.
Туристические походы и экскурсии в системе физкультурно-оздоровительной
работы учреждения дошкольного образования являются одной из форм
активного отдыха воспитанников. Организация прогулок-походов в
близлежащую лесопарковую зону, разработка экологических маршрутов для
экскурсий по территории учреждения дошкольного образования,
проведение мероприятий с элементами спортивного ориентирования и др.
способствовали комплексному решению оздоровительных, образовательных
и воспитательных задачи.
Оздоровительная ценность туристской деятельности заключается в
активизации двигательной активности детей на свежем воздухе. Ходьба с
грузом и дозированной физической нагрузкой укрепляет костно-мышечный
аппарат ребёнка, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает
сопротивляемость организма к внешне средовым воздействиям.
Мероприятия по приобщению родителей воспитанников к ценностям
физической и экологической культуры ориентированы, в первую очередь, на
установление с ними партнёрских отношений. На наш взгляд, усилия
учреждения дошкольного образования малоэффективны, если родители не
стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Более того,
основа культуры, частью которой являются физическая и экологическая,
закладываются в семье.
Положительный эффект даёт проведение следующих мероприятий:
Привлечение детей и родителей к сбору природного материала и
выполнению экспозиций для экологического уголка;
Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни через
организацию и проведение совместных физкультурно-
оздоровительных мероприятий (утренней гимнастики, физкультурных
занятий, физкультурных праздников, досугов и др.), позволяющих
ощутить радость от совместной двигательной деятельности;
Организация лекций, семинаров, консультаций для родителей
здоровьесберегающей тематики, информирование родителей по
вопросам физического и экологического воспитания детей в семье
(оформление папок-передвижек, информационных бюллетеней, фото-
выставок и др.);
Подготовка родителей к организации в семье экологического
воспитания посредством коллективного труда с детьми в огороде,
цветнике и др., направленного на приобретение практических умений
и навыков по охране природы, формирование у родителей
внутренней осознанной необходимости постоянно заниматься вместе
с детьми природоохранной и природосозидательной деятельностью.
Главное в воспитании экологической культуры дошкольников это
взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской
деятельности. Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет
результат.