Напоминание

Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы


Автор: Марина Сергеевна Зверева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ
Населённый пункт: пос.Придорожный мкр.
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Воспитание экологической культуры дошкольников через активные

формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого

человека, его компетентного участия в их реализации. В этих условиях

экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное

значение.

Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике.

Оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной

деятельности дошкольных учреждений.

В процессе экологического воспитания осуществляется умственное,

физическое, трудовое, эстетическое, духовно-нравственное развитие детей.

Мы зачастую обращаем только на умственное развитие ребенка, забывая

про спорт и физическое здоровье. Такие дети вырастают эгоистами кроме

знаний в них ничего нет, потому что они не играли вместе с друзьями в

футбол, не лазили по деревьям, не состязались в силе, потому что мы хотим

вырастить «культурного» ребенка и всячески оберегаем его от игр, где

можно вывозиться в грязи, поцарапать колени и где просто могут побить.

Радует ли самого ребенка такая «культурная жизнь»? Если ребенок эгоист?

Если он трус? Если он капризен, раздражителен? Я думаю, что нет.

Природа – неиссякаемый источник радости, наслаждения. Радость

многообразна. Это и эстетическое наслаждение своим красивым крепким

телом, своим умением, мастерством, совершенной спортивной техникой. Это

острое, воспламеняющее ощущение, зовущее к деяниям, и азарт борьбы

вдохновенное восприятие ее. Спорт – самый доступный и надежный

источник бодрости. Жизнь без физической культуры – это нечто

неестественное, не нормальное. Главное – воодушевить, увлечь ребенка,

показать красоту спорта, чтобы он полюбил его.

Взаимосвязь экологического и физического воспитания отражается в

комплексном использовании средств физической культуры (физических

упражнений, оздоровительных сил природной среды и гигиенических

факторов), которые с одной стороны содействуют развитию двигательных

умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой —

воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для

жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования. В

этой связи, весьма актуальной проблемой является определение

содержания средств, методов и форм организации физкультурно-

оздоровительной работы, способствующих экологическому воспитанию

детей в процессе двигательной деятельности.

-

Физкультурно оздоровительной работа учреждения

,

дошкольного образования выделила ряд мероприятий

.

способствующих экологическому воспитанию детей К ним

:

относятся

физкультурные занятия, формирующие творческое отношение ребёнка

к миру и к себе, способствующие общению детей с природой

ближайшего окружения, воспитывающие осознанное отношение к

своему здоровью, умение управлять своим телом и др.;

физкультурные праздники и досуги, обучающие детей объективной

оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни,

элементам этикета, правилам поведения в обществе,

удовлетворяющие детский интерес и активность в познании

окружающей среды;

туристические походы и экскурсии, развивающие привычку бережного

отношения к природе и животным, положительное отношение к труду

людей;

целенаправленные мероприятия, приобщающие родителей

воспитанников к ценностям физической и экологической культуры.

Физкультурные занятия экологической направленности предусматривают

применение специальных физических упражнений и экологически

ориентированных подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и

неживой природы, деятельность в природе и др.

Физкультурные занятия экологической направленности являются

комплексными или интегрированными и проводятся в два этапа. Задача

первого этапа — актуализировать у воспитанников представления, которые

понадобятся на занятии. Для этого проводим вводную беседу, с

использованием методов опосредованной наглядности — фотографий,

иллюстраций, плакатов, на которых запечатлены события, предусмотренные

на втором этапе занятия. На фотографиях дети видят истинную окраску

животных, многие реальные события из их жизни, движения, позы, формы

поведения. Продолжительность беседы не превышает 5 минут.

Второй этап полностью является физкультурным. Его продолжительность и

содержание соответствует нормативным и программным требованиям к

организации физического воспитания детей дошкольного возраста. Темой

занятия может быть обыгрывание впечатлений от специально

организованных наблюдений за животными («весёлые котята», «лошадки»,

«на лужайке прыгают зайки» и др.), явлениями природы («снежок — мой

дружок», «весенние забавы», «встреча с вьюгой» и др.), общественной

жизни («юные спасатели», «на ракете — в Космос» и др.). Педагог

эмоционально описывает различные события из жизни изучаемых объектов,

согласно выбранной тематике, а дети их изображают. При таком подходе у

воспитанников тренируются многие мыслительные операции, т.к. они

должны не просто услышать рассказ педагога, но осмыслить его,

трансформируя в собственные действия. Если учесть, что рассказ ведётся без

перерывов и пауз, то детям приходится выполнять значительную умственную

нагрузку. Это способствует формированию интеллектуальных умений, а

также развитию детской фантазии, внимания и воображения.

,

-

Опыт показал что интегрированные физкультурно

экологические занятия оказывают положительное влияние на

:

развитие различных сторон личности ребёнка

расширяют представления о животном и растительном мире,

природных и общественных явлениях;

способствуют формированию эмпатии, т.е. способности сопереживать

другим людям, растениям, животным, создают предпосылки для осознания

необходимости беречь и охранять всё живое;

оказывают положительное влияние на способность анализировать и

понимать речь педагога, создавать по словесному описанию мысленный

образ;

стимулируют развитие образного и логического мышления.

Физкультурные праздники и досуги экологической направленности

отличаются от аналогичных физкультурных занятий тем, что дети

совершенствуют усвоенную ранее эколого-валеологическую информацию в

условиях увлекательной игровой и соревновательной деятельности.

Проведению данных мероприятий сопутствуют радостная обстановка,

музыка, смех и веселье. Поддержанию интереса, созданию хорошего

настроения способствуют сюрпризные моменты — сказочные и

литературные персонажи, подарки и призы для участников.

Физкультурные праздники валеологической тематики «Солнце, воздух и

вода — наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Путешествие в страну

Неболейка», «В гостях у Айболита» и др. наряду со специально

подобранными подвижными играми и упражнениями включают поединки

детей с врагами здоровья (лень, неряшливость, страхи и др.), встречи и

беседы участников с добрыми и злыми персонажами, формирующими

положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим

процедурам, режиму дня.

Туристические походы и экскурсии в системе физкультурно-оздоровительной

работы учреждения дошкольного образования являются одной из форм

активного отдыха воспитанников. Организация прогулок-походов в

близлежащую лесопарковую зону, разработка экологических маршрутов для

экскурсий по территории учреждения дошкольного образования,

проведение мероприятий с элементами спортивного ориентирования и др.

способствовали комплексному решению оздоровительных, образовательных

и воспитательных задачи.

Оздоровительная ценность туристской деятельности заключается в

активизации двигательной активности детей на свежем воздухе. Ходьба с

грузом и дозированной физической нагрузкой укрепляет костно-мышечный

аппарат ребёнка, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает

сопротивляемость организма к внешне средовым воздействиям.

Мероприятия по приобщению родителей воспитанников к ценностям

физической и экологической культуры ориентированы, в первую очередь, на

установление с ними партнёрских отношений. На наш взгляд, усилия

учреждения дошкольного образования малоэффективны, если родители не

стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Более того,

основа культуры, частью которой являются физическая и экологическая,

закладываются в семье.

Положительный эффект даёт проведение следующих мероприятий:

Привлечение детей и родителей к сбору природного материала и

выполнению экспозиций для экологического уголка;

Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни через

организацию и проведение совместных физкультурно-

оздоровительных мероприятий (утренней гимнастики, физкультурных

занятий, физкультурных праздников, досугов и др.), позволяющих

ощутить радость от совместной двигательной деятельности;

Организация лекций, семинаров, консультаций для родителей

здоровьесберегающей тематики, информирование родителей по

вопросам физического и экологического воспитания детей в семье

(оформление папок-передвижек, информационных бюллетеней, фото-

выставок и др.);

Подготовка родителей к организации в семье экологического

воспитания посредством коллективного труда с детьми в огороде,

цветнике и др., направленного на приобретение практических умений

и навыков по охране природы, формирование у родителей

внутренней осознанной необходимости постоянно заниматься вместе

с детьми природоохранной и природосозидательной деятельностью.

Главное в воспитании экологической культуры дошкольников это

взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской

деятельности. Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет

результат.



В раздел образования




Яндекс.Метрика