Напоминание

Метапредметный проект "Мой дом - прогимназия"


Автор: Тверская Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ прогимназии №1752
Населённый пункт: г. Москвы
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: Метапредметный проект "Мой дом - прогимназия"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа общественно - полезного направления

внеурочной деятельности в 1 классе

метапредметный проект «Мой дом – Прогимназия»

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной

деятельности» под редакцией В.А. Горского и «Внеурочной деятельности школьников» под

редакцией Д.В. Григорьева.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к

процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей

повышение

доступности

качественного

образования

в

соответствии

с

требованиями

инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого

гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют

ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная

позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование

своего

будущего,

активное

финансовое

поведение,

эффективное

социальное

сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование

российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

Двадцать

первый

век

век

информационного

бума

и

высоких

технологий

подталкивает

к

перестройке

и

образовательные

структуры.

Призывы

«идти

в

ногу

со

временем» и воспитывать в первую очередь «социально адаптированную личность» не

сходят со страниц педагогической прессы.

Сегодня

как

никогда

остро

перед

школой

должна

встать

иная

задача:

задача

возрождения

традиций

и

утраченных

духовных

ценностей,

задача

воспитания,

говоря

простыми словами, умного, доброго, честного и сильного человека. То есть вечная задача

педагогики.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву

стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой

воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе

и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить

пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу

растущего человека.

Проблема

активизации

общественной

деятельности

школьников

является

одной

из

больных и острых проблем кризисного переходного этапа развития общества. Поэтому

воспитательный процесс в школе должен быть переосмыслен и переорганизован в целях

интенсивного

поиска

путей

повышения

общественной

активности

и

воспитания

гражданственности школьников.

Без

усвоения

норм

взаимоотношений

невозможно

формирование

социальной

активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения

ребенка,

расширение

понимания

им

своего

места

в

системе

отношений

«я

и

мои

сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной

деятельности

младшего

школьника

является

не

просто

ее

продукт

(он

может

быть

минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна

учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и

коллективной деятельности.

В

погоне

за

сиюминутными

требованиями

культурные

традиции,

опыт

предшествующих поколений кому-то представляется чем-то необязательным, ненужным. А

ведь именно традиции и опыт позволяли человечеству выживать и развиваться в течение

тысяч и тысяч лет. Именно традиция сохраняла лучшее из накопленного человечеством

культурного багажа, отбраковывая все случайное, не оправдавшее себя, не выдержавшее

испытания временем.

Изучая опыт всего человечества, рассматривая его через призму народных традиций,

ребенок формирует для себя определенный набор ценностей, на основе которых он будет

делать

собственный

нравственный

выбор,

оценивать

индивидуумы,

окружающие

его,

общество,

в

котором

он

живет,

будет

регулировать

свои

отношения

в

коллективе:

сопереживать, дружить и любить.

Многие общественные и политические события, происходящие в нашей стране и за

рубежом, диктуют нам потребность усиления и активизации воспитательной работы.

Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько

обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким

важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных

стандартов.

Но реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребёнка,

невозможно без метапредметного подхода.

УУД тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких

способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только во время учебного

процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от

выпускников требуется мобильность, креативность, способность применять свои знания на

практике, умение мыслить нестандартно.

УУД - в широком значении этот термин означает умение учиться, то есть

способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и

активного присвоения нового социального опыта.

В более узком

– это совокупность

способов

действия

учащегося,

а

также

связанных

с

ними

навыков,

обеспечивающих

самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организационные.

Данная программа призвана решать именно эти задачи.

Цели и задачи программы

Цели:

Вовлечение

школьников

в

совместную

общественно

значимую

проектную

деятельность. Развитие инициативы и создание условий для личностного роста школьников

Поддержка и развитие общественно-полезной, социально значимой деятельности школьников

Расширение

круга

общения

школьников

с

местным

сообществом.

Развитие творческого

потенциала и познавательной активности каждого ребенка. Выявление и раскрытие

духовных,

творческих

и

организаторских

потенциалов

личности

ребенка.

Поиск

наиболее эффективных путей совершенствования содержания общественно-полезной

деятельности

школьников,

способствующих

социально-творческому

развитию

личности ребенка.

Задачи

Обучающие:

-

изучать историю своей школы, традиции, культуру;

-

- расширять словарный запас и общий кругозор детей;

-

обучать анализу и сопоставлениям событий, эпох и различных систем;

-

включение в познавательную деятельность;

-

приобретение определённых знаний и умений.

Воспитательные:

- научить бережному отношению к любому труду;

-

формировать у детей чувства гражданственности и патриотизма, ответственности;

-

воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому малой Родины, её

истории, традициям через поисково-краеведческую работу;

-

совершенствовать

личностные

качества

ребенка:

целеуст ремленно сть,

познавательную активность, трудолюбие, общительность, дружелюбие, уважительное

отношение к собеседнику или оппоненту;

-

формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру

общения и поведения в социуме.

Развивающие:

- развивать у школьников социальную активность, проектную культуру;

-

развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность,

лидерство, аккуратность;

- развить память, внимание, логику, образное и абстрактное мышления, фантазию и

творческие способности, коммуникативные навыки;

- формировать потребность в самопознании и саморазвитии.

Особенности программы

Программа построена на изучении истории Прогимназии, причем проблему

формулируют сами обучающиеся, аргументируя и доказывая, что именно эта проблема

актуальна и интересна.

Метапредметный проект - это проект совместной деятельности обучающихся и

учителя, реализующийся в процессе решения ситуационных заданий и направленный

на

разрешение конкретных личностно значимых проблем обучающихся.

Метапредметный проект позволяет учителю в максимальной степени раскрыть

ценностные ориентиры своей деятельности как посредника между поколениями, между

прошлым и будущим путём трансляции своего уникально-индивидуального творческого

отношения к миру. Даёт основу для реализации идеи создания условий для «подлинной

жизни на уроке», когда урок не только «готовит к жизни», но и является средством познания

учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни.

Проектная деятельность – это одна из форм исследовательской работы, в результате

которой

автор

должен

получить

что-то

новое:

продукт,

программу,

книгу,

модель,

видеофильм, сценарий, макет, тематический альбом, фотоальбом и т.д.

Для ученика – это возможность творчески раскрыться, проявить себя

индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение

интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект даёт учащимся опыт

поиска

информации,

практического

применения

самообучения,

саморазвития,

самореализации и самоанализа своей деятельности.

От

того,

как

ученик

может

применить

свои

знания,

насколько

он

компетентен

в

широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только

умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и

самооценивания, развитие творческих способностей.

Самостоятельная

или

управляемая

проектная

деятельность

младших

школьников

помогает реализовать их творческий потенциал. Каждый учащийся реализует в проекте свой

опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах. В

процессе проектной

деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые

учебные действия.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных

навыков.

Социальные

навыки:

умение

работать

в

группе,

сотрудничать,

умение

принимать

и

выполнять определенную роль ( быть лидером и исполнителем, умение выстраивать свои

отношения с людьми, которые тебя окружают).

Коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и важно научиться слушать,

принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Мыслительные навыки: дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать

и т.д.

Исследовательские навыки: учиться проводить исследование умение наблюдать, выявлять,

соотносить.

Формы организации общественно-полезной деятельности

Работа в рамках метапроекта: благоустройство школьной территории; работа по

озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с

представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты,

субботники;

социальные

пробы

(инициативное

участие

ребенка

в

социальных

акциях,

организованных

взрослыми);

КТД

(коллективное

творческое

дело);

социально-образовательные

проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры.

Организационно-педагогические основы обучения.

Общее число часов в год – 33 ч.

Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 6-7 лет.

Формируется

3

группы

из

детей,

проявляющих

повышенный

интерес

к

общественно

полезной,

трудовой

и

научно-познавательной

деятельно сти,

интересующихся поисковой работой.

Занятия с каждой группы проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в соответствии

с

расписанием

внеурочной

деятельности,

учебно-тематическим

планированием.

Основанием

для

зачисления

ребенка

является

только

желание

ребенка.

Основанием для отчисления ребенка

является желание ребенка или его родителей,

состояние его здоровья, перемена места жительства.

План проведения метапредметного проекта « Мой дом - Прогимназия».

Сначала создаётся почва, благоприятная для творческой и трудовой деятельности

ребёнка. Затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих и тех, кто

уже в какой-то мере освоил тот или иной вид деятельности. Далее следует самостоятельное

творчество

и

трудовая

деятельность,

которые

сопровождают

человека

всю

его

жизнь,

формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом

мире, т.е. развиваются умения и навыки, выходящие за рамки школьной программы.

Этапы работы над проектом.

1 этап – мотивационный.

Здесь важно создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны

решать учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется

тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирующе-подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются

способы

совместной

деятельности,

делятся

на

группы.

Дети

учатся

выстраивать

свои

отношения

с

любым

коллективом.

Обговариваем,

где

будем

искать

информацию

библиотеках, архивах, музеях, Интернете и т.д.).

Составляем план действий, делимся на

группы, собираем информацию.

3 этап - информационно-операционный.

Реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется.

Учитель координирует, наблюдает, даёт рекомендации, проводит консультации.

4 этап – рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Здесь

решается несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои

достижения, пополнение знаний.

Планируемые результаты:

- защита проектных работ;

-выпуск устных журналов;

- оформление фотоальбомов;

- создание видеофильмов;

-оформление комплекта иллюстративного материала по теме проекта;

- оформление тематического альбома;

- составление карт;

- создание экспозиции;

- оформление словаря;

- создание экспозиции и проведение экскурсии;

- встреча с ветеранами ВОВ;

- митинг, вахта Памяти;

- защита коллективного или индивидуального проектов на школьном научном обществе;

- участие в акциях «Подарок своими руками», «Помоги ветеранам»;

- театрализация, спектакль;

- издательство сборников.

Учебно-тематический план

(сентябрь-май)

№ Тема

Теоретические

знания

Кол

-во

час.

В и д ы

п р а к т и ч е с к о й

деятельности

Кол

-во

час.

Об-

щее

Кол-

во

час.

1.

Вводное занятие.

Знакомство,

составление

с п и с ко в

г р у п п .

Техника

безопасности.

В в е д е н и е

в

программу.

2

-

-

2

2.

Традиции

Прогимназии.

История,

события,

факты, люди.

1

4

5

3.

Пегас

символ

прогимназии.

Страницы

истории.

Хронология

событий,

ф а кт ы ,

люди.

1

4

5

4.

Я

у ч е н и к

Прогимназии.

Знакомство.

И с т о р и я

м о е г о

имени.

1

1

2

5.

Социальное

т в о рч е с т в о

и

трудовая

1

6

7

деятельность

в

Прогимназии.

6.

Экскурсионная

деятельность.

Творческая

деятельно сть

п о

результатам

экскурсионных

поездок

Посещение

библиотек,

музеев, исторических мест,

памятников архитектуры.

6

6

7.

Культурно-

м а с с о в а я

и

научно-

исследователь-

с к а я

р а б о т а

учащихся.

У ч а с т и е

в

проектной

деятельности

школы.

О р г а н и з а ц и я

и

проведение

подготовительной

работы для участия

в

ш к о л ь н ы х

проектах.

Д о к л а д ы ,

у ч а с т и е

в

с о з д а н и и

г а з е т ы ,

презентации,

выставки,

м и т и н г и ,

у ч а с т и е

в

общешкольном

празднике,

з а щ и т а

п р о е к т о в

н а

ш к о л ь н о м

н а у ч н о м

обществе, концерты.

5

5

7.

Заключительное

занятие.

Подведение

итогов.

Обсуждение

результатов.

Награждение.

1

Викторина « Что я узнал о

Прогимназии?»

1

8.

ИТОГО:

7

26

33

Этапы педагогического контроля для групп I года обучения

№ Сроки

К а к и е

з н а н и я ,

у м е н и я ,

н а в ы к и

контролируются?

Форма

1.

Декабрь

Знания понятий, фактов, событий, изучаемых на

занятиях.

Презентация

фотоальбомов

«Моя

школа»

2.

Февраль

Знания понятий, фактов, событий, изучаемых на

занятиях.

Театрализация

«Веселая математика»

3.

Май

Знания понятий, фактов, событий, изучаемых на

занятиях.

З а щ и т а

п р о е к т о в

«Школьная клумба»

Организационно-методическое и материальное обеспечение программы

Организационная работа.

Количество групп формируется в соответствии с учебным планом внеурочной

деятельности, утвержденным директором Прогимназии. В группах выбираются старосты для

организации помощи в проведении занятий и общешкольных мероприятий. Организуется

работа с родителями для проведения экскурсионной деятельности групп.

Программа

основывается

на

следующих

принципах:

добровольности участия; открытости для детей всех социальных категорий; приоритета

самореализации детей и подростков; активного включения каждого ребенка в деятельность;

самодеятельности

и

свободного

выбора

ребенком

содержания

и

форм

деятельности;

включенно сти

участников

в

ре а льные

социа льно

значимые

о т н о ш е н и я ;

положительной,

регулируемой

социализации

личности;

создание

ситуации

успеха

для

каждого ребенка.

Методическая работа.

Подготовка учебных материалом, пособий и разработок. Изучение и использование

интегрированных игровых методик для обучающего процесса. Подготовка иллюстрационных

и демонстрационных материалов для образовательного процесса. Подготовка и проведение

уроков с использованием игровых технологий. Подготовка интеллектуально-развивающих

игр, их апробация для использования в учебном процессе. Системная работа по созданию

фонда видео материалов, архивных музейных интерьеров. Создание постоянно действующей

экспозиций по темам проектов.

В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и

методические

пособия;

профильные

энциклопедические

словари

и

справочники;

аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео- и аудиоматериалы;

компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.;

перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и

деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт,

туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой

информации по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных

предметов

по

направлению

творческой

деятельности

данного

объединения

(альбомы,

репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства;

почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в

данном

направлении

творческой

деятельности,

натурные

объекты,

модели

(макеты)

различных устройств и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных

галереях,

выставочных

залах

и т. п.

по

направлению

творческой

деятельности

данного

объединения

детей;

материалы,

отражающие

достижения

обучающихся;

оборудование

рабочего места.

Материально-техническое обеспечение.

Для выполнения программы необходимо:

-

помещение, мебель;

-

радио- и видеоаппаратура, транслирующая аппаратура;

-

демонстрационная доска для оформления выставок и экспозиций;

-

ПК;

-

принтер;

-

сканер;

-

мультимедийный проектор;

-

экран;

-

комплект карт и демонстрационных материалов;

-

видеотека;

-

оборудование,

предусмотренное для других направлений деятельности младших

школьников (спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, научно –

познавательное, военно – патриотическое).

Используемая литература

1.

Будем

работать

вместе.

Программы

деятельности

детских

и

подростковых

о р г а н и з а ц и й .

И з д а н и е

в т о р о е ,

-

М . ,

1 9 9 6

г .

2. Валгаева И.А., Ковров В.В. и др. Развитие личности в детском общественном

о б ъ е д и н е н и и

( к о н ц е п ц и я ) .

-

М . ,

1 9 9 4

г .

3. “Визитная карточка” Сб. Ассоциации исследователей детского движения. - М.,

П р е с с - с о л о ,

1 9 9 5

г .

4. Дуйшеева У.Д. Роль общения в формировании личности ребенка./ “Несторонний

взгляд”. Сб. Ассоциации исследователей детского движения ФДО “Юная Россия”.

В ы п .

2 .

-

М . ,

1 9 9 2

г .

5. Иванов И.П. “Методика коммунарского воспитания”. - М., Просвещение, 1990 г.

6.

Иващенко

Г.М.,

Кульпединова

М.Е.

Детские

общественные

объединения

как

социально-педагогическое

явление.

/“Несторонний

взгляд”.

Сб.

Ассоциации

исследователей

детского

движения

ФДО

“Юная

Россия”.

Вып.1.

-

М.,

1992

г.

7.

Ильина

И.В.

Республика

как

форма

жизнедеятельности

детского

коллектива.-

Я р о с л а в л ь ,

1 9 9 5

г .

8.

Иоголевич

А.З.

Развитие

самодеятельных

начал

в

детских

и

подростковых

объединениях как путь гражданского становления личности. /“Несторонний взгляд”.

Сб. Ассоциации исследователей детского движения ФДО “Юная Россия”. Вып.2. - М.,

1 9 9 2

г .

9 .

“ К л ю ч

к

у с п е х у ” .

С б о р н и к

№ 1 .

-

М . ,

1 9 9 6

г .

10.

Лебедев

Д.Н.

“Подготовка

юных

организаторов”.

-

М.,

1992

г.

11. Лебедев Д.Н. “Штрихи к портрету пионера 90-х годов и его организации”.- Орел,

1 9 9 4

г .

12.

Радина

К.Д.,

Кудряшова

И.А.

Детское

движение

и

школа:

проблемы

и

перспективы.

/“Несторонний

взгляд”.

Сб.

Ассоциации

исследователей

детского

движения ФДО “Юная Россия”. Вып. 2. - М., 1992 г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика