Авторы: Редичева Лидия Александровна, Савченко Светлана Николаевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 40
Населённый пункт: г.Белгорода
Наименование материала: Пред проект.
Тема: Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и
самореализации ребенка дошкольного возраста.
В условиях динамичного развития общества повышаются требования
к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Сегодня родители и
педагоги как никогда озабочены тем, как сделать так, чтобы ребенок,
входящий в этот мир, стал уверенным, умным, добрым и счастливым.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько
последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное
напряжение.
В дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:
• Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов,
рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним
отношение;
• Активация таких видов познавательной активности, как наблюдение,
экспериментирование, познавательное общение;
• Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную
активность детей.
В педагогической литературе выделяют новый принцип обучения и
воспитания детей: стимулирование и развитие познавательной активности и
творчества детей на всех этапах их обучения.
Показателями познавательной активности являются следующие умения:
– анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи,
отношения;
– синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать
характер изменений в зависимости от несущественных факторов;
– сравнивать, обобщать;
– рассуждать, делать умозаключения, выводы;
– предоставлять аргументы и доказательства.
Можно говорить о двух типах детской активности: собственно
активность ребенка, полностью определяемая им самим, и
активность, стимулируемая взрослым. Они лежат в основе развития
личности ребенка и психического развития. Эти два типа активности тесно
связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная
активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого.
Знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся
достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как
собственные.
Необходимо создание педагогических условий для развития познавательной
активности:
– организация познавательного поиска детей;
– создание обогащенной предметно-пространственной среды;
– организация экспериментирования, исследовательской работы;
– проектная деятельность детей;
– обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного
выполнения заданий;
– создание ситуации успеха;
– мотивации.
Эти условия можно рассматривать как средства стимулирования процесса
познания. Важным фактором стимулирования познавательной деятельности
является познавательно – побуждающая мотивация, которая, как утверждают
психологи, помогает создавать у дошкольников и младших школьников
направленность на познавательную деятельность, делает процесс познания
личностно значимым.
Главное – вызвать у ребенка интерес к деятельному поведению, к познанию.
Вовлечение детей в творчество.
Большой интерес у детей вызывает проектная деятельность. Важно, чтобы
выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее
событие. В дошкольном детстве проекты несложны. Ребенок должен
отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее
решения. Педагогическая ценность детского проекта определяется тем,
что ребенок самостоятельно (или коллективно) выполняет проект;
содержанием в нем проблем, которые могут стать основой для нового
проекта; навыками, которые развивает в ребенке работа над проектом,
заинтересованностью в работе «от всего сердца». Для дошкольников
предлагаем простые проекты: Проект – наблюдение, Проект – рассказ.
Конструктивные проекты, Проекты - игры, Экскурсионные проекты.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и
является стимулом, вдохновляющим ребенка на выполнение других, более
сложных и самостоятельных проектов.
Примером организации проектной деятельности в– детском саду является
работа над экологическими проектами, предложенными Рыжовой, над
проектами «Моя семья», «Вылечи книжку» и др.
Саморазвитие ребенка, имеющего определенные умения и навыки, опыт
общения, происходит не только под влиянием взрослого, но и собственно в
детской среде. Ребенок так устроен, что порой легче, чем взрослый вступает
в контакт со сверстниками, находит общие точки соприкосновения.
Но нельзя отрицать очевидного: мир детства существует и как субъективная
реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом
проживают свой, уникальный мир детства, для которого характерны
отличительные особенности восприятия и познания мира.
Формируется жизненный опыт ребенка: он принимает возрастные нормы
поведения в группе сверстников, пытается эффективно решать трудные
ситуации, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные
проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, людей, и не
только тех, которые ежедневно рядом.
Проект предусматривает формирование активной позиции ребенка,
установок на толерантное поведение. Особенностями организации
совместной деятельности является синтез, комплексность, интеграция,
акцент на чувственно – образное мышление. Формы организации детской
жизни – презентации, события, игровые проекты, выставки.
Таким образом, стимулируя познавательную деятельность ребенка, развивая
творческую активность, мы создаем условия для осознанного им выбора
способов саморазвития, воспитания уверенности в себе,
комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.