Напоминание

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста.


Авторы: Редичева Лидия Александровна, Савченко Светлана Николаевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 40
Населённый пункт: г.Белгорода
Наименование материала: Пред проект.
Тема: Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста.
Дата публикации: 10.01.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и

самореализации ребенка дошкольного возраста.

В условиях динамичного развития общества повышаются требования

к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Сегодня родители и

педагоги как никогда озабочены тем, как сделать так, чтобы ребенок,

входящий в этот мир, стал уверенным, умным, добрым и счастливым.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько

последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное

напряжение.

В дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:

• Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов,

рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним

отношение;

• Активация таких видов познавательной активности, как наблюдение,

экспериментирование, познавательное общение;

• Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную

активность детей.

В педагогической литературе выделяют новый принцип обучения и

воспитания детей: стимулирование и развитие познавательной активности и

творчества детей на всех этапах их обучения.

Показателями познавательной активности являются следующие умения:

– анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи,

отношения;

– синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать

характер изменений в зависимости от несущественных факторов;

– сравнивать, обобщать;

– рассуждать, делать умозаключения, выводы;

– предоставлять аргументы и доказательства.

Можно говорить о двух типах детской активности: собственно

активность ребенка, полностью определяемая им самим, и

активность, стимулируемая взрослым. Они лежат в основе развития

личности ребенка и психического развития. Эти два типа активности тесно

связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная

активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого.

Знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся

достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как

собственные.

Необходимо создание педагогических условий для развития познавательной

активности:

– организация познавательного поиска детей;

– создание обогащенной предметно-пространственной среды;

– организация экспериментирования, исследовательской работы;

– проектная деятельность детей;

– обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного

выполнения заданий;

– создание ситуации успеха;

– мотивации.

Эти условия можно рассматривать как средства стимулирования процесса

познания. Важным фактором стимулирования познавательной деятельности

является познавательно – побуждающая мотивация, которая, как утверждают

психологи, помогает создавать у дошкольников и младших школьников

направленность на познавательную деятельность, делает процесс познания

личностно значимым.

Главное – вызвать у ребенка интерес к деятельному поведению, к познанию.

Вовлечение детей в творчество.

Большой интерес у детей вызывает проектная деятельность. Важно, чтобы

выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее

событие. В дошкольном детстве проекты несложны. Ребенок должен

отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее

решения. Педагогическая ценность детского проекта определяется тем,

что ребенок самостоятельно (или коллективно) выполняет проект;

содержанием в нем проблем, которые могут стать основой для нового

проекта; навыками, которые развивает в ребенке работа над проектом,

заинтересованностью в работе «от всего сердца». Для дошкольников

предлагаем простые проекты: Проект – наблюдение, Проект – рассказ.

Конструктивные проекты, Проекты - игры, Экскурсионные проекты.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и

является стимулом, вдохновляющим ребенка на выполнение других, более

сложных и самостоятельных проектов.

Примером организации проектной деятельности в– детском саду является

работа над экологическими проектами, предложенными Рыжовой, над

проектами «Моя семья», «Вылечи книжку» и др.

Саморазвитие ребенка, имеющего определенные умения и навыки, опыт

общения, происходит не только под влиянием взрослого, но и собственно в

детской среде. Ребенок так устроен, что порой легче, чем взрослый вступает

в контакт со сверстниками, находит общие точки соприкосновения.

Но нельзя отрицать очевидного: мир детства существует и как субъективная

реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом

проживают свой, уникальный мир детства, для которого характерны

отличительные особенности восприятия и познания мира.

Формируется жизненный опыт ребенка: он принимает возрастные нормы

поведения в группе сверстников, пытается эффективно решать трудные

ситуации, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные

проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, людей, и не

только тех, которые ежедневно рядом.

Проект предусматривает формирование активной позиции ребенка,

установок на толерантное поведение. Особенностями организации

совместной деятельности является синтез, комплексность, интеграция,

акцент на чувственно – образное мышление. Формы организации детской

жизни – презентации, события, игровые проекты, выставки.

Таким образом, стимулируя познавательную деятельность ребенка, развивая

творческую активность, мы создаем условия для осознанного им выбора

способов саморазвития, воспитания уверенности в себе,

комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.



В раздел образования




Яндекс.Метрика