Автор: Ржавцев Денис Владимирович
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МКОУ Белозерская средняя школа
Населённый пункт: Ульяновская область Карсунский район село Белозерье
Наименование материала: Рабочая программа Кружок "Юный волейболист"
Тема: Волейбол в начальных классах
Раздел: дополнительное образование
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол №___
от «_____» ___________20__г.
Председатель МО
_________________________
(Ф.И.О.)
РЕКОМЕНДОВАНО
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Решением педагогического совета
Протокол №___
от «____»_____________20___г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом №___
от «___» ____________20__г.
_________________
Рабочая программа
кружка «ВОЛЕЙБОЛ»
Возраст учащихся: - 9-12 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик(и)- Ржавцев Денис Владимирович
Педагог дополнительного образования
_________________
(подпись)
Ульяновск
2019-2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Волейбол» разработана на основе
Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон №273) (ст. 2, СТ.12, ст. 75), (ст. 12, ст. 47, ст.
75). (п.1Д,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст.ЗЗ, ст.34, ст.75)
(п.9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст.12; п. 1 , п. 4 ст. 75), (ст.15, ст16, ст.17; ст.75)
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. 1008 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. 1726-р
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы кружка «Волейбол» физкультурно-спортивная
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы кружка «Волейбол»
Для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в
различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует
позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке,
секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в
отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более
раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического
мышления.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Волейбол», в том, что она учитывает специфику
дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься
этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает
возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали
проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового
образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Волейбол — командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с
действиями
партнеров.
Различные
функции
игроков
обязывают
их
постоянно
взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет
важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои
действия интересам коллектива. Стремление превзойти соперника в быстроте действий,
изобретательности, меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на
достижение
победы,
приучает
занимающихся
мобилизовывать
свои
возможности,
действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в
ходе спортивной борьбы.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся
основных
физических
качеств,
формированию
различных
двигательных
навыков,
укреплению здоровья. Игровая обстановка в волейболе меняется быстро. Каждая атака
создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают волейболистов постоянно следить
за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво
и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых
действий требует также проявления высокой самостоятельности. Соревновательный
характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий,
непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление
разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает
постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности
волейбола создают
благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не
терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче
не падать духом. Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих
установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими
средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его
информированность в области оздоровления и развития организма.
Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волейбол»
Количество учащихся в объединении не менее 15 человек
Возрастные категории 9-12 лет
Минимальный возраст детей для зачисления на обучения 9 лет
Продолжительность учебных занятий 2 ч.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волейбол»: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств,
овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством
занятий волейболом, выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол»
Образовательные:
- обучить учащихся техническим приемам волейбола;
- дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
- дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (волейбол);
- обучить учащихся техническим и тактическим приёмам волейбола;
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
Развивающие:
- развить координацию движений и основные физические качества.
- способствовать повышению работоспособности учащихся,
- развивать двигательные способности,
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время
игрового досуга;
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
- воспитывать дисциплинированность;
- способствовать снятию стрессов и раздражительности;
- способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в
достижении общей цели.
- воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Волейбол»
Условия набора и формирования групп: в объединение принимаются все
желающие, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям
волейбола.
Возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов
обучения: предусмотрена
Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования
Особенности организации образовательного процесса:
Занятие продолжительностью 90 минут занятие с двумя перерывами по 15 минут(итого 2
часа), один раз в неделю.
Занятия проводятся в спортивном зале.
Форма организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм
работы внутри группы, в парах, подгрупповая
Форма проведения занятий: практическое, комбинированное, соревновательное.
Формы организации образовательной деятельности
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём
большее количество времени занимает практическая часть, в процессе которой, в
основном происходит освоение программного материала. Каждое учебное занятие
является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность,
построенных друг за другом.
Теоретическая подготовка юных волейболистов должна включать в себя и вопросы основ
знаний, таких как: гигиена занимающихся, их одежда, профилактика травматизма, правила
игры, сведения об истории волейбола, сведения о современных передовых волейболистах,
командах. Теоретические сведения должны сообщаться ученикам в ходе практических
занятий в разных частях занятия, в паузах между упражнениями, в перерывах между
играми.
Формы и способы фиксации результатов: портфолио учащихся.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
- словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об
изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ,
замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
- наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений. Эти
методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых
действиях;
- практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.
Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное
повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
В основу методики физической подготовки по программе «Волейбол» положена
концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением
физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и
способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены
воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса
адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной
интенсивности.
Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной
программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские
встречи, соревнования различных уровней
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения, учащиеся будут:
Владеть техникой прямой подачи в прыжке;
Уметь принимать мяч от сетки;
Владеть контр - атакующим действиям в волейболе;
Работать
в
команде,
уметь
согласовывать
свои
действия
и
находить
взаимопонимание;
Научатся делать отвлекающие действия при вторых передачах;
Учебно-тематический план
Содержание программы «Волейбол» (68 часов)
- Теоретические занятия – 6(часов)
История возникновения волейбола.
Волейбол – цели и задачи.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом.
Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ
организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях
закаливания организма.
Правила соревнований, их организация и проведение.
Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка.
Специфика средств общей и специальной физической подготовки.
- Практические занятия – 27(часов)
Общая физическая подготовка.
Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;
Совершенствование навыков естественных видов движений;
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
Упражнения для туловища и шеи;
Упражнения для мышц ног и таза;
Подвижные игры.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнений приёма и передач мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча.
Практические занятия по технике.
Перемещения и стойке: - стартовая стойка
Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;
встречная передача, передача в треугольнике.
Подача мяча: - нижняя прямая, нижняя боковая.
Практические занятия по тактике.
Прием подач. Расположение игроков при приеме нижних подач, когда вторую передачу
выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Контрольные игры и соревнования.
Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор
проведенных игр. Характеристика команды противника.
Контрольные испытания.
Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической
подготовленности.
- Учебные игры – 34 часа.
- Итоговое занятие. Рефлексия – 1(час).
Календарно-тематический план
№п\п
Дата
Кол-во
часов
Раздел и тема занятия
1
2
Волейбол – цели и задачи. История
возникновения волейбола. Техника
безопасности.
Учебная игра.
2
2
Стойка игрока. Перемещение в стойке.
Игра «спиной к финишу».
Учебная игра.
3
2
Влияние физических упражнений на
организм человека. Комбинации из
передвижений и остановок игрока.
Развитие быстроты. Эстафета «Челночный
бег с кубиками и мячом».
Учебная игра.
4
2
Специфика общей физической подготовки.
Верхняя передача мяча в парах с шагом.
Игра «Мяч над головой».
Учебная игра.
5
2
Общая физическая подготовка. Приём
мяча двумя руками снизу. Игра «Не урони
мяч».
Учебная игра.
6
2
Общая физическая подготовка. Верхняя
передача мяча в парах, тройках.
Упражнения со скакалками. Игра «Вызов
номеров».
Учебная игра.
7
2
Общая физическая подготовка. Верхняя
передача мяча в парах через сетку.
Развитие ловкости. Эстафеты с передачей
волейбольного мяча.
Учебная игра.
8
2
Общая физическая подготовка. Передачи
мяча после перемещения из зоны в зону.
Специфика средств общей и специальной
физической подготовки. Двухсторонняя
Игра мини-волейбол.
Учебная игра.
9
2
Специфика специальной физической
подготовки. Передача мяча сверху двумя
руками в прыжке в тройках. Правила
соревнований, места занятий,
оборудование, инвентарь.
Учебная игра.
10
2
Специальная физическая подготовка.
Нижняя прямая подача и нижний прием
мяча. Развитие силы. Двухсторонняя игра
мини– волейбол.
Учебная игра.
11
2
Двухсторонняя игра мини–волейбол.
Учебная игра.
12
2
.Специальная физическая подготовка.
Нижняя прямая подача и нижний прием
мяча. Двусторонняя игра мини – волейбол.
Учебная игра.
13
2
Специальная физическая подготовка.
Подача мяча по зонам. Развитие
координационных способностей.
Учебная игра.
14
2
Специальная физическая подготовка.
Передача мяча по зонам. Развитие
координационных способностей.
Учебная игра.
15
2
Специальная физическая подготовка.
Передача мяча по зонам. Развитие
координационных способностей.
Учебная игра.
16
2
Контрольные нормативы по общей
физической подготовленности.
Учебная игра.
17
2
Контрольные нормативы по специальной
физической и технической
подготовленности.
Учебная игра.
18
2
Специальная физическая подготовка.
Тактика нападения (индивидуальные).
Учебная игра.
19
2
Специальная физическая подготовка.
Тактика нападения (индивидуальные).
Учебная игра.
20
2
Специальная физическая подготовка.
Тактика нападения (групповые).
Учебная игра.
21
2
Практическая работа. Игра. Специальная
физическая подготовка. Тактика нападения
(командные).
Учебная игра.
22
2
Специальная физическая подготовка.
Тактика нападения (индивидуальные).
Учебная игра.
23
2
Специальная физическая подготовка.
Тактика защиты (групповые).
Учебная игра.
24
2
Специальная физическая подготовка.
Тактика защиты (командные).
Учебная игра.
25
2
Специальная физическая подготовка.
Тактика нападение (групповые,
командные).
Учебная игра.
26
2
Специальная физическая подготовка.
Тактика защиты (групповые, командные).
Учебная игра.
27
2
Контрольные нормативы по общей
физической подготовленности.
Учебная игра.
28
2
Контрольные нормативы по специальной
физической и технической
подготовленности.
Учебная игра.
29
2
Игра в волейбол по основным правилам с
привлечением учащихся к судейству.
Учебная игра.
30
2
Соревнование в группах.
Учебная игра.
31
2
Соревнование в группах.
Учебная игра.
32
2
Соревнование в группах.
Учебная игра.
33
2
Соревнование школьные среди учащихся
3-6 классов.
Учебная игра.
34
2
Разбор проведенных игр. Характеристика
команды противника.
Учебная игра.