Автор: Васильева Екатерина Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 6 "Рябинка"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Юрга
Наименование материала: Статья
Тема: "Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
"Детское экспериментирование – основа поисково-
исследовательской деятельности дошкольников".
Для ребенка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности.
С. Л. Рубинштейн
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.
Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и непознанное.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н. Н. Поддьяков
выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -
исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает,
что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем
разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации
получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Современные дети живут
и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от
человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать
эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с
миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок
неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и
неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Проблема, над которой я веду работу это «Детское экспериментирование – основа
поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Основная идея работы –
включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному
варианту поиска информации.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его
достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Организация работы поисково-исследовательской деятельности с детьми проводится
по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими
темами: живая природа, неживая природа, человек.
По теме «Живая природа» (характерные особенности сезонов, многообразие живых
организмов, их приспособление к окружающей среде) наблюдали с детьми за состоянием
растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут.
Провели опыт «Посев и проращивание семян», проверяли скорость таяния снега в
зависимости от измерения температуры.
«Неживая природа»- изучали свойства предметов из дерева, пластмассы, резины, ткани.
В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воздуха, воды, цвета,
теплоты Доказывали, что вода прозрачная, не имеет формы, запаха и вкуса. Выявляли
материалы, которые взаимодействуют с магнитами, определяли свойства магнита. С
интересом и увлеченно дети проводили опыты с песком.
По теме «Человек» (функционирование организма,рукотворный мир: материалы и их
свойства, преобразование предметов и явлений) закрепляли представления детей об
органах чувств, их назначении (уши – узнавали различные звуки; нос – определяли запах;
пальцы – определяли форму, структуру поверхности; язык – узнавали продукты на вкус).
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и
самостоятельная детская деятельностьорганизуется мной в разных формах:
1.
сюжетно-ролевая игра;
2.
рассматривание;
3.
наблюдение;
4.
беседа;
5.
экскурсии;
6.
конструирование;
7.
экспериментирование;
8.
исследовательская деятельность;
Одно из главных условий успешной организации познавательно-
исследовательской деятельности это создание предметно-пространственной среды в
группе. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор
дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды –
эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает
любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко
запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал
сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт
творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних
знаний при решении новых задач.
Для этого в группе создали мини-лабораторию, где имеется необходимое оборудование
для проведения опытов и исследовательской деятельности:
В книжном уголке подобраны детские справочники, энциклопедии, посвященные
разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные
детям информативные тексты, детская художественная литература. Разработана
картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть
проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать
выводы и умозаключения. Оформлены дидактические игры с элементами моделирования,
развивающие внимание и наблюдательность. Создана картотека элементарных опытов,
которые можно проводить детям самостоятельно и совместно с взрослым
Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской
деятельности являются родители. С этой целью провожу родительские собрания,
встречи, консультации, на которых объясняю родителям, что главное – дать ребёнку
импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его
работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и
невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Оформляется информация для родителей «Как помочь маленькому
исследователю?», «Занимательные опыты на кухне». В уголке для родителей постоянно
действует рубрика «Поэкспериментируем!», в которой предлагаем различные формы
проведения совместных с детьми опытов и экспериментов в домашних условиях.
Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы,
могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с
большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и
наблюдений. Делятся своим маленьким опытом из практики о своих интересных
открытиях.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой
границы между обыденной жизнью и экспериментированием,
ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в
котором им предстоит жить!
Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть
перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал"