Напоминание

"Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников".


Автор: Васильева Екатерина Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 6 "Рябинка"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Юрга
Наименование материала: Статья
Тема: "Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Детское экспериментирование – основа поисково-

исследовательской деятельности дошкольников".

Для ребенка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности.

С. Л. Рубинштейн

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и непознанное.

А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н. Н. Поддьяков

выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -

исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает,

что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем

разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации

получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Современные дети живут

и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от

человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать

эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с

миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок

неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и

неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Проблема, над которой я веду работу это «Детское экспериментирование – основа

поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Основная идея работы –

включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному

варианту поиска информации.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его

достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Организация работы поисково-исследовательской деятельности с детьми проводится

по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими

темами: живая природа, неживая природа, человек.

По теме «Живая природа» (характерные особенности сезонов, многообразие живых

организмов, их приспособление к окружающей среде) наблюдали с детьми за состоянием

растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут.

Провели опыт «Посев и проращивание семян», проверяли скорость таяния снега в

зависимости от измерения температуры.

«Неживая природа»- изучали свойства предметов из дерева, пластмассы, резины, ткани.

В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воздуха, воды, цвета,

теплоты Доказывали, что вода прозрачная, не имеет формы, запаха и вкуса. Выявляли

материалы, которые взаимодействуют с магнитами, определяли свойства магнита. С

интересом и увлеченно дети проводили опыты с песком.

По теме «Человек» (функционирование организма,рукотворный мир: материалы и их

свойства, преобразование предметов и явлений) закрепляли представления детей об

органах чувств, их назначении (уши – узнавали различные звуки; нос – определяли запах;

пальцы – определяли форму, структуру поверхности; язык – узнавали продукты на вкус).

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и

самостоятельная детская деятельностьорганизуется мной в разных формах:

1.

сюжетно-ролевая игра;

2.

рассматривание;

3.

наблюдение;

4.

беседа;

5.

экскурсии;

6.

конструирование;

7.

экспериментирование;

8.

исследовательская деятельность;

Одно из главных условий успешной организации познавательно-

исследовательской деятельности это создание предметно-пространственной среды в

группе. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор

дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды –

эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает

любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко

запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал

сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт

творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних

знаний при решении новых задач.

Для этого в группе создали мини-лабораторию, где имеется необходимое оборудование

для проведения опытов и исследовательской деятельности:

В книжном уголке подобраны детские справочники, энциклопедии, посвященные

разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные

детям информативные тексты, детская художественная литература. Разработана

картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть

проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать

выводы и умозаключения. Оформлены дидактические игры с элементами моделирования,

развивающие внимание и наблюдательность. Создана картотека элементарных опытов,

которые можно проводить детям самостоятельно и совместно с взрослым

Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской

деятельности являются родители. С этой целью провожу родительские собрания,

встречи, консультации, на которых объясняю родителям, что главное – дать ребёнку

импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его

работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и

невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

Оформляется информация для родителей «Как помочь маленькому

исследователю?», «Занимательные опыты на кухне». В уголке для родителей постоянно

действует рубрика «Поэкспериментируем!», в которой предлагаем различные формы

проведения совместных с детьми опытов и экспериментов в домашних условиях.

Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы,

могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с

большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и

наблюдений. Делятся своим маленьким опытом из практики о своих интересных

открытиях.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой

границы между обыденной жизнью и экспериментированием,

ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в

котором им предстоит жить!

Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть

перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал"



В раздел образования




Яндекс.Метрика