Авторы: Суворова Наталия Николаевна, Бойко Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53
Населённый пункт: г.Глазов
Наименование материала: Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Тема: Финансовая грамотность
Раздел: дошкольное образование
Обучение финансовой грамотности детей дошкольного
возраста.
Воспитатель Суворова Н.Н.
МБДОУ Детский сад №53 «Лесная полянка»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это
новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность
является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых
ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую
жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с
родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими
знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере
финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих
ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а
также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на
протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство
ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это
поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и
аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими
доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению
денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими
словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и
оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников.
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей
жизненных отношений?
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном
дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка
родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны
ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их
семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все
составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время
дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить
правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в
магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это
желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись,
а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей.
Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу)
необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или
денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен
быть круг своих обязанностей. Можно найти выход из ситуации с финансами –
дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут
принадлежать только ребенку. Их он сможет тратить на свое усмотрение.
Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и
траты.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий
(родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
что такое деньги, какие они бывают;
что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
как планировать свои расходы;
техника безопасности использования банковских карт.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может
привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой
грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену
деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни
станет успешным человеком.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте
нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово
грамотным.
Методы обучения. В обучении дошкольников используются игровые и
словесные методы обучения (беседа).
Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в
условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного
опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-
оценочной деятельности.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают
у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают
концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не
навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в
процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с
минимальными волевыми усилиями
Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший
срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу,
указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и
приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами,
делая последние более результативными. Чисто словесные методы в
обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь
первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только
почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их
изображение.
Формы словесного обучения.
Беседа. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый
опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе
беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие
в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не
перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и
доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует
сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим
поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно,
делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает
чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.
Тестовый метод. Тест – стандартизированное задание по результатам
выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных
характеристиках. Результативность в процессе обучения во многом зависит
от тщательно отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка
знаний, умений и навыков учащихся – важное звено учебно-воспитательного
процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении
информации об эффективности функционирования системы обучения. От
того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит
результат учебной деятельности дошкольников.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может
привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой
грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену
деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни
станет успешным человеком.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте
нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово
грамотным.