Автор: Прилепина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
Населённый пункт: с. Кинель-Черкассы, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная культура руководителя детского народно-певческого коллектива как совокупность необходимых качеств его педагогической деятельности в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств»
м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
Статья
Профессиональная культура руководителя детского народно-
певческого коллектива как совокупность необходимых качеств его
педагогической деятельности в системе дополнительного
образования
Преподаватель: Прилепина Наталья Николаевна
2016 год
Введение
Глобальные
преобразования
происходят
сегодня
во
всех
сферах
социальной и духовной жизни нашего общества, в том числе и в сфере
культуры и дополнительного образования детей.
Преображение сознания подрастающего поколения во многом зависит от
педагога,
который
своими
действиями,
оценками,
собственным
миропониманием
помогает
обучаемым
понять
особенности
социальной,
духовной,
а
также
культурной
жизни.
Любым
своим
действием
по
отношению к детям он проявляет себя как личность, отражая и то конкретное
историческое время, и тот индивидуальный жизненный путь, который он
прошёл до начала своей профессиональной деятельности, и тот идеал, на
который
он
ориентируется.
Его
влияние
на
обучаемых
обусловлено
личностными
качествами,
жизненной
концепцией,
степенью
осознания
и
принятия сущности и социальной роли педагогической деятельности, своих
профессиональных функций и требований к себе как личности.
Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности
должны
начинаться
с
её
субъекта
-
творца
и
созидателя.
Существует
философский
принцип
–
подобное
создаётся
подобным:
нравственность
ученика
формируется
нравственностью
педагога,
знание
–
знанием,
мастерство – мастерством. Никакие современные технологии обучения и
воспитания не помогут педагогу успешно осуществлять свою деятельность, в
какой бы сфере он ни работал, если он сам личностно и профессионально не
готов к ней.
Вопрос воспитания детей средствами народной педагогики необычайно
важен
в
наше
время.
Фольклор
является
ценнейшим
дидактическим
материалом
в
эстетическом
воспитании
подрастающего
поколения.
В
современных условиях нарушены традиции в области народной культуры, а
многое уже безвозвратно утрачено, но всё же русский фольклор ещё далеко
не исчерпал себя. В последние десятилетия создаётся множество детских
народно-певческих
коллективов,
при
этом
становится
очень
актуальным
вопрос наличия профессиональной культуры у педагогов – руководителей
этих коллективов. Поэтому цель данного исследования – определить, какими
профессиональными
качествами
должен
обладать
педагог
по
народному
пению в системе дополнительного образования детей.
Любой
человек,
начинающий
свой
путь
в
той
или
иной
профессии,
вследствие отсутствия опыта, испытывает некоторые затруднения. Уровень
психолого-педагогической,
общекультурной
и
социальной
готовности
начинающего преподавателя к его деятельности зависит от самого человека.
И
эта
деятельность
может
быть
определена
как
накопление
опыта,
необходимого
для
формирования
компетентности
и
профессиональной
квалификации
педагога,
работающего
в
сфере
народно-творческого
воспитания
детей,
а,
также,
последующее
транслирование
опыта
практических результатов своей профессиональной деятельности.
Педагогическая работа, в какой бы области она ни велась – очень не лёгкая,
очень
сложная,
требующая
большого
терпения.
Но
все
трудности
искупаются,
если
педагог
её
любит
и
если
он
в
процессе
своей
профессиональной деятельности неустанно «ищет» и «горит». Педагог не
имеет права стоять на месте, он всю жизнь много работает и двигается
вперёд. Крупные учёные говорят о себе, что истинный учёный – вечный
ученик. То же самое можно сказать и о педагогах, ведь, уча других, они всю
жизнь
учатся
сами.
Будущий
педагог,
руководитель
детского
коллектива,
изучает специальные предметы, т.е. делает то, что будут делать потом его
ученики. В учебном заведении он учится, но в своей профессиональной
деятельности
ему
предстоит
заниматься
совершенно
иным
делом:
организовывать обучение, обеспечивать творческое воспитание, прививать
любовь к народному искусству, понимать психологию детей, содействовать
их росту и развитию.
Какими же специальными профессиональными качествами необходимо
обладать руководителю народно-певческого коллектива, чтобы деятельность
его
была
успешной.
Прежде
всего,
это
врождённые
и
хорошо
развитые
задатки:
отличный
музыкальный
(звуковысотный,
гармонический,
тембровый)
слух,
память,
чувство
ритма;
наличие
коммуникативных,
педагогических
и
организаторских
способностей,
сочетание
творческого
мышления и эмоциональной восприимчивости, интеллект, волевые качества,
музыкальная память, творческое воображение, внимание. Следует отметить и
узкоспециальные
качества,
характерные
для
представителей
данной
профессии – это владение открытой народной манерой звучания голоса,
знание
режиссуры
песни,
умение
двигаться
на
сцене
(знание
элементов
движения народного танца), навыки игры на народном инструменте.
Приступая к профессиональной деятельности в качестве руководителя
детского
коллектива,
педагог
должен
иметь
специальное
образование,
включающее в себя комплекс знаний, необходимых для данной профессии.
Это, прежде всего, знание методики работы с русским народным хором, где
очень важны методы освоения
вокально-хоровых навыков. В комплекс
вокально-хоровых навыков входят: певческая установка, певческое дыхание,
звукообразование,
соответствующее
народной
манере
пения,
дикция,
стройное унисонное и многоголосное пение. Руководителю хора необходимо
знать законы голосообразования, особенно специфику детского возрастного
звучания, ведь каждый возраст требует особых методических подходов, в
противном случае можно привить певческие навыки, не отвечающие возрасту
детей. Развивая голоса участников и навыки народно-хорового исполнения на
основе «разговорной манеры», руководитель должен хорошо знать строение
певческого аппарата и физиологию певческого процесса, который в основе
своей
протекает
у
всех
певцов
одинаково.
В
основе
техники
дыхания,
звукообразования,
дикции
лежат
единые
для
всех
принципы.
В
любом
педагогическом
процессе,
а
в
процессе
обучения
пению
в
особенности,
большую роль играет язык педагога. Этот язык с его терминологией должен
быть
предельно
ясным,
простым
и
точным.
Дети
воспринимают
всякое
указание
очень
доверчиво
и,
выполняя
предъявляемые
требования,
постепенно приобретают мышечную тренировку, которая рано или поздно
приводит к автоматизму и закрепляется в навыках. При показах с целью
исправления каких-то неточностей в пении, педагогу следует воспроизводить
лишь
правильное
звучание,
чтобы
память
ученика
сохранила
нужный
«звучащий
образ».
Вокально-хоровая
работа
требует
от
педагога
очень
серьёзного подхода, по её результатам можно судить о профессионализме
руководителя народно-певческого коллектива.
Знание
народно-песенных
стилей,
жанров,
умение
разбираться
в
характерных
особенностях
песенной
культуры
разных
регионов,
а
на
основании этих знаний – правильный подбор репертуара – тоже важный
признак профессионализма педагога. Компетентность руководителя в этих
вопросах
поможет
в
работе
над
песней
–
это
и
прочтение
диалекта,
и
правильная подача звука, и особенности хороводных и плясовых движений, и
подбор
народного
костюма,
характерного
для
данной
местности,
и
использование различных народных инструментов.
Говоря о народных инструментах, следует затронуть тему работы с
концертмейстером,
ведь
от
его
игры
зачастую
зависит
качество
пения
коллектива. Очень важен звуковой баланс между партией солиста или хора и
аккомпанементом.
Работая
над
репертуаром,
руководителю
не
следует
забывать
о
работе
над
ансамблем
между
звучанием
хора
и
игрой
концертмейстера.
Умение
дать
правильный
темп
во
вступлении,
дышать
вместе с солистом, мыслить едиными фразами, не мешать пению, а помогать
–
все
эти
навыки
необходимо
совершенствовать
на
репетициях
под
руководством педагога-хормейстера.
В профессиональной работе руководитель детского коллектива использует
календарно-обрядовый фольклор. Изучая обрядовую песню, нужно ярко и
образно
рассказать
об
обряде,
его
особенностях,
обратить
внимание
на
специфику ритмики, манеру пения, особенности строения строфы, вызывая у
исполнителей не только эмоциональное восприятие, но и подкреплённое
знаниями
исполнение.
Задача
руководителя
детского
народного
хора
–
глубоко
знать
фольклор
своей
области,
так
как
репертуар
коллектива
желательно
о сновывать
на
ме стных
музыкальных,
п е с е н н ы х ,
хореографических фольклорных традициях.
Руководитель хора – это не только педагог-хормейстер, но и хороший
организатор. Организаторские способности нужны при создании коллектива,
непосредственно,
в
репетиционном
процессе,
во
время
концертных
и
конкурсных выступлений, особенно если они связаны с выездом из города.
Кроме того, от руководителя требуется большая фантазия, инициатива в
любом деле, умение создать доброжелательную атмосферу на репетициях и в
творческих поездках. Руководителю детского коллектива необходимо иметь
хорошее
чувство
юмора,
ведь
это
средство
общения
людей
различных
профессий. Юмор часто бывает одним из средств выхода из конфликтной
ситуации
в
процессе
многочисленных
репетиций
коллектива.
В
юморе
проявляется гибкость ума, эрудиция, талант к розыгрышам, неожиданность.
Чувство юмора теснейшим образом связано с творческим воображением,
полётом фантазии человека. Эти качества очень важны для людей творческих
профессий.
Одним из профессиональных качеств педагога – руководителя детского
народно-певческого
коллектива
является
умение
воспитывать
любовь
к
русской народной песне, прививать детям интерес к русским традициям,
русской народной культуре. Хорошая воспитательная работа в коллективе
характеризует его руководителя как высокопрофессионального педагога.
Наконец,
очень
важный
фактор,
способствующий
развитию
профессиональных качеств педагога, - подготовка и участие в конкурсах и
фестивалях.
Следует
подчеркнуть,
что
это
огромный
стимул
и
для
руководителя,
и
для
участников
коллектива.
Даже
отсутствие
наград
не
должно считаться неудачей, так как, в любом случае, виден творческий рост
коллектива и профессиональный рост руководителя.
Заключение
Таким образом, профессиональная культура руководителя детского
народно-певческого коллектива предполагает наличие у педагога целого ряда
специальных
профессиональных
качеств.
Это
врождённые
и
хорошо
развитые
музыкальные
данные,
коммуникативные,
педагогические
и
организаторские
способности,
сочетание
творческого
мышления
и
эмоциональной восприимчивости, интеллект, волевые качества, творческое
воображение,
внимание.
Практический
опыт
приходит
не
сразу,
он
нарабатывается годами. Работа педагога-руководителя не бывает без ошибок,
но
не
так
страшно,
если
ошибки
делаются
-
страшно,
если
они
не
исправляются, а это всегда может случиться, если педагог недостаточно
самокритичен к себе. Оглядываясь на пройденный путь, он может издали
лучше
дать
оценку
своей
работе
и,
осознав
свои
ошибки,
решить,
что
необходимо исправить. При постоянном развитии и самосовершенствовании
педагога-руководителя
детского
народно-певческого
коллектива
рост
его
профессионального уровня будет проходить успешнее.
На сегодняшний день многое в нашей жизни меняется, пришло время
новых
технологий,
и
это
коснулось
нашей
культуры,
нашего
быта.
Невозможно
воспитывать
детей
изолированно
от
радио
и
телевидения,
современной музыки, компьютеров, поэтому необычайно остро стоит вопрос
воспитания
детей
средствами
народной
педагогики,
русской
народной
культуры.
На руководителя детского коллектива ложится очень важная
миссия
введения
ребёнка
в
мир
народной
музыки,
поэтому
педагогам-
хормейстерам
следует
искать
такие
профессиональные
формы
и
методы
приобщения
к
фольклору,
которые
помогли
бы
сделать
традиционную
народную культуру духовной необходимостью для современного ребёнка.
Список литературы
1.
Мешко Н. О современной русской народно-певческой культуре и
воспитании народного певца.// Сборник трудов. Вып.86. – М.,- 1986.
2.
Носков А.К. Музыкальный фольклор для детей. – Самара,- 2003.
3.
Орехова Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. –
Тольятти,- 2002.
4.
Пушкина С.И. Мы играем и поём. – М.,- 2001.
5.
Терентьева Л.А. Детский фольклорный ансамбль. – Самара,-1991.
6.
Терентьева Л.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем.
Самара,- 2000.