Напоминание

Профессиональная культура руководителя детского народно-певческого коллектива как совокупность необходимых качеств его педагогической деятельности в системе дополнительного образования


Автор: Прилепина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
Населённый пункт: с. Кинель-Черкассы, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная культура руководителя детского народно-певческого коллектива как совокупность необходимых качеств его педагогической деятельности в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств»

м.р. Кинель-Черкасский Самарской области

Статья

Профессиональная культура руководителя детского народно-

певческого коллектива как совокупность необходимых качеств его

педагогической деятельности в системе дополнительного

образования

Преподаватель: Прилепина Наталья Николаевна

2016 год

Введение

Глобальные

преобразования

происходят

сегодня

во

всех

сферах

социальной и духовной жизни нашего общества, в том числе и в сфере

культуры и дополнительного образования детей.

Преображение сознания подрастающего поколения во многом зависит от

педагога,

который

своими

действиями,

оценками,

собственным

миропониманием

помогает

обучаемым

понять

особенности

социальной,

духовной,

а

также

культурной

жизни.

Любым

своим

действием

по

отношению к детям он проявляет себя как личность, отражая и то конкретное

историческое время, и тот индивидуальный жизненный путь, который он

прошёл до начала своей профессиональной деятельности, и тот идеал, на

который

он

ориентируется.

Его

влияние

на

обучаемых

обусловлено

личностными

качествами,

жизненной

концепцией,

степенью

осознания

и

принятия сущности и социальной роли педагогической деятельности, своих

профессиональных функций и требований к себе как личности.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности

должны

начинаться

с

её

субъекта

-

творца

и

созидателя.

Существует

философский

принцип

подобное

создаётся

подобным:

нравственность

ученика

формируется

нравственностью

педагога,

знание

знанием,

мастерство – мастерством. Никакие современные технологии обучения и

воспитания не помогут педагогу успешно осуществлять свою деятельность, в

какой бы сфере он ни работал, если он сам личностно и профессионально не

готов к ней.

Вопрос воспитания детей средствами народной педагогики необычайно

важен

в

наше

время.

Фольклор

является

ценнейшим

дидактическим

материалом

в

эстетическом

воспитании

подрастающего

поколения.

В

современных условиях нарушены традиции в области народной культуры, а

многое уже безвозвратно утрачено, но всё же русский фольклор ещё далеко

не исчерпал себя. В последние десятилетия создаётся множество детских

народно-певческих

коллективов,

при

этом

становится

очень

актуальным

вопрос наличия профессиональной культуры у педагогов – руководителей

этих коллективов. Поэтому цель данного исследования – определить, какими

профессиональными

качествами

должен

обладать

педагог

по

народному

пению в системе дополнительного образования детей.

Любой

человек,

начинающий

свой

путь

в

той

или

иной

профессии,

вследствие отсутствия опыта, испытывает некоторые затруднения. Уровень

психолого-педагогической,

общекультурной

и

социальной

готовности

начинающего преподавателя к его деятельности зависит от самого человека.

И

эта

деятельность

может

быть

определена

как

накопление

опыта,

необходимого

для

формирования

компетентности

и

профессиональной

квалификации

педагога,

работающего

в

сфере

народно-творческого

воспитания

детей,

а,

также,

последующее

транслирование

опыта

практических результатов своей профессиональной деятельности.

Педагогическая работа, в какой бы области она ни велась – очень не лёгкая,

очень

сложная,

требующая

большого

терпения.

Но

все

трудности

искупаются,

если

педагог

её

любит

и

если

он

в

процессе

своей

профессиональной деятельности неустанно «ищет» и «горит». Педагог не

имеет права стоять на месте, он всю жизнь много работает и двигается

вперёд. Крупные учёные говорят о себе, что истинный учёный – вечный

ученик. То же самое можно сказать и о педагогах, ведь, уча других, они всю

жизнь

учатся

сами.

Будущий

педагог,

руководитель

детского

коллектива,

изучает специальные предметы, т.е. делает то, что будут делать потом его

ученики. В учебном заведении он учится, но в своей профессиональной

деятельности

ему

предстоит

заниматься

совершенно

иным

делом:

организовывать обучение, обеспечивать творческое воспитание, прививать

любовь к народному искусству, понимать психологию детей, содействовать

их росту и развитию.

Какими же специальными профессиональными качествами необходимо

обладать руководителю народно-певческого коллектива, чтобы деятельность

его

была

успешной.

Прежде

всего,

это

врождённые

и

хорошо

развитые

задатки:

отличный

музыкальный

(звуковысотный,

гармонический,

тембровый)

слух,

память,

чувство

ритма;

наличие

коммуникативных,

педагогических

и

организаторских

способностей,

сочетание

творческого

мышления и эмоциональной восприимчивости, интеллект, волевые качества,

музыкальная память, творческое воображение, внимание. Следует отметить и

узкоспециальные

качества,

характерные

для

представителей

данной

профессии – это владение открытой народной манерой звучания голоса,

знание

режиссуры

песни,

умение

двигаться

на

сцене

(знание

элементов

движения народного танца), навыки игры на народном инструменте.

Приступая к профессиональной деятельности в качестве руководителя

детского

коллектива,

педагог

должен

иметь

специальное

образование,

включающее в себя комплекс знаний, необходимых для данной профессии.

Это, прежде всего, знание методики работы с русским народным хором, где

очень важны методы освоения

вокально-хоровых навыков. В комплекс

вокально-хоровых навыков входят: певческая установка, певческое дыхание,

звукообразование,

соответствующее

народной

манере

пения,

дикция,

стройное унисонное и многоголосное пение. Руководителю хора необходимо

знать законы голосообразования, особенно специфику детского возрастного

звучания, ведь каждый возраст требует особых методических подходов, в

противном случае можно привить певческие навыки, не отвечающие возрасту

детей. Развивая голоса участников и навыки народно-хорового исполнения на

основе «разговорной манеры», руководитель должен хорошо знать строение

певческого аппарата и физиологию певческого процесса, который в основе

своей

протекает

у

всех

певцов

одинаково.

В

основе

техники

дыхания,

звукообразования,

дикции

лежат

единые

для

всех

принципы.

В

любом

педагогическом

процессе,

а

в

процессе

обучения

пению

в

особенности,

большую роль играет язык педагога. Этот язык с его терминологией должен

быть

предельно

ясным,

простым

и

точным.

Дети

воспринимают

всякое

указание

очень

доверчиво

и,

выполняя

предъявляемые

требования,

постепенно приобретают мышечную тренировку, которая рано или поздно

приводит к автоматизму и закрепляется в навыках. При показах с целью

исправления каких-то неточностей в пении, педагогу следует воспроизводить

лишь

правильное

звучание,

чтобы

память

ученика

сохранила

нужный

«звучащий

образ».

Вокально-хоровая

работа

требует

от

педагога

очень

серьёзного подхода, по её результатам можно судить о профессионализме

руководителя народно-певческого коллектива.

Знание

народно-песенных

стилей,

жанров,

умение

разбираться

в

характерных

особенностях

песенной

культуры

разных

регионов,

а

на

основании этих знаний – правильный подбор репертуара – тоже важный

признак профессионализма педагога. Компетентность руководителя в этих

вопросах

поможет

в

работе

над

песней

это

и

прочтение

диалекта,

и

правильная подача звука, и особенности хороводных и плясовых движений, и

подбор

народного

костюма,

характерного

для

данной

местности,

и

использование различных народных инструментов.

Говоря о народных инструментах, следует затронуть тему работы с

концертмейстером,

ведь

от

его

игры

зачастую

зависит

качество

пения

коллектива. Очень важен звуковой баланс между партией солиста или хора и

аккомпанементом.

Работая

над

репертуаром,

руководителю

не

следует

забывать

о

работе

над

ансамблем

между

звучанием

хора

и

игрой

концертмейстера.

Умение

дать

правильный

темп

во

вступлении,

дышать

вместе с солистом, мыслить едиными фразами, не мешать пению, а помогать

все

эти

навыки

необходимо

совершенствовать

на

репетициях

под

руководством педагога-хормейстера.

В профессиональной работе руководитель детского коллектива использует

календарно-обрядовый фольклор. Изучая обрядовую песню, нужно ярко и

образно

рассказать

об

обряде,

его

особенностях,

обратить

внимание

на

специфику ритмики, манеру пения, особенности строения строфы, вызывая у

исполнителей не только эмоциональное восприятие, но и подкреплённое

знаниями

исполнение.

Задача

руководителя

детского

народного

хора

глубоко

знать

фольклор

своей

области,

так

как

репертуар

коллектива

желательно

о сновывать

на

ме стных

музыкальных,

п е с е н н ы х ,

хореографических фольклорных традициях.

Руководитель хора – это не только педагог-хормейстер, но и хороший

организатор. Организаторские способности нужны при создании коллектива,

непосредственно,

в

репетиционном

процессе,

во

время

концертных

и

конкурсных выступлений, особенно если они связаны с выездом из города.

Кроме того, от руководителя требуется большая фантазия, инициатива в

любом деле, умение создать доброжелательную атмосферу на репетициях и в

творческих поездках. Руководителю детского коллектива необходимо иметь

хорошее

чувство

юмора,

ведь

это

средство

общения

людей

различных

профессий. Юмор часто бывает одним из средств выхода из конфликтной

ситуации

в

процессе

многочисленных

репетиций

коллектива.

В

юморе

проявляется гибкость ума, эрудиция, талант к розыгрышам, неожиданность.

Чувство юмора теснейшим образом связано с творческим воображением,

полётом фантазии человека. Эти качества очень важны для людей творческих

профессий.

Одним из профессиональных качеств педагога – руководителя детского

народно-певческого

коллектива

является

умение

воспитывать

любовь

к

русской народной песне, прививать детям интерес к русским традициям,

русской народной культуре. Хорошая воспитательная работа в коллективе

характеризует его руководителя как высокопрофессионального педагога.

Наконец,

очень

важный

фактор,

способствующий

развитию

профессиональных качеств педагога, - подготовка и участие в конкурсах и

фестивалях.

Следует

подчеркнуть,

что

это

огромный

стимул

и

для

руководителя,

и

для

участников

коллектива.

Даже

отсутствие

наград

не

должно считаться неудачей, так как, в любом случае, виден творческий рост

коллектива и профессиональный рост руководителя.

Заключение

Таким образом, профессиональная культура руководителя детского

народно-певческого коллектива предполагает наличие у педагога целого ряда

специальных

профессиональных

качеств.

Это

врождённые

и

хорошо

развитые

музыкальные

данные,

коммуникативные,

педагогические

и

организаторские

способности,

сочетание

творческого

мышления

и

эмоциональной восприимчивости, интеллект, волевые качества, творческое

воображение,

внимание.

Практический

опыт

приходит

не

сразу,

он

нарабатывается годами. Работа педагога-руководителя не бывает без ошибок,

но

не

так

страшно,

если

ошибки

делаются

-

страшно,

если

они

не

исправляются, а это всегда может случиться, если педагог недостаточно

самокритичен к себе. Оглядываясь на пройденный путь, он может издали

лучше

дать

оценку

своей

работе

и,

осознав

свои

ошибки,

решить,

что

необходимо исправить. При постоянном развитии и самосовершенствовании

педагога-руководителя

детского

народно-певческого

коллектива

рост

его

профессионального уровня будет проходить успешнее.

На сегодняшний день многое в нашей жизни меняется, пришло время

новых

технологий,

и

это

коснулось

нашей

культуры,

нашего

быта.

Невозможно

воспитывать

детей

изолированно

от

радио

и

телевидения,

современной музыки, компьютеров, поэтому необычайно остро стоит вопрос

воспитания

детей

средствами

народной

педагогики,

русской

народной

культуры.

На руководителя детского коллектива ложится очень важная

миссия

введения

ребёнка

в

мир

народной

музыки,

поэтому

педагогам-

хормейстерам

следует

искать

такие

профессиональные

формы

и

методы

приобщения

к

фольклору,

которые

помогли

бы

сделать

традиционную

народную культуру духовной необходимостью для современного ребёнка.

Список литературы

1.

Мешко Н. О современной русской народно-певческой культуре и

воспитании народного певца.// Сборник трудов. Вып.86. – М.,- 1986.

2.

Носков А.К. Музыкальный фольклор для детей. – Самара,- 2003.

3.

Орехова Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. –

Тольятти,- 2002.

4.

Пушкина С.И. Мы играем и поём. – М.,- 2001.

5.

Терентьева Л.А. Детский фольклорный ансамбль. – Самара,-1991.

6.

Терентьева Л.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем.

Самара,- 2000.



В раздел образования




Яндекс.Метрика