Автор: Гараева Роза Флюровна
Должность: Педагог изобразительного искусства
Учебное заведение: ГБУ ДО РДООЦТКиЭ
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Декоративная композиция
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр
туризма, краеведения и экскурсий г. Уфа
ДЕКОРАТИВНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Пособие по изобразительному искусству для обучающихся кружка рисования
Уфа - 2020
Учебно-наглядное пособие по рисованию
для обучающихся кружков в области изобрази-
тельного искусства
Учебно-наглядное пособие «Декоративная композиция»: / Сост.: Гараева Р.Ф.–Уфа : ГБУ ДО
РДООЦТКиЭ, 2020. – 61 с.
В учебно-наглядном пособии «Декоративная композиция» для обучающихся кружков в
области изобразительного искусства подробно рассматривается раздел «Декоративная
композиция». Пособие включает в себя: пояснительную записку, теоретический материал,
тематический план, планы-конспекты занятий, словарь ключевых терминов, контрольные во-
просы для проверки, список используемой литературы, приложение.
© Гараева Р.Ф., 2020
©
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….
4
1. Монокомпозиция, как звено декоративного искусства…………………………………..
5
2. Монокомпозиция. Декоративный натюрморт…………………………………………….
6
3. Стилизация…………………………………………………………………………………..
11
4. Композиция декоративного натюрморта………………………………………………….
14
5. Композиция орнамента…………………..…………………………………………………
23
7. Учебно-тематический план раздела «Декоративная композиция»……………………...
29
8. Планы-конспекты занятий по разделу «Декоративная композиция»…………………...
31
8.1 Тема занятия: «Монокомпозиция. Принцип построения замкнутой композиции»…..
31
8.2 Тема занятия: «Декоративная композиция натюрморта»……………………………....
32
9. Контрольные вопросы для проверки знаний обучающихся……………………………..
36
СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ……………………………………...
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 40
3
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-наглядное пособие «Декоративная композиция
сл
» предполагает изуче-
ние разнообразных видов способов декоративного рисования. Важное значение уделяется
композиции на плоскости с элементами стилизации. Содержание теоретического и практиче-
ского материала, направлено на приобретение детьми знаний, умений и практических навы-
ков по выполнению сложно сочиненных смысловых творческих работ, получение ими широ-
кого художественного кругозора в области декоративного изображения реалистичной дей-
ствительности.
Содержание учебно-наглядного пособия «Декоративная композиция» по-
строено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития
их пространственного мышления.
Обучаясь по данной теме, ребята изучают характерные особенности линии и пятна,
цвета и тона, контраста и нюанса. Закрепляют полученные знания по основам композиции и
другим учебным предметам. Важным моментом является – знакомство учащихся с понятием
- «орнамент
сл
» его смысловым значением, видами, а так же особенностями выполнения. Ис-
пользуется практика копирования узоров их характеристика и классификация, стилизация
композиционных элементов. Знакомство с трансформацией и стилизацией натюрморта, жи-
вотного мира. Выполнение творческих поисков на колористическое решение, графический
декор
сл
и гармонизацию композиции. Для выполнения творческих работ и передачи эмоцио-
нально-образного мышления, применяются различные художественные материалы. Методи-
ческая разработка построена на общедидактических принципах и соответствует современ-
ным потребностям преподавания художественых дисциплин. Изучение данного раздела при-
звано дать учащимся понятие об основных закономерностях и элементах декоративной
композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к творчеству. Знание
основ декоративной композиции наиболее активно развивает творческую инициативу уча-
щихся, их способности к изобразительной деятельности, воспитывает тонкий художествен-
ный вкус, формирует мировоззрение, поднимает общую художественную культуру.
В результате обучения учащиеся должны использовать различные варианты решений
самых разнообразных тем, от натюрморта до сложного сюжета, орнаментальной композиции
и животного мира, использовать выразительные эффекты и художественный декор, а так же
знания по предметам станковой композиции, рисунка и живописи.
Изучение основных закономерностей декоративной композиции представляет собой
не самоцель и не даёт точных застывших рецептов, а оказывает существенную помощь в
практической работе учащихся, помогает правильно использовать средства изобразительно-
го искусства, сокращает путь поиска решения, позволяет добиваться создания более вырази-
тельных творческих работ, стилизованных композиций, работ по декоративному рисованию,
по учебным предметам рисунок, живопись, композиция, скульптура. Таким образом, назва-
ние данного учебно-наглядного пособия «Декоративная композиция» очень тесно связано с
другими учебными дисциплинами, органически переплетается с ними, а полученные знания
становятся основой или фундаментом творчества.
4
1. Монокомпозиция, как звено декоративного искусства
Декоративные изображения на сегодняшний день занимают важное место в современ-
ном искусстве. Декоративное изображение органично выражает глубокую фантазию худож-
ника, где основным способом достижения его индивидуальности является стиль, который
призван стимулировать эстетическое и культурное развитие зрителя, дает возможность вну-
треннего совершенствования человека. Таким образом, данная область искусства заслужила
высокий авторитет среди художников.
Монокомпозиция
сл
(греч. monos один, единый, единственный) всегда строится на
конкретной замкнутой плоскости, обычно ограниченной заданными размерами. Для созда-
ния замкнутой композиции играет роль общий характер силуэта, чтобы он воспринимался
хорошо, он должен иметь форму, близкую к простым геометрическим фигурам.
Основное развитие декоративная композиция
сл
как наука получила сравнительно не-
давно – в середине ХХ века. Однако, большая часть принципов работы было разработано
еще в древности в практическом применении при создании объектов декоративно-приклад-
ного искусства – бытовой утвари, мебели, тканей и многого другого. И на протяжении мно-
гих веков несла в себе функцию украшения жизни человека.
С развитием материалов и мастерства художников внимание зрителей было обращено
к развитию реалистичного искусства, как наиболее точно отражающему окружающую жизнь
людей (природу и прочее). В период Средневековья многие знания о реалистичном изобра-
жении были утеряны и на первый план вышел религиозный канон. Все законы, правила и
технологии создания предметов ДПИ были подчинены религии. В эпоху Ренессанса челове-
чество вновь обратилось к реалистичному изображению, а декоративное искусство вновь не-
сло в себе функцию украшения. И лишь в начале ХХ века в эпоху «Серебряного века» функ-
ция декоративных изображений меняется. Теперь основная его задача не только украшение
окружающего мира, но и способ самовыражения для художника. Именно с этого периода и
начался процесс систематизации знаний о приемах и композиционных средствах создания
декоративного изображения.
Декоративная композиция
сл
– это стилизованное изображение, которое отличается от
академического тем, что основным принципом его создания служит достижение максималь-
ной выразительности изображаемого, т.е. достоверность отходит на задний план. В декора-
тивном изображении все взвешенно, обдуманно работает на утверждение декоративного об-
раза. Если в академическом изображении объекта может быть практически любой объект, то
для декоративного пригоден, лишь объект, явно выразительный, способный мобилизировать
творческий потенциал художника в декоративной его трактовке. Все элементы художествен-
ного произведения должны создавать эффект равновесия, независимо от сложности компози-
ции. Если монокомпозиция сложная и состоит из множества мотивов, их нужно сгруппиро-
вать так, чтобы акцентировать внимание. Равновесие в композиции может строиться по
принципу статики и динамики.
5
2. Монокомпозиция. Декоративный натюрморт
«Какая
это
странная
живопись
-
натюрморт: она заставляет любоваться
копией тех вещей, оригиналами которых не
любуешься».
Паскаль
В разные периоды истории на передний план искусства выходили то портрет, то
историческая картина. Случалось и полное соединение всех жанров воедино. Но в каждом
великом живописном эксперименте, когда речь шла о возникновении новых форм в
искусстве,
первым
подвергался
испытаниям
натюрморт.
«Мертвая
природа»
легко
вторгалась в живую, не только отображала её, но и с легкостью поясняла. Стоило только
научиться читать язык натюрморта, и душа художника, также как и вся эпоха представала
перед пытливым зрителем.
Возникновение декоративного натюрморта
Фр. Naturemorte
сл
, буквально - "мёртвая природа", при nature "природа, натура;
естественность.
В конце XIX начале XX веков с натюрмортом произошли самые заметные изменения.
Благодаря появлению новых направлений в живописи (фовизм
сл
- кубизм
сл
) появляется
отдельное направление в жанре натюрморта – декоративный натюрморт.
6
Представитель кубизма П. Пикассо стремился утвердить новые методы передачи про-
странства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением
их на простейшие геометрические объёмы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. Цвет в на-
тюрмортах кубистов, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дро-
бит объём, придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плоскостные
панно. Пикассо создал серию натюрмортов, в которых стремился чистоте простейших форм,
максимально упрощая предметы. Он изобрёл строго организованную систему плоских цвето-
вых пятен, взаимосвязанных и тщательным образом распределяемых по плоскости холста.
Использование модификаций в виде фактурных пятен приводили к дополнительным цвето-
вым эффектам.
Фовисты, протестуя против художественных традиций 19 века, создавали колористи-
ческие контрасты интенсивных пятен и острые композиционные ритмы, часто обращаясь к
«примитивному», а также средневековому и восточному искусству.
Натюрморты Матисса – одного из лидеров фовизма – отличаются изысканной на-
рядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов и полной композици-
онной и декоративной соподчинённостью всех компонентов.
7
Декоративные натюрморты И. Машкова были созданы под влиянием кубистов и фови-
стов.
- Илья Иванович Машков (1881 - 1944 ) - русский и советский художник, один из
основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» (1910) и Общества
московских художников (1927 - 1929), входил в состав объединений «Мир искусства» (с
1916) и общества «Московские живописцы» (с 1925), в период 1924 - 1928 член Ассоциации
художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928).
Художник активно применяет цветовые и фактурные средства, передавая пластиче-
скую жизнь предмета в среде, преувеличивает размеры объектов для достижения эффекта
зрелости, тяжести цветового плода, пользуется экспрессией контурного рисунка и сочной
манерой письма. Очень декоративны праздничные по колориту натюрморты М. Сарьяна, на-
ходившегося под влиянием П. Гогена и А. Матисса.
«Необходимо побороть в себе школу, серую и навязчивую, и найти свою собственную
технику, не пользуясь чужим. Я стал искать прочные простые формы и краски для передачи
живописного существа действительности. Моя цель – простыми средствами, избегая всякой
нагромождённости, достигнуть наибольшей выразительности, в частности, избавиться от
компромиссных полутонов», - утверждал художник М. Сарьян
8
- Александр Васильевич Куприн (1880, Борисоглебск, Воронежская губерния - 1960,
Москва) - русский и советский живописец-пейзажист. Много работавший в области натюр-
морта А. Куприн близок к кубистам: натура изображается у него так, чтобы была ясна её гео-
метрическая первооснова. Предметы выполнены упрощённо, схематично. Контуры и объёмы
их предельно лаконичны. Художник нарушает формы предмета, сжимает, пользуется
большими плоскостями, планы наслаиваются друг на друга, лишь намекая на глубину.
Стремление к обобщению свойственно натюрмортам А. Куприна и в цветовом решении кар-
тины, её общая гармония устанавливается заранее, подчиняя всё. Декоративность и предна-
меренная плоскостность композиции, чистые, иногда несколько утрированные цвета, резкое
упрощение контура, простота форм – качества, которые в синтезе работают на стиль автора.
- Александра Александровна Экстер (1882—1949) русско-французская художница-
авангардистка (кубофутуризм
сл
, супрематизм
сл
), график, художница театра и кино, дизайнер.
Представительница русского авангарда. Была одним из основоположников стиля «арт-
деко
сл
» парижской выставки 1925 года влиятельное течение в изобразительном и декоратив-
ном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х
годах, а затем стало популярно в 1930-1940-е годы в международном масштабе, проявившее-
ся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период по-
сле Второй мировой войны. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модер-
низма и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имеет значительное влияние таких художе-
ственных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм. Отличительные черты -
строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры,
богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь.
9
Проблемы создания декоративного натюрморта
Что же такое декоративный натюрморт? В чем его отличие от натюрморта реалисти-
ческого? Попробуем определить характерные черты. В первую очередь для декоративного
натюрморта обязательна условность, он исключает ряд постановочных задач реалистическо-
го изображения таких как: отображение воздушного пространства, формы, материальности.
Условностью также является плановость изображения. В декоративном натюрморте на пер-
вый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета решают
условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе, контрасте, или
монохромии
сл
. В декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их дви-
жению и взаимодействию с пятном. Допустимым является также использование орнаментов,
узоров как аппликативной составляющей декоративного натюрморта.
10
3. Стилизация
Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация
сл
предметов, их формы, цве-
та, тона. Что такое стилизация? Это декоративное объединение предметов с помощью ряда
условных приемов: упрощение или усложнение формы, цвета, деталей объекта, отказ от
передачи объёма.
Однако упростить форму вовсе не означает обеднить ее, а опустив малозначащие де-
тали, художник подчеркивает самые выразительные качества предмета. Усложнение фор-
мы строится за счет введения декоративного орнамента, отсутствующего в натуре. Автор мо-
жет стилизовать предмет в любой степени; отход от натуры бывает очень значительным.
Цветы, кувшин, фрукты можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить
природные плавные очертания. Сильный отход от натуры, преобразованный до геометриче-
ских форм, называется абстракцией. Высшей формой отказа в изображении от несуществен-
ных реалистичных деталей с одновременной заменой их абстрактными элементами является
абстрактная стилизация. Абстрактную стилизацию разделяют на два вида: абстракция, имею-
щая натуральный образец, и абстракция беспредметная (вымышленная).
Итак, стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету,
произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство
дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративно-
сти. В ходе развития изобразительного искусства стилизация как творческий метод была из-
вестна еще с древних времен. Особого совершенства она достигла в древнегреческих и
11
древнеримских орнаментах
сл
, в которых преобладали условные изображения растительного
и животного мира рядом с геометрией и узорами.
Характерные признаки свойственные целым историческим эпохам отрабатывались и
совершенствовались, в результате возникали исторические художественные стили. Обяза-
тельным условием в творческой стилизации — индивидуальный характер, где авторское ви-
дение переплетается с творческой обработкой явлений и объектов окружающей среды и как
результат отображение их с элементами новизны.
Стилизованный, декоративный натюрморт
В стилизации натюрморта важна не только условность, присущая всему декоративно-
му искусству, а важно скомпоновать все элементы изображения в едином плане. Цвет, фак-
тура
сл
, линия должны быть подчинены одному замыслу. Построение декоративного натюр-
морта базируется на выделении одного главного элемента, вокруг которого выстраивается,
объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до сим-
волов и силуэтов
сл
, а может, наоборот, за счет усложнения формы и насыщения декоратив-
ными деталями создать единый композиционный ансамбль. Главное в натюрморте, в том
числе и стилизованном - уравновешенность. Динамика
сл
в композиции стилизованного на-
тюрморта создается из форм с острыми углами, наклонных линий, ярких контрастов, а также
не лишним будет применение членения плоскости на неравные части. При создании статиче-
ских и симметричных натюрмортов лучше использовать формы со строгими очертаниями,
спокойных нежных цветов и неярких контрастов. При необходимости можно расчленить
плоскость на равные части. При работе со стилизованным натюрмортом необходимо сосре-
доточить внимание на пластике форм, их выразительности, декоративности, не забывая при
этом о принципах построения, заботясь о правильном размещении предметов на плоскости.
12
Цвет в стилизации
Цвет в натюрморте может использоваться как с учетом натурального цвета, так и
условно, соответственно с замыслом художника.
Декоративное стилизованное изображение с использованием натуры часто подсказы-
вают или задают цветовую гамму. Но в, то, же время любая стилизованная композиция
должна иметь четкую цветовую схему, которая в большей степени поможет выразить ав-
торский замысел и наиболее ярко создаст необходимое впечатление. Поэтому декоративной
стилизации особенно свойственны условные цветовые отношения, локальное и контраст, но
использование цвета. Цвет каждого отдельного объекта декоративной композиции, как и ее
общую гамму, нужно переосмысливать и преобразовывать для подчеркивания и усиления
стилизационного эффекта, таким образом, делая цвет в стилизации одним из важных изобра-
зительных средств.
В соответствии с творческим замыслом цвет стилизованного объекта композиции мо-
жет быть объективным (натуральным, реальным) или субъективным (нереальным, выдуман-
ным). Для беспредметной абстракции правильный и точный выбор колорита особенно ва-
жен, так как в таких композициях основной задачей цвета — передача эмоциональных состо-
яний и настроений.
13
4. Композиция декоративного натюрморта
Приемы станковой композиции применимы и к композиции декоративного натюр-
морта.
Группировка
Этот прием является самым распространенным и, в сущности, самым первым дей-
ствием при составлении композиции. Сосредоточение элементов в одном месте и последова-
тельное разрежение в другом, выделение композиционного центра
сл
, равновесие или динами-
ческая неустойчивость, статическая неподвижность или стремление к движению - все это
группировка. Любая картина, прежде всего, содержит элементы, так или иначе, взаимораспо-
ложенные относительно друг друга. Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и
освещенные части изображения, теплые и холодные цвета, размеры фигур, текстуру и факту-
ру - все, что зрительно отличается одно от другого.
Наложение и врезка
По композиционному действию это группировка, перешагнувшая границы фигур.
Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрытие силуэтов
являются моделью композиционной схемы картины при передаче ближних, средних и даль-
них планов, линейной и воздушной перспективы. Этот прием выигрывает тогда, когда од-
новременно используется изменения цвета, контраста и масштаба с удалением планов.
14
Членение
Членение - вторичный прием, он является обратной стороной группировки и имеет
дело с уже имеющейся композиционной основой, давая произведению ритмическую вырази-
тельность. Прием членения извлекает детальную композиционную структуру из большой
монотонной поверхности.
Формат
сл
В основном картины прямоугольны. Отсюда вытекают три возможных формата
сл
-
вертикальный, горизонтальный, квадратный. Такие формы композиций, как точечно-центри-
ческая (центровая), скорее всего, потребуют квадратное поле.
Линейно-ленточная композиция - откровенно вытянутого формата.
15
Фронтально-плоскостная композиция.
В зависимости от кон-
кретной задачи может впи-
саться в любой формат. Суще-
ственное значение имеет не
только соотношение сторон, но и
сама величина формата.
Формат, заданный зара-
нее, непосредственно стано-
виться одним из средств компо-
зиции, потому что соотноше-
ние сторон и абсолютный размер
листа сразу определяют воз-
можные формы композиции, сте-
пень ее детализации, дают
начало композиционной идеи. Композиционные задачи меняются в зависимости от формата,
который может быть не только прямоугольным, но и овальным, круглым, многоугольным.
Ритм и метр
Ритм
сл
по определению - это равномерное чередование элементов. Учитывая, что
речь идет о композиции, нужно отметить равномерность чередования. В композиции равно-
мерное чередование элементов определяется словом "метр". Самый простой метр - когда раз-
меры элементов и размеры пробелов одинаковы. Выразительность и сложность ритма повы-
шаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются. Возможные варианты
чередования: чередование элементов закономерно ускоряется или замедляется; расстояния
между элементами не носит закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужа-
ются без всякой метрики.
Ритм
сл
,
как
средство
компо-
зиции часто применя-
ются в сочетании
с
пропорцией:
тогда
элементы
не
только чередуются, но
и сами изменяют-
ся по размерам в соот-
ветствии с какой-
либо закономерностью или свободно. Ритм - это изменяющееся повторение, а метр - это по-
вторение без изменений. Метрические композиции часто используются в декоративно-при-
кладном искусстве. За пример можно взять процесс нанесения рисунка на ткань. В старину
на деревянной доске вырезали рельеф, обмакивали в краску и накладывали доску на ткани и
таким образом отпечатывался рисунок. Эта доска и есть метр - процесс наложения неодно-
16
кратно повторялся, создавая целостное изображение. Рисунок задумывался так, чтобы как
можно незаметны были линии стыков. Такие метрические композиции еще имеют название
- раппорт. Обычно они применяются при создании рисунка на тканях. В основном метриче-
ские композиции статичны.
Ритм в отличие от метра придает произведению дина-
мизм. Ритм бывает активно-динамическим (музыка, тан-
цы) и пассивно-динамический (архитектура, живопись,
скульптура). Ритм бывает простым, когда изменяется
одна закономерность (форма, цвет, расстояние между элементами и т.п.) и сложным, когда
изменения происходят одновременно с различными характеристиками. Ритм не только обо-
гащает композицию, но и помогает ее организовать. В одной композиции может быть
несколько композиционных элементов, построенных на ритме, которые развиваются парал-
лельно, пересекаются или же двигаются в противоположных направлениях. Не исключено
сочетание в композиции ритма и метра. Метрическое повторение ритмических рядов помога-
ет создавать оригинальные произведения.
Статистическое равновесие
сл
в монокомпозиции возникает при условии симметрич-
ного расположения фигур на плоскости и симметричной
сл
формы фигур относительно верти-
кальной или горизонтальной осей.
Динамическое равновесие
сл
при ассиметричном
сл
расположении фигур на плоскости,
то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.
Деление плоскости на части предполагает установление различных отношений между
образовавшимися частями. Одинаковые части – статика, неравные части – динамика. Деле-
ние плоскости может быть выполнено прямыми и кривыми линиями.
Статика Динамика
Используя эти приемы, можно также собрать в единую композицию отдельно распо-
ложенные предметы, и происходит это за счет взаимопроникновения одного цвета или то-
нального пятна в другой, возникает своеобразная пятновая перекличка во все плоскости.
Только необходимо следить за тем, чтобы тональные контрасты равномерно распределились
по всей композиции, то есть распределить их в определенной ритмической последовательно-
сти, можно использовать прием шахматного распределения пятен.
Неуравновешенная композиция выглядит скучной. В любой композиции должна
быть успокаивающая глаз ясность.
Предмет, расположенный в верхней части композиции, выглядит тяжелее того, что
помещен внизу. Предмет, расположенный в правой стороне, выглядит тяжелее, чем слева.
17
Вертикально расположенные
формы кажутся тяжелее, чем на-
клонные.
Квадрат находится в устойчивом положении – самая тяжелая фигура, что можно утя-
желить или облегчить цветом.
Треугольник – самая стремительная форма. Устойчив только тогда, когда одна из сто-
рон как основание совпадает горизонтально.
Круг – не имеет выраженного основания, он всегда неустойчив.
В композиции все эти формы взаимосвязаны друг с другом и влияют одна на другую.
В зависимости от расположения фигур, композиция может быть статичной или динамичной.
В статичной композиции элементы располагаются симметрично относительно осей формата,
в динамической – наоборот.
Возможны в композиции два центра, но один из них должен быть ведущим, а другой
как бы подчинен первому.
Контраст и нюанс
Контраст
сл
придает композиции выразительность, с его помощью легко выделить
главные элементы, увеличить диапазон динамики композиции. Но слишком резким контрас-
18
том есть опасность нарушить целостность композиции, поэтому альтернативным средством
является нюанс
сл
. Контраст заключает в себе явную противоположность, а нюанс еле замет-
ный переход, оттенок. Нюанс означает едва заметные, незначительные отличия предметов по
каким-либо свойствам. Мы рассмотрели ряд выразительных средств, композиционных прие-
мов. Все они могут использоваться, как самостоятельно, так и в соединении один с другим.
Контраст
Нюанс
Цвет
Три стандартных качества цвета - тон, насыщенность и светлота - тесно связаны с
не первичной, но очень важной характеристикой для композиции - яркостью. Именно яр-
кость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста. Когда композиция строится в
основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в
тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции
строится в монохромных или близких тонах, то различие в светлоте тоже можно уменьшить.
Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления пред-
мета: насыщенные теплые тона приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют.
Цвет как средство композиции присутствует в каждом изображении независимо от его
композиционных задач и форм.
Композиционные оси
Оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемы-
ми перспективными (уходящими в глубину картины). Вертикальная направленность дает
торжественность,
горизонтальная
демонстрирует
неспешное
движение,
диагональная
направленность наиболее динамична. Особое место занимают перспективные оси, они втяги-
вают взгляд в глубину картины, делают зрителя участником события. Во взаимодействии с
другими средствами композиции оси выступают в комбинации между собой, образуя кре-
стообразные, многоходовые, сложные связи.
Фактура и текстура
Фактура - это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Фактур-
ные показатели несут в себе определенные черты композиционного средства, хотя не так
явно как, допустим, ритм и цвет. Фактурой художник завершает композицию. В живописи
она играет вспомогательную роль. В графике редко используется фактура, в ней большую
роль играет текстура - видимый рисунок поверхности (текстура древесины, ткани, мрамора).
19
Замкнутая и открытая композиция
Изображения с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы
оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себе. Взгляд зрителя переходит от
фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие элементы опять
к фокусу. Другими словами, взгляд стремится с любого места композиции к ее центру. Осо-
бенность замкнутой композиции является наличие полей. В таком случае целостность изоб-
ражения проявляется в буквальном смысле.
Замкнутая статичная композиция используется для изображения чего-то неподвижно-
го, устойчивого. Форма круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает нужное
решение. Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению
или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Чаше всего композиция скла-
дывается из множества равноправных центров, заполняющих поле изображения.
20
Жанр натюрморт многообразен и показателен в процессе освоения приемов декора-
тивной стилизации. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов применяются
общие методы и приемы декоративной стилизации. Основным требованием к созданию лю-
бого натюрморта является достижение полного единства группы изображаемых объектов.
При этом в натюрморте единства стоит добиваться не только в создании изображения вооб-
ще, но и в свойствах каждого объекта, входящего в натюрморт (форма и размеры объекта,
его цвет, цветовой оттенок, фактура и т.д.). Единство и гармония в натюрморте требуют
тщательного расположения объектов на картинной плоскости с обязательным выявлением
доминанты, позволяющей сгруппировать вокруг себя остальные объекты композиции. До-
минантой в постановке натюрморта может быть, например, вертикаль доминирующего кув-
шина, выразительность подноса, используемого как задник постановки, своеобразие букета
цветов и т.д. Эту доминанту стоит выделить и акцентировать, возможно, даже утрировать его
пластику. Чтобы стилизация в натюрморте состоялась, он должен быть выстроен в едином
плане, основанном на одной главенствующей композиционной идее. Декоративность в на-
тюрморте может быть достигнута за счет изменения формы объектов, использования актив-
ных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Предельное
упрощение и доведение до предметных символов изображаемых объектов, так же допусти-
мо, как и усложнение формы и активного наполнения ее декоративными элементами, со-
звучными общей идее композиции. В процессе освоения приемов стилизации в композиции
натюрморта можно отрабатывать на практике теоретические знания трансформируя реаль-
ные постановки в зависимости от поставленной учебной задачи. Например, можно взять за
основу простые геометрические формы, рубленные, прямоугольные, с активной динамикой
линий и контрастными цветовыми сочетаниями, заполненные упрощенным геометрическим
декором.
В процессе работы над декоративным натюрмортом можно использовать следующие
способы трансформации
сл
изображаемых объектов:
• Уловив характерные качества объекта можно утрировать природную форму, доводя
ее до максимальной выразительности – округлять округлое, вытягивать вытянутое, подчер-
кивать пластику предмета нанесением декоративного рисунка. Не следует заменять одну
форму на другую, так как наиболее целесообразно исходить из пластики конкретного объек-
та.
• Возможно изменение пропорций как внутри одного предмета, так и между несколь-
кими предметами композиции.
• Допустимы условности усиливающие восприятие композиционного замысла: пред-
меты можно изгибать, преломлять их форму, наклонять в стороны, подвешивать в воздухе,
устанавливать на мнимой плоскости, позволяющей видеть объекты в разных ракурсах, с
нескольких точек зрения одновременно.
• При необходимости можно показывать перспективу, но делать это достаточно
условно, избегая слишком реалистичных ракурсов, максимально усиливая выразительность
композиции и предметов в ней.
• Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, добавлять или
убирать необходимые детали изображения, дорисовывать драпировки, фрукты, необходимые
для создания более выразительного образа, сохраняя при этом суть и узнаваемость постанов-
ки.
• Цветовое решение может быть максимально вариативным, в зависимости от постав-
ленной задачи. Можно полностью сохранить цветовой колорит данной постановки, можно
поменять тональные отношения, можно дополнить его цветовыми сочетаниями. Нецелесооб-
разно полностью отказываться от цветовых тонов реального натюрморта, так как при его со-
ставлении учитывались принципы цветовой гармонизации, и предметы подбирались по цве-
ту. Все вышесказанное необходимо для гармоничного решения поставленной учебной задачи
и выполнения выразительной стилизации декоративного натюрморта.
21
В дальнейшем тему стилизации в натюрморте можно развивать, выполняя задания
по созданию графического изображения натюрмортных постановок с использованием деко-
ра. Для этого понадобятся навыки позволяющие создать единый ансамбль предметов, фрук-
тов, драпировок, увязанных в гармоничную композицию. При работе по представлению в
подготовительных эскизах необходимо найти наиболее выгодный ракурс изображения, удач-
но расположить его в плоскости листа, выделить доминанту. Декор наносится в соответствии
с формой изображаемых предметов, для того, чтобы он способствовал усилению пластиче-
ской выразительности изображаемого.
22
5. Композиция орнамента
Второй вариант композиции – ритмическая композиция, в которой изображенные
элементы повторяются с определенной периодичностью, еще называют орнаментальной.
Орнамент
сл
- (лат. ornamentium - украшение) - узор, построенный на ритмическом по-
вторении геометрических элементов - растительных или животных мотивов и предназначен-
ный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т.
д.), архитектурных сооружений.
Виды орнаментов по структуре: ленточный орнамент
сл
, замкнутый орнамент
сл
, сетча-
тый орнамент
сл
.
Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розе-
ты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так на-
зываемая поворотная симметрия).
Ленточный – мотив линейно чередуется вертикально или горизонтально (фризы, кай-
мы, обрамления, бордюры и т.п.).
Сетчатый, при котором вся поверхность заполнена узором. Мотив
сл
в нем повторя-
ется и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях.
23
Виды орнаментов по изображаемым мотивам: геометрический орнамент
сл
, раститель-
ный орнамент
сл
, зооморфный орнамент
сл
, антропоморфный орнамент
сл
Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и гео-
метрических фигур.
Растительный орнамент. Состоит из стилизованных объектов растительного мира -
листьев, цветов, плодов, веток и т.д.
Зооморфный орнамент (анималистический). Зооморфный орнамент включает стили-
зованные изображения реальных или фантастических животных (млекопитающие, рыбы,
птицы, насекомые, земноводные и т.д.).
Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов исполь-
зует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
24
6. Стилизация объектов природного мира
История декоративно-прикладного искусства показывает, что мотивы природы -
преобразованный животный и растительный мир, мы находим в различных видах декоратив-
ного искусства: вышивке, росписях, текстильном и резном орнаменте.
При этом мотивы природы в зависимости от национальных традиций, особенностей
развития производства, сложившихся эстетических и художественных взглядов могут сильно
изменяться.
Орнаментальные мотивы могут быть приближены к реалистическому изображению
или быть сильно стилизованными.
Первой, начальной стадией осмысления природных мотивов, первой творческой фик-
сацией являются натурные зарисовки, в основе своей уже подчеркивающие и заостряющие
характерные признаки.
25
Выполняя зарисовки природных форм, надо не слепо копировать природу, а изучать,
находить в натуре мотивы и формы, способные пробудить творческое воображение и игру
фантазии, что послужит толчком к созданию художественного произведения.
Любой творческий процесс всегда связан с определенными художественными обоб-
щениями, абстрагированием, выявлением общих признаков, свойств предметов. Художе-
ственное обобщение, в свою очередь, может идти по пути изобразительному и неизобрази-
тельному, опосредованному, через эмоциональные ассоциации. Изобразительный путь обоб-
щения характерен для тех случаев, когда конкретно-предметный образ природного мотива
сохраняется в натурной зарисовке, несмотря на большую или меньшую условность изобра-
жения. Неизобразительный путь художественного обобщения требует от художника способ-
ности к абстрагированию и ассоциативному мышлению.
Очень часто природные формы подвергаются активной переработке, что приводит к
утрате изобразительных черт и превращению в условный орнаментальный образ, то есть к
абстрактным сочетаниям ритмически организованных линий, пятен, форм. Но и в этом слу-
26
чае орнаментальный образ должен иметь хотя бы отдаленное сходство с первоисточником в
части пластических и структурных особенностей.
При работе над зарисовками природных форм необходимо выбрать нужные объекты,
наиболее удачную точку зрения, а в некоторых случаях, например, вскрыть, разрезать плод
надвое для выявления наиболее характерных пластических свойств, выявить главное, отбро-
сить все случайное, второстепенное, вычленить отдельные формы и группировку частей це-
лого. Таким образом, происходит видоизменение природного мотива, выявляются условные
декоративные качества, что усиливает его эмоциональное воздействие.
Трансформация природных мотивов в орнаментальные и декоративные преследует,
прежде всего, эстетические цели, но немаловажным является и то, что мотив необходимо
сделать удобным для выполнения в той или иной технике и материале. Так, один материал
требует декора с преобладанием линейного рисунка (например, декоративная кованая решет-
ка, техника филиграни), другой - объемного (керамика) или рельефного (резьба) и т. д.
Таким образом, стилизация - это видоизменение,
переработка природного мотива, что достигается художе-
ственным обобщением, отбрасыванием подробностей, «вы-
прямлением» линий контура, цель, которой - сделать мотив
более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выпол-
нение для художника.
Границы стилизации находятся в пределах между
точным воспроизведением формы и крайней степенью ее
упрощения. Например, товарные знаки, знаки дорожные,
имеют, как правило, очень лаконичную форму, что позво-
ляет их острее воспринимать и надолго запоминать, не
очень привлекательный образ новым, в котором акцентиру-
ются главные, характерные и узнаваемые черты, основные
пропорции и силуэт.
27
Кроме того, ху-
дожнику
приходится
считаться с местом, об-
рамлением,
ограничи-
вающим поле его рабо-
ты, вынуждающим под-
час видоизменять какие
либо элементы декора-
тивного мотива.
Творческий процесс работы над зарисовками природных мотивов - это сложный про-
цесс переосмысления художником природы, процесс сугубо внутреннего, индивидуального
восприятия.
28
Художник создает свой новый фантастический мир, которого нет в действительно-
сти, но все в нем имеет свой прообраз в окружающей нас природе.
Таким образом, для успешного освоения процесса стилизации объектов природного
мира необходимо прохождение 5 этапов:
1) изучение и анализ природных форм,
2) изучение образцов стилизации природных форм в истории искусства,
3) поиск декоративной интерпретации природных мотивов,
4) поиск вариантов монокомпозиции полученным мотивом,
5) поиск вариантов ритмической композиции полученным мотивом.
7. Учебно-тематический план раздела «Декоративная композиция»
№
Наименование раздела, темы
Вид учеб-
ного заня-
тия
Общий объем времени (в часах)
Макси-
мальная
учебная
нагрузка
Макси-
мальная
учебная
нагрузка
Макси-
мальная
учебная
нагруз-
ка
2 год обучения II полугодие
Раздел 3. Декоративная композиция
3.1.
Монокомпозиция в декоративном ис-
кусстве, общие принципы ее построе-
ния.
урок
10
6
4
3.2.
Трансформация и стилизация изобра-
жения.
урок
25
15
10
3.3.
Декоративная композиция натюрмор-
та.
урок
25
15
10
3.4.
Стилизация изображения животных.
урок
25
15
10
Итого:
85
51
34
Содержание тем
2 год обучения ΙΙ полугодие
29
Раздел 3. Декоративная композиция
3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения.
Цель: изучение общих принципов создания декоративной композиции.
Задача: навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку фор-
мы предмета.
Предлагаемое аудиторное задание: создание плоскостного изображения предмета,
монохром:
рисунок с натуры предмета (чайник, кувшин и т.п.), определение «большой тени»;
изображение силуэта этого предмета.
Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения пред-
метов быта в наиболее выразительном ракурсе.
3.2. Трансформация и стилизация изображения.
Цель: формирование умения создавать новый орнаментальный образ предмета с це-
лью организации интересного ритмического порядка.
Задача: синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик.
Предлагаемое аудиторное задание: трансформация формы трех предметов (лампы,
чайника, кувшина) при помощи изменения пропорций:
уменьшение ширины в два раза;
увеличение ширины в два раза;
изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища предмета).
Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных форм
предметов, контрастных между собой по форме и величине.
3.3. Декоративная композиция натюрморта.
Цель: изучение графических выразительных средств, создающих форму.
Задача: умение использовать ограниченность графических средств для силуэтного
обобщения формы в декоративном этюдировании.
Предлагаемое аудиторное задание: создание эскизов натюрморта при пятновой трак-
товке форм:
натюрморт с натуры с выявлением объема при изучении «большой тени» и «большо-
го света»;
вариант «черно-белое изображение»;
вариант «черно-серо-белое изображение».
Задание для самостоятельной работы: эскиз
сл
натюрморта с пятновой трактовкой
композиции, где все внимание обращается на фактуру.
3.4. Стилизация изображения животных.
Цель: изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве.
Задача: приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов.
Предлагаемое аудиторное задание:
Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента:
а) древнеиранские мотивы;
б) готические мотивы;
в) стиль эпохи Возрождения.
2. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном стиле.
Задание для самостоятельной работы: создать орнаментальные композиции с жи-
вотными «подводного мира» в стиле Модерн.
30
8. Планы-конспекты уроков по разделу «Декоративная композиция»
8.1 Тема урока: «Монокомпозиция. Принцип построения замкнутой композиции»
Цели и задачи:
формировать представления детей о разных видах декоративной композиции;
дать понятия: «монокомпозиция», «замкнутая композиция»;
учить составлять замкнутую композицию;
продолжать учить использовать в работе выразительные средства композиции
(ритм, центр, равновесие, цвет);
развивать чувство ритма, равновесия, цветовой гармонии;
воспитывать интерес к декоративному искусству.
Оборудование:
Для учителя: репродукции изделий с ярко выраженной традиционной композицией в
круге, квадрате, прямоугольнике, овале. Репродукции монокомпозиций с замкнутой и разом-
кнутой видами композиции. Белый квадратный лист со стороной 30 см., цветная бумага,
ножницы, клей.
Для учеников: бумага формата А-3, простой карандаш, гуашь, кисть
Ход занятия:
Тема сегодняшнего урока «Монокомпозиция. Принцип построения замкнутой компо-
зиции».
Вашим творческим заданием на этот урок будет составление замкнутой монокомпо-
зиции – эскиза натюрморта. Скажите, прямо сейчас вы можете приступать к выполнению за-
дания?
31
Чтобы выполнить задание нам необходимо знать, что такое монокомпозиция и зам-
кнутая композиция.
Оказывается видов композиций много. С какими композициями вы уже знакомы?
Традиционные композиции: в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике.
Вашему вниманию представлены репродукции декоративно-прикладных работ,
разные типы монокомпозиций.
В чем особенность традиционной композиции?
В ней присутствует строгая симметрия, каймовое обрамление, четкое чередование ра-
портов.
А чем же отличаются оставшиеся композиции?
Нет строгого ритма и раппортности, используется один мотив.
Такие композиции называются монокомпозициями от слова «моно - один», один
мотив.
Итак, мы узнали, что такое монокомпозиция - композиция с одним мотивом, где нет
четкой раппортности.
Осталось выяснить, какую композицию называют замкнутой?
О чем вам говорит слово «замкнутая»? Какие ассоциации возникают с этим словом?
Замкнутой может быть линия (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, много-
угольник, замкнутая ломанная, замкнутая кривая).
И как же связанны между собой эти два понятия «линия» и «композиция». Компози-
ция, как мы знаем - это составление частей в единое целое, в соответствии с замыслом.
Варианты ответов детей.
Композиции, рассматривая которые, взгляд чертит замкнутую линию, называются за-
мкнутыми.
Рассмотрите еще раз внимательно все представленные композиции и выберите зам-
кнутые.
(В результате должно образоваться три группы репродукций)
1. Традиционные композиции являются классическим примером замкнутой компози-
ции;
2. Замкнутые монокомпозиции;
3. Монокомпозиции с другими видами композиционного построения.
Подробно рассмотрим замкнутые монокомпозиции, выполним небольшое упражне-
ние.
У любой композиции есть свои выразительные средства:
- цвет;
- пятно;
- ритм;
- равновесие;
- центр композиции.
Сейчас мы попробуем составить несколько схем замкнутой композиции.
1) Выберите квадратный или прямоугольный фон, и лист бумаги
2) Ритм
Выполните какой-либо ритм движения пятен по замкнутой линии.
3) Равновесие.
Очень важно, чтобы в вашей композиции было ощущение равновесия фона и изобра-
жения. Фон не должен давить на изображение и изображению не должно быть тесно на фор-
мате. Тоже самое и с отношениями каймы, рисунка и свободного поля.
4) Центр композиции
В любой композиции выделяется главное, мы уже попробовали выделить центр, сгу-
щая пятна и разряжая их относительно центральной части формата, а как еще можно выде-
лить центр?
32
изменить размер пятна,
изменить цвет пятна.
Сейчас вы уже можете приступить к выполнению творческого задания это создание
замкнутой монокомпозиции.
Последовательность ведения работы:
составляете композиционную схему из цветовых пятен
превращаете цветовые пятна в образы, способом дорисовки простым карандашом;
продолжаете работу в цвете гуашью
Критерии оценки:
должна получиться замкнутая монокомпозиция;
выделить центр;
передать равновесие фона и изображения;
аккуратность выполнения работы.
Выставка обсуждение и оценивание работ.
8.2 Тема урока: «Декоративная композиция натюрморта»
Цели урока: Выполнение работы «Декоративный натюрморт»
Задачи урока
Познакомить учащихся с декоративными натюрмортами, научить работать в мане-
ре декоративной живописи.
Познакомить учащихся с декоративными натюрмортами, написанными знамениты-
ми художниками в разной манере. Стилизация в декоративном натюрморте, где все изобра-
жаемые объекты, как и все изобразительные средства, работают на одну идею. Способы
трансформации формы.
Оборудование и материалы:
- репродукции картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере:
А.Матисс, Р.Фальк, А.Лентулов, А.Дерен, П.Пикассо, Ж.Брак, И.Машков, М.Сарьян, П.Го-
ген, А.Куприн.
- мольберт, бумага (формат А4 – А3), карандаш, ластик, гелевые ручки
Перед проведением занятия готовятся репродукции картин знаменитых художников:
А.Матисса, А.Дерена, П.Пикассо, И.Машкова, М.Сарьян, А.Куприна.
Ход занятия
:
Темой нашего сегодняшнего занятия является «Декоративная композиция натюрмор-
та». Сегодня мы с вами вспомним о понятии «натюрморт», рассмотрим, как решали вопросы
декоративной стилизации в натюрморте знаменитые художники, на примере репродукций их
картин. Поговорим о способах декоративной стилизации в натюрморте. Затем вам предстоит
практическая работа по закреплению темы нашего занятия.
Прежде, чем говорить о новой теме нашего занятия, давайте вспомним, откуда
произошло слово «натюрморт»?
Слово «натюрморт» произошло от итальянского «natura morta», что означает «мёрт-
вая природа» или постановка неоживлённых предметов, объединенных в единую группу.
Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника к структуре объектов,
фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений. Высшей
степенью мастерства следует считать такое творчество, при котором художник может сразу
на плоскости картины вообразить композицию, которая, обладая достаточной про-
странственной глубиной, хорошо вписывается в плоскость.
Вы, конечно, знаете, что стилизация – это декоративное обобщение изображаемых
объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отно-
33
шений. Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен быть выстроен
в едином плане, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, должны
работать на утверждение одного композиционного принципа – одной идеи.
Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных
символов, а может и наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображе-
ния декоративными элементами, если это созвучно идее построения композиции. Можно по-
строить натюрморт на тягучей пластике силуэтов, используя пастельные цветовые сочетания
и мягкий рисующий контур или взять за основу рубленные прямоугольные формы с динами-
кой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометриче-
ским декором. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою особенность,
повод для переработки и стилизации.
Способы трансформации формы:
1.
Можно округлить или вытянуть форму предмета, круглую форму заменить на
квадратную и наоборот;
2.
Изменить соотношение пропорций как внутри одного предмета, так между
несколькими;
3.
Предметы можно двигать, менять их местами, подвешивать в воздухе, преломлять
их форму, изгибая и наклоняя их в сторону;
4.
Можно условно показать перспективу в натюрморте, где все предметы должны ра-
ботать на выявление выразительности композиции.
5.
Можно увеличивать и уменьшать количество предметов, вводить дополнительные
объекты, драпировки, но главное сохранить суть и узнаваемость постановки, меняя лишь то-
нальные отношения.
6.
Можно сохранить цветовой колорит постановки, меняя лишь тональное отноше-
ние.
Возможностей для декоративной стилизации в натюрморте много, но любой натюр-
морт должен быть уравновешен. Возможно, членение плоскости на неравные части. Любая
стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту. Важно об-
ращать внимание на пластику форм, их выразительность и декоративность.
Многие знаменитые художники работали в декоративной манере. Мастера фовизма
шли по пути выявления декоративно – экспрессионических возможностей цвета и фактуры,
используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки. Это направле-
ние так назвали от французского словаfauve- дикий, за яркие, кричащие краски, которые при-
давали «дикий вид». Главным у художников этого направления было выразить свои чувства
и настроения. Основным художественным средством является цвет.
Крупнейшими представителями фовизма являются Джордж Руо, Андре Дерен, Аль-
берт Марке, Морис Вламинк, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез. Главным из них был
Анри Матисс (1869-1954гг). В жанре натюрморта известны «Голубой горшок и лимон»,
«Ваза с подсолнухами», «Посуда на столе», «Посуда и фрукты».
Андре Дерен (1880-1954гг) в своих натюрмортах подчеркивает конструкцию вещей,
желая выявить объемность предметов. В натюрморте «Стол стулья» - различимы влияния ку-
бизма.
Другим направлением в искусстве является кубизм. Кубизм – это модернистское
течение в изобразительном искусстве, в первой половине 20 века. Представители кубизма
обратились к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению реального
объема на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с
разных точек зрения. П.Пикассо создал серию натюрмортов – «Кларнет и скрипка», «Гитара
и скрипка», «Натюрморт из плоских цветовых пятен»…
Под влиянием фовистов и кубистов наш русский художник Илья Машков (1881-
1944гг.) написал свои натюрморты – «Натюрморт с хлебами и тыквой», «Натюрморт с вее-
34
ром», «Снедь московская». Он добивался звучности цвета, допуская самые смелые колори-
стические сочетания.
В свою очередь очень декоративны по колориту натюрморты армянского художника
Мартироса Сарьяна (1880-1972гг.). Чтобы сделать более звучным, он усиливает свет. М.Са-
рьян строит свои композиции двухмерно на одной плоскости, как Поль Гоген и Анри Ма-
тисс. Люди, животные, деревья, фрукты, цветы никогда не теряют под его кистью своих ис-
конных отличительных очертаний – «Осенний натюрморт», «Цветы», «Натюрморт».
Много работавший в области натюрморта Александр Куприн (1880-1960гг.), в период
с 1910по 1920г. Был увлечен кубизмом. В своих натюрмортах он сочетает декоративное на-
чало с острым аналитическим проникновением в изображаемую натуру. Это «Натюрморт с
синим подносом», «Натюрморт со статуэткой», «Осенний букет». В конце жизни в творче-
стве А.Куприна усиливаются реалистические тенденции.
Сегодня я рассказала о возможностях в декоративной стилизации натюрморта, позна-
комила вас с некоторыми, наиболее яркими художниками, ставшими классиками, которые
работали в декоративной манере, мы вместе познакомились с некоторыми их работами.
А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу. Вам необходимо выпол-
нить декоративный стилизованный натюрморт с большим количеством предметов с натуры,
можно выполнить в стиле известного художника, из рассмотренных нами ранее. Необходимо
правильно расположить предметы в сложной композиции. Для достижения равновесия мож-
но использовать членение плоскости на части. Цветовое решение в контрастно – дополни-
тельных цветах, верно распределяя цветовые акценты. Вам необходимо увидеть красоту и
довести её до единой стройной системы, используя накопленные знания и творческий потен-
циал.
Предлагаю вам выбрать место для выполнения задания, подготовиться к практиче-
ской работе.
Перед вами натюрморт с большим количеством предметов и драпировкой. Внима-
тельно изучите постановку, рассмотрите форму каждого предмета с разных точек зрения, так
как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею.
Практическая работа
Практическую работу можно начать с выполнения графических поисков композиции
натюрморта, разделив лист (форматом А4) на 6 частей. Наиболее удачный вариант следует
перенести на лист (формата А3). Уточнить форму предметов, после чего начать работу то-
ном. Не забудьте, что цветовое решение должно быть выполнено гелиевыми ручками (в
ходе выполнения практической работы учащимися необходимо следить за поэтапным вы-
полнением задания, делать необходимые поправки.)
Выставка обсуждение и оценивание работ
В конце занятия предлагается учащимся выставить свои работы для просмотра и сов-
местно оценить проделанную работу, выявить наиболее удачные варианты декоративной
стилизации натюрморта, выполненной учащимися. Затем оглашение учащимся оценок.
35
9. Контрольные вопросы для проверки знаний учащихся
Композиция, которая строиться на замкнутой плоскости, ограниченной заданными
рамками?
Способ заполнения поверхности изобразительного листа различными графическими
знаками?
Закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка?
Любая среда, находящаяся за объектом, задний план изображения?
Подготовленный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего вопло-
щения творческого замысла?
Декоративное обращение и подчеркивание особенностей формы предметов с помо-
щью ряда условных приемов?
Общие очертания фигуры или предмета в натуре?
Линия, проведенная одним движением руки?
Форма плоскости, на которой выполняется изображение?
Равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части?
Резкое различие, противоположность в изобразительном искусстве?
С греч.- стройность, единство, согласованность) – в изобразительном искусстве?
Элемент или часть произведения, которые выделяются на общем фоне окружающих
или примыкающих к ним частей?
Виды орнаментов по изображаемым мотивам?
Виды орнаментов по структуре?
Стилизованное изображение, где достоверность отходит на задний план?
36
Тонкое различие, едва заметный переход. Различают по форме, размеру, цвету, фак-
туре и т. д.?
Композиция, при которой создается впечатление неподвижности, покоя?
Композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики?
Неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия?
СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов ис-
пользует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Асимметрия – неравномерное размещение элементов при сохранении общего равно-
весия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнооб-
разным. Как художественный приём, асимметрия придаёт динамику, разнообразие произве-
дению искусства вносит элементы непринуждённости, естественной случайности.
Арт-деко – стиль эклектики, который представляет собой гармоничное и при этом
броское соединение модерна и неоклассицизма. В переводе с французского языка дословно
арт-деко означает «современное искусство».
Гармония (с греч.- стройность, единство, согласованность) – в изобразительном ис-
кусстве: сочетания формы, тона или взаимосвязь частей изображения, обладающие наи-
большей согласованностью и в связи с этим наиболее благоприятные для зрительного вос-
приятия.
Геометрический орнамент. Состоит из точек, линий и геометрических фигур.
Декоративная композиция – это стилизованное изображение, которое отличается от
академического тем, что основным принципом его создания служит достижение максималь-
ной выразительности изображаемого, т.е. достоверность отходит на задний план.
Деко
́
р (лат. Decoro - приличие, пристойность, совместимость) - совокупность элемен-
тов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров;
может быть живописным, скульптурным, архитектурным.
37
Динамичная композиция – композиция, при которой создается впечатление движе-
ния и внутренней динамики. Ощущение движения (динамику) можно усилить резкой сменой
направления форм, линий, пятен - от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже
спиральным.
Замкнутый орнамент.
Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге.
Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так назы-
ваемая поворотная симметрия).
Зооморфный орнамент (анималистический). Зооморфный орнамент включает сти-
лизованные изображения реальных или фантастических животных (млекопитающие, рыбы,
птицы, насекомые, земноводные и т.д.).
Ленточный – мотив линейно чередуется вертикально или горизонтально (фризы,
каймы, обрамления, бордюры и т.п.).
Композиционный центр - это элемент или часть произведения, которые выделяются
на общем фоне окружающих или примыкающих к ним частей. Композиционный центр несет
в себе всю смысловую нагрузку. Выделение его в композиции связано с особенностью зри-
тельного восприятия человека фиксировать внимание, прежде всего, на сильнодействующем
раздражителе. В качестве раздражителя могут выступить контрасты форм, размеров, цвето-
вых пятен, световые эффекты и т.п.
Контраст (с фран. – резкое различие, противоположность) – в изобразительном ис-
кусстве художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противо-
положных качеств, способствующих к их усилению. Тональный контраст – сопоставление
светлого и темного.
Куби
́
зм (фр. Cubisme) -модернистское направление в изобразительном искусстве,
прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся
использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить»
реальные объекты на стереометрические примитивы.
Кубофутуризм – направление авангарда начала ХХ века в живописи и поэзии, соеди-
нившее в себе наработки французских кубистов (таких, как брак) и итальянских футуристов
(например, Боччони).
Монокомпозиция – это самостоятельная композиция, которая строиться на замкну-
той плоскости, ограниченной заданными рамками, поэтому расположение всех элементов и
мотивов должно строиться так, чтобы создавалась замкнутая композиция.
Монохромия (от греч. - цвет) – монохромная живопись, живопись, выполненная од-
ним цветом. Один из видов колористического решения произведения живописи, состоящий в
использовании тональных градаций одного цвета, например серого: монохромная роспись (в
основном охрой) Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде.
Мотив - это основной элемент орнаментальной композиции, который может много-
кратно повторяться. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или слож-
ным, состоящим из нескольких элементов, пластически связанных в единое целое.
Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по фор-
ме, размеру, цвету, фактуре и т. д. нюанс по цвету (цвета из одной цветовой гаммы) и по
форме (используется круглая и округлая формы).
Орнамент (лат. - украшение, наряд) - узор, построенный на ритмическом чередова-
нии и организованном расположении геометрических и изобразительных элементов. Орна-
мент служит украшением зданий, сооружений, предметов (посуда, мебель, оружие, ткани,
инструменты и т.д.), принадлежащих к сфере декоративного и декоративно-прикладного ис-
кусства. Орнамент также широко применяется в книжной и промышленной графике.
Растительный орнамент. Состоит из стилизованных объектов растительного мира –
листьев, цветов, плодов, веток и т.д.
Ритм - это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка, способству-
ющее достижению ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия.
38
Статичная композиция (статика в композиции) – создает впечатление неподвижно-
сти, покоя. Чтобы передать статику в композиции – используют вертикальные и гори-
зонтальные линии. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя,
гармонии.
Сетчатый, при котором вся поверхность заполнена узором. Мотив в нем повторяется
и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях.
Силуэт (с фран. – очертания) – общие очертания фигуры или предмета в натуре. Си-
луэтом называются все профильные темные изображения в графике.
Симметрия – равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на
равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси
должно быть одинаковое. Симметрия (др. - греч.συμμετρία «соразмерность», от μετρέω «ме-
ряю»), в широком смысле - соответствие, неизменность.
Стилизация – декоративное обращение и подчеркивание особенностей формы пред-
метов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, де-
тали объекта, а также отказаться от передачи объема.
Супремати
́
зм (от лат. Supremus - наивысший) - направление в авангардистском ис-
кусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов К.С. Малевичем. Являясь разновидностью
абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей про-
стейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, кру-
га и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур обра-
зует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематиче-
ские композиции.
Трансформация - изменение, преобразование, в данном случае декоративная перера-
ботка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помо-
щью определенных приемов.
Фактура (с лат. – обработка) – характерные особенности материала, поверхности
предметов и натуры и их изображении в графическом листе.
Фовизм - направление во французской живописи начала XX ст., характеризующееся
яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго – при-
мерно с 1898 по 1908 год.
Формат – форма плоскости, на которой выполняется изображение. Формат имеет су-
щественное значение для образного строя произведения.
Эскиз – подготовленный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего
воплощения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике.
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция.
Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003.
2.
Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2002.
3.
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный изда-
тельский центр «Владос», 2004.
4.
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Вла-
дос», 2005.
5.
Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2008.
6.
Барышников А.П. Перспектива, М., 1955.
7.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.
8.
Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004.
9.
Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений
ДШИ. М., 2008.
10.Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986.
11.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006.
12.Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
13. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997.
40
41