Автор: Шотина Евгения Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ "Славгородская общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: г. Славгород
Наименование материала: статья
Тема: Определение дизартрии. Особенности проявления.
Раздел: среднее образование
Определение дизартрии. Особенности проявления.
Прежде всего, обратимся к определению дизартрии. Данный термин
происходит от греческих слов со значением «затруднённость, расстройство»
и «сочленяю, соединяю».
Впервые клиническая картина дизартрии была описана в XIX
столетии, когда в результате исследований таких авторов, как А. Оппенгейм,
Х.
Гутцман,
А.Куссумауль
она
была
выделена
из
группы
звукопроизносительных расстройств. На рубеже XIX и XX веков впервые
были описаны факторы, которые, по мнению исследователей, могут
приводить к таким нарушениям речи, которые можно наблюдать при
дизартрии.
Впоследствии изучение дизартрии было связано, прежде всего, с
выявлением ее причин и классификацией проявлений в зависимости от этих
причин. К концу прошлого столетия в данном направлении сформировалось
два основных подхода.
Первый из них опирается на неврологическое понимание причин
нарушений. Он учитывается патогенез клинических проявлений дизартрии,
локализацию очага поражения, характер речевых нарушений в синдроме
соответствующих
двигательных
расстройств.
Второй
подход
–
нейрофонетический,
предполагающий
фонематический
анализ
дизартрической речи на основе современной психолингвистики. Акцент
делается
на
патогенетический
анализ
выявления
нейрофонетических
синдромов дизартрий.
Исходя
из
обозначенных
подходов,
складываются
различные
определения дизартрии. Согласно первому из них (авторы Л.С. Волкова,
В.И.Селиверстов)
дизартрия
рассматривается
как
расстройство
произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая
сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная
реализация
фонемных
сигнальных
признаков
звукового
строя
речи
(пропуски, замены звуков).
Согласно второму подходу (авторы К. Беккер, М. Совак), дизартрия
представляет собой нарушение координации речевого процесса, которое
является симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной
системы, и при котором нарушена способность членения речи и артикуляции
в целом.
Исходя
из
приведенных
двух
определений,
одно
из
которых
базируется на внешних проявлениях патологии, а второе указывает на
наличие поражения центральной и периферической нервной системы,
складывается наиболее полное общее понимание дизартрии. Под ней
рассматривается нарушение звукопроизношения и просодической стороны,
обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого
аппарата и наличием поражения центральной и периферической нервной
системы.
Различают несколько форм дизартрии, различающиеся внешними
особенностями проявления и местом поражения в коре головного мозга.
Формами
дизартрии
являются:
бульбарная,
корковая,
мозжечковая,
экстрамипамидальная,
паркинсоническая,
псевдобульбарная,
экстрапирамидальная, холодовая, стертая.
Дизартрия,
как
сложное
речевое
нарушение,
имеет
различные
проявления, выраженные в большей или меньшей степени в каждом из
случаев возникновения. Приведем основные данного дефекта у детей.
Общая моторика детей с дизартрией отличается ограниченностью
объема активных движений. При функциональных нагрузках дети быстро
устают. Особенно моторная несостоятельность выражена на занятиях,
где требуется
координация
движений,
соблюдение
темпа
и
ритма,
переключение с одного движения на другое.
Нередко дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками
самообслуживания, связанных с работой мелкой моторики. Они также плохо
держат карандаш, напрягают руки при рисовании, неловко работают с
пластилином или выполняют аппликацию. В работах по аппликации
прослеживаются
также
трудности
пространственного
расположения
элементов. Нарушение тонких движений руки проявляется при выполнении
проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут
без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например,
«замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» —
поочередно
соединить
с
большим
пальцем
указательный,
средний,
безымянный и мизинец, и другие упражнения пальцевой гимнастики. В этой
же связи такие дети нередко отказываются от игр с мелкими деталями,
конструкторами, пазлами и т.п. При поступлении в школу дети проявляют
трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается
«зеркальное письмо»; замена букв «д»—«б», гласных, окончаний слов;
плохой почерк; медленный темп письма и др.).
Выявляются
патологические
особенности
в
артикуляционном
аппарате.
Паретичностъ
мышц
органов
артикуляции
проявляется
в
следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу
закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не
фиксируется
в
приподнятом
состоянии
из-за
вялости
жевательной
мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются
вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает
просодическую сторону речи.
Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне
полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных
нагрузках
(артикуляционных
упражнениях)
мышечная
слабость
увеличивается. Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в
следующем:
лицо
амимично,
мышцы
лица
при
пальпации
твердые,
напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке:
верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают
участие в артикуляции звуков.
Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют
выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы
вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме:
толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. Гиперкинезы при
стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых
связок. При функциональных пробах и нагрузках проявляется тремор языка.
Апраксия
при
стертой
дизартрии
выявляется
одновременно
в
невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и
органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в
невозможности выполнения определенных движений или при переключении
от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию,
когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому.
У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок
производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную
позу. Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также
при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация
языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью
носогубной складки.
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во
время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при
этом
страдают
произносительная
сторона
речи
и
просодика.
При
обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со
стертой
дизартрией
отмечается
возможность
выполнения
всех
артикуляционных
проб,
т.е.
дети
по
заданию
выполняют
все
артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком,
улыбнуться, вытянуть губы и т.д.
При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить:
смазанность,
нечеткость
артикуляции,
слабость
напряжения
мышц,
аритмичность,
снижение
амплитуды
движений,
кратковременность
удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю
утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках
качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время
речи
к
искажению
звуков,
смешению
их
и
ухудшению
в
целом
просодической стороны речи.
Дизартрия характеризуется наличие нарушений звукопроизношения.
При его обследовании обнаруживаются: смешение, искажение звуков, замена
и
отсутствие
звуков,
которые
сопровождаются
также
нарушениями
просодической стороны. Нередко дети искажают звуки, смешивают не
только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования
звуки,
но
и
акустически
противопоставленные.
Одним
из
самых
распространенных нарушений является дефект произношения свистящих и
шипящих.
Дети с дизартрией искажают, смешивают звуки. Достаточно часто
возникает межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают
трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают
звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко
снижена. Заметны нарушения тембра речи, голосовых модуляций, темпа
речи, дыхания.
Следует
отметить,
что
все
указанные
нарушения
имеют
индивидуальный характер и не обязательно проявляются у каждого ребенка.
Выраженность той или иной совокупности признаков позволяет детей с
проявлениями дизартрии условно разделить на группы:
1.
Дети с нарушениями звукопроизношения и просодики. Общий
уровень речевого развития таких детей достаточно высокий, они
владеют связной речью и имеют богатый словарь. Трудности
проявляются
при
произношении
слов
со
сложной
слоговой
структурой, либо при усвоении и воспроизведении предлогов. У
таки
детей
часто
встречаются
нарушения
пространственной
ориентации.
2.
Дети с нарушением звуковой и просодической стороны речи в
сочетании с недоразвитием фонематического слуха. В речи детей
встречаются
единичные
лексико-грамматические
ошибки,
нарушения в словообразовании. Как правило, словарь ограничен,
отстает от возрастной нормы.
3.
Дети
с
полиморфными
нарушениями
звукопроизношения
и
недостаточным развитии просодической стороны речи. В речи ярко
выражены ошибки дифференциации звуков, составлении связных
высказываний,
грамматическом
строе
предложений.
Словарь
значительно отстает от возрастной нормы.
Подводя итог всему вышесказанному,
отметим, что дизартрия как
сложное
нарушение
речи,
имеющее
в
качестве
основной
причины
органическое поражение центральной нервной системы, может иметь разные
формы
и
степень
проявления.
Они
обусловлены,
прежде
всего,
особенностями проявления и местом расположения поражения в коре
головного
мозга.
Главными
проявлениями
дизартрии
являются:
фонетические и фонематические нарушения, нарушения просодики и
лексико-грамматического компонента языка, расстройство общей, мелкой и
артикуляционной моторики.
В зависимости от сочетания проявлений детей с дизартрией можно
условно разделить на группы, различающиеся характером и сложностью
нарушений.