Автор: Осипова Марина Федоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Пластилинография с применением круп
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Нетрадиционная техника аппликаций
из пластилина и различных круп»
(пластилинография с применением круп)
Воспитатель Осипова М.Ф.
Цель: Развивать мелкую моторику у детей раннего возраста через
нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию с
использованием круп.
Материалы:
1 мягкий пластилин или цветное тесто
2 разные виды круп (можно также использовать бросовый и природный материалы)
3 плотный картон
4 стеки
5 подкладочные пластиковые доски.
Актуальность:
В 2-3 года у детей активно развивается мышление. Они исследуют мир, устанавливают
причинно-следственные связи. Пластилинография в этом возрасте будет очень полезным
занятием.
Занятие пластилинографией влияет на формирование и развитие у детей художественно-
эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира, позволяет
укреплять и развивать мелкую моторику. Эта техника вносит в работу элемент новизны,
заинтересованность в работе с пластилином и радует быстрыми результатами.
Экскурс в историю
Пластилин стал известен миру в 19 веке. Первыми открывателями пластилина стали
изобретатель Уильям Харбутт (Англия) и фармацевт Франц Колба (Германия). Харбутт в 1887
году изготовил «незасыхающую глину». Ф. Колба в 1880 г. запатентовал модельную массу
под названием «Plastilin». На заре своего существования пластилин имел только один цвет –
серый. Однако, с ростом популярности данного изобретения, как материала для изготовления
поделок, в продажу начала поступать масса для лепки в четырех цветовых решениях. Первая
фабрика по изготовлению пластилина была основана Хорбуттом через пару лет после его
открытия и просуществовала до 1968 г., когда из-за пожара производство было перенесено в
Таиланд. А оригинальный материал для лепки, изготовленный по рецептуре Ф. Колба, можно
найти в продаже и сегодня под названием «Мюнхенский художественный пластилин».
Поэтапное выполнение работы:
1 пальчиковая гимнастика для разминки
2 изготовление пластилиновой основы
3 украшение крупами и другими материалами.
Приемы лепки, доступные детям раннего возраста:
1 раскатывание в колбаску
2 скатывание шарика
3 сплющивание
4 получение углубления в кусочке
5 отщипывание
6 прикрепление деталей
Виды пластилинографии:
- прямая - лепное изображение строится на ровной поверхности
- обратная (витражная) – рисование на обратной стороне основы (например, на стекле)
- модульная – состоит из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков,
косичек и др.
- мозаичная – изображение составляется только из пластилиновых шариков
- контурная – вылепливается только контур объекта
- многослойная – последовательное нанесение слоев пластилина
- фактурная – изготовление объемного изображения.
Нетрадиционные техники работы с пластилином:
1 размазывание
2 размазывание пластилина с объемным эффектом
3 выкладывание картинки пластилиновыми шариками
4 рисование полосками пластилина
5 рисование по контуру
6 модульная техника.
Примеры выполнения работ:
Пряник - скатываем шарик, сплющиваем его в лепешечку, посыпаем манкой, придавливаем,
украшаем бобами красной фасоли путем вдавливания.
Цветок, солнышко, тучка – скатываем шарик (для тучки - овоид), прикрепляем его к
картону, путем размазывания делаем лепестки (лучики у солнышка, края тучки). Серединку
цветка украшаем крупами (солнышку и тучке с помощью горошин перца можно сделать
глазки, крупинки риса – носик, стекой нарисовать ротик).
Цветок
Солнышко
«Смотрит солнышко в окошко…»
Жучок божья коровка
– скатываем два шарика: большой - из красного пластилина,
маленький – из черного. Сплющиваем оба шарика в лепешечки. Красную лепешечку
прикрепляем к картону, черную с помощью стеки делим пополам и прикрепляем черную
половинку (это голова жучка) к красной лепешечке. С помощью горошин перца делаем глазки
и черные точечки на спинке.
Бабочка – из тёмного пластилина скатываем небольшую колбаску – это тельце бабочки,
прикрепляем его к картону. Отщипываем 2 одинаковых кусочка коричневого пластилина,
скатываем 2 одинаковых шарика, сплющиваем, оттягиваем края, прикрепляем к тельцу
бабочки – это верхняя часть крылышка. Отщипываем от желтого пластилина два одинаковых
кусочка поменьше, чем отщипнули от коричневого. Скатываем шарики, сплющиваем,
оттягиваем края, прикрепляем в нижнюю часть крыла. Украшаем крылышки бабочки с
помощью круп, как подскажет фантазия; глазки – горошины перца или крупинки пшена.
Бабочки
Кроме круп для декорирования работ из пластилина можно использовать природный и
бросовый материал.
Ёжик – скатываем овоид из серого пластилина, вытягиваем мордочку. Из горошин перца
делаем носик и глазки. Иголки делаем путем вдавливания в спинку и бока черных семечек,
плотно прилегающих друг к другу.
Ёжик
Морковка на грядке – скатываем большую и толстую колбаску из темного коричневого
пластилина, прикрепляем ее горизонтально к нижней части картона, примазываем. Посыпаем
мелким черным чаем, прижимаем – это грядка. Скатываем толстую короткую колбаску из
оранжевого пластилина, прикрепляем вертикально к картону над грядкой, примазываем,
формируя небольшой прямоугольник – это часть морковки, которая видна из грядки. С
помощью длинных чаинок делаем «глазки» у морковки. Из зеленого пластилина скатываем
колбаску, прикрепляем к картону, размазываем – это ботва.
«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»
Зонтик – рисуем на картоне карандашом силуэт зонтика, «раскрашиваем» его с помощью
мягкого пластилина, нанося достаточно толстый слой. Берем разноцветные трубочки для
коктейля, нарезаем столбики 0,5 см, украшаем ими наш зонтик, вдавливая их в пластилин
плотно друг к другу
.
«Нас укроет зонтик, и не страшен дождик»
С одной поделкой можно работать на нескольких занятиях, внося различные дополнения,
создавая целую «картину». Готовыми работами можно украсить холл, оформить выставку.