Автор: Статенин Николай Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ОГКОУ "Кадетская школа-интернат"
Населённый пункт: Ульяновская область, Карсунский район,р.п.Карсун
Наименование материала: Рабочая программа физкультурно-спортивной направленности
Тема: "Баскетбол"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карсунская средняя школа имени Д.Н.Гусева
Рассмотрена на заседании
« Утверждаю»
педагогического совета Директор МБОУ Карсункой СШ
протокол № 1 им. Д.Н.Гусева
от « 28 » августа 2019г _______________Н.А. Кабакова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«БАСКЕТБОЛ»
Продолжительность образовательного процесса – 1 год
Возраст обучающихся – 14-16 лет
Автор- разработчик:
Статёнин Николай Александрович
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Карсун
2019г.
Содержание
1.
Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
3 стр.
1.2. Содержание программы
11 стр.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарно-учебный график
16 стр.
2.2.Условия реализации программы
25 стр.
2.3. Формы аттестации и оценочные
материалы
25 стр.
2.4. Список литературы
28 стр.
1.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа «Баскетбол составлена на основе методической литературы по
физической культуре. Содержание программы структурировано по видам спортивной
подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты по физической и
технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература.
Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания
примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы
физического
воспитания
учащихся
I-XI
классов
(В.И.Лях,
Л.А.Зданевич,
«Просвещение».М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям
специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям
баскетболиста.
Содержание
данной
образовательной
программы
соответствует
физкультурно-спортивной направленности.
Цели и задачи кружка по баскетболу направлены на то, чтобы приобщить детей к
систематическим занятиям, избранным видам спорта, научить их основам мастерства,
помочь им совершенствовать свои знания и навыки игры в баскетбол.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации
данной программы закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
от
04.09.2014 № 1726;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
СанПин
2.4.3172-14:
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Устав
МБОУ
Карсунской
СШ
имени
Д.Н.Гусева
(Постановление
администрации МО «Карсунский район Ульяновской области от 27.04.2018 г № 168);
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы (локальный акт МБОУ Карсунской СШ имени
Д.Н.Гусева, принятый на заседании педагогического совета, протокол № 4 от
26.03.2019г);
Положение
о
проведении
промежуточной
и
итоговой
аттестации
обучающихся (локальный акт МБОУ Карсунской СШ имени Д.Н.Гусева, принятый на
заседании педагогического совета, протокол № 4 от 26.03.2019г);
Актуальность программы
в соответствии с социально-экономическими
потребностями современного общества, его дальнейшего развития, в том что она
способствует сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и
психических качеств, творческом использовании приобретенных знаний и навыков в
организации здорового образа жизни.
Новизна настоящей программы заключается в предлагаемых современных
технологиях обучения: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся; работа в малых группах, тренинги,
личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий, а
также изменении типовой программы, а именно в увеличении количества часов на
спортивную подготовку,
в
изменении, углублении объема содержания учебного
материала.
Отличительной особенностью данной программы является её уникальность,
ни в одной общеобразовательной программе не изучается данный материал и
основные идеи полностью отличаются от других, что придают своеобразие данной
программе, тем самым программа предусматривает применение своеобразных методов
обучения и педагогических приемов, которые обеспечивают высокую мотивацию
обучающихся к изучению ее содержания
Адресат программы – учащиеся в возрасте 14-16 лет, заинтересованные
спортивными играми, а именно баскетболом. Наиболее благоприятным возрастом для
обучения движениям (образование и закрепление динамических стереотипов) является
период до полового созревания. Поэтому очень важно, чтобы именно в этом возрасте
юные баскетболисты освоили возможно больший объем двигательных навыков.
В период полового созревания (14-16 лет) происходит значительный прирост
силы. При этом, чем выше биологический возраст, тем выше силовые возможности.
Форма обучения
: очная.
Объём программы
делится на 2 модуля 68 +76=144 учебных часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения с периодичностью занятий – 2 раза в неделю
по 2 часа с одной группой (по 45 минут с 10-минутным перерывом).
Режим занятий по программе
Год обучения
Количество
учебных часов
Число занятий в
неделю
Продолжительность
занятия (часов)
1
68/76
2
2
Всего:
144
2
2
Уровень реализуемой программы – базовый.
Целью данной
программы
является
содействие
всестороннему
развитию
личности подростка.
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья
школьников
посредством
приобщения
к
регулярным
занятиям
баскетболом,
формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов
своей школы, своего города, своей страны.
Задачи программы:
– расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями
избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и
основ индивидуального образа жизни;
–
совершенствование
функциональных
возможностей
организма
посредством
направленной спортивной подготовки, организации педагогических воздействий на
развитие основных биологических и психических процессов;
– воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и
коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.
Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ,
правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения
соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на
уроках физкультуры;
Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять
здоровье, закаливать организм;
-
Целенаправленно
развивать
специальные
двигательные
навыки
и
психологические качества ребенка.
- Расширение спортивного кругозора детей.
Воспитательные:
-
Формировать дружный,
сплоченный коллектив,
способный
решать
поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к
проведению спортивных мероприятий и праздников.
Формы занятий
:
учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, экскурсии,
конкурсы, соревнования.
Ожидаемые результаты:
– создание конкурентноспособных команд мальчиков и девочек;
– укрепление психического и физического здоровья учащихся;
–применение
полученных
навыков
в
целях
отдыха,
тренировки,
повышения
работоспособности и укрепления здоровья;
– снижение количества правонарушений среди подростков.
В результате освоения данной программы
учащиеся должны знать:
–педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным
действиям и воспитание физических качеств;
–биодинамические
особенности
и
содержание
физических
упражнений
общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в
решении задач физического развития и укрепления здоровья;
– возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических
качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности
посредством регулярных занятий физическими упражнениями;
– психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные
способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и
повышения физической подготовленности;
– правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной
помощи при занятиях физическими упражнениями.
уметь:
– технически правильно осуществлять двигательные действия данного вида спорта,
использовать
их
в
условиях
соревновательной
деятельности
и
организации
собственного досуга;
– разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать
физические
упражнения,
поддерживать
оптимальный
уровень
индивидуальной
работоспособности;
–
контролировать
и
регулировать
функциональное
состояние
организма
при
физической нагрузке, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования
физических кондиций;
– управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения;
– соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях,
оказывать первую доврачебную помощь при травмах и несчастных случаях;
–
пользоваться
современным
спортивным
инвентарем
и
оборудованием,
специальными техническими средствами.
Форма подведения итогов реализации программы:
Соревнования, учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, экскурсии,
конкурсы, соревнования.
Средства обучения: Баскетбольные мячи, теннисные мячи, скакалки, маты,
гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, набивные мячи, гимнастический
козел
К
числу
планируемых
результатов
освоения
программы
внеурочной
деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и
способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и
познанию, ценностно-смысловые установки
Метапредметные
результаты —
освоенные
обучающимися УУД
отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности.
(познавательные,
регулятивные и
коммуникативные)
Формирование универсальных учебных действий
УУД
Характеристика основных видов деятельности ученика
Знания о физической культуре
Личностные,
коммуникативные
• рассматривать
физическую
культуру
как
явление
культуры;
• характеризовать содержательные основы здорового образа
жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью,
формированием качеств личности и профилактикой вредных
привычек;
• определять
базовые
понятия
и
термины
баскетбола,
применять их в процессе игры со своими сверстниками;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма
и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы
одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться
правилами
оказания
первой
доврачебной
помощи
при
травмах
и
ушибах
во
время
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Личностные,
коммуникативные,
регулятивные
• использовать занятия кружка и спортивные соревнования
для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления
собственного
здоровья,
повышения
уровня
физических
кондиций;
• взаимодействовать
со
сверстниками
в
условиях
самостоятельной
деятельности,
оказывать
помощь
в
организации
и
проведении
тренировок,
освоении
новых
двигательных действий, развитии физических качеств.
Физическое совершенствование
Личностные
• выполнять
общеразвивающие
упражнения,
целенаправленно
воздействующие
на
развитие
основных
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и
координации);
• выполнять основные технические действия и приёмы игры
в баскетбол в условиях игровой деятельности;
• выполнять
тестовые
упражнения
на
оценку
уровня
индивидуального развития основных физических качеств.
Планируемые образовательные результаты программы:
Предметные
Обучить теоретическим основам баскетбола.
Обучить основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и
передачи мяча,
ведению мяча, броскам в корзину.
Обучить индивидуальным и групповым тактическим действиям.
Сформировать систему навыков соревновательной деятельности по баскетболу.
Метапредметные
Развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание
организма.
Развитие и укрепление опорно-двигательного и суставно-связочного аппарата.
Развитие специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости,
выносливости.скоростно-силовых качеств) для успешного овладения навыками
игры в баскетбол.
Личностные
Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом
(баскетболом).
Формирование здорового образа жизни.
Воспитание умения действовать в команде.
Формирование стойкого интереса к занятиям, трудолюбия.
К концу года дети должны:
Знать
–
технику безопасности при занятиях спортивными играми;
- историю Российского баскетбола;
- лучших игроков края и России;
- знать простейшие правила игры.
- правила личной гигиены;
- следить за выступлением команд в Российском чемпионате;
- знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).
Уметь
- выполнять перемещения в стойке;
- остановку в два шага и прыжком;
- выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;
- бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;
- владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.
- передвигаться в защитной стойке;
- выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
- ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;
- выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
- владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;
- играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.
1.2. Содержание программы
1.2.1. Учебный план
1-й модуль
№
Разделы, темы
Кол-во часов
всего
теория
практика
Формы
организаци
и занятий
Формы
аттестации
(контроля)
1.
Развитие баскетбола в
России
2
2
-
лекция
беседа
2.
Гигиенические сведения и
меры безопасности на
занятиях
2
2
-
Комплексное
занятие
обсуждение
3.
Общая и специальная
физическая подготовка
24
2
22
Комплексное
занятие
Групповая
работа
4.
Основы техники и тактики
игры
24
2
24
Комплексное
занятие
Групповая
работа
5.
Контрольные игры и
соревнования
8
-
8
Комплексное
занятие
Групповая
работа
6.
Тестирование
8
-
8
Комплексное
занятие
тесты
68
8
60
2 модуль
№
Разделы, темы
Кол-во часов
всего
теория
практика
Формы
организаци
и занятий
Формы
аттестации
(контроля)
1.
Развитие баскетбола в
России
-
-
-
лекция
беседа
2.
Гигиенические сведения и
меры безопасности на
занятиях
-
-
-
Комплексное
занятие
обсуждение
3.
Общая и специальная
физическая подготовка
26
2
48
Комплексное
занятие
Групповая
работа
4.
Основы техники и тактики
игры
26
2
48
Комплексное
занятие
Групповая
работа
5.
Контрольные игры и
соревнования
12
-
20
Комплексное
занятие
Групповая
работа
6.
Тестирование
12
-
20
Комплексное
занятие
Тесты
Итого
76
4
72
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки:
теоретической, физической, технической и тактической.
Теоретическая подготовка
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом.
Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного
баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом.
Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое
условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в
баскетбол.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с
партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками,
обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина,
опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Программа рассчитана на 1 года обучения ( 68/76),общий объем программы 144 часов.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1-й модуль
№
Название темы
Кол-во
часов
Форма занятия
Форма
контроля
Дата
планируема
я
(число,
месяц)
Дата
фактическая
(число,
месяц)
Причина
изменения
даты
1
Развитие баскетбола в России
2
лекционная
беседа
2
Гигиенические сведения и меры безопасности
на занятиях
2
лекционная
беседа
Общая и специальная физическая подготовка
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
3
Единая спортивная классификация..
ОФП
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
4
Совершенствование техники передвижения
при нападении.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
5
Тактика нападения. Индивидуальные
действия с мячом и без мяча.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
6
Контрольные испытания.
Учебная игра.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
7
Костно- мышечная система, ее строение,
функции.
Техника передвижения приставными шагами.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
8
Индивидуальные действия при нападении с
мячом и без мяча.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
9
Индивидуальные действия при нападении.
Учебная игра.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
10 Гигиенические основы режима труда и
отдыха юных спортсменов. ОФП
2
Практические
занятия на местности
Контрольные
Упражнения
тесты
11 Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
12 Выбор способа ловли в зависимости от
направления и силы полета мяча.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
13 Взаимодействие двух игроков - «заслон в
движении». Учебная игра.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
14 Предупреждение инфекционных заболеваний
при занятиях спортом. Сочетание выполнения
различных способов ловли мяча в условиях
жесткого сопротивления.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
15 Взаимодействие трех игроков - «скрестный
выход».
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
16 Чередование упражнений на развитие
2
Практические занятия
Контрольные
специальных физических качеств. Учебная
игра.
в помещении
Упражнения
тесты
17 Гигиенические требования к питанию юных
спортсменов. ОФП
2
Практические
занятия на местности
Контрольные
Упражнения
тесты
18 Скрытые передачи мяча под рукой, из-за
спины, из-за спины в пол. СФП
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
19 Применение изученных взаимодействий в
условиях позиционного нападения.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольны
е
Упражнения
тесты
20 Применение изученных взаимодействий в
условиях личного прессинга.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольны
е
Упражнения
тесты
21 Восстановительные мероприятия в спорте.
Инструкторская и судейская практика.
Учебная игра
2
Практические
занятия в помещении
Контрольны
е
Упражнения
тесты
22 Контрольные испытания.
Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
СФП
2
Практические
занятия в помещении
Контрольны
е
Упражнения
тесты
23 Систематический врачебный контроль за
юными спортсменами. ОФП. Командные
действия в нападении.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольны
е
Упражнения
тесты
24 Применение изученных способов ловли,
передач, ведения, бросков в зависимости от
ситуации на площадке.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольны
е
Упражнения
тесты
25 Самоконтроль в процессе занятий спортом.
2
Практические
Контрольны
Ведение мяча с поворотом кругом.
ОФП
занятия в помещении
е
Упражнения
тесты
26 Сочетание выполнения бросков мяча из
различных точек в условиях жесткого
сопротивления.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольны
е
Упражнения
тесты
27 Выбор места и момента для борьбы за
отскочивший от щита мяч при блокировке.
Учебная игра.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольны
е
Упражнения
тесты
28 Противодействие взаимодействию двух
игроков – «заслону в движении». СФП
2
Практические
занятия в помещении
Контрольны
е
Упражнения
тесты
29 Травматизм и заболеваемость в процессе
занятий спортом, оказание первой помощи
при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в
движении с одного шага.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
30 Блокировка при борьбе за овладение мячом,
отскочившим от щита.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
31 Взаимодействие двух игроков
«подстраховка».
Многократное выполнение технических
приемов.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
32 Общая характеристика спортивной
тренировки.
ОФП. Совершенствование техники передачи
мяча.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
33 Сочетание способов передвижения с
выполнением различных технических
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
приемов в усложненных условиях. Учебная
игра.
тесты
34 Действия одного защитника против двух
нападающих. СФП
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
2 модуль
1
Средства и методы спортивной тренировки.
Ведение мяча с изменением направления
движения.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
2
Применение изученных защитных стоек и
передвижений в зависимости от действий и
расположения нападающих.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
3
Многократное выполнение технических
приемов и тактических действий.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
4
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2.
Учебная игра.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
5
Формы организации занятий в спортивной
тренировке. ОФП. Совершенствование
техники броска мяча.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
6
Сочетание личной и зонной системы защиты
в процессе игры.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
7
Применение изученных взаимодействий в
системе быстрого прорыва. Учебная игра.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
8
Воспитание нравственных и волевых качеств.
Психологическая подготовка в процессе
тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом
на другую руку.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
9
Контрольные испытания.
Учебная игра.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
10
Инструкторская и судейская практика.
Учебная игра.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
11
Противодействие игрокам различных
игровых функций при разных системах игры
в нападении.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
12
Инструкторская и судейская практика.
Учебная игра.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
13
Ведение мяча с изменением высоты отскока.
ОФП
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
14
Физическая подготовка спортсмена.
СФП. Передача мяча двумя руками с
отскоком от пола.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
15
Организация командных действий по
принципу выбора свободного места с
использованием изученных групповых
взаимодействий.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
17
Чередование упражнений на развитие
специальных физических качеств.
2
Практические занятия
на местности
Контрольные
Упражнения
тесты
18
Техническая подготовка юного спортсмена.
ОФП . Чередование изученных технических
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
приемов в различных сочетаниях.
тесты
19
Бросок мяча изученными способами после
выполнения других технических приемов.
Учебная игра.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
20
Тактическая подготовка юного спортсмена.
Учебная игра. Взаимодействие двух игроков
«подстраховка».
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
21
Передвижения в защитной стойке назад,
вперед и в сторону. Техника овладения
мячом.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
22
Противодействия взаимодействию трех
игроков – «сдвоенному заслону». СФП
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
23
Чередование изученных тактических
действий (индивидуальных, групповых,
командных).
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
24
Сущность и назначение планирования и его
виды. Учебная игра. Совершенствование
техники броска мяча изученными способами.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
25
Применение изученных способов ловли,
передач, ведения, бросков в зависимости от
ситуации на площадке.
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
26
Соревнования по баскетболу
Инструкторская и судейская практика.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
27
Характерные особенности периодов
спортивной тренировки. Учебная игра.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
28
Совершенствование техники ведения мяча.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
29
Учет в процессе спортивной тренировки.
ОФП.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
30
Правила игры и методика судейства.
Учебная игра.
2
Практические занятия
в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
31
Переключения от действий в нападении к
действиям в защите. СФП
2
Практические
занятия в помещении
Контрольные
Упражнения
тесты
32
Многократное выполнение технических
приемов и тактических действий.
2
Практические занятия
в помещении
тесты
33
История развития баскетбола.
Контрольные испытания.
2
Практические занятия
в помещении
тесты
34
Совершенствование тактических действий в
нападении и защите. Учебная игра.
2
Практические занятия
в помещении
тесты
35
Совершенствование техники ловли и
передачи мяча.
2
Практические занятия
в помещении
тесты
36
Многократное выполнение технических
приемов и тактических действий.
2
Практические занятия
в помещении
тесты
37
Многократное выполнение технических
приемов и тактических действий.
2
Практические
занятия в помещении
тесты
38
Подведение итогов
2
Итоговое занятие
тесты
2.2.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
–
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 человек и
отвечающего правилам СанПин;
–
регулярное посещение занятий обучающимися;
–
технические средства обучения (видео, аудиоаппаратура и др.);
–
методические средства обучения (видео, аудиозаписи, методическая и учебная
литература, методические разработки.);
–
наличие материальной базы: на занятиях предусмотрено использование ноутбука.
Информационное обеспечение представлено аудио-, видео-, фото-, интернет-
источниками.
Для
реализации
программы
используется
разнообразный
дидактический
материал,
в
том
числе
разработанный
педагогом
для
данной
программы
и
рекомендованный образовательной организацией к использованию в образовательном
процессе.
Занятия по программе ведет опытный педагог Статёнин Н.А дополнительного
образования высшей категории, который регулярно проходит курсовую переподготовку
в заочной и дистанционной форме.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Для реализации образовательной программы используются:
- спортивный зал
- спортивный инвентарь:
мячи баскетбольные, футбольные, волейбольные
- форма баскетбольная
- стенка гимнастическая
- скамейка гимнастическая
- стойки
- скакалки
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
В соответствии с Положением об аттестации МБОУ Карсунская СШ имени
Д.Н.Гусева в течение учебного года проводится мониторинг уровня освоения
образовательной программы, вносятся коррективы в планирование образовательного
процесса. По окончании первого года обучения проводится промежуточная аттестация
учащихся – определяется уровень освоения учебного материала, соответствие
результатов обучения поставленным целям и задачам, намечаются перспективы
дальнейшей работы.
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется
диагностике наращивания творческого и поискового потенциала обучающихся: на
вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью
определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня
развития знаний, умений и навыков.
Для диагностики используются: беседа, наблюдение, практические занятия,
творческие задания.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-75%,
предусмотренных программой за конкретный период, употребляет профессиональные
термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием (3 балла);
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 74-50%; он
сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла);
-
низкий уровень
– обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1
балл).
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-75% умениями, предусмотренными
программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с
элементами творчества (3 балла);
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 74-50%,
работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на
основе образца (2 балла);
- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений,
испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл).
Формы поощрения:
- наглядно-демонстративная (участие в соревнованиях, олимпиадах);
- материальная (грамоты, право делать работы для себя и для дома).
Результаты освоения программы
На всех этапах подготовки проверка усвоения ими пройденного материала
производится на основании выполнения нормативных показателей общей специальной
физической подготовки и игровой практики.
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см).
Возраст
Пол
Оценка высоты прыжка
средний выше среднего
высокий
14 лет
Д
М
24-28
25-30
29-33
31-35
34 и выше
36 и выше
115 лет
Д
М
25-30
28-33
31-35
34-38
36 и выше
39 и выше
15 лет
Д
М
25-31
31-36
32-37
37-41
38 и выше
42 и выше
Контрольные нормативы в беге на 20 м.
Клас
с
Девочки
Мальчики
высокий выше среднего средний высокий выше среднего средний
14 лет 3,8 и менее
3,9-4,0
4,1
3,7 и
менее
3,8-4,0
4,0-4,3
15 лет 3,7 и менее
3,8-4,1
4,2-4,4
3,5 и
менее
3,6-3,8
3,9-4,1
16 лет 3,5 и менее
3,6-4,0
4,1-4,3
3,3 и
менее
3,4-3,7
3,8-4,1
Передачи и броски мяча.
№
п/п
Контрольные упражнения
Возраст
11 12 13
1.
Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота
1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество).
20 22 23
2.
5 штрафных бросков (попаданий).
2
2
3
3.
10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий).
6
7
8
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На протяжении всего периода обучения баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых
предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от
этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста
физических и психических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для
поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
Методическое обеспечение образовательной программы
№
Тема программы
Форма
организации
и
проведения занятия
Методы и приёмы организации
учебно-воспитательного
процесса
Дидактический
материал,
техническое
оснащение занятий
Вид
и
форма
контроля,
форма
предъявления
результата
1
Введение. Техника
безопасности. Общие
основы баскетбола.
Правила игры и
методика судейства.
Групповая
с
организацией
индивидуальных
форм
работы
внутри
группы,
подгрупповая, фронтальная
Словесный, объяснение, рассказ,
беседа
практические
задания,
объяснение нового материала.
Конспекты занятий для педагога.
Специальная
литература,
справочные
материалы,
картинки,
плакаты.
Правила судейства.
Вводный,
Положение о соревнованиях
по волейболу.
2
Общефизическая
подготовка
Индивидуальная,
групповая,
подгрупповая,
поточная, фронтальная
Словесный,
наглядный показ,
упражнения в парах, тренировки
Таблицы, схемы, карточки,
мячи
на
каждого
обучающего
Тестирование,
карточки судьи, протоколы
3
Специальная
подготовка
Групповая
с
организацией
индивидуальных
форм
работы
внутри
группы,
подгрупповая,
фронтальная,
коллективно-групповая,
в
парах
Словесный,
объяснение
нового
материала, рассказ, практические
занятия,
упражнения
в
парах,
тренировки,
наглядный
показ
педагогом.
Литература, схемы,
справочные
материалы,
карточки, плакаты, мячи на
каждого обучающего
Зачет, тестирование, учебная
игра,
промежуточный тест.
4
Техническая
подготовка
Групповая
с
организацией
индивидуальных
форм
работы
внутри
группы,
подгрупповая,
коллективно-
групповая, в парах
Словесный, объяснение, беседа,
практические
занятия,
упражнения в парах, тренировки,
наглядный показ педагогом.
Учебная игра.
Дидактические
карточки,
плакаты, мячи на каждого
обучающего
Терминология,
жестикуляция.
Зачет, тестирование, учебная
игра, промежуточный тест,
соревнование
5
Игровая подготовка
групповая,
подгрупповая,
коллективно-групповая
практические
занятия,
упражнения в парах, тренировки,
Учебная игра.
Дидактические
карточки,
плакаты, мячи на каждого
обучающего, видеозаписи
Учебная игра,
промежуточный отбор,
соревнование
2.4 Список литературы
Для педагогов
1.«Баскетбол: теория и методика обучения :учебное пособие Д.И.Нестеровский,
М., И Ц «Академия,2007»
2.Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ
Ю.Д.Железняк, И.А. Водянникова, В.Б. Гаптов, Москва,1984
3. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1984г.
4. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1984г.
5. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 1982г.
6. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
7. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1982г.
8. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для
учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,
Для обучающихся и родителей
1. «.Комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И Лях
2. «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007
Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г
3. «Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-
М.:Просвещение,2001
4. «Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-
М.:Просвещение,1998.
5. «13. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 1984г.
6. «Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»
7. «Физическая культура» Н.В.РешетниковЮ.Л. Кислицын Р.Л. Палтикевич
Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
16.