Напоминание

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ


Автор: Захарова Наталья Алексеевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
Раздел: среднее образование





Назад




ВОЗМОЖНОСТИ

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В

КОНТЕКТЕ

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Захарова Наталья Алексеевна

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Аннотация: В новых социальных условиях усиливается противоречие между

социальным

заказом

на

формирование

личности

коммуникабельной,

обладающей универсальными способами действия и современной школой,

недостаточно выполняющей этот заказ. Следует отметить особое значение

внеурочной деятельности в формировании коммуникативных умений у

подростков благодаря созданию особой учебно-воспитательной среды. В статье

рассмотрена сущность коммуникативных умений и их место в структуре

коммуникативных УУД. В ходе исследования определен потенциал внеурочной

деятельности для формирования коммуникативных умений подростков.

Ключевые

слова:

коммуникативные

умения,

коммуникативные

умения

подростков,

формирование,

универсальные

учебные

действия,

общеобразовательная школа, потенциал, внеурочная деятельность

Современное общество стремительно развивается, инновации проникают

во все сферы жизни, в том числе в образование. В обществе сегодня

востребованы люди, умеющие учиться и применять полученные знания в

деятельности,

активные,

творческие,

мобильные

и

коммуникабельные,

обладающие универсальными способами действий. В ответ на возникший

социальный

запрос

современной

школой

реализуется

ФГОС

второго

поколения. Иными словами, выпускник основной школы должен обладать

совокупностью

сформированных

умений,

востребованных

в

обществе.

Возникает противоречие между социальным запросом и недостаточной работой

школы по выполнению данного запроса. Разрешение возникшего противоречия

возможно путем формирования коммуникативных умений у подростков,

будущих

выпускников

школы,

используя

образовательные

возможности

внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом формирование всех УУД осуществляется в

урочной

и

внеурочной

деятельности.

Мы

считаем,

что

формирование

отдельных УУД

возможно не только в процессе обучения отдельным

предметам, но и более эффективно в условиях внеурочной деятельности.

На

наш

взгляд

«коммуникативные

умения

подростков»,

которые

формируются в общеобразовательной школе необходимо рассматривать с

учетом концепции развития универсальных учебных действий, которая

ориентирована на использование учащимися на практике полученных знаний и

умений.

Опираясь на определение Мудрика А.В. и материалы Фундаментального

ядра содержания образования, мы сформулировали свое рабочее определение

понятия «коммуникативные умения подростков» - это комплекс умений,

способствующих

выстраиванию

общения

между

подростками

и

их

сотрудничеству

через

принятие,

обработку

и

передачу

информации

и

обеспечивающих формирование УУД подростков.

Мы кратко охарактеризуем виды УУД, опираясь на ФГОС второго

поколения и описания данные Асмоловым А.Г., особое внимание обратим на

характеристику коммуникативных УУД:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

В качестве компонентов коммуникативных УУД рассмотрим следующие

блоки

коммуникативных

умений

(рис.1.).

Подробнее

рассмотрим

коммуникативные умения, обеспечивающие формирование коммуникативных

УУД и в целом социальной компетентности:

1. Умение полно и точно формулировать свои идеи в соответствии с

коммуникативной задачей, правильно выражать свои мысли.

2. Умение договариваться, слышать, слушать и понимать партнера,

умение задавать вопросы и отвечать на них, вести дискуссию.

3.

Умение

планировать

и

согласованно

выполнять

совместную

деятельность, распределять роли между собой, взаимно контролировать

действия друг друга в процессе общения и взаимодействия.

4. Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных

отношениях и учитывать их в соответствии с ситуацией общения и

коммуникативной задачей.

Рис.1. Коммуникативные умения в составе КУУД

Умения, связанные с блоком коммуникативных УУД занимают особое место в

общей системе универсальных учебных действий. С одной стороны, обучение

для подростков не является ведущим видом деятельности, но в рамках школы

успешность в этом виде деятельности продолжает оставаться основным

критерием оценки школьников со стороны взрослых. Важно, что главным в

процессе учебной деятельности учащихся является умение верно воспринимать

и передавать информацию другим.

С другой стороны, у подростков возникает и активно развивается особый вид

деятельности,

который

заключается

в

установлении

разных

видов

сотрудничества

между

учащимися,

в

том

числе

и

коммуникативного.

Подростки испытывают потребность взаимодействовать друг с другом во

внеурочное время: вступать в диалог, участвовать в совместных обсуждениях,

формулировать

идеи,

принимать

мнение

других,

организовывать

свою

1. Умение

излагать

собственные

мысли

2. Умение

вести

дискуссию

3. Умение

взаимдейство-

вать в

учебной

группе

сверстников

4. Умение

учитывать

статус

собеседника и

особенноссти

ситуации

общения

деятельность по своему желанию. Другими слова, невозможно сформировать

личностные,

регулятивные

и

коммуникативные

УУД

не

используя

возможности внеурочной деятельности школьников подросткового возраста.

На наш взгляд, во внеурочной деятельности особое внимание должно быть

уделено

формированию

коммуникативных

умений,

обеспечивающих

формирование

коммуникативных

УУД

и

как

следствие,

социальной

компетентности

подростков.

Поэтому

формирование

коммуникативных

умений,

должно

быть

актуальной

задачей

не

только

для

учителей-

предметников, но и для педагогов внеурочной деятельности, и классных

руководителей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте под «внеурочной

деятельностью» понимаются «все виды деятельности школьника (кроме

учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и

социализации» [5, с. 8]; Внеурочная деятельность является неотъемлемой

частью реализации базисного учебного плана в общеобразовательной школе.

Время, которое отводится на занятия внеурочной деятельности (для учащихся

5-9х классов предусмотрено 5 часов внеурочной деятельности в неделю)

организуется с учетом потребностей и учащихся, в формах отличных от

учебных занятий и в соответствии с основными направлениями развития

личности:

духовно-нравственное,

физкультурно-спортивное,

социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формировать коммуникативные умения подростков можно в каждом из

направлений

внеурочной

деятельности,

так

как

приобретение

коммуникативных умений связано с формами организации процесса, а не с

содержанием обучения. Конечно, работа по формированию коммуникативных

умений во внеурочной деятельности ведется за счет особых методов

сотрудничества в ходе освоения предметных знаний в видах деятельности

отличных от урочных.

Для формирования коммуникативных умений у школьников подросткового

возраста, на наш взгляд, наиболее целесообразно использовать такие формы

организации внеурочной деятельности как участие в школьных мероприятиях,

деловые игры (например, «Бюрократия»); круглые столы («Сто вопросов

взрослому»); диспуты в форме «Три угла», дискуссии, коллективный просмотр

и обсуждение кинофильмов, творческие дела по разным направлениям. [6]

Применение подобных форм организации внеурочной деятельности позволяет

учащимся включаться в деятельность и плодотворно взаимодействовать:

слушать

и

слышать,

взаимодействовать

с

партнером

по

общению,

согласовывать совместную деятельность и контролировать ее, договариваться,

дискутировать, выражать свои мысли и принимать мнения других.

Изучив научно- методическую литературу, мы пришли к выводу, что

внеурочная

деятельность

обладает

значительными

возможностями

для

формирования коммуникативных умений подростков, в следующих аспектах:

Во-первых,

социально

творческий

компонент

внеурочной

деятельности

подростков и эмоционально-ценностные отношения между участниками этой

деятельности во время занятий повышает личную активность подростков, дает

возможность школьникам подросткового возраста расширить круг общения.

Таким образом реализуется социализация подростка как индивида.

Во-вторых,

внеурочная

деятельность

способствует

формированию

индивидуального

коммуникативного

стиля

подростков.

В

условиях

позитивного взаимодействия отсутствует внешнее оценивание, подросток не

испытывает

страх

получить

неудовлетворительную

оценку

и

имеет

возможность свободно самовыражаться.

В-третьих, внеурочная деятельность ориентирует подростков на осознание

собственной

потребности

в

самообразовании,

самоорганизации

и

самовоспитании за счет создания пространства и условий, в которых возможно

самостоятельный выбрать значимую предметную область и самоутвердиться в

значимом для школьника социуме. В деятельности, которая ближе подростку, в

которой

он

чувствует

себя

комфортно

результативнее

формируются

коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.

Отметим,

что

внеурочная

деятельность

может

стать

особой

учебно-

воспитательной

средой,

создающей

условия

для

формирования

коммуникативных умений обучающихся только в случае, если в совокупности

будут реализовываться все принципы организации внеурочной деятельности:

«включение учащихся в активную деятельность; доступность и наглядность;

связь

теории

с

практикой;

учёт

возрастных

особенностей;

сочетание

индивидуальных и коллективных форм деятельности; целенаправленность и

последовательность деятельности (от простого к сложному)» [7, с. 12]

Внеурочной деятельности принадлежит особая роль в формировании

коммуникативных умений школьников подросткового возраста. В условиях

разнообразных форм организации деятельности, отличающейся от урочной,

предполагающей доверительное общение и взаимодействие всех участников

деятельности и отсутствие внешней оценки этой деятельности, на наш взгляд,

возможно эффективное формирование коммуникативных умений подростков, а

вместе

с

ними

и

коммуникативных,

личностных,

регулятивных

и

познавательных УУД.

Список литературы

1. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. –

М.: Просвещение, 2008. – 39 с. (Стандарты второго поколения).

2. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. –

М.: Педагогика, 2014. – 112 с.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от

действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г.

Асмолова. – 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с

4. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к

мысли/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред.

А.Г.Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.

6. Примерные программы внеурочной деятельности: Стандарты второго

поколения [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев [и др.]. – М. : Просвещение,

2010. – 111 с.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение,

2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения).



В раздел образования




Яндекс.Метрика