Автор: Захарова Наталья Алексеевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
Раздел: среднее образование
ВОЗМОЖНОСТИ
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
КОНТЕКТЕ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
Захарова Наталья Алексеевна
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Аннотация: В новых социальных условиях усиливается противоречие между
социальным
заказом
на
формирование
личности
коммуникабельной,
обладающей универсальными способами действия и современной школой,
недостаточно выполняющей этот заказ. Следует отметить особое значение
внеурочной деятельности в формировании коммуникативных умений у
подростков благодаря созданию особой учебно-воспитательной среды. В статье
рассмотрена сущность коммуникативных умений и их место в структуре
коммуникативных УУД. В ходе исследования определен потенциал внеурочной
деятельности для формирования коммуникативных умений подростков.
Ключевые
слова:
коммуникативные
умения,
коммуникативные
умения
подростков,
формирование,
универсальные
учебные
действия,
общеобразовательная школа, потенциал, внеурочная деятельность
Современное общество стремительно развивается, инновации проникают
во все сферы жизни, в том числе в образование. В обществе сегодня
востребованы люди, умеющие учиться и применять полученные знания в
деятельности,
активные,
творческие,
мобильные
и
коммуникабельные,
обладающие универсальными способами действий. В ответ на возникший
социальный
запрос
современной
школой
реализуется
ФГОС
второго
поколения. Иными словами, выпускник основной школы должен обладать
совокупностью
сформированных
умений,
востребованных
в
обществе.
Возникает противоречие между социальным запросом и недостаточной работой
школы по выполнению данного запроса. Разрешение возникшего противоречия
возможно путем формирования коммуникативных умений у подростков,
будущих
выпускников
школы,
используя
образовательные
возможности
внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом формирование всех УУД осуществляется в
урочной
и
внеурочной
деятельности.
Мы
считаем,
что
формирование
отдельных УУД
возможно не только в процессе обучения отдельным
предметам, но и более эффективно в условиях внеурочной деятельности.
На
наш
взгляд
«коммуникативные
умения
подростков»,
которые
формируются в общеобразовательной школе необходимо рассматривать с
учетом концепции развития универсальных учебных действий, которая
ориентирована на использование учащимися на практике полученных знаний и
умений.
Опираясь на определение Мудрика А.В. и материалы Фундаментального
ядра содержания образования, мы сформулировали свое рабочее определение
понятия «коммуникативные умения подростков» - это комплекс умений,
способствующих
выстраиванию
общения
между
подростками
и
их
сотрудничеству
через
принятие,
обработку
и
передачу
информации
и
обеспечивающих формирование УУД подростков.
Мы кратко охарактеризуем виды УУД, опираясь на ФГОС второго
поколения и описания данные Асмоловым А.Г., особое внимание обратим на
характеристику коммуникативных УУД:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
В качестве компонентов коммуникативных УУД рассмотрим следующие
блоки
коммуникативных
умений
(рис.1.).
Подробнее
рассмотрим
коммуникативные умения, обеспечивающие формирование коммуникативных
УУД и в целом социальной компетентности:
1. Умение полно и точно формулировать свои идеи в соответствии с
коммуникативной задачей, правильно выражать свои мысли.
2. Умение договариваться, слышать, слушать и понимать партнера,
умение задавать вопросы и отвечать на них, вести дискуссию.
3.
Умение
планировать
и
согласованно
выполнять
совместную
деятельность, распределять роли между собой, взаимно контролировать
действия друг друга в процессе общения и взаимодействия.
4. Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных
отношениях и учитывать их в соответствии с ситуацией общения и
коммуникативной задачей.
Рис.1. Коммуникативные умения в составе КУУД
Умения, связанные с блоком коммуникативных УУД занимают особое место в
общей системе универсальных учебных действий. С одной стороны, обучение
для подростков не является ведущим видом деятельности, но в рамках школы
успешность в этом виде деятельности продолжает оставаться основным
критерием оценки школьников со стороны взрослых. Важно, что главным в
процессе учебной деятельности учащихся является умение верно воспринимать
и передавать информацию другим.
С другой стороны, у подростков возникает и активно развивается особый вид
деятельности,
который
заключается
в
установлении
разных
видов
сотрудничества
между
учащимися,
в
том
числе
и
коммуникативного.
Подростки испытывают потребность взаимодействовать друг с другом во
внеурочное время: вступать в диалог, участвовать в совместных обсуждениях,
формулировать
идеи,
принимать
мнение
других,
организовывать
свою
1. Умение
излагать
собственные
мысли
2. Умение
вести
дискуссию
3. Умение
взаимдейство-
вать в
учебной
группе
сверстников
4. Умение
учитывать
статус
собеседника и
особенноссти
ситуации
общения
деятельность по своему желанию. Другими слова, невозможно сформировать
личностные,
регулятивные
и
коммуникативные
УУД
не
используя
возможности внеурочной деятельности школьников подросткового возраста.
На наш взгляд, во внеурочной деятельности особое внимание должно быть
уделено
формированию
коммуникативных
умений,
обеспечивающих
формирование
коммуникативных
УУД
и
как
следствие,
социальной
компетентности
подростков.
Поэтому
формирование
коммуникативных
умений,
должно
быть
актуальной
задачей
не
только
для
учителей-
предметников, но и для педагогов внеурочной деятельности, и классных
руководителей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте под «внеурочной
деятельностью» понимаются «все виды деятельности школьника (кроме
учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и
социализации» [5, с. 8]; Внеурочная деятельность является неотъемлемой
частью реализации базисного учебного плана в общеобразовательной школе.
Время, которое отводится на занятия внеурочной деятельности (для учащихся
5-9х классов предусмотрено 5 часов внеурочной деятельности в неделю)
организуется с учетом потребностей и учащихся, в формах отличных от
учебных занятий и в соответствии с основными направлениями развития
личности:
духовно-нравственное,
физкультурно-спортивное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное.
Формировать коммуникативные умения подростков можно в каждом из
направлений
внеурочной
деятельности,
так
как
приобретение
коммуникативных умений связано с формами организации процесса, а не с
содержанием обучения. Конечно, работа по формированию коммуникативных
умений во внеурочной деятельности ведется за счет особых методов
сотрудничества в ходе освоения предметных знаний в видах деятельности
отличных от урочных.
Для формирования коммуникативных умений у школьников подросткового
возраста, на наш взгляд, наиболее целесообразно использовать такие формы
организации внеурочной деятельности как участие в школьных мероприятиях,
деловые игры (например, «Бюрократия»); круглые столы («Сто вопросов
взрослому»); диспуты в форме «Три угла», дискуссии, коллективный просмотр
и обсуждение кинофильмов, творческие дела по разным направлениям. [6]
Применение подобных форм организации внеурочной деятельности позволяет
учащимся включаться в деятельность и плодотворно взаимодействовать:
слушать
и
слышать,
взаимодействовать
с
партнером
по
общению,
согласовывать совместную деятельность и контролировать ее, договариваться,
дискутировать, выражать свои мысли и принимать мнения других.
Изучив научно- методическую литературу, мы пришли к выводу, что
внеурочная
деятельность
обладает
значительными
возможностями
для
формирования коммуникативных умений подростков, в следующих аспектах:
Во-первых,
социально
творческий
компонент
внеурочной
деятельности
подростков и эмоционально-ценностные отношения между участниками этой
деятельности во время занятий повышает личную активность подростков, дает
возможность школьникам подросткового возраста расширить круг общения.
Таким образом реализуется социализация подростка как индивида.
Во-вторых,
внеурочная
деятельность
способствует
формированию
индивидуального
коммуникативного
стиля
подростков.
В
условиях
позитивного взаимодействия отсутствует внешнее оценивание, подросток не
испытывает
страх
получить
неудовлетворительную
оценку
и
имеет
возможность свободно самовыражаться.
В-третьих, внеурочная деятельность ориентирует подростков на осознание
собственной
потребности
в
самообразовании,
самоорганизации
и
самовоспитании за счет создания пространства и условий, в которых возможно
самостоятельный выбрать значимую предметную область и самоутвердиться в
значимом для школьника социуме. В деятельности, которая ближе подростку, в
которой
он
чувствует
себя
комфортно
результативнее
формируются
коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.
Отметим,
что
внеурочная
деятельность
может
стать
особой
учебно-
воспитательной
средой,
создающей
условия
для
формирования
коммуникативных умений обучающихся только в случае, если в совокупности
будут реализовываться все принципы организации внеурочной деятельности:
«включение учащихся в активную деятельность; доступность и наглядность;
связь
теории
с
практикой;
учёт
возрастных
особенностей;
сочетание
индивидуальных и коллективных форм деятельности; целенаправленность и
последовательность деятельности (от простого к сложному)» [7, с. 12]
Внеурочной деятельности принадлежит особая роль в формировании
коммуникативных умений школьников подросткового возраста. В условиях
разнообразных форм организации деятельности, отличающейся от урочной,
предполагающей доверительное общение и взаимодействие всех участников
деятельности и отсутствие внешней оценки этой деятельности, на наш взгляд,
возможно эффективное формирование коммуникативных умений подростков, а
вместе
с
ними
и
коммуникативных,
личностных,
регулятивных
и
познавательных УУД.
Список литературы
1. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. –
М.: Просвещение, 2008. – 39 с. (Стандарты второго поколения).
2. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. –
М.: Педагогика, 2014. – 112 с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г.
Асмолова. – 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с
4. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к
мысли/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред.
А.Г.Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
6. Примерные программы внеурочной деятельности: Стандарты второго
поколения [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев [и др.]. – М. : Просвещение,
2010. – 111 с.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение,
2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения).