Автор: Машекина Надежда Ивановна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: ГАПОУ РБ
Населённый пункт: пгт Таксимо Республика Бурятия
Наименование материала: доклад на МО
Тема: Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МУЙСКИЙ ФИЛИАЛ ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский многопрофильный
техникум инновационных технологий»
Выполнила преподаватель
математики и физики
Машекина Надежда Ивановна
Методические рекомендации
по организации внеаудиторной самостоятельной
работы обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся играет важную роль в воспитании
сознательного отношения самих обучающихся к овладению теоретическими
и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному
интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы обучающиеся не просто
приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.
Основные навыки и умения внеаудиторной самостоятельной работы
должны сформироваться в средней школе. Но, как показывает практика,
этого чаще всего не происходит. Внеаудиторная самостоятельная работа
всегда вызывает у обучающихся, особенно первых курсов, ряд трудностей.
Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации
своей работы.
Многие первокурсники испытывают затруднения, связанные с
отсутствием
навыков
анализа,
конспектирования,
работы
с
первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать
свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной
деятельности
и
физиологические
возможности,
практически
полным
отсутствием психологической готовности к внеаудиторной самостоятельной
работе, незнанием общих правил ее организации.
Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь
обучающихся в организации их самостоятельной работы. Это особенно
важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после
окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием -
повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения
Для эффективной и полноценной внеаудиторной самостоятельной работы
необходимо обучить первокурсников:
- основам самостоятельной работы с книгой, журналом;
- конспектированию;
- приемам запоминания;
- подготовке сообщений, докладов, рефератов;
- приемам саморегуляции и т.д.
При организации внеаудиторной самостоятельной работы преподавателю
необходимо:
- отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного
процесса;
- ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным
материалом;
-
максимально
учитывать
уровень
подготовленности
и
возможности
студентов;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении
самостоятельной работы;
- использовать индивидуальные и дифференцированные задания;
-обоснованно выбирать объем работы;
- определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и
подготовленности студентов;
- разнообразить задания по содержанию;
- подбирать рациональные способы проверки работ;
- правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством
преподавателя;
- проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.
Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы
При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного
курса, профессионального модуля) необходимо включать самостоятельную
работу
в
тематическое
планирование
и
содержание
дисциплины
(междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы
и методы контроля ее результатов.
Содержание
самостоятельной
внеаудиторной
работы
определяется
в
соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программ
учебной
дисциплины
(междисциплинарного
курса
профессионального
модуля).
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и
характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер,
учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины,
междисциплинарного
курса
или
профессионального
модуля,
индивидуальные особенности обучающихся.
Методика организации внеаудиторной самостоятельной работы зависит от
структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов
на ее изучение, вида заданий для работы обучающихся, индивидуальных
качеств и условий учебной деятельности.
Процесс организации внеаудиторной самостоятельной работы включает в
себя следующие этапы:
1.
Подготовительный
- определение целей,
- составление программы,
- подготовка методического обеспечения и оборудования;
2.
Основной
- реализация программы,
- использование приемов поиска информации,
- усвоения, переработки, применения, передачи знаний,
- фиксирование результатов,
- самоорганизация процесса работы;
3.
Заключительный
- оценка значимости и анализ результатов,
- их систематизация,
- оценка эффективности программы и приемов работы,
- выводы о направлениях оптимизации труда.
Преподаватель:
- разрабатывает систему самостоятельной работы обучающихся по учебному
курсу, отражая содержание самостоятельной работы обучающихся в рабочей
программе дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального
модуля;
- определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на
самостоятельную работу обучающихся;
- разрабатывает комплект методических материалов для организации
самостоятельной работы: задания, инструкции по выполнению; требования к
результату; оценочный инструментарий;
- определяет периодичность контроля;
- определяет систему индивидуальной работы с обучающимися;
- своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до
обучающихся.
Формы и виды самостоятельной работы:
1.
Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение
материала по литературным источникам.
2.
Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой
литературы.
3.
Работа со словарем, справочником.
4.
Поиск необходимой информации через Интернет.
5.
Конспектирование источников.
6.
Реферирование источников.
7.
Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
8.
Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
9.
Составление обзора публикаций по теме.
10.Составление хронологической таблицы.
11.Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
12.Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
13.Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа
(ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
14.Выполнение творческих заданий.
15.Проведение опыта и составление отчета по нему.
16.Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или
лекционном занятии.
17.Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на
семинарском занятии.
18.Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
19.Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине.
Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
20.Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его
защите.
21.Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
22.Подготовка к выступлению на конференции
23. Выполнение расчетов по проекту.
24.Выполнение чертежа и эскиза изделия.
25.Изучение инструкционной и технологической карты.
26.Самостоятельная разработка технологической карты изделия.
4. Организация контроля внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся
Контроль самостоятельной работы обучающихся предусматривает:
- соотнесение содержания контроля с целями обучения;
- объективность контроля;
- валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что
предполагается проверить);
- дифференциацию контрольно-измерительных материалов.
Формы контроля самостоятельной работы
1.
Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
2.
Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
3.
Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
4.
Проведение письменного опроса.
5.
Проведение устного опроса.
6.
Организация и проведение индивидуального собеседования.
7.
Организация и проведение собеседования с группой.
8.
Проведение семинаров
9.
Защита отчетов о проделанной работе.
10.Организация творческих конкурсов.
11.Организация конференций.
12.Проведение олимпиад
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся являются:
уровень освоения учебного материала;
уровень умения
использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
уровень сформированности общеучебных умений;
уровень
умения
активно
использовать
электронные
образовательные
ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на
практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
оформление материала в соответствии с требованиями стандарта;
уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение,
критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности,
варианты действий;
уровень
умения
сформулировать
собственную
позицию,
оценку
и
аргументировать ее.