Напоминание

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся


Автор: Машекина Надежда Ивановна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: ГАПОУ РБ
Населённый пункт: пгт Таксимо Республика Бурятия
Наименование материала: доклад на МО
Тема: Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МУЙСКИЙ ФИЛИАЛ ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский многопрофильный

техникум инновационных технологий»

Выполнила преподаватель

математики и физики

Машекина Надежда Ивановна

Методические рекомендации

по организации внеаудиторной самостоятельной

работы обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся играет важную роль в воспитании

сознательного отношения самих обучающихся к овладению теоретическими

и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному

интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы обучающиеся не просто

приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Основные навыки и умения внеаудиторной самостоятельной работы

должны сформироваться в средней школе. Но, как показывает практика,

этого чаще всего не происходит. Внеаудиторная самостоятельная работа

всегда вызывает у обучающихся, особенно первых курсов, ряд трудностей.

Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации

своей работы.

Многие первокурсники испытывают затруднения, связанные с

отсутствием

навыков

анализа,

конспектирования,

работы

с

первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать

свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной

деятельности

и

физиологические

возможности,

практически

полным

отсутствием психологической готовности к внеаудиторной самостоятельной

работе, незнанием общих правил ее организации.

Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь

обучающихся в организации их самостоятельной работы. Это особенно

важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после

окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием -

повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения

Для эффективной и полноценной внеаудиторной самостоятельной работы

необходимо обучить первокурсников:

- основам самостоятельной работы с книгой, журналом;

- конспектированию;

- приемам запоминания;

- подготовке сообщений, докладов, рефератов;

- приемам саморегуляции и т.д.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы преподавателю

необходимо:

- отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного

процесса;

- ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным

материалом;

-

максимально

учитывать

уровень

подготовленности

и

возможности

студентов;

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении

самостоятельной работы;

- использовать индивидуальные и дифференцированные задания;

-обоснованно выбирать объем работы;

- определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и

подготовленности студентов;

- разнообразить задания по содержанию;

- подбирать рациональные способы проверки работ;

- правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством

преподавателя;

- проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.

Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы

При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного

курса, профессионального модуля) необходимо включать самостоятельную

работу

в

тематическое

планирование

и

содержание

дисциплины

(междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы

и методы контроля ее результатов.

Содержание

самостоятельной

внеаудиторной

работы

определяется

в

соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программ

учебной

дисциплины

(междисциплинарного

курса

профессионального

модуля).

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и

характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер,

учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины,

междисциплинарного

курса

или

профессионального

модуля,

индивидуальные особенности обучающихся.

Методика организации внеаудиторной самостоятельной работы зависит от

структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов

на ее изучение, вида заданий для работы обучающихся, индивидуальных

качеств и условий учебной деятельности.

Процесс организации внеаудиторной самостоятельной работы включает в

себя следующие этапы:

1.

Подготовительный

- определение целей,

- составление программы,

- подготовка методического обеспечения и оборудования;

2.

Основной

- реализация программы,

- использование приемов поиска информации,

- усвоения, переработки, применения, передачи знаний,

- фиксирование результатов,

- самоорганизация процесса работы;

3.

Заключительный

- оценка значимости и анализ результатов,

- их систематизация,

- оценка эффективности программы и приемов работы,

- выводы о направлениях оптимизации труда.

Преподаватель:

- разрабатывает систему самостоятельной работы обучающихся по учебному

курсу, отражая содержание самостоятельной работы обучающихся в рабочей

программе дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального

модуля;

- определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на

самостоятельную работу обучающихся;

- разрабатывает комплект методических материалов для организации

самостоятельной работы: задания, инструкции по выполнению; требования к

результату; оценочный инструментарий;

- определяет периодичность контроля;

- определяет систему индивидуальной работы с обучающимися;

- своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до

обучающихся.

Формы и виды самостоятельной работы:

1.

Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение

материала по литературным источникам.

2.

Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой

литературы.

3.

Работа со словарем, справочником.

4.

Поиск необходимой информации через Интернет.

5.

Конспектирование источников.

6.

Реферирование источников.

7.

Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.

8.

Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

9.

Составление обзора публикаций по теме.

10.Составление хронологической таблицы.

11.Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

12.Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

13.Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа

(ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

14.Выполнение творческих заданий.

15.Проведение опыта и составление отчета по нему.

16.Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или

лекционном занятии.

17.Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на

семинарском занятии.

18.Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

19.Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине.

Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

20.Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его

защите.

21.Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

22.Подготовка к выступлению на конференции

23. Выполнение расчетов по проекту.

24.Выполнение чертежа и эскиза изделия.

25.Изучение инструкционной и технологической карты.

26.Самостоятельная разработка технологической карты изделия.

4. Организация контроля внеаудиторной самостоятельной работы

обучающихся

Контроль самостоятельной работы обучающихся предусматривает:

- соотнесение содержания контроля с целями обучения;

- объективность контроля;

- валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что

предполагается проверить);

- дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

Формы контроля самостоятельной работы

1.

Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

2.

Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

3.

Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

4.

Проведение письменного опроса.

5.

Проведение устного опроса.

6.

Организация и проведение индивидуального собеседования.

7.

Организация и проведение собеседования с группой.

8.

Проведение семинаров

9.

Защита отчетов о проделанной работе.

10.Организация творческих конкурсов.

11.Организация конференций.

12.Проведение олимпиад

Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

обучающихся являются:

уровень освоения учебного материала;

уровень умения

использовать теоретические знания при выполнении

практических задач;

уровень сформированности общеучебных умений;

уровень

умения

активно

использовать

электронные

образовательные

ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на

практике;

обоснованность и четкость изложения материала;

оформление материала в соответствии с требованиями стандарта;

уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение,

критически оценить решение и его последствия;

уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности,

варианты действий;

уровень

умения

сформулировать

собственную

позицию,

оценку

и

аргументировать ее.



В раздел образования




Яндекс.Метрика