Автор: Купыра Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ Детский сад №4
Населённый пункт: ХМАО - Югра, город Лангепас
Наименование материала: Проект
Тема: "АБВГДейка"
Раздел: дошкольное образование
Проект «АБВГДейка»
для детей подготовительной группы
Проблема: Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа
начальных классов и как порой трудно, не умеющему читать, ребёнку
осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать
дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой
ступени образования. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за
собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и
приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно
выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Актуальность: Правильная речь – один из показателей готовности
ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения им грамоты и
чтения. Грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций
особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. Как известно,
дети этого возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку
их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость
воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а
поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы
знания стали прочными. Игровая формы работы очень эффективна, так как
именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью
во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, игры с
буквами и словами, занимательные упражнения, фонетические, лексические,
грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Цель: применение эффективных методов и приемов на начальном этапе
освоения грамоты детьми
Задачи проекта:
Усвоение образа буквы
Вовлечение
каждого
ребенка
в
активный
познавательный
творческий проект по созданию “Веселой азбуки”
Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих
творческих замыслов.
Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при
совместной работе.
Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе
по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта: Познавательно - творческий,
Тип проекта: коллективный
Срок реализации: Долгосрочный, в течение учебного года
Участники проекта:
дети группы, учитель-логопед, воспитатели,
родители.
Прогнозируемые результаты:
Повышение темпа развития речи детей в целом, за счет совместной
деятельности родителей и педагогов;
Улучшение эмоционального благополучия детей;
Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него
речевые возможности;
Потребность в творческом самовыражении, инициативность и
самостоятельность в речевой деятельности;
Навыки коммуникативного общения;
Эффективность данных результатов:
Для детей:
положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
у детей повысился интерес к сложному процессу - обучение чтению,
развитию лингвистических способностей.
Для родителей:
положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать;
активизация педагогического потенциала родителей,
приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития
детей;
чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов:
положительный психологический климат между логопедом и
воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам
речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы;
Содержание работы
Работа с детьми:
Игры и упражнения для усвоения образа букв.
Анализ существующих Азбук.
Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения
Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение
странички с буквой на выставке «Веселая азбука»
Акции «Говори правильно», «Читаем вслух»
Викторины «Почемучки», «Звукарик»
Работа с семьей:
Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из
различного бросового материала),
Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые
обозначает буква, определение позиции звука в слове)
Семейный конкурс «Новогодняя буква», «Веселый алфавит»
Работа педагога:
Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв
Координация процесса творческой исследовательской деятельности,
Помощь детям в поиске источников информации,
Поддержка и поощрение активности детей
Посещение урока в 1-м классе
Организация коррекционно-речевой работы учителя-логопеда
Консультативная работа с воспитателями
Коррекционно - развиающая работа с детьми
Консультативно-координирующая работа с родителями
Выступление на собрании по теме: «Профилактика ошибок на письме»
Практический результат проекта:
Изготовление сборников «Веселая азбука»
Показ презентации «История русского алфавита», «Азбуки народов
мира».
Показ открытого занятия для родителей «АБВГДейка»
При реализации проекта использованы следующие методы и приемы:
Наглядные – наблюдение за показом написания букв, оформление
папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание
картинок,
альбомов,
графическое
изображение
букв.
Просмотр
презентаций.
Словесные – беседа, объяснение, чтение художественной литературы,
рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.
Практический -
дидактические игры и упражнения по обучению
грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной
деятельности. Оформление альбома «Моя первая азбука».
Реализацию проекта осуществлялась в три этапа:
1этап. Подготовительный.
Данный этап реализовывался в течение одного месяца, за этот срок
была проделана следующая работа:
выбор темы, постановка цели и задач, актуальности и
значимости проекта;
перспективное планирование;
разработка конспектов занятий по обучению грамоте;
подбор методической литературы, наглядно–дидактического материала
по данной теме; работа с педагогами и родителями по взаимодействию
в рамках проекта.
2 этап. Основной (практический)
проведение НОД по обучению грамоте;
внедрение в коррекционно–образовательный процесс новых форм
работы с детьми, педагогами, семьей.
совместное творчество детей и родителей «Иллюстрирование буквы».
3 этап. Заключительный
подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
оформление альбома «Моя первая азбука»;
создание коллажа «Изучаем буквы»;
проведение родительского собрания с показом открытого занятия