Напоминание

«Система коррекционно-развивающего обучения детей с дизартрией»


Автор: Добрынина Анастасия Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 12
Населённый пункт: г. Урай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Система коррекционно-развивающего обучения детей с дизартрией»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Система коррекционно-развивающего обучения детей с

дизартрией»

Введение

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи

при

нормальном

слухе

и

сохранном

интеллекте.

Нарушения

речи

многообразны,

они

могут

проявляться

в

нарушении

произношения,

грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в

нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не

являются

препятствием

к

обучению

в

массовой

школе,

и

тяжелые

нарушения, требующие специального обучения.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что

выражается

в

неполноценности

как

звуковой,

так

и

лексической,

грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с

тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления,

речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет

усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного

развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто

приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным

эмоциональным

срывам.

В

некоторых

случаях

наблюдаются

апатия,

равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности

таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его

дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи

нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить

тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка

наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети

овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем

школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и

вторичные изменения психики.

1.Дизартрия

1.1.Классификация Дизартрии

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное

недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при

дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической

стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и

периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной

степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В

легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в

более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает

темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится

невнятным.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится

невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие

нарушения называются анартрией (а — отсутствие данного признака или

функции, артрон — сочленение).

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и

периферической

нервной

системы

под

влиянием

различных

неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во

внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди

причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение

нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания

нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже — нарушения мозгового

кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной

системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов

(синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-

мышечной систем.

В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход,

степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространенная

классификация

в

отечественной

логопедии

создана

с

учетом

неврологического подхода на основе уровня локализации поражения

двигательного аппарата речи (О. В. Правдива и др.).

Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную,

экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих

была

предложена

французским

невропатологом.

G.

Tardier

(1968)

применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет четыре

степени тяжести речевых нарушений у таких детей.

Первая,

самая

легкая

степень,

когда

нарушения

звукопроизношения

выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для

окружающих.

Третья

речь

понятна

только

близким

ребенка

и

частично

для

окружающих.

Четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже

близким ребенка (анартрия).

Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности

звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. По

тяжести проявлений анартрия может быть различной: тяжелая — полное

отсутствие речи и голоса; среднетяжелая — наличие только голосовых

реакций; легкая — наличие звукослоговой активности (И. И. Панченко,

1979).

1.2Характеристика различных форм дизартрии

Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи

разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного

мозга.

Первый вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще

двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины.

В этих случаях возникает избирательный центральный парез мышц

артикуляционного

аппарата

(наиболее

часто

языка).

Избирательный

корковый парез отдельных мышц языка приводит к ограничению объема

наиболее тонких изолированных движений: движения кончика языка вверх.

При этом варианте нарушается произношение переднеязычных звуков.

При первом варианте корковой дизартрии среди переднеязычных звуков в

первую очередь нарушается произношение так называемых какуминальных

согласных, которые образуются при поднятом и слегка загнутом вверх

кончике языка (ш, ж, р). При тяжелых формах дизартрии они отсутствуют,

при более легких — заменяются другими переднеязычными согласными,

наиболее часто дорсальными, при произнесении которых передняя часть

спинки языка поднимается горбом к нёбу (с, з, с, з, т, д, к).

Трудными

для

произношения

при

корковой

дизартрии

являются

и

апикальные согласные, образующиеся при сближении или смычке кончика

языка с верхними зубами или альвеолами (л).

При корковой дизартрии может нарушаться также произношение согласных

по способу их образования: смычных, щелевых и дрожащих. Наиболее часто

— щелевых (л, л).

Второй

вариант

корковой

дизартрии

связан

с

недостаточностью

кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях

коры

доминантного

(обычно

левого)

полушария

мозга

в

нижних

постцентральных отделах коры.

В этих случаях страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих

и аффрикатов. Нарушения артикуляции непостоянны и неоднозначны. Поиск

нужного ар

.

тикуляционного уклада в момент р

.

ечи замедляет ее темп и

нар

.

ушает плавность.

Тр

.

етий

вар

.

иант

кор

.

ковой

дизар

.

тр

.

ии

связан

с

недостаточностью

динамического

кинетического

пр

.

аксиса,

это

наблюдается

пр

.

и

одностор

.

онних пор

.

ажениях кор

.

ы доминантного полушар

.

ия в нижних

отделах пр

.

емотор

.

ных областей кор

.

ы. Пр

.

и нар

.

ушениях кинетического

пр

.

аксиса затр

.

уднено пр

.

оизнесение сложных аффр

.

икатов, котор

.

ые могут

р

.

аспадаться на составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на

смычные (з — д), пр

.

опуски звуков в стечениях согласных, иногда с

избир

.

ательным

оглушением

звонких

смычных

согласных.

Р

.

ечь

напр

.

яженная, замедленная.

Отмечаются тр

.

удности пр

.

и воспр

.

оизведении сер

.

ии последовательных

движений по заданию (по показу или по словесной инстр

.

укции).

Пр

.

и втор

.

ом и тр

.

етьем вар

.

иантах кор

.

ковой дизар

.

тр

.

ии особенно затр

.

уднена

автоматизация звуков.

Псевдобульбар

.

ная дизар

.

тр

.

ия возникает пр

.

и двустор

.

оннем пор

.

ажении

двигательных кор

.

ково-ядер

.

ных путей, идущих от кор

.

ы головного мозга к

ядр

.

ам чер

.

епных нер

.

вов ствола.

Для псевдобульбар

.

ной дизар

.

тр

.

ии хар

.

актер

.

но повышение мышечного

тонуса

в

ар

.

тикуляционной

мускулатур

.

е

по

типу

спастичности

спастическая

фор

.

ма

псевдобульбар

.

ной

дизар

.

тр

.

ии.

Р

.

еже

на

фоне

огр

.

аничения объема пр

.

оизвольных движений наблюдается незначительное

повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных гр

.

уппах или

понижение мышечного тонуса — пар

.

етическая фор

.

ма псевдобульбар

.

ной

дизар

.

тр

.

ии. Пр

.

и обеих фор

.

мах отмечается огр

.

аничение активных движений

мышц ар

.

тикуляционного аппар

.

ата, в тяжелых случаях — почти полное их

отсутствие.

Пр

.

и отсутствии или недостаточности пр

.

оизвольных движений отмечается

сохр

.

анность р

.

ефлектор

.

ных автоматических движений, усиление глоточного,

нёбного р

.

ефлексов, а также в р

.

яде случаев сохр

.

анение р

.

ефлексов ор

.

ального

автоматизма. Имеются синкинезии. Язык пр

.

и псевдобульбар

.

ной дизар

.

тр

.

ии

напр

.

яжен, оттянут кзади, спинка его закр

.

углена и закр

.

ывает вход в глотку,

кончик языка не выр

.

ажен. Пр

.

оизвольные движения языка огр

.

аничены,

р

.

ебенок обычно может высунуть язык из полости р

.

та, однако амплитуда

этого движения огр

.

аничена, он с тр

.

удом удер

.

живает высунутый язык по

ср

.

едней линии; язык отклоняется в стор

.

ону или опускается на нижнюю губу,

загибаясь к подбор

.

одку.

Боковые движения высунутого языка отличаются малой амплитудой,

замедленным темпом, диффузным пер

.

емещением всей его массы, кончик

пр

.

и всех его движениях остается пассивным и обычно напр

.

яженным.

Особенно тр

.

удным пр

.

и псевдобульбар

.

ной дизар

.

тр

.

ии является движение

высунутого языка ввер

.

х с загибанием его кончика к носу. Пр

.

и выполнении

движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка,

а также истощаемость движения.

Во всех случаях пр

.

и псевдобульбар

.

ной дизар

.

тр

.

ии нар

.

ушаются в пер

.

вую

очер

.

едь

наиболее

сложные

и

диффер

.

енцир

.

ованные

пр

.

оизвольные

ар

.

тикуляционные движения. Непр

.

оизвольные,

р

.

ефлектор

.

ные движения

обычно сохр

.

анны. Так, напр

.

имер

.

, пр

.

и огр

.

аниченности пр

.

оизвольных

движений языка р

.

ебенок во вр

.

емя еды облизывает губы; затр

.

удняясь в

пр

.

оизнесении звонких звуков, р

.

ебенок их пр

.

оизводит в плаче, он гр

.

омко

кашляет, чихает, смеется.

Пр

.

и пар

.

етической псевдобульбар

.

ной дизар

.

тр

.

ии стр

.

адает пр

.

оизношение

смычных губных звуков, тр

.

ебующих достаточных мышечных усилий,

особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеоляр

.

ных, а также нер

.

едко и р

.

яда

гласных звуков, особенно тех, котор

.

ые тр

.

ебуют подъема спинки языка ввер

.

х

(и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое нёбо пр

.

овисает,

подвижность его пр

.

и пр

.

оизношении звуков огр

.

аничена.

Р

.

ечь пр

.

и пар

.

етической фор

.

ме псевдобульбар

.

ной дизар

.

тр

.

ии медленная,

афоничная, затухающая, плохо модулир

.

ованная, выр

.

ажены слюнотечение,

гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и

пар

.

етической фор

.

м, т. е. наличие спастико-пар

.

етического синдр

.

ома.

Бульбар

.

ная

дизар

.

тр

.

ия

пр

.

едставляет

собой

симптомокомплекс

р

.

ечедвигательных р

.

асстр

.

ойств,

р

.

азвивающихся в р

.

езультате пор

.

ажения

ядер

.

, кор

.

ешков или пер

.

ифер

.

ических отделов VII, IX, X и XII чер

.

епно-

мозговых нер

.

вов. Пр

.

и бульбар

.

ной дизар

.

тр

.

ии имеет место пер

.

ифер

.

ический

пар

.

ез р

.

ечевой мускулатур

.

ы. В детской пр

.

актике наибольшее значение

имеют одностор

.

онние избир

.

ательные пор

.

ажения лицевого нер

.

ва пр

.

и

вир

.

усных заболеваниях или пр

.

и воспалениях ср

.

еднего уха. В этих случаях

р

.

азвиваются вялые пар

.

аличи мышц губ, одной щеки, что пр

.

иводит к

нар

.

ушениям и нечеткости ар

.

тикуляции губных звуков. Пр

.

и двустор

.

онних

пор

.

ажениях нар

.

ушения звукопр

.

оизношения наиболее выр

.

ажены. Гр

.

убо

искажается пр

.

оизношение всех губных звуков по типу пр

.

иближения их к

единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные

также пр

.

иближаются к щелевым, а пер

.

еднеязычные — к единому глухому

плоскощелевому звуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нар

.

ушения

пр

.

оизношения сопр

.

овождаются назализацией.

Р

.

азгр

.

аничение бульбар

.

ной дизар

.

тр

.

ии от пар

.

етической псевдобульбар

.

ной

пр

.

оводится в основном по следующим кр

.

итер

.

иям:

– хар

.

актер

.

пар

.

еза или пар

.

алича р

.

ечевой мускулатур

.

ы (пр

.

и бульбар

.

ной —

пер

.

ифер

.

ической, пр

.

и псевдобульбар

.

ной — центр

.

альный);

– хар

.

актер

.

нар

.

ушения р

.

ечевой мотор

.

ики (пр

.

и бульбар

.

ной нар

.

ушены

пр

.

оизвольные и непр

.

оизвольные движения, пр

.

и псевдобульбар

.

ной —

пр

.

еимущественно пр

.

оизвольные);

– хар

.

актер

.

пор

.

ажения ар

.

тикуляционной мотор

.

ики (пр

.

и бульбар

.

ной

дизар

.

тр

.

ии — диффузный, пр

.

и псевдобульбар

.

ной — избир

.

ательный с

нар

.

ушением тонких диффер

.

енцир

.

ованных ар

.

тикуляционных движений);

– специфика нар

.

ушений звукопр

.

оизношения (пр

.

и бульбар

.

ной дизар

.

тр

.

ии

ар

.

тикуляция

гласных

пр

.

иближается

к

нейтр

.

альному

звуку,

пр

.

и

псевдобульбар

.

ной — отодвинута назад; пр

.

и бульбар

.

ной — гласные и

звонкие

согласные

оглушены,

пр

.

и

псевдобульбар

.

ной

нар

.

яду

с

оглушением согласных наблюдается их озвончение);

– пр

.

и псевдобульбар

.

ной дизар

.

тр

.

ии даже пр

.

и пр

.

еобладании пар

.

етического

вар

.

ианта

в

отдельных

мышечных

гр

.

уппах

отмечаются

элементы

спастичности.

Экстр

.

апир

.

амидная дизар

.

тр

.

ия. Экстр

.

апир

.

амидная система автоматически

создает тот фон пр

.

еду готовности, на котор

.

ом возможно осуществление

быстр

.

ых, точных и диффер

.

енцир

.

ованных движений. Она имеет важное

значение в р

.

егуляции мышечного тонуса, последовательности, силы и

двигательности мышечных сокр

.

ащений, обеспечивает автоматизир

.

ованное,

эмоционально выр

.

азительное выполнение двигательных актов.

Нар

.

ушения

звукопр

.

оизношения

пр

.

и

экстр

.

апир

.

амидной

дизар

.

тр

.

ии

опр

.

еделяются:

– изменениями мышечного тонуса в р

.

ечевой мускулатур

.

е;

– наличием насильственных движений (гипер

.

кинезов);

– нар

.

ушениями пр

.

опр

.

ицептивной аффер

.

ентации от р

.

ечевой мускулатур

.

ы;

– нар

.

ушениями эмоционально-двигательной иннер

.

вации. Объем движений в

мышцах ар

.

тикуляционного аппар

.

ата пр

.

и экстр

.

апир

.

амидной дизар

.

тр

.

ии, в

отличие от псевдобульбар

.

ной, может быть достаточным. Особые тр

.

удности

р

.

ебенок испытывает в сохр

.

анении и ощущении ар

.

тикуляционной позы, что

связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными

движениями. Поэтому пр

.

и экстр

.

апир

.

амидной дизар

.

тр

.

ии часто наблюдается

кинестетическая диспр

.

аксия. В спокойном состоянии в р

.

ечевой мускулатур

.

е

могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или

некотор

.

ое его снижение (гипотония), пр

.

и попытках к р

.

ечи в состоянии

волнения, эмоционального напр

.

яжения наблюдаются р

.

езкие повышения

мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собир

.

ается в комок,

подтягивается к кор

.

ню, р

.

езко напр

.

ягается. Повышение тонуса в мышцах

голосового аппар

.

ата и в дыхательной мускулатур

.

е исключает пр

.

оизвольное

подключение голоса, и р

.

ебенок не может пр

.

оизнести ни одного звука.

Пр

.

и менее выр

.

аженных нар

.

ушениях мышечного тонуса р

.

ечь смазанная,

невнятная, голос с носовым оттенком,

р

.

езко нар

.

ушена пр

.

осодическая

стор

.

она

р

.

ечи,

ее

интонационно-мелодическая

стр

.

уктур

.

а,

темп.

Эмоциональные

оттенки

в

р

.

ечи

не

выр

.

ажены,

р

.

ечь

монотонная,

однообр

.

азная,

немодулир

.

ованная.

Наблюдается

затухание

голоса,

пер

.

еходящее в неясное бор

.

мотание.

Особенностью

экстр

.

апир

.

амидной

дизар

.

тр

.

ии

является

отсутствие

стабильных и однотипных нар

.

ушений звукопр

.

оизношения, а также большая

сложность в автоматизации звуков.

Экстр

.

апир

.

амидная дизар

.

тр

.

ия нер

.

едко сочетается с нар

.

ушениями слуха по

типу нейр

.

осенсор

.

ной тугоухости, пр

.

и этом пр

.

ежде всего стр

.

адает слух на

высокие тона.

Мозжечковая

дизар

.

тр

.

ия.

Пр

.

и

этой

фор

.

ме

дизар

.

тр

.

ии

имеет

место

пор

.

ажение мозжечка и его связей с др

.

угими отделами центр

.

альной нер

.

вной

системы, а также лобно-мозжечковых путей.

Р

.

ечь

пр

.

и

мозжечковой

дизар

.

тр

.

ии

замедленная,

толчкообр

.

азная,

скандир

.

ованная, с нар

.

ушенной модуляцией удар

.

ений, затуханием голоса к

концу фр

.

азы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык

тонкий, р

.

аспластанный в полости р

.

та, подвижность его огр

.

аничена, темп

движений замедлен, отмечается тр

.

удность удер

.

жания ар

.

тикуляционных

укладов и слабость их ощущений, мягкое нёбо пр

.

овисает, жевание

ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, с пр

.

оявлениями гипер

.

-

или гипометр

.

ии (избыточности или недостаточности объема движения). Пр

.

и

более тонких целенапр

.

авленных движениях отмечается мелкое др

.

ожание

языка. Выр

.

ажена назализация большинства звуков.

Диффер

.

енциальная

диагностика

дизар

.

тр

.

ии

пр

.

оводится

в

двух

напр

.

авлениях: отгр

.

аничение дизар

.

тр

.

ии от дислалии и от алалии.

Отгр

.

аничение от дислалии пр

.

оводится на основании выделения тр

.

ех

ведущих синдр

.

омов (синдр

.

омы ар

.

тикулятор

.

ных, дыхательных и голосовых

р

.

асстр

.

ойств), наличия не только нар

.

ушения звукопр

.

оизношения, но и

р

.

асстр

.

ойств пр

.

осодической стор

.

оны р

.

ечи, специфических нар

.

ушений

звукопр

.

оизношения с тр

.

удностью автоматизации большинства звуков, а

также с учетом данных невр

.

ологического обследования (наличие пр

.

изнаков

ор

.

ганического пор

.

ажения ЦНС) и особенностей анамнеза (указания на

наличие пер

.

инатальной патологии, особенности дор

.

ечевого р

.

азвития, кр

.

ика,

голосовых р

.

еакций, сосания, глотания, жевания и т. д.).

Отгр

.

аничение от алалии пр

.

оводится на основе отсутствия пер

.

вичных

нар

.

ушений языковых опер

.

аций, что пр

.

оявляется в особенностях р

.

азвития

лексико-гр

.

амматической стор

.

оны р

.

еч

2.Система кор

.

р

.

екционно-педагогической р

.

аботы

пр

.

и дизар

.

тр

.

ии

Тесная взаимосвязь р

.

азвития р

.

ечи, сенсор

.

ных функций, мотор

.

ики и

интеллекта опр

.

еделяет необходимость кор

.

р

.

екции нар

.

ушений р

.

ечи пр

.

и

дизар

.

тр

.

ии у детей в сочетании со стимуляцией р

.

азвития всех ее стор

.

он,

сенсор

.

ных и психических функций, осуществляя тем самым фор

.

мир

.

ование

р

.

ечи как целостной психической деятельности.

Система логопедического воздействия пр

.

и дизар

.

тр

.

ии имеет комплексный

хар

.

актер

.

: кор

.

р

.

екция звукопр

.

оизношения сочетается с фор

.

мир

.

ованием

звукового анализа и синтеза, р

.

азвитием лексико-гр

.

амматической стор

.

оны

р

.

ечи и связного высказывания. Спецификой р

.

аботы является сочетание с

диффер

.

енцир

.

ованным

ар

.

тикуляционным

массажем

и

гимнастикой,

логопедической р

.

итмикой,

а в

р

.

яде случаев и

с

общей лечебной

физкультур

.

ой, физиотер

.

апией и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их р

.

аннего начала и

систематичности пр

.

оведения.

Р

.

абота над звукопр

.

оизношением стр

.

оится с учетом следующих положений:

1. Зависимость от фор

.

мы дизар

.

тр

.

ии, ур

.

овня р

.

ечевого р

.

азвития и возр

.

аста

р

.

ебенка.

2.

Р

.

азвитие р

.

ечевой коммуникации. Фор

.

мир

.

ование звукопр

.

оизношения

должно

быть

напр

.

авлено

на

р

.

азвитие

коммуникации,

школьной

и

социальной адаптации р

.

ебенка.

3. Р

.

азвитие мотивации, стр

.

емления к пр

.

еодолению имеющихся нар

.

ушений,

р

.

азвитие самосознания, самоутвер

.

ждения, самор

.

егуляции и контр

.

оля,

чувства собственного достоинства и увер

.

енности в своих силах.

4.

Р

.

азвитие диффер

.

енцир

.

ованного слухового воспр

.

иятия и звукового

анализа.

5. Усиление пер

.

цепции ар

.

тикуляционных укладов и движений путем

р

.

азвития зр

.

ительно-кинестетических ощущений.

6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, ар

.

тикуляция котор

.

ых у р

.

ебенка

более сохр

.

анная. Иногда звуки выбир

.

ают по пр

.

инципу более пр

.

остых

мотор

.

ных

коор

.

динации,

но

обязательно

с

учетом

стр

.

уктур

.

ы

ар

.

тикуляционного дефекта в целом, в пер

.

вую очер

.

едь р

.

аботают над звуками

р

.

аннего онтогенеза.

7. Пр

.

и тяжелых нар

.

ушениях, когда р

.

ечь полностью не понятна для

окр

.

ужающих, р

.

абота начинается с изолир

.

ованных звуков и со слогов. Если

р

.

ечь р

.

ебенка относительно понятна и в отдельных словах он может

пр

.

оизносить дефектные звуки пр

.

авильно,

р

.

абота начинается с этих

«ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех

контекстах и в р

.

азличных р

.

ечевых ситуациях.

8. У детей с пор

.

ажением центр

.

альной нер

.

вной системы важное значение

имеет пр

.

едупр

.

еждение тяжелых нар

.

ушений звукопр

.

оизношения путем

систематической логопедической р

.

аботы в дор

.

ечевом пер

.

иоде.

Логопедическая р

.

абота пр

.

и дизар

.

тр

.

ии пр

.

оводится поэтапно.

Пер

.

вый

этап,

подготовительный

основные

его

цели:

подготовка

ар

.

тикуляционного аппар

.

ата к фор

.

мир

.

ованию ар

.

тикуляционных укладов, у

р

.

ебенка р

.

аннего возр

.

аста — воспитание потр

.

ебности в р

.

ечевом общении,

р

.

азвитие и уточнение пассивного словар

.

я, кор

.

р

.

екция дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является р

.

азвитие сенсор

.

ных функций,

особенно слухового воспр

.

иятия и звукового анализа, а также воспр

.

иятия и

воспр

.

оизведения р

.

итма.

Методы и пр

.

иемы р

.

аботы диффер

.

енцир

.

уются в зависимости от ур

.

овня

р

.

азвития р

.

ечи. Пр

.

и отсутствии р

.

ечевых ср

.

едств общения у р

.

ебенка

стимулир

.

уют начальные голосовые р

.

еакции и вызывают звукоподр

.

ажания,

котор

.

ым пр

.

идают хар

.

актер

.

коммуникативной значимости.

Логопедическая р

.

абота пр

.

оводится на фоне медикаментозного воздействия,

физиолечения, лечебной физкультур

.

ы и массажа.

Втор

.

ой

этап

фор

.

мир

.

ование

пер

.

вичных

коммуникативных

пр

.

оизносительных навыков. Основная его цель: р

.

азвитие р

.

ечевого общения

и звукового анализа. Пр

.

оводится р

.

абота по кор

.

р

.

екции ар

.

тикуляционных

нар

.

ушений: пр

.

и спастичности — р

.

асслабление мышц ар

.

тикуляционного

аппар

.

ата,

выр

.

аботка

контр

.

оля

над

положением

р

.

та,

р

.

азвитие

ар

.

тикуляционных движений, р

.

азвитие голоса; кор

.

р

.

екция р

.

ечевого дыхания;

р

.

азвитие ощущений ар

.

тикуляционных движений и ар

.

тикуляционного

пр

.

аксиса.

Р

.

абота по р

.

асслаблению мышц ар

.

тикуляционного аппар

.

ата начинается с

общего

мышечного

р

.

асслабления,

р

.

асслабления

шейной,

гр

.

удной

мускулатур

.

ы, мышц р

.

ук. Затем пр

.

оводится р

.

асслабляющий массаж мышц

лица. Движения начинаются с сер

.

едины лба по напр

.

авлению к вискам. Они

пр

.

оизводятся

легкими

поглаживающими

р

.

авномер

.

ными

движениями

кончиками пальцев в медленном темпе.

Р

.

асслабляющий массаж пр

.

оводится дозир

.

ованно, р

.

аспр

.

остр

.

аняется только

на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в гр

.

уппах же

мышц вялых, ослабленных пр

.

именяется тонизир

.

ующий, укр

.

епляющий

массаж.

Втор

.

ым напр

.

авлением р

.

асслабляющего массажа лица является движение от

бр

.

овей к волосистой части головы. Движения пр

.

оводятся р

.

авномер

.

но

обеими р

.

уками с двух стор

.

он.

Тр

.

етьим напр

.

авлением движения является движение вниз от линии лба,

чер

.

ез щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем пр

.

иступают к р

.

асслаблению мышц губ. Логопед помещает свои

указательные пальцы на точку, находящуюся между сер

.

единой вер

.

хней губы

и углом р

.

та с обеих стор

.

он. Движения идут к ср

.

едней линии, так что

вер

.

хняя губа собир

.

ается в вер

.

тикальную складку. Такое же движение

пр

.

оделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упр

.

ажнении указательные пальцы логопеда помещаются в то

же положение, но движения идут ввер

.

х по вер

.

хней губе, обнажая вер

.

хние

десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы р

.

та и губы

р

.

астягиваются (как пр

.

и улыбке). Обр

.

атным движением с обр

.

азованием

мор

.

щинок губы возвр

.

ащаются в исходное положение.

Эти упр

.

ажнения пр

.

оводятся пр

.

и р

.

азличном положении р

.

та: р

.

от закр

.

ыт,

пр

.

иоткр

.

ыт, полуоткр

.

ыт, шир

.

око откр

.

ыт.

После р

.

асслабления, а пр

.

и низком тонусе — после укр

.

епляющего массажа

губ тр

.

енир

.

уют их пассивно-активные движения. Р

.

ебенка учат захватывать и

удер

.

живать губами леденцы, палочки р

.

азличного диаметр

.

а, учат пить чер

.

ез

соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений

приступают к тренировке мышц языка. При их расслаблении важно

учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому

движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего

достигается

при

одновременном

движении

вниз

нижней

челюсти

(открывание

рта).

Детям

школьного

возраста

подобные

упражнения

предлагаются в виде аутотренинга: «Я спокоен, совершенно расслаблен, язык

спокойно лежит во рту . Медленно опускаю его вниз, когда опускается

нижняя челюсть».

Если этих приемов недостаточно, то полезно на кончик языка положить

кусочек стерильной марли или стерильную пробку. Возникающее тактильное

ощущение

помогает

ребенку

понять,

что

что-то

мешает

свободным

движениям языка, т. е.ощутить состояние спастичности. После этого логопед

шпателем или языковым депрессором производит легкие горизонтальные

нажимы.

Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения

языка в стороны. Логопед осторожно захватывает язык кусочком марли и

плавно ритмично двигает его в стороны. Постепенно пассивная помощь

логопеда уменьшается, и ребенок сам начинает выполнять эти упражнения.

Массаж проводит специалист (ЛФК), однако элементы его используются

логопедом, родителями под обязательным контролем врача, с соблюдением

необходимых гигиенических правил.

Выработка контроля за положением рта. Отсутствие контроля за положением

рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных

артикуляционных движений. Обычно рот у ребенка приоткрыт, выражено

слюнотечение.

Первый

этап

работы

упражнения

для

губ,

способствующие

их

расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным

закрыванием рта ребенка. Внимание фиксируется на ощущении закрытого

рта, ребенок видит это положение в зеркале.

На втором этапе закрывание рта производится пассивно-активным путем.

Вначале ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его

открыть в положении слегка запрокинутой головы. На начальных этапах

работы используются эти облегченные приемы. Переход от пассивных

движений открывания рта к активным становится возможным через

рефлекторное зевание.

На третьем этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по

словесной инструкции: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед»,

«Собери губы в трубочку и возврати их в исходную позицию».

Предлагаются

различные

задания

по

имитации

положения

рта,

представленного

на

картинках.

Постепенно

упражнения

несколько

усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, производить

вибрационные движения.

Заключение

Структура

дефекта

при

дизартрии

включает

нарушение

звукопроизносительной

и

просодической

сторон

речи,

обусловленное

органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной

нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от

тяжести и характера поражения.

Основными клиническими признаками дизартрии являются:

– нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;

– ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-

за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;

нарушения

голосообразования

и

дыхания.

Основными

признаками

псевдобульбарной

дизартрии

являются:

повышение

тонуса

в

артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого

нёба, усиленное слюнотечение, нарушения дыхания и голоса. Дети плохо

жуют, глотают, поперхиваются при еде. Речь смазанная, малопонятная,

интонационно-невыразительная, монотонная, голос глухой, с носовым

оттенком.

Дизартрия

нередко

сочетается

с

недоразвитием

других

компонентов

речевой

системы

(фонематического

слуха,

лексико-

грамматической стороны речи). В зависимости от выраженности этих

проявлений для логопедической практики крайне важно выделить несколько

групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; фонетико-

фонематическим недоразвитием; общим недоразвитием речи (указывается

уровень речевого развития). При чисто фонетических (антропофонических)

нарушениях основной задачей является коррекция звукопроизношения. При

сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная

система логопедического воздействия, включающая фонетическую работу,

развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим

строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение

или коррекцию нарушений письменной речи.

Важными проблемами современного изучения дизартрии являются:

– нейролингвистическое изучение различных форм дизартрии с учетом

локализации поражения мозга;

разработка

приемов

ранней

неврологической

и

логопедической

диагностики минимальных проявлений дизартрии у детей;

– совершенствование методов логопедической работы в доречевом периоде и

в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальное поражение мозга,

и с детьми группы риска;

– совершенствование методов логопедической работы с учетом формы

дизартрии;

– усиление взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда;

– расширение аспекта психолингвистического изучения дизартрии с точки

зрения процесса порождения речи и нарушения реализации двигательной

программы за счет несформированности операций внешнего оформления

высказывания.

Изучение

взаимосвязи

голосовых,

темпо-ритмических,

артикуляционно-фонетических

и

просодических

расстройств

с

семантическими нарушениями при разных формах дизартрии повысит

эффективность логопедического воздействия.

Список литературы

1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития

младших

школьников

на

начальных

этапах

обучения.

«Вопросы

психологии», № 1,2017. – 201 с..

2. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная

школа. – 2015. – 856 с.

3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-

развивающим занятиям. – М., 2015. – 164 с.

4. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

5.

Горбачева

Л.С.

Роль

игры

в

формировании

пространственных

представлений

у

младших

школьников

вспомогательной

школы.

«Дефектология», № 3, 2015. – 221 с..

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего

недоразвития речи М., 2016. – 167 с.

7. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,2016. – 328 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика