Напоминание

Обеспечение рациональной двигательной активности дошкольников


Автор: Щербакова Тамара Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5 (дошкольные группы)
Населённый пункт: г. Югорск ХМАО-Югра
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Обеспечение рациональной двигательной активности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Консультация для педагогов

«Обеспечение рациональной двигательной активности дошкольников»

Провела

инструктор по физической культуре

Щербакова Т. Н.

Югорск 2018г.

Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в

движении, удовлетворение которой является важнейшим условием

всестороннего развития и воспитания ребенка. В дошкольном возрасте, в

период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить

оптимальный режим двигательной активности, способствующий

своевременному развитию моторики, правильному формированию

важнейших органов и систем.

Двигательная активность зависит от организации физического воспитания

детей, от уровня их двигательной подготовленности, от индивидуальных

особенностей, функциональных возможностей растущего организма.

Организация детской деятельности требует от педагога особого внимания,

так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а есть

дети, которые затрудняются в самостоятельном выборе игр, игрушек и

пособий.

При создании условий для двигательной активности необходимо

учитывать:

- режим двигательной активности группы;

- занятия с учетом уровня двигательной активности детей;

- физкультурные уголки в группах;

- индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;

- гимнастика пробуждения

Ежедневно в детском саду необходимо организовывать разные формы

двигательной деятельности, направленные на повышение двигательной

активности детей дошкольного возраста, которые включают в себя:

- утреннюю гимнастику, способствующую укреплению костно-мышечного

аппарата, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной систем, в тоже

время создающую бодрое, жизнерадостное настроение;

- физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей

физическим упражнениям. Значение занятий заключается в комплексном

формировании культуры движений, систематической работе над решением

оздоровительных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое,

функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка;

- физкультминутки – кратковременные физические упражнения, которые

проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах в

перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих

интеллектуального напряжения (развитие речи, математика и др.).

Физкультминутки способствуют смене позы и характера деятельности

двигательной активности, которые снимают утомление и восстанавливают

эмоционально положительное состояние. Нередко ребенок проявляет на

занятиях «двигательное беспокойство»: стремится изменить позу,

отвлекается, у него падает внимание. Исследования свидетельствуют о

необходимости смены деятельности через каждые 20 минут, только тогда

физические упражнения способны улучшить кровообращение, работу сердца,

легких, восстановить эмоционально положительное состояние;

- подвижные игры – двигательная деятельность, основным содержанием

которой является выполнение движений в изменяющихся условиях.

Подвижные игры – незаменимое средство всестороннего развития детей.

В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить

их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая)

I подгруппа

К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью

двигательной активности независимо от объема и продолжительности ДА.

Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития

основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт,

позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время

эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и

часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.

Некоторые дети этой подгруппы отличаются повышенной психомоторной

возбудимостью, гиперактивностью. Им свойственны двигательная

расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержанность т

раздражительность.

II подгруппа

Дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической

подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Для

них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности,

насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности,

целесообразное их чередование. Они отличаются уравновешенным

поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными

эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр и физкультурных

пособий, и, как правило, они являются инициаторами коллективных игр.

III подгруппа

Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигательной активности в

сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и

интенсивности. У всех детей этой подгруппы отмечено отставание

показателей развития основных видов движений и физических качеств от

возрастных нормативов. Им присуща однообразная малоподвижная

деятельность с преобладанием статического компонента. Чаще всего они

бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять

трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении

сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны

взрослого.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно

– оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды

двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и

физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с

умственной нагрузкой.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в

дошкольном учреждении необходимо внедрять дополнительные виды

занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом

закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и

методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег,

пробежки по массажным дорожкам, гимнастика после дневного сна,

двигательная разминка во время перерыва между занятиями.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия

по физической культуре – как основная форма обучения двигательным

навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности,

возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для

проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и

саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных

проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое

руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с

учётом уровня двигательной активности.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре

немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-

массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и

дети. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг,

физкультурно-спортивные праздники, игры – соревнования.

Таким образом, двигательная активность должна быть целенаправленна и

соответствовать опыту дошкольника, его интересам, желаниям,

функциональным возможностям организма.



В раздел образования




Яндекс.Метрика