Автор: Иванова Елена Викторовна
Должность: учитель ОБЖ, экологии
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №3
Населённый пункт: город Аркадак Саратовская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС на уроках Основы безопасности жизнедеятельности
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №3 г. Аркадака Саратовской области
«Согласовано»
Руководитель МО
_______ /Аксиньина И.Е./
Протокол № от .08.2020 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР МБОУ - СОШ №3
_________ /Мелешко Н.З./
.08.2020 г.
«Утверждаю»
И.о. директора МБОУ - СОШ №3
___________ /Слёзкин Р.Ю./
Приказ № от .08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
уровень основное общее образование
сроки реализации программы 5 лет
Педагог-разработчик программы Иванова Елена Викторовна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
28 .08 2020 г.
г. Аркадак
2020 г.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.
Результаты изучения учебного предмета 10 класс.
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
7)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные
результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
6
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре
экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о
средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
включая отрицательное влияние человеческого фактора;
2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения
от внешних и внутренних угроз;
3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий
противоправного характера, а также асоциального поведения;
4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного,
физического и социального благополучия личности;
5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек
(курения, пьянства и т. д.);
7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а
также использовать различные информационные источники;
9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного
безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и
воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до
7
призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих,
порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной
службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных
состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных
инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Результаты изучения учебного предмета 11 класс.
Личностные
результаты:
1)
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность
жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правилабезопасностижизнедеятельности;
3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровьюкаккиндивидуальнойиобщественнойценности.
Метапредметные
результаты:
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и
чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
2) владение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации
поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных
ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности
жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
7) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во
время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
Предметные результаты
:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности
и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан
к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков,
курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы
и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также
на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в
ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Содержание учебного предмета 10 класс (35 часов)
Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила
безопасного поведения. (7 часов).
Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и
социального характера, характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации,
возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила и рекомендации
безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и
использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства
индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля.
Раздел 2. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны.
(10 часов).
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО. Современные средства поражения, их
поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения о ЧС.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
Средства индивидуальной защиты населения. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне
ЧС. Организация ГО в школе. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (6 часов).
Здоровый образ жизни и его составляющие. Биологические ритмы и работоспособность человека. Значение
двигательной активности и закаливания. Вредные привычки. Профилактика вредных привычек.
Раздел 4.Основы военной службы. (12 часов).
История создания Вооруженных Сил России. Организационная структура Вооруженных Сил. Функции и
основные задачи современных Вооруженных Сил России. Другие войска, их состав и предназначение.
Патриотизм – основа героизма. Памяти поколений. Дни воинской славы России. Дружба, войсковое
товарищество – основа боевой готовности. Боевое знамя воинской части. Ордена — почетные награды за
воинские отличия. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Основы военной службы.
Содержание учебного предмета 11 класс (34 часов)
Раздел 1.Основы здорового образа жизни (5 часов.)
Правила личной гигиены и здоровья. Нравственность и здоровье. Семья в современном обществе. Болезни,
передаваемые половым путем. Меры профилактики. СПИД и его профилактика. Основы здорового образа
жизни.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (7 часов).
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь
при ранениях. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Раздел 3. Воинская обязанность (7 часов).
Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение. Обязательная
подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация
медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет.
Увольнение с военной службы и пребывания в запасе. Воинская обязанность.
Раздел 4. Особенности военной службы (8 часов).
Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ— законы воинской жизни.
Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России. Прохождение военной службы по призыву.
Прохождение военной службы по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Альтернативная
гражданская служба.
Раздел 4. Военнослужащий – защитник Отечества. Честь и достоинство ВС. (7 часов).
Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Военнослужащий
- специалист в совершенстве владеющий оружием и военной тактикой. Требования воинской деятельности,
предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина. Военнослужащий -
подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов,
приказы командиров и начальников. Как стать офицером Российской Армии. Международная (миротворческая)
деятельность вооруженных сил РФ. Военнослужащий – защитник Отечества. Честь и достоинство ВС
Тематическое планирование 10 класс
№
Наименование разделов (тем) программы
Контрольные,
лабораторные,
практические работы
Количество
часов
1
Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации,
возникающие в повседневной жизни, и правила
безопасного поведения
7
2
Раздел 2. Гражданская оборона – составная часть системы
обороноспособности страны.
10
3
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни.
6
4
Раздел 4.Основы военной службы.
12
Итого часов
35
Тематическое планирование 11 класс
№
Наименование разделов (тем) программы
Контрольные,
лабораторные,
практические работы
Количество
часов
1
Основы здорового образа жизни.
5
2
Основы медицинских знаний и правила оказания первой
медицинской помощи.
7
3
Воинская обязанность
7
4
Особенности военной службы
8
5
Военнослужащий – защитник Отечества. Честь и
достоинство ВС.
7
Итого часов
34