Автор: Кобзак Лидия Федоровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Закаменский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: г. Закаменск
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: «Сагаалган – светлый праздник моего народа»
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ «Закаменский агропромышленный техникум»
ГБПОУ «Закаменский агропромышленный техникум»
«Сагаалган – светлый праздник моего
«Сагаалган – светлый праздник моего
народа»
народа»
научно-исследовательская работа
научно-исследовательская работа
Выполнил студент группы
Выполнил студент группы
«Повар, кондитер»
«Повар, кондитер»
:
:
Соктоев Залан
Соктоев Залан
г. Закаменск , 2019 г.
г. Закаменск , 2019 г.
Данная работа посвящена изучению обрядов и
Данная работа посвящена изучению обрядов и
обычаев празднования Сагаалгана.
обычаев празднования Сагаалгана.
Тема
Тема
выбрана мною не случайно. Хочу
выбрана мною не случайно. Хочу
рассказать однокурсникам, друзьям о традициях
рассказать однокурсникам, друзьям о традициях
празднования Сагаалгана бурятским народом.
празднования Сагаалгана бурятским народом.
Детям, которые воспитываются и живут в русских
Детям, которые воспитываются и живут в русских
семьях, но имеют бурятские корни.
семьях, но имеют бурятские корни.
Предметом изучения
Предметом изучения
являются обряды и обычаи
являются обряды и обычаи
празднования Сагаалгана.
празднования Сагаалгана.
Цель
Цель
данной работы изучение обрядов и
данной работы изучение обрядов и
традиций празднования Сагаалгана и соблюдение
традиций празднования Сагаалгана и соблюдение
в них традиций и обычаев носителей языка.
в них традиций и обычаев носителей языка.
Познакомить однокурсников с бурятскими
Познакомить однокурсников с бурятскими
узорами, с национальным бурятским костюмом.
узорами, с национальным бурятским костюмом.
Задачи:
Задачи:
- изучить происхождения праздника Сагаалгана
- изучить происхождения праздника Сагаалгана
- изучить бурятские узоры, орнаменты на одежде
- изучить бурятские узоры, орнаменты на одежде
бурятского народа,
бурятского народа,
- провести анкетирование среди однокурсников,
- провести анкетирование среди однокурсников,
- познакомить родителей с результатами
- познакомить родителей с результатами
исследования
исследования
Традиции праздника
Традиции праздника
Начало празднования Сагаалгана
Начало празднования Сагаалгана
происходит в Бурятии в Иволгинском
происходит в Бурятии в Иволгинском
дацане.
дацане.
В течение пятнадцати дней читаются
В течение пятнадцати дней читаются
молитвы, священные книги о здоровье и
молитвы, священные книги о здоровье и
благополучии детей, чтобы Новый год
благополучии детей, чтобы Новый год
оказался для всех живущих на Земле
оказался для всех живущих на Земле
счастливым.Ламы проводят обряд
счастливым.Ламы проводят обряд
очищения огнем —
очищения огнем —
«Дугжуубэ»
«Дугжуубэ»
.
.
Последний день старого года называется
Последний день старого года называется
«бутуу удэр»
«бутуу удэр»
. Накануне нужно чисто
. Накануне нужно чисто
убрать свой дом, наготовить как можно
убрать свой дом, наготовить как можно
больше еды и вывесить на стены
больше еды и вывесить на стены
изображение почитаемых в семье
изображение почитаемых в семье
божеств, перед каждым из которых
божеств, перед каждым из которых
зажигается лампада именно в день перед
зажигается лампада именно в день перед
Сагаалганом.
Сагаалганом.
Совершается символический обряд «ломки»
Совершается символический обряд «ломки»
или «вскрытия» каких-либо предметов,
или «вскрытия» каких-либо предметов,
например, ломается кость барана и
например, ломается кость барана и
извлекается из него мозг, открывается
извлекается из него мозг, открывается
непочатая бутылка молочной водки.
непочатая бутылка молочной водки.
Празднование Сагаалгана начинается вечером в канун
Празднование Сагаалгана начинается вечером в канун
Нового года.
Нового года.
Это семейный праздник посвященный проводам года
Это семейный праздник посвященный проводам года
старого. Сам же новый год встречается утром
старого. Сам же новый год встречается утром
первого дня с ритуала поздравления с праздником
первого дня с ритуала поздравления с праздником
родителей и старших младшими.
родителей и старших младшими.
В нашем поселке Таксимо наряду с русскими жителями
В нашем поселке Таксимо наряду с русскими жителями
живут буряты. У них свои традиции и обычаи, как и у
живут буряты. У них свои традиции и обычаи, как и у
всех народов.
всех народов.
Ежегодно жители нашего поселка отмечают праздник
Ежегодно жители нашего поселка отмечают праздник
Саагалган в течении месяца. Ходят друг к другу в
Саагалган в течении месяца. Ходят друг к другу в
гости, дарят подарки и угощают национальными
гости, дарят подарки и угощают национальными
блюдами.
блюдами.
Сагаалган,
Сагаалган,
праздник Белого месяца, или Новый год по
праздник Белого месяца, или Новый год по
лунному календарю, главный праздник у бурятского народа.
лунному календарю, главный праздник у бурятского народа.
Считается, что в конце зимы — начале весны с новолунием
Считается, что в конце зимы — начале весны с новолунием
начинается новый восточный год. Встреча нового года
начинается новый восточный год. Встреча нового года
начинается не в полночь, а рано утром, в первый день нового
начинается не в полночь, а рано утром, в первый день нового
года. Обязательно для праздничного застолья
года. Обязательно для праздничного застолья
приготавливаются белые продукты из молока, так как белый
приготавливаются белые продукты из молока, так как белый
цвет символизирует благополучие, чистоту помыслов,
цвет символизирует благополучие, чистоту помыслов,
здоровье, процветание.Сагаалган, имеющий многовековую
здоровье, процветание.Сагаалган, имеющий многовековую
традицию, тесно связан с буддийским мировоззрением и
традицию, тесно связан с буддийским мировоззрением и
отражает духовную основу жизни монголо-язычных народов.По
отражает духовную основу жизни монголо-язычных народов.По
традиции на празднование Нового года в дацанах собирается
традиции на празднование Нового года в дацанах собирается
много народа. Во время праздника на костре символически
много народа. Во время праздника на костре символически
сжигают старые вещи, считается, что вместе с ними сгорают
сжигают старые вещи, считается, что вместе с ними сгорают
все грехи прошлого года.
все грехи прошлого года.
В последнем месяце снегов
В последнем месяце снегов
Земля еще себя не знает.
Земля еще себя не знает.
Но прежде чем сойти с холмов,
Но прежде чем сойти с холмов,
Снег на ладони тихо тает.
Снег на ладони тихо тает.
И то, о чем не говорю,
И то, о чем не говорю,
Цветок доскажет, запах хвои.
Цветок доскажет, запах хвои.
По лунному календарю
По лунному календарю
Приходит Новый год весною.
Приходит Новый год весною.
Баир Дугаров
Баир Дугаров
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Существует несколько вариантов объяснения происхождения
Существует несколько вариантов объяснения происхождения
названия «Сагаалган».
названия «Сагаалган».
Наиболее верным считается происхождения от слова «сагаан»-
Наиболее верным считается происхождения от слова «сагаан»-
белый. Из глубокой древности пришел на землю Бурятии
белый. Из глубокой древности пришел на землю Бурятии
Сагаалган.
Сагаалган.
Ученые Доржи Банзаров, Гомбожап Цыбиков и другие, изучавшие
Ученые Доржи Банзаров, Гомбожап Цыбиков и другие, изучавшие
исторические корни праздника, указывали на
исторические корни праздника, указывали на
древность его истоков и пришли к выводу о его народном
древность его истоков и пришли к выводу о его народном
происхождении, о том, что в его основе не так много общего с
происхождении, о том, что в его основе не так много общего с
религией, с буддизмом. До нас дошли описания
религией, с буддизмом. До нас дошли описания
празднования еще во времена правления Чингисхана. В те
празднования еще во времена правления Чингисхана. В те
далекие времена Сагаалган отмечали осенью, в день осеннего
далекие времена Сагаалган отмечали осенью, в день осеннего
равноденствия, т.е. в первый лунный осенний месяц.
равноденствия, т.е. в первый лунный осенний месяц.
По лунному календарю встречают Новый год , кроме бурят, в Монголии,
По лунному календарю встречают Новый год , кроме бурят, в Монголии,
Туве, Калмыкии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.
Туве, Калмыкии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.
В том случае, если человек начинает «свой» год, а это происходит
В том случае, если человек начинает «свой» год, а это происходит
через каждые 11 лет, то он должен в дацане заказать молитву-
через каждые 11 лет, то он должен в дацане заказать молитву-
оберег, совершить некоторые обряды.
оберег, совершить некоторые обряды.
Традиционные блюда праздника
Традиционные блюда праздника
Одним из важных элементов Сагаалгана
Одним из важных элементов Сагаалгана
является приготовление национальных
является приготовление национальных
блюд.
блюд.
В меню преобладали мясные и молочные
В меню преобладали мясные и молочные
продукты. Заранее разделывалось мясо,
продукты. Заранее разделывалось мясо,
лепили бууза (
лепили бууза (
позы- мясные
позы- мясные
). В
). В
праздничные дни должно быть в доме
праздничные дни должно быть в доме
обилие белой пищи. Еще с осени
обилие белой пищи. Еще с осени
готовились и хранились до праздника
готовились и хранились до праздника
ааруул (сушеный творог),хурууд
ааруул (сушеный творог),хурууд
(домашний сыр), топленое масло, сметана,
(домашний сыр), топленое масло, сметана,
пенки.
пенки.
.
.
Сагаалганская пища
Сагаалганская пища
— это, прежде всего,
— это, прежде всего,
ритуальная пища, ей придавалось
ритуальная пища, ей придавалось
магическое значение. Блюда довольно
магическое значение. Блюда довольно
редкостные для повседневной жизни
редкостные для повседневной жизни
Большая часть кушаний, которая
Большая часть кушаний, которая
ставилась на стол, была как бы «закрытой,
ставилась на стол, была как бы «закрытой,
глухой» - позы , сердце, почки, берцовая
глухой» - позы , сердце, почки, берцовая
кость. «открывают закрытое, чтобы дать
кость. «открывают закрытое, чтобы дать
дорогу новой жизни. Отсюда и особые
дорогу новой жизни. Отсюда и особые
требования к внешнему виду угощений и
требования к внешнему виду угощений и
посуде.
посуде.
В последующие праздничные дни устраивались состязания
В последующие праздничные дни устраивались состязания
мужчин в умении
мужчин в умении
ударом кулака переломить отваренный
ударом кулака переломить отваренный
спинной отросток грудного позвонка крупного рогатого
спинной отросток грудного позвонка крупного рогатого
животного. Это также одно из древних магических действий.
животного. Это также одно из древних магических действий.
Обычно кости старых, худых животных бывают хрупкими, легко
Обычно кости старых, худых животных бывают хрупкими, легко
ломаются. Крепкий спинной отросток говорит о том, что скот у
ломаются. Крепкий спинной отросток говорит о том, что скот у
этого хозяина молодой, хорошо
этого хозяина молодой, хорошо
упитанный,
упитанный,
сильный
сильный
При этом
При этом
восхвалялись не только крепкие качества кости животного, но и
восхвалялись не только крепкие качества кости животного, но и
сила и ловкость мужчин.
сила и ловкость мужчин.
При приеме и встрече особо почетных гостей хозяева резали овцу.
При приеме и встрече особо почетных гостей хозяева резали овцу.
Самому старшему гостю-мужчине подавалась в знак особого
Самому старшему гостю-мужчине подавалась в знак особого
уважения сваренная и специально обработанная баранья
уважения сваренная и специально обработанная баранья
голова.
голова.
Наш любимый праздник
В первый день наступления Нового года, хозяин дома совершает
В первый день наступления Нового года, хозяин дома совершает
обряд поклонения духам, хозяевам своей местности. Для этого
обряд поклонения духам, хозяевам своей местности. Для этого
с вечера во дворе ставят возвышение (стол или сооружение на
с вечера во дворе ставят возвышение (стол или сооружение на
толстых чурках, досках). Утром на него ставитсчя
толстых чурках, досках). Утром на него ставитсчя
металлическая посуда с горячими углями, на которые
металлическая посуда с горячими углями, на которые
высыпают благовонные травы – можжевельник, богородскую
высыпают благовонные травы – можжевельник, богородскую
траву (арса, санзэ). Выносят из дома приготовленные заранее
траву (арса, санзэ). Выносят из дома приготовленные заранее
блюда с молочной и мясной пищей. Специально для этого
блюда с молочной и мясной пищей. Специально для этого
обряда варят новый чай, густо забеливая молоком (чай ни в
обряда варят новый чай, густо забеливая молоком (чай ни в
коем случае не должен быть черным). В специальную посуду
коем случае не должен быть черным). В специальную посуду
насыпают зерно, монеты. Все эти виды пищи разбрызгиваются,
насыпают зерно, монеты. Все эти виды пищи разбрызгиваются,
разбрасываются на четыре стороны света с просьбой к духам,
разбрасываются на четыре стороны света с просьбой к духам,
хозяевам, божествам принять эти угощения и даровать
хозяевам, божествам принять эти угощения и даровать
благополучие, спокойствие, мир, здоровье, т.е. все то , что
благополучие, спокойствие, мир, здоровье, т.е. все то , что
необходимо человеку для нормальной жизни. При этом хозяин
необходимо человеку для нормальной жизни. При этом хозяин
обязательно должен поблагодарить их за то, что в год
обязательно должен поблагодарить их за то, что в год
прошедший покровительствовали ему.
прошедший покровительствовали ему.
Следующий обряд – поздравление с наступлением Нового года. В
Следующий обряд – поздравление с наступлением Нового года. В
день Сагаалгана обязательно надо поздравить своих
день Сагаалгана обязательно надо поздравить своих
родителей, бабушек, дедушек, подарить им подарки. Самым
родителей, бабушек, дедушек, подарить им подарки. Самым
почетным бывает первый гость дня, особенно если это будет
почетным бывает первый гость дня, особенно если это будет
мужчина. Тогда весь год будет удачным.
мужчина. Тогда весь год будет удачным.
Хождение в гости – обязательная деталь праздника Белого
Хождение в гости – обязательная деталь праздника Белого
месяца. Существует поверье, что чем больше гостей будет в
месяца. Существует поверье, что чем больше гостей будет в
первый день, тем счастливее будет наступающий год.
первый день, тем счастливее будет наступающий год.
Новогоднее приветствие особенное. Младший подходит к
Новогоднее приветствие особенное. Младший подходит к
старшему и протягивает руки ладонями вверх, показывая
старшему и протягивает руки ладонями вверх, показывая
готовность принять все хорошее от старшего. А старший кладет
готовность принять все хорошее от старшего. А старший кладет
свои руки на руки младшего ладонями вниз, показывая, что
свои руки на руки младшего ладонями вниз, показывая, что
готов отдать это. Потом дарят друг другу подарки.
готов отдать это. Потом дарят друг другу подарки.
Последний день старого года
Последний день старого года
Последний день старого года называется «Бутуу удэр».
Последний день старого года называется «Бутуу удэр».
Каждый старался накануне нового года оказаться дома, среди своих близких, чтобы всем
Каждый старался накануне нового года оказаться дома, среди своих близких, чтобы всем
вместе совершить два обряда – «Бурха дэлгэхэ» и «Далга».Обряд «Бурха дэлэгэхэ»
вместе совершить два обряда – «Бурха дэлгэхэ» и «Далга».Обряд «Бурха дэлэгэхэ»
(поклонение домашним божествам
(поклонение домашним божествам
) включает в себя следующие моменты: на
) включает в себя следующие моменты: на
божницу выставляются скульптуры и развешиваются изображения буддийских
божницу выставляются скульптуры и развешиваются изображения буддийских
божеств, нарисованные на холсте. В основном, это были изображения Белого старца
божеств, нарисованные на холсте. В основном, это были изображения Белого старца
– Сагаан убгэна – хозяина Земли, покровителя домашнего очага. В любом улусе, в
– Сагаан убгэна – хозяина Земли, покровителя домашнего очага. В любом улусе, в
юрте Сагаан убгэн являл собой олицетворение народной памяти, жизненной мудрости
юрте Сагаан убгэн являл собой олицетворение народной памяти, жизненной мудрости
и опыта. Магическое значение имела также грудинка. На хорошо отваренной грудинке
и опыта. Магическое значение имела также грудинка. На хорошо отваренной грудинке
делали надрезы и ставили в качестве жертвоприношения на божницу перед
делали надрезы и ставили в качестве жертвоприношения на божницу перед
божествами.
божествами.
Прежде чем приступить к трапезе, хозяева совершали обряд « Далга» - подношение
Прежде чем приступить к трапезе, хозяева совершали обряд « Далга» - подношение
угощений хозяину очага. Он сопровождался словами :
угощений хозяину очага. Он сопровождался словами :
«Отзвенел старый год,
«Отзвенел старый год,
наступает Новый. Совершаю жертвоприношение грудинкой белой овцы. Пусть в
наступает Новый. Совершаю жертвоприношение грудинкой белой овцы. Пусть в
доме будет тепло и светло. Да исчезнут смерть и страдания, да установится
доме будет тепло и светло. Да исчезнут смерть и страдания, да установится
счастье и благополучие, да прибавится жизненная сила
счастье и благополучие, да прибавится жизненная сила
». При этом отрезали три
». При этом отрезали три
кусочка мяса, брали по три куска со всех яств со стола и бросали в огонь, капали три
кусочка мяса, брали по три куска со всех яств со стола и бросали в огонь, капали три
раза молочной водкой.
раза молочной водкой.
Число три в данном случае имело древний магический смысл: - У огня три сына.Огонь-
Число три в данном случае имело древний магический смысл: - У огня три сына.Огонь-
символ жизни, символ возрождения, измеряющийся понятием, что у нас есть
символ жизни, символ возрождения, измеряющийся понятием, что у нас есть
нашипредки - наше прошлое; есть настоящее и наши дети, и внуки как символ
нашипредки - наше прошлое; есть настоящее и наши дети, и внуки как символ
будущего.Все собравшиеся члены семьи должны были, есть досыта обязательно
будущего.Все собравшиеся члены семьи должны были, есть досыта обязательно
попробовать
попробовать
все кушанья. Обильное застолье также имело магическое значение. Полагали, что оно
все кушанья. Обильное застолье также имело магическое значение. Полагали, что оно
способно содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и
способно содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и
приплоду скота.
приплоду скота.
«
«
С чем встретишь год- с тем и будешь весь год
С чем встретишь год- с тем и будешь весь год
».
».
У всех народов Новый год празднуется либо в конце
У всех народов Новый год празднуется либо в конце
осени, когда природа как бы засыпает, либо с
осени, когда природа как бы засыпает, либо с
началом весны, когда она просыпается.
началом весны, когда она просыпается.
Издавна буряты и кочевники центральной Азии
Издавна буряты и кочевники центральной Азии
отмечали его осенью, когда было много молока,
отмечали его осенью, когда было много молока,
сметаны, творога.
сметаны, творога.
Но позже приход Нового года стали отмечать в конце
Но позже приход Нового года стали отмечать в конце
зимы.
зимы.
Традиция ставить на стол пищу белого цвета осталась.
Традиция ставить на стол пищу белого цвета осталась.
К тому же свои каноны внёс и буддизм, поэтому
К тому же свои каноны внёс и буддизм, поэтому
праздник получился многогранным. Вообще,
праздник получился многогранным. Вообще,
«Сагаалган» предвещает приход весны и солнца.
«Сагаалган» предвещает приход весны и солнца.
Природа оживает, обновляется.
Природа оживает, обновляется.
А значит, и люди должны становиться чище, светлее. В
А значит, и люди должны становиться чище, светлее. В
их умах и сердцах должны царить добрые помыслы,
их умах и сердцах должны царить добрые помыслы,
милосердие. Люди прощают друг друга и
милосердие. Люди прощают друг друга и
обращаются с благодарностями к матушке-природе.
обращаются с благодарностями к матушке-природе.
Белый месяц - светлый, чистый месяц веры, надежды и
Белый месяц - светлый, чистый месяц веры, надежды и
любви.
любви.
Сагаалган - праздник единения
Сагаалган - праздник единения
Становится традицией
Становится традицией
приезд сказочных
приезд сказочных
персонажей в город
персонажей в город
Улан-Удэ с 2008 года.
Улан-Удэ с 2008 года.
В гости в Республику
В гости в Республику
приглашается Дед
приглашается Дед
Мороз из Ямало-
Мороз из Ямало-
Ненецкого автономного
Ненецкого автономного
округа, приезжает
округа, приезжает
Владыка холода Чысхан
Владыка холода Чысхан
из Якутии и Ямал Ири -
из Якутии и Ямал Ири -
ямальский Дед Мороз.
ямальский Дед Мороз.
Анкетирование среди
Анкетирование среди
однокурсников
однокурсников
Я составил анкету для того, чтобы проверить знания об истории
Я составил анкету для того, чтобы проверить знания об истории
праздника, о соблюдении обрядов в бурятских семьях и об
праздника, о соблюдении обрядов в бурятских семьях и об
отношение своих одноклассников к празднованию Сагаалгана.
отношение своих одноклассников к празднованию Сагаалгана.
В результате анкетирования получил следующие сведения:
В результате анкетирования получил следующие сведения:
1. Студенты знают о празднике, но недостаточно.
1. Студенты знают о празднике, но недостаточно.
2.В бурятских семьях моего класса или в смешанных браках
2.В бурятских семьях моего класса или в смешанных браках
стараются соблюдать традиции и празднуют Сагаалган вместе.
стараются соблюдать традиции и празднуют Сагаалган вместе.
3. Информацию о празднике знают из телепередач, радио,
3. Информацию о празднике знают из телепередач, радио,
интернета.
интернета.
4.Мои однокурсники с удовольствием познакомились с орнаментом
4.Мои однокурсники с удовольствием познакомились с орнаментом
на бурятских костюмах, и бурятскими узорами.
на бурятских костюмах, и бурятскими узорами.
Сагаалган 2020 год
Сагаалган 2020 год
В Бурятии в 2020 году появился новый логотип проекта
В Бурятии в 2020 году появился новый логотип проекта
этого года, включающий изображения 5 сказочных героев:
этого года, включающий изображения 5 сказочных героев:
наши Сагаан Убгэн и эвенкийская Зимушка,а также наши гости -
наши Сагаан Убгэн и эвенкийская Зимушка,а также наши гости -
белорусский Дзед Мароз, его Снегурочка и российский Дед
белорусский Дзед Мароз, его Снегурочка и российский Дед
Мороз!
Мороз!
По национальной традиции в дни Сагаалгана гости обходили всех
По национальной традиции в дни Сагаалгана гости обходили всех
соседей, поздравляли с праздником, желали добра и здоровья,
соседей, поздравляли с праздником, желали добра и здоровья,
при этом соблюдались обязательные направления обхода по
при этом соблюдались обязательные направления обхода по
ходу солнца.
ходу солнца.
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
Таким образом, Сагаалган – Новый год – древний
Таким образом, Сагаалган – Новый год – древний
народный праздник.
народный праздник.
Все обряды несут в себе глубокий смысл. В них
Все обряды несут в себе глубокий смысл. В них
проявляется стремление к укреплению семьи ,связей
проявляется стремление к укреплению семьи ,связей
поколений. Традиции и обычаи бурятского народа на
поколений. Традиции и обычаи бурятского народа на
сегодняшний день сохраняются не только в
сегодняшний день сохраняются не только в
бурятских семьях, но и в смешанных семьях.
бурятских семьях, но и в смешанных семьях.
Мои однокурсники знают и интересуются традициями,
Мои однокурсники знают и интересуются традициями,
историей возникновения этого праздника. В поселке
историей возникновения этого праздника. В поселке
Таксимо, в северном районе Бурятии, знают и
Таксимо, в северном районе Бурятии, знают и
продолжают изучать традиции праздника.
продолжают изучать традиции праздника.
Теперь и я знаю много об этом празднике и с
Теперь и я знаю много об этом празднике и с
удовольствием рассказываю вам!
удовольствием рассказываю вам!
С праздником Белого месяца!
С праздником Белого месяца!
Пусть Белый месяц принесет в Вашу
Пусть Белый месяц принесет в Вашу
семью благополучие удачу.
семью благополучие удачу.
Мира и благоденствия Вам, крепкого
Мира и благоденствия Вам, крепкого
здоровья и счастья!
здоровья и счастья!
Сагаан hараар! Сагаалганаар!
Сагаан hараар! Сагаалганаар!