Напоминание

"Портфолио как эффективная форма оценивания достижений ученика"


Автор: Коваленко Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОБОУ "Школа-интернат №4" г. Курска
Населённый пункт: г. Курск, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Портфолио как эффективная форма оценивания достижений ученика"
Раздел: начальное образование





Назад




Портфолио как эффективная форма оценивания

достижений ученика.

Понятие «портфолио» появилось в Западной Европе в XV-XVI вв. В эпоху

Возрождения архитекторы представляли заказчикам инженерные разработки

и 6наброски своих строительных проектов в особых папках. Эти документы

давали возможность заказчику составить представление о профессиональных

качествах потенциального работника. Идея использовать портфолио в сфере

образования возникла в США в середине 80-х годов. В конце прошлого века

применение портфолио в школе стало популярным во всем мире. С помощью

портфолио педагоги стремятся конструировать и реализовывать

образовательные маршруты обучающихся в рамках образовательного

учреждения.

Портфолио может выполнять следующие функции:

-Накопительная. Сбор данных о себе, фиксация достижений в

хронологическом порядке, накопление любых документов, подтверждающих

качество каких-либо действий, сыграют положительную роль для

самоанализа и для представления собственного опыта. Из большого описания

всегда можно выбрать тот аспект, который необходим в каждом конкретном

случае.

-Презентационная. В последнее время все чаще портфолио используют как

элемент унификации для участия в конкурсах.

-Рефлексивная. Собранный материал всегда поможет описать собственный

опыт, обобщить материал.

-Проективная. Материалы порфолио после обобщения и анализа могут

служить для планирования дальнейшей деятельности.

В зависимости от того, с какой целью создается порфолио и в чем

состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды

портфолио:

*в зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого

собирается портфолио, существуют:

-портфолио-собственность (собирается для себя)_

-портфолио-отчет (собирается для учителя)

*по содержанию возможно выделить следующие виды портфолио:

-портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы

обучающегося;

-рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку или

самооценку достижения целей. Особенностей хода и качества работы с

различными источниками информации, размышлений. Впечатлений и т.п.;

-проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы,

отражающие цели. Процесс и результат решения какой-либо проблемы;

-тематический портфолио включает материалы, отражающие работу

учащегося в рамках той или иной темы.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор

материалов. Структурированных определенных образом. Крупные блоки

материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики.

Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными

Классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет»,

Коллектор», Рабочие материалы», «Достижения».

Однако умению адекватно оценивать собственные достижения и

возможности, делать необходимые выводы относительно собственного

самосовершенствования необходимо учить также, как мы стремимся

вооружить детей знаниями, умениями, навыками, научить самостоятельно

мыслить.

Прежде чем начать создавать портфолио мы с учениками постарались

ответить на следующие вопросы:

1)

Каковы цели создания портфолио?

2)

Из каких компонентов он будет состоять?

3)

Как будет выглядеть?

4)

По каким критериям будет организована оценка (самооценка)?

5)

Будет ли кому-то представляться портфолио?

6)

Кому будет предъявляться портфолио?

В начале своего пути мы не стали создавать портфолио со сложной

структурой.

За основу мы взяли классический портфолио состоящий из пяти

разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и

«Достижения», «Выводы» (рефлексия). Обязательно наличие в

портфолио четко сформулированного содержания/оглавления (с

названиями разделов, наименованиями материалов и т.п.).

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об

ученике - авторе портфолио, который имеет возможность представить себя

любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел

должен отображать особенности личности автора портфолио, может

включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п.

Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая

история успехов. Здесь обязательно помещается вступительная статья –

обоснование, где сформулирована цель создания данного портфолио, а также

аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио,

какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио

в данный раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по

поводу представленных в портфолио работ.

Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство

которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные

ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные

учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических

изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут

находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный

материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не

является продуктом деятельности учащегося - создателя портфолио. Иными

словами, «Коллектор» - это своего рода копилка материалов и информации,

часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив,

другой портфолио или не будет привлекаться совсем.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы,

которые созданы и систематизированы учеником.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по

мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют

успехи.

В

разделе «Выводы» ученик может выразить свое мнение по поводу

оценки учителя, родителей, учащихся группы, в которой он работал. Именно

эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии.

Внутри этих разделов могут выделяться рубрики, помогающие

систематизировать материал и формирующие структуру раздела. Рубрики

могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики – это

тот материал, который является принципиально важным для данного

портфолио и должен быть у учащегося. Свободно выделяемые рубрики

позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем портфолио.

Количество обязательных рубрик должно быть строго ограниченным –

необходимым и достаточным для отражения особенностей портфолио, оно

оговаривается отдельно.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и

навсегда. Она может меняться по мере освоения учащимися способа

организации портфолио.

По нашему мнению, портфолио ученика является одним из способов

формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь

идет о компетентности решения проблем, составляющими которой являются

сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой учащегося.

Портфолио наших учеников касается не только академических успехов, но и

коммуникативных, спортивных, художественных, социальных.

Мы постарались чтобы все учащихся были вовлечены не только в

процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по

разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах,

необходимых материалов, комментариев к ним и т.п.). Это позволило

организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с

учениками, у которых появилось чувство вовлеченности в процесс

организации собственного обучения.

Процесс создания у нас проходил в три этапа: сначала собирались все

работы учащегося; потом отбирались лучшие работы; далее отбирались

работы для демонстрации наилучших результатов.

Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его

создания, его тип, определить содержание. Мы заранее поставили перед

учащимися задачу: «Соберите все свои лучшие работы за четверть»,

«Сложите в папку все письменные работы за этот месяц». Это и стало

первым шагом к созданию портфолио.

В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая

наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая

задается учителем с различными дидактическими целями (в том числе и с

целью оценки образовательных результатов). Работа может быть

организована в несколько этапов, например, последовательно могут

создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.

Представляем алгоритм запуска портфолио :

-

мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему

нужно работать с портфолио;

-

определение вида портфолио;

-

определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на

уроках в классе, во время проектной, исследовательской или

творческой работы,

-

определение общей структуры портфолио,

-

определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются

совместно с учащимися (при этом возможно выделение

обязательных критериев),

-

определение способов оценивания: целесообразно еще до начала

работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет

оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут

оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.

Следует помнить, что информацией, которая содержится в

портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители,

консультант, но делать это можно только с ведома и согласия ученика,

которому принадлежит портфолио.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ;

это- заранее спланированная и специально организованная индивидуальная

подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия,

динамику и достижения ученика в различных областях. Поэтому, конечную

цель учебного портфолио, как и многие авторы, мы видим в возможности

осуществления перехода от оценки результата труда ученика к оценке его

деятельности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика