Напоминание

"Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в начальной школе"


Автор: Козарез Виктория Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Калининская школа
Населённый пункт: Первомайский район Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛИНИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Методическое объединение классных руководителей

Воспитательная работа

Особенности воспитательной деятельности

классного руководителя в начальной школе

Работу выполнила Козарез В.А.,

учитель начальных классов.

2020г.

1

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная

миссия – быть классным руководителем.

Он вмещает в себя сразу

множество профессий. Классный руководитель должен быть : педагогом,

психологом, воспитателем, артистом, новатором, контролёром, адвокатом,

другом и наставником одновременно.

Именно он непосредственно

взаимодействует как с учениками, так и

с их родителями, искренне

стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе,

интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Он является

формальным и фактическим лидером детского коллектива, носителем

культуры,

организатором

и

участником

коллективной

творческой

деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и

другом своих воспитанников,

организатором воспитательной работы в

классе и наставником учащихся. Он организовывает и воспитывает

ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей,

родителей и общественности.

Главной целью для классного руководителя является создание

условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его

успешной социализации в обществе. Сегодня роль классного руководителя

в общеобразовательной школе неуклонно возрастает. Это связано, прежде

всего, с внедрением новых федеральных государственных образовательных

стандартов (ФГОС), где

особое

значение

придается

воспитанию

и

социализации

учащихся.

Поскольку

основной

функцией

классного

руководителя

является

воспитательная,

он

курирует

реализацию

современной стратегической воспитательной цели – духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России.

Задачи деятельности классного руководителя:

– формирование и развитие коллектива класса;

– создание благоприятных психолого-педагогических условий для

развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения

неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

2

– сохранение здоровья воспитанников и формирование у них

здорового образа жизни;

– организация системы отношений через разнообразные формы

воспитывающей деятельности коллектива класса;

– защита прав и интересов обучающихся;

– организация системной индивидуальной работы с обучающимися

в классе;

– гуманное

отношений

между

обучающимися,

между

обучающимися и педагогами;

формирование

у

воспитанников

нравственных

смыслов

и

духовных жизненных ориентиров;

– организация

социально

значимой,

творческой

деятельности

обучающихся.

Задача учителя начальной школы, как классного руководителя,

помочь

младшим

школьникам

адаптироваться

к

социальной

среде,

образовательному пространству школы, что позволяет каждому из них

овладеть

социальными

функциями,

навыками,

общечеловеческими

ценностями,

нормами

и

правилами

законопослушного

поведения.

Пространственная среда образовательного учреждения представляет собой

некое

поле

социальных

отношений,

где

школьник

участвует

в

жизнедеятельности

класса,

школы,

выступая

её

субъектом,

самоопределяется, самоутверждается, что играет не последнюю роль в

личностном становлении.

Деятельность

классного

руководителя —

целенаправленный,

системный,

планируемый

процесс,

в

основе

которого

лежит

устав

общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности,

личностно ориентированный подход,

общение в коллективе класса,

межэтнические и межконфессиональные отношения.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного

выполнения

своих

функций

классному

руководителю,

а

особенно

руководителю

начальных

классов,

надо

хорошо

знать

психолого-

3

педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, владеть

современными

технологиями

воспитания.

В своей

деятельности

необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные

и материальные условия их жизни.

В качестве важнейших функций классного руководителя выступают

следующие:

1.

Организационно-координирующая функция.

Обеспечение связи с семьёй обучающихся, оказание им помощи

в воспитании.

Организация

в классе

образовательного

процесса.

Стимулирование

и учет

разнообразной

деятельности

учащихся.

Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом.

Ведение документации.

2.

Коммуникативная функция.

Регулирование

межличностных

отношений

между

обучающимися и установление взаимодействия между педагогическими

работниками

и обучающимися.

Содействие

общему

благоприятному

психологическому

климату

в коллективе

класса.

Формирование

коммуникативных качеств.

3.

Аналитико-прогностическая функция.

Изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося

и всего коллектива и динамики их развития.

4.

Контрольная функция.

Контроль за посещаемостью и успеваемостью каждого

обучающегося.

5.

Когнитивно-диагностическая функция.

Изучение особенностей развития и поведения учащихся и

определение уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в

процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к

их обучению и воспитанию.

6.

Организаторско- стимулирующая функция.

4

Участие школьников во внеклассной работе в известной мере

является добровольным делом.

7.

Объединительно-сплачиваемая функция .

Действенным фактором воспитания является сплочение

учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское

общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива.

8.

Личностно-развивающая функция.

Стимулирование потребностно-мотивационной сферы, учебно-

познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование,

развитие творческих способностей и задатков.

Классный руководитель – ближайший и непосредственный

воспитатель,

и

наставник

учащихся.

Он

организует

и

направляет

воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия

учителей,

родителей

и

общественности,

отвечает

за

организацию

воспитательной работы в своем классе.

Можно выделить следующие направления деятельности классного

руководителя начальных классов:

- работа с учениками;

-работа с родителями и общественностью;

-взаимодействие

классного

руководителя

с

учителями

предметниками;

Воспитательная деятельность начинается с первого знакомства в 1

классе.

Работа

классного

руководителя

с

учениками

прежде

всего

начинается с анализа класса и учеников (отдельно). Зная интересы

учащихся, особенности и склонности, уровень их воспитанности, классному

руководителю легче составить целеустремленный и действенный план

работы с учениками.

После изучения класса и каждого ученика, классный руководитель

приступает к непосредственной своей деятельности - осуществляет выбор

форм работы с детьми.

5

Можно различать формы по видам деятельности (учебная,

трудовая,

спортивная,

художественная),

по

способу

влияния

(непосредственная

и

опосредованная),

по

времени

проведения

(кратковременные,

продолжительные

,

традиционные),

по

субъекту

организации

(педагоги,

родители

и

другие

взрослые;

на

основе

сотрудничества;), по числу участников формы (индивидуальные, групповые

и массовые).

Формы работы классного руководителя определяются, исходя из

педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе,

традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия —

уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного

коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение

детей.

Одной из самых распространенных форм организации

воспитательной работы является классный час. Эта форма работы часто

используется и в начальной школе. Классный час — это гибкая по составу

и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая

собой специально организуемое во внеурочное время общение классного

руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию

классного коллектива и развитию его членов. В ходе организации и

проведения классных часов возможно решение следующих задач:

обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе,

технике, человеке;

формирование у детей умений и навыков мыслительной и

практической деятельности;

развитие

эмоционально-чувственной

сферы

и

ценностно-

смыслового ядра личности ребенка;

содействие становлению и проявлению субъектности и индиви-

дуальности учащегося, его творческих способностей;

формирование классного коллектива как благоприятной среды

развития и жизнедеятельности школьников.

6

В начальных классах классный руководитель может использовать в

своей работе разнообразные формы групповой деятельности, такие, как

конкурсы, викторины, литературный и музыкальный салоны, турниры,

посиделки, аукционы, ярмарки, ток-шоу, дискуссии, диалоги, коллективные

творческие дела, беседы, горячие линии и др. Важно, чтобы при их

организации учитывались технология проведения того или иного дела,

интересы и возрастные особенности детей.

Широкое распространение получила технология организации и

проведения группового дела. Она является своеобразным стимулом

активности воспитанников, так как имеет ряд преимуществ: в групповой

деятельности

осуществляются

взаимоконтроль,

взаимоподдержка,

сотрудничество. В группе дети эмоционально влияют друг на друга, желая

выполнять ту же деятельность, что и другие. Групповая деятельность

становится более эффективным средством воспитания, если она ценностно-

ориентирована и включает ребенка в систему социально- и личностно-

значимых отношений.

Важно помнить, что общая цель любого группового дела —

формирование ценностных отношений к миру, людям, себе. В определен-

ном классе эта цель трансформируется в конкретную задачу с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей и интересов учащихся 1-4

классов. При организации групповой деятельности необходимо продумать

систему оценивания, значимую для ученика, интересную и объективную.

При этом учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов.

Любое групповое дело является абсолютно добровольным. Свобода выбора,

самостоятельность в принятии решений — вот один из путей личностно-

ориентированной организации групповой деятельности.

Сегодня

и

в

начальном

звене

классному

руководителю

необходимо осуществлять интерактивную воспитательную деятельность,

основой которой является равноправие ее субъектов, с одной стороны, и их

внутренняя активность — с другой. Интерактивной деятельности присущи

рефлексивность, столкновение и отстаивание различных позиций воспитан-

7

никами, открытость, способность к критичности и самокритичности,

диалогу, принятию свободной позиции.

К интерактивным методам относятся:

обсуждение сложных и дискуссионных проблем (дискуссия,

дебаты);

анализ конкретных ситуаций;

творческие задания;

коллективные творческие дела;

ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры;

создание проектов;

выставки, спектакли, представления и т.д.;

симпозиум;

видеоконференция;

использование общественных ресурсов (приглашение специа-

листов, интерактивная экскурсия);

переговоры и медиация;

соревнования;

круглый стол;

тренинг, мозговой штурм.

Также в настоящее время классными руководителями

достаточно широко используется технология коллективных творческих дел

(КТД). Ядром и сутью данной технологии является такая организация

совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены

коллектива участвуют в организации и проведении дела, а деятельность

носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость

далеким и близким людям. Основная цель КТД заключается в том, чтобы

все члены коллектива на добровольных началах, с интересом и желанием

включились

в

реализацию

дела,

могли

раскрыть

свои

творческие

возможности. КТД — это, прежде всего, способ организации эмоционально

насыщенной трудом, игрой, творчеством жизни, направленный на служение

8

людям и Родине. Для того чтобы иметь более четкое представление о КТД,

нужно знать идеи, лежащие в его основе:

— коллективная организация деятельности;

— коллективное творчество;

— коллективное целеполагание;

— организация ситуаций-образцов;

— эмоциональное насыщение жизни коллектива;

— общественная направленность деятельности коллектива.

Использование игры в воспитательной деятельности классного

руководителя начальных классов обусловлено ее многофункциональностью.

Суть игры состоит в способности преображать действительность и ставить

ребенка в субъектную позицию, давая ему возможность самореализоваться.

В ходе игры школьник, прежде всего, осознает собственное «Я»,

демонстрирует и развивает личностный опыт, творческие, рефлексивно-

оценочные способности.

В игровом взаимодействии существенное значение имеет актив-

ность воспитанников, поскольку в игре «провоцируется» физическая,

социальная и познавательная активность.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором

воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он

непосредственно взаимодействует с учениками, стремится помочь детям в

решении их проблем в школьном коллективе, интересно с пользой

организовывать школьную жизнь.

Важный момент в работе классного руководителя начальной

школы – это умение работать с родителями. Для ребёнка, переступившего

порог школы, содружество учителя и родителей очень важно для

целостного развития. Ему одинаково значимы школа и семья. В начальных

классах связь школы с родителями осуществляет учитель. Он делает первый

шаг

к

взаимодействию.

Очень

важно,

чтобы

родители

стали

его

единомышленниками

и

помощниками.

Если

созданы

хорошие,

доверительные отношения, в таком коллективе комфортно всем.

9

Основные функции классного руководителя в работе с роди-

телями:

— информирование родителей о состоянии дел в классе и школе;

— психолого-педагогическое просвещение родителей;

— организация совместной деятельности взрослых и детей;

— индивидуальная деятельность с родителями по корректировке

семейного воспитания;

Специфика взаимодействия классного руководителя и семьи со-

стоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, развитии

его

лучших

качеств

и

свойств,

помощи

в

определении

стратегии

жизнедеятельности.

Принципы взаимодействия классного руководителя с родителями:

— взаимное доверие и уважение;

— сотрудничество;

— отсутствие давления на детей и родителей;

— учет индивидуальных особенностей семейного воспитания;

— взаимная поддержка и помощь;

— дифференциация педагогических воздействий на родителей;

— терпение и толерантность по отношению друг к другу;

— конфиденциальность;

— педагогический оптимизм.

Учет данных принципов помогает педагогу и родителям объеди-

нить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех

качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и

самореализации. Организуя взаимодействие, педагог начальных классов

выполняет следующие виды работ:

— планирует и организует психолого-педагогическое просвещение

родителей;

— знакомит родителей с организацией учебно-воспитательного

процесса в школе и стратегией ее развития;

10

— включает родителей в управление учебно-воспитательным про-

цессом;

— вовлекает родителей в совместную с детьми деятельность;

— осуществляет взаимодействие с трудовыми и общественными

организациями родителей;

— корректирует воспитательное влияние отдельных семей на ре-

бенка.

При организации взаимодействия классный руководитель учиты-

вает типы семей.

Сотрудничество классного руководителя и семьи — это результат

целенаправленной систематической работы, предполагающей всестороннее

изучение

семьи,

особенностей

и

условий

семейного

воспитания

с

использованием разнообразных форм совместной деятельности.

Работая с родителями, классному руководителю необходимо

использовать различные формы связи с ними:

- родительские собрания, обмен опытом;

- индивидуальные и тематические беседы, консультации;

- анкетирование;

- изучение и посещение семей учащихся;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий

(поездки в музеи, театры, экскурсии, походы, праздники);

- родительские чтения и конференции;

- работа с родительским комитетом.

Классное собрание.

На классных собраниях обсуждаются проблемы, отражающие

общие интересы родителей и детей. Важны добровольность участия, учет

пожеланий

участников

собрания,

сотрудничество.

Это

разговор

равноправных заинтересованных людей. Собрание проходит особенно

активно

и заинтересованно,

если

используется

работа по группам,

выполнение

творческих

заданий,

решение

проблемных

вопросов,

обсуждение ситуаций из жизни класса.

11

Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных

призов, оценке результатов. День открытых уроков проводится в удобное

для родителей время,

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой

десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка

памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их

родителей, создание классной библиотеки.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов,

спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования,

конкурсы, КВНы клубы выходного дня; родительские школы по интересам.

Важной частью деятельности классного руководителя по

поддержанию контактов с семьей является: личное посещение учащихся

дома,

приглашение родителей в школу для беседы, переписка с

родителями через ученический или электронный дневник, проведение

классных родительских

собраний, организация бесед и лекций для

родителей на педагогические темы.

Работа

классного

руководителя

с

общественностью

является

важным направлением в его деятельности.

Классный

руководитель

при

помощи

общественности

может

провести экскурсии, организовать походы в театры, музеи, экскурсии по

предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в

какой обстановке работают люди той или иной профессии.

Важнейшие направления работы общественности по воспитанию

детей – это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время,

вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность,

индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий,

помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую

запущенность

школьников,

оказание

помощи

в

воспитании

и

перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-

массовой работы по месту жительства.

12

Классным руководителям необходимо поддерживать тесную связь с

общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за

содействием и поддержкой.

Проводя

воспитательную

работу

с

учащимися,

классному

руководителю следует поддерживать тесные контакты с

учителями-

предметниками с целью установления единых требований к учащимся и

повышения качества учебно-воспитательного процесса. Они обеспечивают

целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В

работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги

решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие

познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности,

ответственности и др.

Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности

действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса. Одной

из таких форм является посещение классным руководителем уроков,

проводимых учителями в его классе. В процессе посещения занятий он

наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их

знаний и познавательную активность.

В настоящее время ученик начальных классов находится в

школе большую часть времени . Воспитание ложится на плечи тех, кто

находится рядом, а это чаще всего учитель – классный руководитель! Так

что, хотим мы или не хотим, можем или нет, но школе действительно не

обойтись без классного наставника!

В работе классного руководителя начальной школы есть свои

особенности.

1. Младший школьный возраст – это возраст, наиболее

благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот

период ребенок осознает отношения между собой и окружающими,

осваивает новые социальные роли: ученик, член классного коллектива;

начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в

13

мотивах

поведения

и

нравственных

оценках

людей.

Он

начинает

задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

2. Главной целью для классного руководителя является создание

психологического комфорта в классе и основы для формирования дружного

сплочённого коллектива. Прежде чем этого достигнуть, нужно пройти ряд

важных этапов. Условно, первым этапом можно считать первое полугодие

1 класса. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация

учеников к школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей.

Задача учителя познакомить их и научить общаться друг с другом. Учитель

рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На

начальном этапе классный руководитель сам управляет, и это правильно.

Для маленьких детей он - образец для подражания во всём.

На втором этапе, а это второе полугодие 1-ого класса и весь

второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и

деятельности коллектива. Он изучает интересы каждого ребёнка, его

потребности, характер. Помогает укрепить межличностные отношения

между детьми, начинает сплачивать коллектив, чтобы дети не чувствовали

себя разрозненно.

Третий этап начинается с 3 класса. В этот период создаются

условия для развития личности, творческая индивидуальность раскрывается

ярче,

определяются

явные

лидеры.

Теперь

нужно

развивать

самоуправление, прислушиваться к мнению, интересам, потребностям

детей. Актив класса – большая опора для учителя в этот период.

Воспитанию отводится большая роль.

В 4 классе, на четвёртом этапе, дети открывают в себе своё

собственное «Я», могут смело проявлять себя. Класс что-то может делать

самостоятельно,

распределяя

между

собой

обязанности,

что-то

под

руководством учителя. На этом этапе учитель сотрудничает со своими

детьми. Формы работы с классом самые разнообразные. Это тематические

экскурсии,

праздники,

конкурсы,

викторины,

интересные

проекты,

коллективно-творческие

дела.

Все

эти

мероприятия

способствуют

14

сплочению класса. При проведении классных часов и бесед учитель

должен стараться учитывать актуальные проблемы класса или отдельных

учеников.

Деятельность классного руководителя начальных классов в первую

очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он

формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его

возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования

познавательных

интересов.

Через

разнообразные

формы

и

методы

индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития

гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного

труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в

социум, формирования демократической культуры в системе классного

самоуправления.

Итак, в деятельности учителя начальных классов, важным

является его идейная убежденность, педагогический оптимизм, но, как

правило, необходимы организаторские способности и умения, при этом

важно не только организовать учащихся, но и вызывать у них желание

самим включаться в деятельность. Важнейшее значение для классного

руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с учащимися и

перестраивать

их

по

мере

их

роста

и

развития.

Классный руководитель в начальных классах концентрирует свои усилия на

изучении учащихся, используя для этого различные методы и формы

работы. Педагог должен иметь четкое представление об интересах,

способностях и склонностях своих питомцах, знать условия жизни детей в

семье и устанавливать

контакт с родителями,

определять ведущие

направления в своей деятельности на каждый учебный год. Придавать всей

воспитательной работе большую целенаправленность и обеспечивать

сплочение коллектива и разностороннее развитие личности каждого

учащегося.

Главное в деятельности классного руководителя — содействие

саморазвитию

личности,

реализации

её

творческого

потенциала,

15

обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых

и достаточных условий для активизации усилий детей по решению

собственных проблем.

16



В раздел образования




Яндекс.Метрика