Автор: Козарез Виктория Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Калининская школа
Населённый пункт: Первомайский район Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в начальной школе"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Методическое объединение классных руководителей
Воспитательная работа
Особенности воспитательной деятельности
классного руководителя в начальной школе
Работу выполнила Козарез В.А.,
учитель начальных классов.
2020г.
1
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная
миссия – быть классным руководителем.
Он вмещает в себя сразу
множество профессий. Классный руководитель должен быть : педагогом,
психологом, воспитателем, артистом, новатором, контролёром, адвокатом,
другом и наставником одновременно.
Именно он непосредственно
взаимодействует как с учениками, так и
с их родителями, искренне
стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе,
интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Он является
формальным и фактическим лидером детского коллектива, носителем
культуры,
организатором
и
участником
коллективной
творческой
деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и
другом своих воспитанников,
организатором воспитательной работы в
классе и наставником учащихся. Он организовывает и воспитывает
ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей,
родителей и общественности.
Главной целью для классного руководителя является создание
условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе. Сегодня роль классного руководителя
в общеобразовательной школе неуклонно возрастает. Это связано, прежде
всего, с внедрением новых федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС), где
особое
значение
придается
воспитанию
и
социализации
учащихся.
Поскольку
основной
функцией
классного
руководителя
является
воспитательная,
он
курирует
реализацию
современной стратегической воспитательной цели – духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Задачи деятельности классного руководителя:
– формирование и развитие коллектива класса;
– создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
2
– сохранение здоровья воспитанников и формирование у них
здорового образа жизни;
– организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
– защита прав и интересов обучающихся;
– организация системной индивидуальной работы с обучающимися
в классе;
– гуманное
отношений
между
обучающимися,
между
обучающимися и педагогами;
–
формирование
у
воспитанников
нравственных
смыслов
и
духовных жизненных ориентиров;
– организация
социально
значимой,
творческой
деятельности
обучающихся.
Задача учителя начальной школы, как классного руководителя,
помочь
младшим
школьникам
адаптироваться
к
социальной
среде,
образовательному пространству школы, что позволяет каждому из них
овладеть
социальными
функциями,
навыками,
общечеловеческими
ценностями,
нормами
и
правилами
законопослушного
поведения.
Пространственная среда образовательного учреждения представляет собой
некое
поле
социальных
отношений,
где
школьник
участвует
в
жизнедеятельности
класса,
школы,
выступая
её
субъектом,
самоопределяется, самоутверждается, что играет не последнюю роль в
личностном становлении.
Деятельность
классного
руководителя —
целенаправленный,
системный,
планируемый
процесс,
в
основе
которого
лежит
устав
общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности,
личностно ориентированный подход,
общение в коллективе класса,
межэтнические и межконфессиональные отношения.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного
выполнения
своих
функций
классному
руководителю,
а
особенно
руководителю
начальных
классов,
надо
хорошо
знать
психолого-
3
педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, владеть
современными
технологиями
воспитания.
В своей
деятельности
необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные
и материальные условия их жизни.
В качестве важнейших функций классного руководителя выступают
следующие:
1.
Организационно-координирующая функция.
Обеспечение связи с семьёй обучающихся, оказание им помощи
в воспитании.
Организация
в классе
образовательного
процесса.
Стимулирование
и учет
разнообразной
деятельности
учащихся.
Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом.
Ведение документации.
2.
Коммуникативная функция.
Регулирование
межличностных
отношений
между
обучающимися и установление взаимодействия между педагогическими
работниками
и обучающимися.
Содействие
общему
благоприятному
психологическому
климату
в коллективе
класса.
Формирование
коммуникативных качеств.
3.
Аналитико-прогностическая функция.
Изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося
и всего коллектива и динамики их развития.
4.
Контрольная функция.
Контроль за посещаемостью и успеваемостью каждого
обучающегося.
5.
Когнитивно-диагностическая функция.
Изучение особенностей развития и поведения учащихся и
определение уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в
процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к
их обучению и воспитанию.
6.
Организаторско- стимулирующая функция.
4
Участие школьников во внеклассной работе в известной мере
является добровольным делом.
7.
Объединительно-сплачиваемая функция .
Действенным фактором воспитания является сплочение
учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское
общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива.
8.
Личностно-развивающая функция.
Стимулирование потребностно-мотивационной сферы, учебно-
познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование,
развитие творческих способностей и задатков.
Классный руководитель – ближайший и непосредственный
воспитатель,
и
наставник
учащихся.
Он
организует
и
направляет
воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия
учителей,
родителей
и
общественности,
отвечает
за
организацию
воспитательной работы в своем классе.
Можно выделить следующие направления деятельности классного
руководителя начальных классов:
- работа с учениками;
-работа с родителями и общественностью;
-взаимодействие
классного
руководителя
с
учителями
–
предметниками;
Воспитательная деятельность начинается с первого знакомства в 1
классе.
Работа
классного
руководителя
с
учениками
прежде
всего
начинается с анализа класса и учеников (отдельно). Зная интересы
учащихся, особенности и склонности, уровень их воспитанности, классному
руководителю легче составить целеустремленный и действенный план
работы с учениками.
После изучения класса и каждого ученика, классный руководитель
приступает к непосредственной своей деятельности - осуществляет выбор
форм работы с детьми.
5
Можно различать формы по видам деятельности (учебная,
трудовая,
спортивная,
художественная),
по
способу
влияния
(непосредственная
и
опосредованная),
по
времени
проведения
(кратковременные,
продолжительные
,
традиционные),
по
субъекту
организации
(педагоги,
родители
и
другие
взрослые;
на
основе
сотрудничества;), по числу участников формы (индивидуальные, групповые
и массовые).
Формы работы классного руководителя определяются, исходя из
педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе,
традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия —
уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного
коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение
детей.
Одной из самых распространенных форм организации
воспитательной работы является классный час. Эта форма работы часто
используется и в начальной школе. Классный час — это гибкая по составу
и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая
собой специально организуемое во внеурочное время общение классного
руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию
классного коллектива и развитию его членов. В ходе организации и
проведения классных часов возможно решение следующих задач:
обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе,
технике, человеке;
формирование у детей умений и навыков мыслительной и
практической деятельности;
развитие
эмоционально-чувственной
сферы
и
ценностно-
смыслового ядра личности ребенка;
содействие становлению и проявлению субъектности и индиви-
дуальности учащегося, его творческих способностей;
формирование классного коллектива как благоприятной среды
развития и жизнедеятельности школьников.
6
В начальных классах классный руководитель может использовать в
своей работе разнообразные формы групповой деятельности, такие, как
конкурсы, викторины, литературный и музыкальный салоны, турниры,
посиделки, аукционы, ярмарки, ток-шоу, дискуссии, диалоги, коллективные
творческие дела, беседы, горячие линии и др. Важно, чтобы при их
организации учитывались технология проведения того или иного дела,
интересы и возрастные особенности детей.
Широкое распространение получила технология организации и
проведения группового дела. Она является своеобразным стимулом
активности воспитанников, так как имеет ряд преимуществ: в групповой
деятельности
осуществляются
взаимоконтроль,
взаимоподдержка,
сотрудничество. В группе дети эмоционально влияют друг на друга, желая
выполнять ту же деятельность, что и другие. Групповая деятельность
становится более эффективным средством воспитания, если она ценностно-
ориентирована и включает ребенка в систему социально- и личностно-
значимых отношений.
Важно помнить, что общая цель любого группового дела —
формирование ценностных отношений к миру, людям, себе. В определен-
ном классе эта цель трансформируется в конкретную задачу с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и интересов учащихся 1-4
классов. При организации групповой деятельности необходимо продумать
систему оценивания, значимую для ученика, интересную и объективную.
При этом учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов.
Любое групповое дело является абсолютно добровольным. Свобода выбора,
самостоятельность в принятии решений — вот один из путей личностно-
ориентированной организации групповой деятельности.
Сегодня
и
в
начальном
звене
классному
руководителю
необходимо осуществлять интерактивную воспитательную деятельность,
основой которой является равноправие ее субъектов, с одной стороны, и их
внутренняя активность — с другой. Интерактивной деятельности присущи
рефлексивность, столкновение и отстаивание различных позиций воспитан-
7
никами, открытость, способность к критичности и самокритичности,
диалогу, принятию свободной позиции.
К интерактивным методам относятся:
обсуждение сложных и дискуссионных проблем (дискуссия,
дебаты);
анализ конкретных ситуаций;
творческие задания;
коллективные творческие дела;
ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры;
создание проектов;
выставки, спектакли, представления и т.д.;
симпозиум;
видеоконференция;
использование общественных ресурсов (приглашение специа-
листов, интерактивная экскурсия);
переговоры и медиация;
соревнования;
круглый стол;
тренинг, мозговой штурм.
Также в настоящее время классными руководителями
достаточно широко используется технология коллективных творческих дел
(КТД). Ядром и сутью данной технологии является такая организация
совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены
коллектива участвуют в организации и проведении дела, а деятельность
носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость
далеким и близким людям. Основная цель КТД заключается в том, чтобы
все члены коллектива на добровольных началах, с интересом и желанием
включились
в
реализацию
дела,
могли
раскрыть
свои
творческие
возможности. КТД — это, прежде всего, способ организации эмоционально
насыщенной трудом, игрой, творчеством жизни, направленный на служение
8
людям и Родине. Для того чтобы иметь более четкое представление о КТД,
нужно знать идеи, лежащие в его основе:
— коллективная организация деятельности;
— коллективное творчество;
— коллективное целеполагание;
— организация ситуаций-образцов;
— эмоциональное насыщение жизни коллектива;
— общественная направленность деятельности коллектива.
Использование игры в воспитательной деятельности классного
руководителя начальных классов обусловлено ее многофункциональностью.
Суть игры состоит в способности преображать действительность и ставить
ребенка в субъектную позицию, давая ему возможность самореализоваться.
В ходе игры школьник, прежде всего, осознает собственное «Я»,
демонстрирует и развивает личностный опыт, творческие, рефлексивно-
оценочные способности.
В игровом взаимодействии существенное значение имеет актив-
ность воспитанников, поскольку в игре «провоцируется» физическая,
социальная и познавательная активность.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором
воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он
непосредственно взаимодействует с учениками, стремится помочь детям в
решении их проблем в школьном коллективе, интересно с пользой
организовывать школьную жизнь.
Важный момент в работе классного руководителя начальной
школы – это умение работать с родителями. Для ребёнка, переступившего
порог школы, содружество учителя и родителей очень важно для
целостного развития. Ему одинаково значимы школа и семья. В начальных
классах связь школы с родителями осуществляет учитель. Он делает первый
шаг
к
взаимодействию.
Очень
важно,
чтобы
родители
стали
его
единомышленниками
и
помощниками.
Если
созданы
хорошие,
доверительные отношения, в таком коллективе комфортно всем.
9
Основные функции классного руководителя в работе с роди-
телями:
— информирование родителей о состоянии дел в классе и школе;
— психолого-педагогическое просвещение родителей;
— организация совместной деятельности взрослых и детей;
— индивидуальная деятельность с родителями по корректировке
семейного воспитания;
Специфика взаимодействия классного руководителя и семьи со-
стоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, развитии
его
лучших
качеств
и
свойств,
помощи
в
определении
стратегии
жизнедеятельности.
Принципы взаимодействия классного руководителя с родителями:
— взаимное доверие и уважение;
— сотрудничество;
— отсутствие давления на детей и родителей;
— учет индивидуальных особенностей семейного воспитания;
— взаимная поддержка и помощь;
— дифференциация педагогических воздействий на родителей;
— терпение и толерантность по отношению друг к другу;
— конфиденциальность;
— педагогический оптимизм.
Учет данных принципов помогает педагогу и родителям объеди-
нить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех
качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и
самореализации. Организуя взаимодействие, педагог начальных классов
выполняет следующие виды работ:
— планирует и организует психолого-педагогическое просвещение
родителей;
— знакомит родителей с организацией учебно-воспитательного
процесса в школе и стратегией ее развития;
10
— включает родителей в управление учебно-воспитательным про-
цессом;
— вовлекает родителей в совместную с детьми деятельность;
— осуществляет взаимодействие с трудовыми и общественными
организациями родителей;
— корректирует воспитательное влияние отдельных семей на ре-
бенка.
При организации взаимодействия классный руководитель учиты-
вает типы семей.
Сотрудничество классного руководителя и семьи — это результат
целенаправленной систематической работы, предполагающей всестороннее
изучение
семьи,
особенностей
и
условий
семейного
воспитания
с
использованием разнообразных форм совместной деятельности.
Работая с родителями, классному руководителю необходимо
использовать различные формы связи с ними:
- родительские собрания, обмен опытом;
- индивидуальные и тематические беседы, консультации;
- анкетирование;
- изучение и посещение семей учащихся;
- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий
(поездки в музеи, театры, экскурсии, походы, праздники);
- родительские чтения и конференции;
- работа с родительским комитетом.
Классное собрание.
На классных собраниях обсуждаются проблемы, отражающие
общие интересы родителей и детей. Важны добровольность участия, учет
пожеланий
участников
собрания,
сотрудничество.
Это
разговор
равноправных заинтересованных людей. Собрание проходит особенно
активно
и заинтересованно,
если
используется
работа по группам,
выполнение
творческих
заданий,
решение
проблемных
вопросов,
обсуждение ситуаций из жизни класса.
11
Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных
призов, оценке результатов. День открытых уроков проводится в удобное
для родителей время,
Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой
десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка
памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их
родителей, создание классной библиотеки.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов,
спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования,
конкурсы, КВНы клубы выходного дня; родительские школы по интересам.
Важной частью деятельности классного руководителя по
поддержанию контактов с семьей является: личное посещение учащихся
дома,
приглашение родителей в школу для беседы, переписка с
родителями через ученический или электронный дневник, проведение
классных родительских
собраний, организация бесед и лекций для
родителей на педагогические темы.
Работа
классного
руководителя
с
общественностью
является
важным направлением в его деятельности.
Классный
руководитель
при
помощи
общественности
может
провести экскурсии, организовать походы в театры, музеи, экскурсии по
предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в
какой обстановке работают люди той или иной профессии.
Важнейшие направления работы общественности по воспитанию
детей – это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время,
вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность,
индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий,
помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую
запущенность
школьников,
оказание
помощи
в
воспитании
и
перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-
массовой работы по месту жительства.
12
Классным руководителям необходимо поддерживать тесную связь с
общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за
содействием и поддержкой.
Проводя
воспитательную
работу
с
учащимися,
классному
руководителю следует поддерживать тесные контакты с
учителями-
предметниками с целью установления единых требований к учащимся и
повышения качества учебно-воспитательного процесса. Они обеспечивают
целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В
работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги
решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие
познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности,
ответственности и др.
Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности
действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса. Одной
из таких форм является посещение классным руководителем уроков,
проводимых учителями в его классе. В процессе посещения занятий он
наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их
знаний и познавательную активность.
В настоящее время ученик начальных классов находится в
школе большую часть времени . Воспитание ложится на плечи тех, кто
находится рядом, а это чаще всего учитель – классный руководитель! Так
что, хотим мы или не хотим, можем или нет, но школе действительно не
обойтись без классного наставника!
В работе классного руководителя начальной школы есть свои
особенности.
1. Младший школьный возраст – это возраст, наиболее
благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот
период ребенок осознает отношения между собой и окружающими,
осваивает новые социальные роли: ученик, член классного коллектива;
начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в
13
мотивах
поведения
и
нравственных
оценках
людей.
Он
начинает
задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
2. Главной целью для классного руководителя является создание
психологического комфорта в классе и основы для формирования дружного
сплочённого коллектива. Прежде чем этого достигнуть, нужно пройти ряд
важных этапов. Условно, первым этапом можно считать первое полугодие
1 класса. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация
учеников к школьной жизни. Класс впервые собирает вместе разных детей.
Задача учителя познакомить их и научить общаться друг с другом. Учитель
рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом. На
начальном этапе классный руководитель сам управляет, и это правильно.
Для маленьких детей он - образец для подражания во всём.
На втором этапе, а это второе полугодие 1-ого класса и весь
второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и
деятельности коллектива. Он изучает интересы каждого ребёнка, его
потребности, характер. Помогает укрепить межличностные отношения
между детьми, начинает сплачивать коллектив, чтобы дети не чувствовали
себя разрозненно.
Третий этап начинается с 3 класса. В этот период создаются
условия для развития личности, творческая индивидуальность раскрывается
ярче,
определяются
явные
лидеры.
Теперь
нужно
развивать
самоуправление, прислушиваться к мнению, интересам, потребностям
детей. Актив класса – большая опора для учителя в этот период.
Воспитанию отводится большая роль.
В 4 классе, на четвёртом этапе, дети открывают в себе своё
собственное «Я», могут смело проявлять себя. Класс что-то может делать
самостоятельно,
распределяя
между
собой
обязанности,
что-то
под
руководством учителя. На этом этапе учитель сотрудничает со своими
детьми. Формы работы с классом самые разнообразные. Это тематические
экскурсии,
праздники,
конкурсы,
викторины,
интересные
проекты,
коллективно-творческие
дела.
Все
эти
мероприятия
способствуют
14
сплочению класса. При проведении классных часов и бесед учитель
должен стараться учитывать актуальные проблемы класса или отдельных
учеников.
Деятельность классного руководителя начальных классов в первую
очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он
формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его
возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования
познавательных
интересов.
Через
разнообразные
формы
и
методы
индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного
труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в
социум, формирования демократической культуры в системе классного
самоуправления.
Итак, в деятельности учителя начальных классов, важным
является его идейная убежденность, педагогический оптимизм, но, как
правило, необходимы организаторские способности и умения, при этом
важно не только организовать учащихся, но и вызывать у них желание
самим включаться в деятельность. Важнейшее значение для классного
руководителя имеет умение строить свои взаимоотношения с учащимися и
перестраивать
их
по
мере
их
роста
и
развития.
Классный руководитель в начальных классах концентрирует свои усилия на
изучении учащихся, используя для этого различные методы и формы
работы. Педагог должен иметь четкое представление об интересах,
способностях и склонностях своих питомцах, знать условия жизни детей в
семье и устанавливать
контакт с родителями,
определять ведущие
направления в своей деятельности на каждый учебный год. Придавать всей
воспитательной работе большую целенаправленность и обеспечивать
сплочение коллектива и разностороннее развитие личности каждого
учащегося.
Главное в деятельности классного руководителя — содействие
саморазвитию
личности,
реализации
её
творческого
потенциала,
15
обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых
и достаточных условий для активизации усилий детей по решению
собственных проблем.
16