Автор: Осипова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Дикие животные"
Раздел: дошкольное образование
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Программное
содержание:
познакомить
с
характерными
особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни диких животных;
познакомить с обобщающим понятием «Дикие животные», учить узнавать их
по описанию; развивать зрительное восприятие, зрительное внимание,
зрительную память, мышление; учить правильно образовывать имена
существительные,
обозначающие
детенышей;
воспитывать
бережное
отношение к животным.
Познакомить детей с новыми лексическими единицами: кашкăр, тилĕ,
пакша, мулкач, упа. Способствовать формированию умения правильно
слышать и понимать слова на чувашском языке.
Материалы к занятию.Демонстрационный: изображение волка, лисы,
белки, зайца, медведя, а также их детенышей; изображение лисы и зайца,
выполненное из геометрических фигур.
Раздаточный материал:
геометрические фигуры, картинки диких
животных. Ход нод:
Приветствие. Встаньте дети, встаньте в круг. / Я твой друг и ты мой
друг!
Влево, вправо повернитесь / И друг другу улыбнитесь.
Затем воспитатель предлагает изобразить: хитрую лису, злого волка,
неуклюжего медвежонка.
Воспитатель загадывает загадки:
1. Этот зверь живёт в бору, / У стволов грызёт кору.
Летом в шубке серенькой, /А зимою – в беленькой. (Заяц – мулкач)
2. День и ночь по лесу рыщет, / День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит молчком, / Уши серые торчком. (Волк – кашкăр)
3. Рыжая хозяюшка / Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала / И с собой унесла. (Лиса – тилĕ)
4.
Хожу в пушистой шубке, / Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе /Орешки я грызу. (Белка – пакша)
5.
Он всю зиму долго спал, /Лапу правую сосал,
А проснулся – стал реветь. /Этот зверь лесной. (Медведь – упа)
Дети называют отгадки, а воспитатель выставляет на доске картинки
соответствующих животных.
- Как двумя словами назвать белку, медведя, лису, зайца и волка? (Дикие
животные)
- Сегодня мы будем говорить о диких животных.
Беседа по теме.
- Почему их назвали дикими? (потому что они сами добывают себе
пищу. Животные сами строят себе жилище и сами заботятся о своих
детёнышах)
- Попробуйте отгадать еще одну загадку: У кого четыре лапы, хвост и он
покрыт шерстью?
Вместе с детьми выясняем, что это признаки всех зверей.
- Догадайтесь, о ком я сейчас думаю. Это дикое животное, у которого
пушистый хвост (дети могут назвать и лису и белку).
- Она грызёт орешки. (белка - пакша)
- Это дикое животное с коротким хвостом (заяц - мулкач или медведь -
упа)
- У него длинные уши (заяц – мулкач)
ФИЗМИНУТКА «Кто как передвигается»
Жарким днём лесной тропой / Звери шли на водопой.
За мамой лисицей крался лисёнок. / За мамой ежихой катился ежонок.
За мамой медведицей шёл медвежонок. /За мамой белкой скакали
бельчата.
За мамой зайчихой косые зайчата. /Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Дети садятся на ковёр, и воспитатель спрашивает их.
-Нужно ли ухаживать за дикими животными?
-Давайте поиграем, я буду произносить названия различных кормов, а
вы должны поднять вверх карточку с животным, которое питается этим
кормом.
Мясо, трава, мёд, морковь, ягоды, орехи, грибы, шишки, капуста, рыба.
-Ребята, давайте пройдём за столы.
-Я из геометрических фигур сложила изображения лисы и зайца.
-Из каких фигур я сложила лису (тилĕ)?
-Сколько их? Из каких фигур я сложила зайку (мулкач)?
-Сколько их всего?
-У каждого из вас на столе лежат геометрические фигуры, необходимые
для выкладывания либо лисы, либо зайца. Подумайте и соберите животное.
-У нас случилась беда. Детёныши животных потеряли своих мам.
Давайте поможем мамам-животным найти своих малышей.
Сначала нужно взять картинку со взрослым животным, после подойти к
другому столу и выбрать соответствующую карточку с детёнышем. Потом
нужно сказать у какого животного как называется детёныш.
У лисы – лисёнок, / У белки – бельчонок и т.п.
Дид.игра «Четвёртый лишний».Ребята, помогите узнать, кто же здесь
лишний: Лиса, медведь, заяц, дятел; / Волк, ёж, конь, лиса;
Заяц, слон, медведь, белка; / Курица, белка, ёж, лиса.
Игра «Кто ушёл» Пĕрре, иккĕ, виççĕ, / Тăваттă, пиллĕк, улттă,
Çиччĕ, саккăр тăххăр / Вуннă – эсĕ тух!
На столе расставлены фигурки диких животных. К столу подходит
ребенок.
- Внимательно посмотри и запомни всех, кого видишь. (ребенок
отворачивается и воспитатель убирает одну фигурку)
- Кто ушел в лес?
Итог: - Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили? (дети
отвечают)
- Каких диких животных вы знаете? (дети отвечают)
- Назовите животных на чувашском языке
- Что понравилось больше всего делать?
Литература:
1.
А.А.Вахрушев,
Е.Е.Кочемасова
«Здравствуй,
мир!»
(методические
рекомендации)
2.
Т.Н.Зенин «Ознакомление детей раннего возраста с природой»
3.
А.В.Печерога «Развивающие игры для дошкольников»