Напоминание

Тема: Изучение психического развития ребенка раннего возраста.


Автор: Ушакова Светлана Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкооьное образовательное учреждение
Населённый пункт: ст.Озёрки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема: Изучение психического развития ребенка раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Новоозёрский детский сад»

Тальменского района Алтайского края

Тема: Изучение психического развития ребенка раннего возраста.

Реферат

по курсу повышения квалификации: «Психолого - педагогическое

сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного

учреждения »

Выполнил:

Ушакова Светлана Алексеевна

Старший воспитатель

МКДОУ «Новоозёрский детский сад»

Тальменского района Алтайского края

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Основная часть………………………………………………………………..

1.1 Социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка в раннем

возрасте……………………………………………………………..

1.2 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте………………..

1.3 Познавательное развитие в раннем возрасте………………………….

Заключение……………………………………………………………………...

Список использованных источников…………………………………………

Введение

Психолого – педагогическое сопровождение ребенка с

ОВЗ -

это

рациональное

осуществление

совместными

усилиями

специалистов

дошкольного

образовательного

учреждения

и

родителей

комплекса

воспитательных, профилактических и коррекционных мер, направленных на

укрепление и развитие психофизического здоровья ребенка с ОВЗ.

Раннее детство (период от года до трех лет) - это особый период в жизни

ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое

развитие,

закладывается

основа

для

дальнейшего

формирования

и

становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего

детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение

телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные

преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень

значительны.

Р

анний возраст - это период быстрого формирования всех

свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно

начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста

является важным условием их полноценного развития.

Актуальность изучения психического развития ребенка раннего возраста

обусловлена важностью периода детства для формирования личности и

способностей взрослого человека. Происходящие в системе образования

изменения во многом связаны с введением Федеральных государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС),

реализация

которых

должна

обеспечить личностную, социальную и профессиональную успешность

подрастающего поколения в условиях изменчивого мира.

В настоящее время национальная образовательная политика в нашей стране

нацелена на создание оптимальных условий, для включения и психолого-

педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями

здоровья в дошкольные учреждения.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными

возможностями здоровья актуальна не только для России. По данным

статистики Всемирной организации здравоохранения рост количества детей с

ограниченными возможностями здоровья составил в 2010 году - 14.5 %, а в

2017 году-25,5% , а 75 % детей посещающих обыкновенные школы и

детские

сады

нуждаются

в

медицинской,

психолого-педагогической,

логопедической помощи. Ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной

патологией, 8-10 % с врожденной патологией, 4 - 5 % инвалиды.

Одной

из

важнейших

задач

современной

психологии

является

психологическая коррекция отклонений детского развития и вневрачебная

помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов,

которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют

3

мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями,

чувствами и поступками. А ребенку с ограниченными возможностями

здоровья справляться с ними наиболее трудно.

Современная

жизнь

со

сложным

уровнем

социально-экономического

развития,

быстрыми

изменениями

социального

статуса

сообществ,

предъявляет высокие требования к адаптивным возможностям современных

детей. В связи с этим различные специалисты, занимающиеся проблемами

детства отмечают, что все у большего количества детей (по некоторым

данным от 24 до 50 % детского населения) уже с раннего возраста

появляются

проблемы

связанные

с

психологическим

развитием.

Специалисты

из

области

дефектологии,

коррекционной

педагогики,

специальной психологии все, чаще обращают внимание на то, что

коррекционная поддержка ребенка, имеющего те или иные проблемы

развития должна начинаться как можно раньше. В свете перечисленных

данных актуальность данного исследования не вызывает сомнения.

Предмет исследования - содержание и методы психолого-педагогического

сопровождения

детей

дошкольного

возраста

с

ограниченными

возможностями здоровья. В настоящее время подобных разработок, на

высоком научном уровне, явно не достаточно.

Основная часть

1. 1 Социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка

в раннем возрасте.

В период раннего детства (от одного года до трех лет) социальная ситуация

младенчества распадается. Если раньше взрослый был центром мира

ребенка, то теперь ребенок акцентирует свое внимание на предмете. Если

раньше связь между ребенком и взрослым была непосредственной, общение

происходило ради общения, то теперь связь между ребенком и взрослым

опосредована

предметом,

и

наоборот,

связь

ребенка

с

предметом

опосредована взрослым как образцом действия с предметом, носителем

собственно человеческих способов употребления предметов.

Л. Ф. Обухова представляет социальную ситуацию развития в раннем

возрасте следующим образом: ребенок – предмет– взрослый. Тем самым

складывающаяся социальная ситуация предстает как ситуация совместной

деятельности ребенка и взрослого.

В совместной деятельности с взрослым у ребенка формируется предметная

(орудийно-предметная) деятельность, направленная на усвоение ребенком

общественно выработанных способов действия с предметами. Это ведущая

деятельность в данном периоде, содержанием которой выступают культурно-

обусловленные способы употребления предметов. Однако, как пишет Д. Б.

Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть

общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не

4

написано, для чего она служит, ее физические свойства не ориентируют

предметное действие, которое должно быть с ней произведено.

Только в совместной деятельности с взрослым ребенок учится использовать

предметы по их назначению, т.е. открывает цель и способ действия с

предметами. Выделяют три этапа в развитии предметного действия:

1) этап совместного действия – на стороне взрослых и ориентация, и

исполнение, и оценка действия (например, взрослый берет ручку ребенка,

берет вместе с ним ложку, наполняет кашей и подносит ко рту);

2) этап частично-совместного действия – взрослый только начинает действие,

а ребенок его заканчивает;

3) этап самостоятельного действия – ребенок сам выполняет действие, на

стороне взрослых последовательно меняющиеся функции: ориентировки,

показа, указания, контроля, оценки выполняемого ребенком действия.

Развитие предметного действия ведет к переносу действия:

а) с одного предмета на другой (ребенок научился расчесываться своей

расческой, затем может расчесываться и маминой щеткой, и бабушкиным

гребешком и т.п.);

б) из одной ситуации в другую, т.е. ребенок действует с одним и тем же

предметом, но в разных ситуациях (научившись пользоваться расческой,

ребенок пытается расчесать маму, куклу, собачку и пр.).

Благодаря этим двум переносам происходит обобщение функции, отрыв

действия от предмета и от ситуации, что способствует отделению ребенка от

взрослого, отождествлению и сравнению себя с ним. Именно на этой основе

появляются игровые действия, действия "понарошку", основанные на

подражании взрослым.

Игры детей на этом этапе еще непродолжительны, возникают эпизодически,

для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых

действий. Для детей данного возрастного периода характерна так называемая

предметная игра, основное содержание которой – воспроизведение виденных

и усвоенных предметных действий (они "варят кашу", "укладывают спать",

"кормят куклу").

В конце раннего детства, как указывает В. С. Мухина, в поведении ребенка

появляются

предпосылки

сюжетно

ролевой

игры:

переименование

предметов,

отождествление

ребенком

своих

действий

с

действиями

взрослого, называние себя именем другого человека.

С психологической точки зрения ранний возраст является одним из ключевых

в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие.

Такое особое значение этого возраста связано с тремя фундаментальными

жизненными приобретениями ребенка: прямо хождением, речевым общением

и предметной деятельностью. Прямо хождение обеспечивает ребенку

широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для

его развития информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать

знания,

формировать

необходимые

умения

и

навыки.

Предметная

деятельность

непосредственно

развивает

способности

ребенка,

в

5

особенности

его

ручные

движения.

Три

эти

фактора

определяют

разностороннее и полноценное психическое развитие ребенка. (Немов, с. 66)

Помимо предметных и игровых действий в раннем возрасте складываются и

другие виды деятельности, в первую очередь продуктивные – рисование,

лепка,

конструирование.

Благодаря

этим

действиям

слово

начинает

отрываться от предмета и обобщаться. Как отмечает Л. Ф. Обухова,

начинается переход от "мышления в движениях" к "образному мышлению".

Социальная

ситуация

совместной

деятельности

ребенка

и

взрослого

содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с

предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок, в то же

время, должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие

решается в новом типе ведущей деятельности, которая рождается в период

раннего

возраста.

Это

предметная

(предметно-

манипуляторная)

деятельность,

направленная

на

усвоение

общественно

выработанных

способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, т.к. мотив

деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Общение в этом возрасте становится формой организации предметной

деятельности, как средство осуществления предметной деятельности, как

орудие для овладения общественными способами употребления предметов.

Несмотря на то, что общение уже не является ведущей деятельностью в этом

возрасте, оно продолжает интенсивно развиваться и становится речевым.

Общение, связанное с предметными действиями, уже не может быть

эмоциональным. Оно должно стать опосредствовано словом, имеющим

предметную отнесенность. (Обухова, 95 г., С. 213)

За период раннего детства, примерно к 3-м годам память, восприятие,

воображение и внимание начинают приобретать человеческие свойства. Но

главное состоит в том, что ребенок начинает не только понимать, но и

активно пользоваться языком в общении с людьми, что влияет на его

последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие.

Благодаря

речевому

взаимодействию

со

взрослыми

ребенок

из

биологического

существа,

индивида,

к

середине

раннего

возраста

превращается в человека, а к концу периода – в личность.

Речь не только незаменима в общении для ребенка, но и играет важнейшую

роль в развитии мышления. (Немов, С. 67)

1.2 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение

ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в

младенческом возрасте.

Предметная деятельность — ведущая деятельность раннего возраста.

Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней

происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Переход к

предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового

отношения к миру предметов.

6

Усваивая

способность

действия

с

предметами

ребёнок

постепенно

накапливает индивидуальный опыт деятельности, происходит становление

разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное

развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей

формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не

только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве,

соотношении частей, звуковых свойствах предметов. В процессе овладения

целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание

первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной

задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного

результата).

Содержание предметной деятельности – усвоение ребёнком общественно

выработанных

способов

употребления

предметов.

Эта

деятельность

удовлетворяет потребность ребёнка в познание предметов и способов

действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем

возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детей проводится путём формирования основных способов

усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослыми,

разделённых действий, когда взрослый начинает действие, а ребёнок

заканчивает его; действий – подражаний; действий по показу; по жестовой

инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на

образец, а потом по слову взрослого с опорой на память ребёнка. При

поэтапном усвоении любого действия у ребёнка возрастает степень

активности.

После

каждого

совместного

выполнения

действий

ему

предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей

самостоятельностью.

В

игровых

заданиях

и

дидактических

играх

взрослый

стимулирует

активность ребёнка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно

предоставить

малышу

возможность

постепенно

ориентироваться

на

результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и

предметных действий.

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и

раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий.

Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для

манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и

определенный

способ

употребления.

Усвоение

предметных

действий

начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь

возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети

сначала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают

«техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных

действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей, предметным

7

действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат,

но и способ их выполнения, причём способ, доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребёнку

впервые откроются функции предметов. Как любой вид деятельности,

предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребёнка со

взрослыми людьми. Процесс освоения действия с предметами требует

прямого обучения со стороны взрослых.

Психологами

определены

этапы

развития

предметного

действия:

от

совместного

со

взрослым

к

частичному

или

совместно-раздельному

(начинают вместе со взрослыми, а ребёнок заканчивает), затем выполнение

действия ребёнка на основе показа и, наконец, самостоятельное действие

ребёнка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо

процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень

освоения действия каждым ребёнком и переводить его на более высокий

уровень. Так один ребёнок нуждается в совместном действии, а другой уже

способен выполнить по показу, по образцу. Процесс обучения и освоения

ребёнком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребёнок продолжает приучаться употреблять по назначению различные

предметы

одежды,

пользоваться

ложкой,

чашкой,

совком,

лопаткой,

карандашом, и т.д. При этом внешние свойства предмета перестают

определять собой действие. Теперь действие с предметом определятся его

назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают

возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть

особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно

побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с

разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием

будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких

совместных

игр

формируются

сенсорные

ориентировочные

способы

действия, столь важны для становления предметных действий. Все действия

с предметами дети усваивают играя, это увлекает их, создаёт радостное

настроение. Таким образом, при формировании предметной деятельности

развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое

внимание, иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения, умения не

торопиться,

не

спешить

действовать

за

ребёнка,

предоставлять

ему

возможность проявлять собственную активность, возможность выбора.

Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом

случае формируется активный, самостоятельный, инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится всё более смелым,

уверенным, точным. Одним из показателей развития предметного действия

является инициатива ребёнка в его исполнении, исходя из анализа

сложившейся ситуации. Таким образом, при формировании предметной

деятельности взрослым следует помнить:

создание условий, при которых круг предметов, интересующих ребёнка

постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним;

8

необходимости

поэтапного

формирования

предметных

действий,

осуществляя его в сотрудничестве с ребёнком;

постепенном формировании активности, самостоятельности, инициативы

ребёнка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более

свободной: ребёнок знает для чего служит предмет, но может использовать

его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без

предмета или, пользуясь неподходящим предметом (причёсываться палочкой

или рукой). Такое «отделение» действия от предмета – обязательная

предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по

крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он

пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками

действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают

спать, кормят её, водят на прогулку; везёт машинку, коляску; чистит

предметы домашнего обихода; готовит пищу; стирает и т.д. В возрасте около

трёх лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить

к

его

символическому

изображению.

Благодаря

совершенствованию

символической функции, дети не только используют в игре предметы по

прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление

предмета

своим

идеям

и

замыслу

игры.

Однако,

в

этом

возрасте

функциональное назначение предмета устанавливается ещё с ориентации на

его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие

индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого

периода дети много играют с различными предметами, прежде всего с

игрушками, причём не просто манипулируют ими, но и строят из них что-то

новое.

Ранний

возраст

является

периодом

наиболее

интенсивного

усвоения

способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном

умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую

роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они

отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо

предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые

вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки и т.д. Все они требуют совершенно

определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения

орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны

игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным

образом уменьшённые аналоги реальных объектов: игрушечный телефон,

часы, сумочки и пр.; кукольная утварь, посуда, одежда и пр.

В

раннем

возрасте

предметная

деятельность

малыша

может

иметь

развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый

является для маленького ребёнка не только носителем культурных средств и

способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности.

Переход от предметных действий, выполняемых ребёнком под руководством

взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная

9

деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание

многих видов самостоятельной деятельности ребёнка составляют именно

предметные действия: так, в дидактических играх детям предлагаем решать

самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей

занимают также предметные действия с игрушками, отображающие близкие

и понятные ребёнку образы людей, животных, предметов обихода. Только

при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,

окружающем ребёнка с детства, возможен постепенный переход к играм и

самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с

предметами.

В

рамках

предметной

деятельности

зарождается

игра.

Формирование интереса к предметной деятельности, а в последующем и к

игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в

группу разнообразных игрушек и презентация среды, в которой дети будут

жить, вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная

организация развивающей среды является одним из важнейших условий

возникновения и развития предметной деятельности.

1. 3 Познавательное развитие в раннем возрасте

К началу раннего возраста ребенок начинает воспринимать свойства

окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и

использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для

дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением

предметной деятельностью (а позднее – игровой и рисованием) и речью.

Основу умственного развития в раннем возрасте составляют формирующиеся

у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий.

(Мухина, С. 94-95)

Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в

окружающем мире (природа, социум). Формирование представления, их

упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и

зависимостей способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному

развитию.

Не

секрет,

что

ранний

возраст

играет

особую

роль

в

интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира,

ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые

человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его

характера.

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской

деятельности. Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое

значение для развития познавательной активности имеет желание не только

рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять,

конструировать, экспериментировать.

Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте

развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные

процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет

10

центр сознания ребенка. Восприятие – фундаментальная психическая

функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических

действий. Путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить

предмет в отверстие соответствующей формы и размера.

Практический результат он получает в процессе многократных сравнений

величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих предметов

или их частей. Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно

грубое. Ребенок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление,

достигает результат.

1. 4 Развитие речи в раннем возрасте

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение

речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление

которого происходит с момента рождения ребенка. Итак, какие этапы

проходит развитие речи у детей раннего возраста.

Речь относится к числу психических функций, которые отличают нас от

представителей животного мира и является одной из главных потребностей.

По мимо этого, речь тесно связана с формированием других навыков у

ребёнка, особенно в раннем возрасте, когда у малыша появляется желание к

познанию чего-то нового.

Стимулом для усвоения речи является невозможность обучиться приемам и

правилам употребления предметов только с помощью «немого» языка, т.к.

постоянно возникает у ребенка необходимость обращаться к взрослым.

Здесь очень интересен и важен такой момент, что, если, взрослый пытается

ловить каждое желание ребенка, исполнять все, что он хочет, по первому

жесту, то ребенок может долго обходиться без речи. Совсем другое дело,

когда взрослые вынуждают ребенка говорить внятно, по возможности ясно

оформлять словами свои желания и только тогда исполняют их. (Мухина, 85

г., С. 90)

Рассмотрим динамику процесса овладения речью:

слова произносятся без изменения грамматической структуры; произносит

несколько слов; преимущественно называет предметы, которые видит

непосредственно. Преобладает пассивная речь (слушает).

1,5 – 2,5 года

изменяется грамматическая структура слова, меняются окончания; дети

научаются комбинировать слова в 2-х – 3-х словные фразы; переход к

активной самостоятельной речи; в этот период ребенок особо интересуется

окружающими предметами (Что это?). )

2,5 – 3 года

речь достигает уровня, когда можно вступать в диалог.

Рассмотрим детальнее указанные этапы.

11

За 2,5 года раннего возраста речь развивается от примитивных называний до

осознанного выражения мысли, беглой речи, состоящей из грамматически

правильных предложений.

В 1,5 года ребенок использует двусловные комбинации («мой папа»); 2,5 года

– употребляет более длинные и сложные предложения («Куда пошел папа?»).

Овладение значением слова – очень важный аспект развития речи. Любое

слово – обобщение: слово относится к группе, классу вещей. Считается, что в

основе ранних обобщений лежит выделение легко замечаемых признаков

предметов (например, мягкие пушистые предметы, животные – это «киса»

(кошка)).

В

дальнейшем

дети

усваивают

названия

средней

степени

обобщенности, поэтому, например дога назовут просто собакой. К 2-м годам

дети осваивают вопрос «Что это?».

В раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход

от многозначных детских слов к первым функциональным обобщениям.

Основание для этого (обобщения) служат различные признаки предметов.

Вначале ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и

бросающимся в глаза признакам – 1-я ступень. На 2-ой ступени обобщение

происходит по функциональным признакам, т.е. какую роль выполняют

предметы. 3-я ступень – умеет вычленять общие и устойчивые признаки

предметов,

отражающие

их

природу,

независимо

от

ситуационного,

функционального использования данных предметов.

Заключение

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического

развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается –

речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других,

о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и

фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,

любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям,

целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и

многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе, как

следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия

взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

В раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее

грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится

важнейшим средством общения. В рамках предметной деятельности, которая

является ведущей в данном возрасте, развиваются все основные психические

процессы

и

новые

виды

деятельности:

процессуальная

игра,

целенаправленность, самостоятельность, творческие способности и др.

Список использованных источников

12

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до

17 лет). – М.,1996.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество. – М., 1997.

3.

Шаповаленко

И.В.Возрастная

психология

(Психология

развития

и

возрастнаяпсихология). — М.: Гардарики, 2005.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество. – М., 1997.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В

3 кн. – М., 1994. – Кн.2.

6.

Шаповаленко

И.В.Возрастная

психология

(Психология

развития

и

возрастнаяпсихология). — М.: Гардарики, 2005.

13



В раздел образования




Яндекс.Метрика