Автор: Кадиева Саида Абдулгалимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №8
Населённый пункт: г. Коломна
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении."
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении
Колыганова Марина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра
развития ребенка – детского сада № 1 «Муравейник», Московская область, г.о. Коломна
Необходимость комплексного подхода в вопросе сохранения и укрепления
здоровья ребенка в условиях ДОУ уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность
такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, посещающих детские сады. Врачи
и педагоги бьют тревогу: исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья
детей и подростков, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической
патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось
в 3 раза.
Ценностно-социальная модель здоровья подразумевает не только физическое, но и
душевное и социальное благополучие личности. Здоровье рассматривается с точки зрения
удовлетворения духовных и материальных потребностей человека, способности его
реализовывать эти потребности для создания полноценной жизни в социальном, духовно
богатом обществе.
Учеными давно доказано, что лучшим средством снятия нервного напряжения
является
физическая
нагрузка.
Использовать
движения
в
качестве
противовеса
отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н.П. Бехтерева. Известный физиолог
И.П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость,
создавая устойчивое настроение.
Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс,
направленный на достижение физического совершенства.
Современное определение физического воспитания значительно шире. Физическое
воспитание – это комплекс мер, направленных на:
своевременное достижение возрастного уровня физического развития детей и развития
их двигательных функций;
соответствующую
коэффициенту
двигательного
развития
физическую
подготовленность;
приобщение к традициям и культуре большого спорта;
овладение физической культурой;
высокую степень здоровья, позволяющего достигать физического совершенства.
Несмотря на обогащения понятия физического воспитания, его первоочередной
задачей было и остается укрепление здоровья детей посредством всестороннего
физического
развития
и
закаливания.
Все
другие
задачи
образовательного
и
воспитательного плана решаются в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и
уровня их физического развития.
Такой
подход
позволяет
рассматривать
оздоровительную
деятельность
и
физическое воспитание как целостность. В соответствии с этим подходом принцип
оздоровительной направленности физического воспитания становится ведущим.
В последние годы в педагогике крепко закрепился термин «здоровьесберегающие
технологии», «здоровьесбережение». Это слово считается искусственно созданным,
поэтому для многих до сих пор оно не понятно и не приемлемо. За сложность этого
словообразования скрывается простой и очень актуальный смысл. В чем же состоит суть
этого педагогического новаторства и новаторство ли это вообще? Может это новое -
просто хорошо забытое старое?
Здоровьесберегающая технология – система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии
наиболее значимы среди всех известных технологий, влияющих на здоровье детей.
Главный их признак: использование психо-педагогических приемов, методов и подходов
к решению возникающих проблем. Их можно поделить на три подгруппы:
организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению
состоянию переутомления и гиподинамии;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой
педагога с детьми;
учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению ребенка
заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья.
Насколько современные педагоги готовы реализовать в педагогическом процессе
принципы здоровьесбережения, настолько он будет успешен.
Организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению
состоянию переутомления и гиподинамии
Стрейчинг
Характеристика: использовать не ранее, чем после 30 минут после приема пищи. 2
раза в неделю по 30 минут. Со среднего дошкольного возраста. Место проведения –
спортивный и музыкальный залы, можно в групповых комнатах. Стрейчинг – это
упражнения, направленные на растяжку мышечных тканей. Рекомендуется детям с вялой
осанкой, с плоскостопием. Опасаться надо нерациональной нагрузки. Выполняется в
сочетании с дыхательными упражнениями.
Упражнение «Дерево». И.п. – ноги вместе. Поднять руки-ветви вверх (вдох), опустить
(выдох).
Ритмопластика проводится через 30 минут после приема пищи. Объект – дети среднего
дошкольного возраста 2 раза в неделю по 30 минут. Ритмопластика – это движения под
музыку, которые развивают чувство ритма. При подборе музыкальных произведений
следует обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и
ее соразмеренность возрастным особенностям ребенка.
Динамические паузы проводятся во время занятий от 2-3 минут по мере утомления детей.
Рекомендуются для всех возрастных групп с целью профилактики утомления. Могут
включать
элементы
гимнастики
для
глаз,
пальчиковой
гимнастики,
дыхательной
гимнастики.
Релаксация проводится в любом помещении. В зависимости от состояния детей педагог сам
определяет
интенсивность
данной
технологии.
Может
использовать
спокойную
классическую музыку, «звуки природы».
Упражнение «Сон». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Дышать ровно через нос,
выдох через рот. Закрыть глаза.
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с
детьми
Реализуются
на
занятиях
с
художественно-эстетической
направленностью.
Рекомендуются для всех возрастных групп. Осуществляются по программе ДОУ, а также по
специально запланированному графику.
Пальчиковая гимнастика проводится с младшего дошкольного возраста индивидуально или
с подгруппой ежедневно в любое время.
Упражнение «Радужные брызги». Встряхивание кистей рук, имитирующее разбрызгивание
воды. При этом дети пытаются «обрызгать» друг друга.
Гимнастика для глаз проводится по 3-5 минут ежедневно в любое свободное время в
зависимости
от
интенсивности
зрительной
нагрузки.
Рекомендуется
использовать
наглядный материал или показ педагога.
Упражнение «Жмурки». (ритмично закрывать и открывать глаза).
Для
проведения
дыхательной
гимнастики
необходимо
обеспечить
проветриваемое
помещение. Используется в различных формах физкультурных занятий и других формах
образовательного процесса. Следует обращать внимание на гигиену дыхательных путей –
чистый нос.
Упражнения с протяжными гласными и согласными. Расслабляющие звуки «з-с», «ж-ш».
Упражнение «Комарик».
Гимнастика бодрящая проводится после дневного сна ежедневно в течение 5-10 минут.
Формы проведения: лежа, обширное умывание, ходьба по массажным дорожкам, легкий бег
из спальни в группу с разницей температуры воздуха в помещении.
Упражнения их детской йоги. Упражнение «Котята».
Гимнастика корригирующая Форма проведения зависит от поставленных задач и
контингента детей. Упражнения на коррекцию осанки или плоскостопия (сколиоза, лордоза,
кифоза, вялой осанки и т.д).
Гимнастика
ортопедическая
используется
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики
болезней опорно-двигательного аппарата.
Упражнения, направленные на поддержание
мышечного тонуса, укрепление мышечного корсета.
Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению ребенка
заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья
Физкультурные занятия
Проблемно-игровые занятия, игротренинги и игротерапия. Используются незаметно для
ребенка посредством включения педагога в процесс игровой деятельности в свободное от
занятий время.
Коммуникативные игры проводятся со старшего дошкольного возраста 1-2 раза в неделю
по 30 минут. Занятия строятся по схеме и состоят из нескольких частей. В них входят:
беседы, этюды, игры разной степени подвижности, занятия рисованием и лепки.
Занятия из серии «Здоровье» проводятся 1 раз в неделю по 30 минут со старшего
дошкольного возраста. Они включаются в сетку занятий в качестве познавательного
развития.
Занятия «Полезная и вредная пища», «Красивая спина», «Ах, ты девочка чумазая…».
Самомассаж проводится
сеансами
и
включатся
во
все
формы
физкультурно-
оздоровительной работы. Ребенку необходимо объяснить серьезность процедуры и дать ему
элементарные знания о самомассаже.
Упражнения «Погреем ладошки», «Лепим ушки», «Заводим машину».
Арттерапия Воздействие искусством. Проводится сеансами по 30 минут. Учитывается
непрерывность сеансов. Арттерапию можно начинать со среднего дошкольного возраста.
Занятия проводятся по подгруппам 10-13 человек. Результаты занятий регулярно заносятся
в протокол занятий.
Технологии музыкального воздействия
проводятся 2-4 раза в месяц и используются в
качестве вспомогательного средства или как часть других технологий. Они направлены на
снятие повышенного эмоционального состояния ребенка.
Упражнение «Нарисуй музыку» (слушая инструментальную музыку, дети передают свои
эмоции в рисунке).
Сказкотерапия
проводится 2-4 раза в месяц по 30 минут со старшего дошкольного
возраста. Используются для психологической, терапевтической и развивающей работы.
Фонетическая ритмика (логоритмика)
проводится 2 раза в неделю с младшего
дошкольного возраста не раньше, чем через 30 минут после приема пищи (в младших
группах – по 15 минут, в старших – по 30 минут).
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и
укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В Концепции подчеркивается
важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психологическое здоровье
ребенка.
Необходимым аспектом в решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей,
посещающих ДОУ, является формирование у ребенка интереса к своему здоровью. Каждый
дошкольник должен иметь представление не только о здоровье, как о некой естественной
данности, но и хорошо понимать свое тело, свой организм и его функции; знать, какие
внешние факторы являются благоприятными и неблагоприятными
для правильного
психофизического развития человека.
Определить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя
современные достижения науки и практики, не так уж сложно. Но дело в том, что каждое
направление оздоровительной деятельности уже само по себе является системой
мероприятий, на осуществление которой требуется определенное время. Возникает риск
перегрузки
детей,
а
перегрузка
любого
рода
(физическая,
нервно-психическая,
интеллектуальна) ведет к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить
между собой все элементы комплекса, при этом, не усложняя системы, а, напротив,
максимально упрощая ее. Только в этом случае она сможет стать «работающей». Это
позволит создать рациональную систему мероприятий каждого направления и рассчитать
время, необходимое для их проведения. На этой основе можно также осуществить их
разумную интеграцию с образовательным процессом, игровой деятельностью детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных
учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского
совещания. М., 2010.
2.
Куликов Л.Б. Психология настроения. СПб., 1998.
3.
Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Профилактика психоэмоционального напряжения
детей. М.,2002.
4.
Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном
учреждении. / Под ред. В.Г. Алямовской. Н. Новгород, 2002.
5.
Качество дошкольного образования. Сборник материалов Всероссийской
конференции. М., 2002.
6.
Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных
учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2002.