Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении."


Автор: Кадиева Саида Абдулгалимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №8
Населённый пункт: г. Коломна
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении

Колыганова Марина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра

развития ребенка – детского сада № 1 «Муравейник», Московская область, г.о. Коломна

Необходимость комплексного подхода в вопросе сохранения и укрепления

здоровья ребенка в условиях ДОУ уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность

такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, посещающих детские сады. Врачи

и педагоги бьют тревогу: исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья

детей и подростков, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической

патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось

в 3 раза.

Ценностно-социальная модель здоровья подразумевает не только физическое, но и

душевное и социальное благополучие личности. Здоровье рассматривается с точки зрения

удовлетворения духовных и материальных потребностей человека, способности его

реализовывать эти потребности для создания полноценной жизни в социальном, духовно

богатом обществе.

Учеными давно доказано, что лучшим средством снятия нервного напряжения

является

физическая

нагрузка.

Использовать

движения

в

качестве

противовеса

отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н.П. Бехтерева. Известный физиолог

И.П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость,

создавая устойчивое настроение.

Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс,

направленный на достижение физического совершенства.

Современное определение физического воспитания значительно шире. Физическое

воспитание – это комплекс мер, направленных на:

своевременное достижение возрастного уровня физического развития детей и развития

их двигательных функций;

соответствующую

коэффициенту

двигательного

развития

физическую

подготовленность;

приобщение к традициям и культуре большого спорта;

овладение физической культурой;

высокую степень здоровья, позволяющего достигать физического совершенства.

Несмотря на обогащения понятия физического воспитания, его первоочередной

задачей было и остается укрепление здоровья детей посредством всестороннего

физического

развития

и

закаливания.

Все

другие

задачи

образовательного

и

воспитательного плана решаются в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и

уровня их физического развития.

Такой

подход

позволяет

рассматривать

оздоровительную

деятельность

и

физическое воспитание как целостность. В соответствии с этим подходом принцип

оздоровительной направленности физического воспитания становится ведущим.

В последние годы в педагогике крепко закрепился термин «здоровьесберегающие

технологии», «здоровьесбережение». Это слово считается искусственно созданным,

поэтому для многих до сих пор оно не понятно и не приемлемо. За сложность этого

словообразования скрывается простой и очень актуальный смысл. В чем же состоит суть

этого педагогического новаторства и новаторство ли это вообще? Может это новое -

просто хорошо забытое старое?

Здоровьесберегающая технология – система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение

здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии

наиболее значимы среди всех известных технологий, влияющих на здоровье детей.

Главный их признак: использование психо-педагогических приемов, методов и подходов

к решению возникающих проблем. Их можно поделить на три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению

состоянию переутомления и гиподинамии;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой

педагога с детьми;

учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению ребенка

заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья.

Насколько современные педагоги готовы реализовать в педагогическом процессе

принципы здоровьесбережения, настолько он будет успешен.

Организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению

состоянию переутомления и гиподинамии

Стрейчинг

Характеристика: использовать не ранее, чем после 30 минут после приема пищи. 2

раза в неделю по 30 минут. Со среднего дошкольного возраста. Место проведения –

спортивный и музыкальный залы, можно в групповых комнатах. Стрейчинг – это

упражнения, направленные на растяжку мышечных тканей. Рекомендуется детям с вялой

осанкой, с плоскостопием. Опасаться надо нерациональной нагрузки. Выполняется в

сочетании с дыхательными упражнениями.

Упражнение «Дерево». И.п. – ноги вместе. Поднять руки-ветви вверх (вдох), опустить

(выдох).

Ритмопластика проводится через 30 минут после приема пищи. Объект – дети среднего

дошкольного возраста 2 раза в неделю по 30 минут. Ритмопластика – это движения под

музыку, которые развивают чувство ритма. При подборе музыкальных произведений

следует обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и

ее соразмеренность возрастным особенностям ребенка.

Динамические паузы проводятся во время занятий от 2-3 минут по мере утомления детей.

Рекомендуются для всех возрастных групп с целью профилактики утомления. Могут

включать

элементы

гимнастики

для

глаз,

пальчиковой

гимнастики,

дыхательной

гимнастики.

Релаксация проводится в любом помещении. В зависимости от состояния детей педагог сам

определяет

интенсивность

данной

технологии.

Может

использовать

спокойную

классическую музыку, «звуки природы».

Упражнение «Сон». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Дышать ровно через нос,

выдох через рот. Закрыть глаза.

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с

детьми

Реализуются

на

занятиях

с

художественно-эстетической

направленностью.

Рекомендуются для всех возрастных групп. Осуществляются по программе ДОУ, а также по

специально запланированному графику.

Пальчиковая гимнастика проводится с младшего дошкольного возраста индивидуально или

с подгруппой ежедневно в любое время.

Упражнение «Радужные брызги». Встряхивание кистей рук, имитирующее разбрызгивание

воды. При этом дети пытаются «обрызгать» друг друга.

Гимнастика для глаз проводится по 3-5 минут ежедневно в любое свободное время в

зависимости

от

интенсивности

зрительной

нагрузки.

Рекомендуется

использовать

наглядный материал или показ педагога.

Упражнение «Жмурки». (ритмично закрывать и открывать глаза).

Для

проведения

дыхательной

гимнастики

необходимо

обеспечить

проветриваемое

помещение. Используется в различных формах физкультурных занятий и других формах

образовательного процесса. Следует обращать внимание на гигиену дыхательных путей –

чистый нос.

Упражнения с протяжными гласными и согласными. Расслабляющие звуки «з-с», «ж-ш».

Упражнение «Комарик».

Гимнастика бодрящая проводится после дневного сна ежедневно в течение 5-10 минут.

Формы проведения: лежа, обширное умывание, ходьба по массажным дорожкам, легкий бег

из спальни в группу с разницей температуры воздуха в помещении.

Упражнения их детской йоги. Упражнение «Котята».

Гимнастика корригирующая Форма проведения зависит от поставленных задач и

контингента детей. Упражнения на коррекцию осанки или плоскостопия (сколиоза, лордоза,

кифоза, вялой осанки и т.д).

Гимнастика

ортопедическая

используется

в

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики

болезней опорно-двигательного аппарата.

Упражнения, направленные на поддержание

мышечного тонуса, укрепление мышечного корсета.

Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению ребенка

заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья

Физкультурные занятия

Проблемно-игровые занятия, игротренинги и игротерапия. Используются незаметно для

ребенка посредством включения педагога в процесс игровой деятельности в свободное от

занятий время.

Коммуникативные игры проводятся со старшего дошкольного возраста 1-2 раза в неделю

по 30 минут. Занятия строятся по схеме и состоят из нескольких частей. В них входят:

беседы, этюды, игры разной степени подвижности, занятия рисованием и лепки.

Занятия из серии «Здоровье» проводятся 1 раз в неделю по 30 минут со старшего

дошкольного возраста. Они включаются в сетку занятий в качестве познавательного

развития.

Занятия «Полезная и вредная пища», «Красивая спина», «Ах, ты девочка чумазая…».

Самомассаж проводится

сеансами

и

включатся

во

все

формы

физкультурно-

оздоровительной работы. Ребенку необходимо объяснить серьезность процедуры и дать ему

элементарные знания о самомассаже.

Упражнения «Погреем ладошки», «Лепим ушки», «Заводим машину».

Арттерапия Воздействие искусством. Проводится сеансами по 30 минут. Учитывается

непрерывность сеансов. Арттерапию можно начинать со среднего дошкольного возраста.

Занятия проводятся по подгруппам 10-13 человек. Результаты занятий регулярно заносятся

в протокол занятий.

Технологии музыкального воздействия

проводятся 2-4 раза в месяц и используются в

качестве вспомогательного средства или как часть других технологий. Они направлены на

снятие повышенного эмоционального состояния ребенка.

Упражнение «Нарисуй музыку» (слушая инструментальную музыку, дети передают свои

эмоции в рисунке).

Сказкотерапия

проводится 2-4 раза в месяц по 30 минут со старшего дошкольного

возраста. Используются для психологической, терапевтической и развивающей работы.

Фонетическая ритмика (логоритмика)

проводится 2 раза в неделю с младшего

дошкольного возраста не раньше, чем через 30 минут после приема пищи (в младших

группах – по 15 минут, в старших – по 30 минут).

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и

укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В Концепции подчеркивается

важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психологическое здоровье

ребенка.

Необходимым аспектом в решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей,

посещающих ДОУ, является формирование у ребенка интереса к своему здоровью. Каждый

дошкольник должен иметь представление не только о здоровье, как о некой естественной

данности, но и хорошо понимать свое тело, свой организм и его функции; знать, какие

внешние факторы являются благоприятными и неблагоприятными

для правильного

психофизического развития человека.

Определить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя

современные достижения науки и практики, не так уж сложно. Но дело в том, что каждое

направление оздоровительной деятельности уже само по себе является системой

мероприятий, на осуществление которой требуется определенное время. Возникает риск

перегрузки

детей,

а

перегрузка

любого

рода

(физическая,

нервно-психическая,

интеллектуальна) ведет к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить

между собой все элементы комплекса, при этом, не усложняя системы, а, напротив,

максимально упрощая ее. Только в этом случае она сможет стать «работающей». Это

позволит создать рациональную систему мероприятий каждого направления и рассчитать

время, необходимое для их проведения. На этой основе можно также осуществить их

разумную интеграцию с образовательным процессом, игровой деятельностью детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных

учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского

совещания. М., 2010.

2.

Куликов Л.Б. Психология настроения. СПб., 1998.

3.

Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Профилактика психоэмоционального напряжения

детей. М.,2002.

4.

Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном

учреждении. / Под ред. В.Г. Алямовской. Н. Новгород, 2002.

5.

Качество дошкольного образования. Сборник материалов Всероссийской

конференции. М., 2002.

6.

Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных

учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2002.



В раздел образования




Яндекс.Метрика