Напоминание

Герой нашего времени


Автор: Безукладникова Надежда Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сретенская СОШ"
Населённый пункт: с.Сретенское
Наименование материала: Урок литературы в 9 классе
Тема: Герой нашего времени
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова

«Герой нашего времени»

Анализ главы «Бэла»

Цель урока:

1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.

2.Развивать умение находить в тексте материал о герое

3.Заинтересовать обучающихся

личностью героя

и художественными

особенностями романа

Оборудование: презентация к уроку

- Когда был написан роман?

( с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)

- Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды

воспитавшей его,

человека и судьбы, его представление о вере и

предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и

необходимости).

- В чем состоит композиционная особенность романа?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом

порядке)

- Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Назовите главы в хронологическом и

сюжетном порядке.

- Почему в романе сюжет и фабула не совпадают?

Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём

психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина:

сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица –

Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя), а затем

появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица

– самого Печорина).

2. -Как же был воспринят роман и его главный герой читающей публикой?

Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя

отрицательного.

Критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на

русскую действительность. Критики стремились доказать, что Печорин не

больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в

русской жизни.

Николай 1 дал убийственный отзыв о романе: «За это время я дочитал до

конца «Героя» и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной

быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных

характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими

романами портят нравы и ожесточают характер. И хотя эти кошачьи вздохи

читаешь с отвращением, все-таки они производят болезненное действие,

потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только

из подобных личностей, у которых даже хорошие с виду поступки

совершаются не иначе как по гнусным и грязным побуждениям. Какой же это

может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли

цель нашего существования на земле? Люди и так слишком склонны

становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными

писаниями возбуждать или развивать такие наклонности! Итак, я повторяю,

по-моему, это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора.

Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и

радовался тому, что он-то и будет героем наших дней, потому что в этом

разряде людей встречаются куда более настоящие, чем те, которых так

неразборчиво награждают этим эпитетом».

Но были и другие отзывы. Так, например, В.Г. Белинский отметил в романе

“богатство

содержания”,

“глубокое

знание

человеческого

сердца

и

современного общества”.

Мы должны разобраться, почему отзывы столь противоречивы. Поможет

нам в этом «Предисловие» к роману.

3. Давайте прочитаем «Предисловие» к роману.

-Зачем Лермонтов написал его? Какова его задача? Какую цитату вы считаете

самой важной для читателей?

(«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не

одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего

поколения, в полном их развитии»).

Задача автора – указать болезнь! А общество должно с болезнью справиться.

Печорин же – один из членов общества. Получается, что главный герой

романа – отрицательный персонаж?!

Конечно, читатели обиделись, что им в пример ставят безнравственного

человека!

А ведь дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному.

В толковом словаре приводится 6 его значений, два из которых наиболее

употребительны.

Я предлагаю вам следующие определения.

1 - Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2 - Главное действующее лицо литературного произведения.

3 - Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем

какой-нибудь среды или эпохи.

- Какого значения не заметили критики, обрушившие на роман Лермонтова

упрёки в безнравственности его героя? (Третьего!)

Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему –

тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому

поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество,

породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность,

целое поколение!

– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов,

и его герой?

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х

годов

Х1Х

века,

в

эпоху

идейного

кризиса

передовой

дворянской

интеллигенции,

связанного

с

поражением

декабрьского

восстания

и

николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни

пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена,

позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о

бездуховности, о падении нравственности. Потребность понять “ошибки

отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему

поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую

позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

В

30-е

годы

исключительное

значение

для

общества

приобрели

философские поиски лучших его представителей. Сохранить в себе веру в

целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее

большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не

успели еще обрести ясности цели.

Лермонтова, как представителя поколения 30-х годов 19 века интересуют

человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой

жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость –

все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…

едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это

высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашим урокам по

изучению романа.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как

типический

характер

последекабристской

эпохи.

И

судьбой

своей,

страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира

он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит,

ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

4. Первая глава, с которой мы знакомимся, - «Бэла».

В ней Печорин показан среди горцев.

- От чьего лица ведётся повествование?

( Сначала – от лица русского офицера, приехавшего на Кавказ. Это первый

повествователь. Затем – от лица Максима Максимыча – героя-рассказчика).

- Но о Печорине мы узнаем далеко не сразу.

Каждую главу, кроме самой последней, Лермонтов будет открывать

ПЕЙЗАЖЕМ.

- Прочитаем его.

- Многие писатели первой половины 19 века, представители романтизма,

утверждали, что европейский разочарованный герой может излечиться от

скуки и скепсиса через общение с «естественными людьми», через любовь к

прекрасной горянке, через любование нетронутой природой.

1)- ПЕРЕД НАМИ ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ, ПЕЙЗАЖ.

- Романтический или реалистический пейзаж видим мы? Докажите свою

точку зрения.

( Реалистический Этот пейзаж яркий, другие –грустные, но главное –

ТОЧНЫЕ).

- Путешественники остановились на ночлег в дымной сакле.

- Для русского человека, оказавшегося на Кавказе, не только природа, но и

жизнь горцев будет выглядеть экзотично.

- Расскажите о жизни и быте горцев.

- Как относятся наши герои к увиденному?

( Офицеру- повествователю – жалко, М.М. осуждает: «Преглупый народ!»)

- Мы прочитали уже страниц 5 главы, а ни Бэлы, ни Печорина до сих пор не

видим. Ход повествования нетороплив. Это была ЭКСПОЗИЦИЯ. Но вскоре

всё меняется. Начинается ЗАВЯЗКА: мы узнаем о Печорине.

- Прочитаем первый портрет героя

- Что мы узнаём из этого отрывка?

(Возраст – 25,ему кто-то велел остаться в крепости, ЭПИТЕТЫ с

суффиксами оценки, СТРАННОСТЬ, ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ)

- Как М.М. относится к Печорину? Как мы понимаем это?

(Суффиксы оценки, предлагает свою дружбу)

2)- Далее мы узнаём о событиях повести и знакомимся с такими героями, как

Казбич и Азамат. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть

система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные

грани характера героя.

- Расскажите об этих героях (портрет, характер).

( рассказ ученика о Казбиче, Азамате)

- Какую роль в жизни этих героев сыграл Печорин?

(сломал их жизни)

- Какой вывод о характере главного героя мы можем сделать?

( Печорин - человек, повинующийся своим мимолетным желаниям и

страстям. Он совершенно равнодушен к людям, не считается с общепринятой

моралью. Люди для него - объект эгоистических “экспериментов”).

3)- Печорин

хочет выкрасть Бэлу. Почему он хочет сделать это? Он

влюблён?

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной

серны, так и заглядывали к вам в душу»

Бэла понравилась Печорину, он привык получать то, что ему нравится.

Печорин вырвал Бэлу из родной среды, лишил дома, отца, брата, сумел

сделать так, Бэла влюбилась в него. Но девушка быстро наскучила ему, он

мучает ее своей холодностью и вот-вот бросит ее.

- Любил ли Печорин Бэлу? Рассчитывал ли Печорин на столь трагический

конец? Как он реагирует на происшедшее?

( Печорин НЕ УМЕЕТ любить. Настоящая любовь диктует человеку заботу о

том, кого он любит, волнение за него, желание принести радость. А Печорин

ЗАНЯТ СОБОЙ! Ему хочется более насыщенной жизни.

«Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях,

целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне

сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим

лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же

надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей

благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, -

только мне с нею скучно...»)

- Считал ли Печорин в истории с Бэлой себя виноватым? (нет)

- Когда Бэла умирает, Лермонтов пишет: «Я вывел Печорина вон изкомнаты,

и мы пошли на крепостной вал; долго мы ходили взад и вперед рядом, не

говоря

ни

слова,

загнув

руки

на

спину;

его

лицо

ничего

не

выражалоособенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.

Наконец онсел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке.

Я, знаете,больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял

голову и засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…»

Через 3 месяца Печорина перевели в другой полк, и с М.М. они расстались.

4) – С каким чувством рассказывал М.М. о Печорине? Кем стал для него

Печорин?

В первой части романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча,

простого пехотного офицера, не очень грамотного и явно не разбирающегося

в психологии человека, назвавшего прибывшего к нему в крепость молодого

офицера “странным”.

Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему

чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они

- люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для

штабс-капитана,

старого

кавказца,

его

молодой

приятель

-

явление

чужеродное, странное и необъяснимое.

- Почему Максим Максимыч и Печорин при их взаимной искренней

симпатии не понимают и так никогда не поймут друг друга?

Максим Максимыч весь обращен к другому человеку, весь раскрыт ему

навстречу.

Выводы:

1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет

настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию

он стремится довести до конфликта.

2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим

эгоизмом приводит ее к смерти.

3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон

с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими

нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную

доброту Максима Максимыча.

Домашнее задание: как раскрывается образ Печорина в главе «Максим

Максимыч».

Индивидуальное задание: Образ Максим Максимыча



В раздел образования




Яндекс.Метрика