Автор: Ковальчук Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №7"Сибирская"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование устойчивой мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование
МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская»
Формирование устойчивой
мотивации на уроках
литературного чтения в
начальной школе
Ковальчук Надежда Александровна
учитель начальных классов
г. Новосибирск 2017г.
Формирование устойчивой мотивации на уроках литературного чтения
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
В.А. Сухомлинский
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую
профессионально
решает
только
он.
Мотивированное
чтение
–
обязательная
основа
успешного обучения на уроках литературного чтения.
Является ли урок литературного чтения любимым у детей? Более 60% учащихся не любят
и не хотят читать. А читая, не понимают смысл прочитанного. И
сегодня, современные дети в
условиях преобладания телевидения и Интернета не читают, потеряли интерес к чтению книг.
Известно, что чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место, так как
без него не возможно интеллектуальное развитие и самообразование.
В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы
говориться о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование
грамотного читателя, т.е. “такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и
самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания
прочитанного”. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом
удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской дея-
тельности. Для того, чтобы вызвать интерес и любовь к чтению, нужна, конечно же,
мотивация
Мотивация
-
это
внутренняя
психологическая
характеристика
личности,
которая
находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру,
различным
видам
деятельности.
Говоря
о
мотивации
учебной
деятельности
младших
школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех
этапов
урока,
формирование
положительных
мотивов,
познавательных
интересов
и
потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их
учебной деятельности со стороны учителя и родителей.
Цель моей педагогической концепции – повышение мотивации обучения на уроках
литературного чтения в начальной школе.
Исходя из данной цели, я поставила перед собой задачу – использовать разнообразные
педагогические
приёмы
на
уроках
литературного
чтения,
из
множества
предложенных
педагогических технологий выбрать самые оптимальные для обучающихся моего класса.
Всвоей работе я использую рекомендации В.Н. Зайцева, которые описаны в книге «
Резервы
обучения
чтению » . Предлагаемые
им
рекомендации
обеспечивают
высокую
результативность обучения чтению. Это - частота тренировочных упражнений, жужжащее
чтение,
ежеурочные
пятиминутки
чтения,
чтение
перед
сном,
режим
щадящего
чтения,
развитие оперативной памяти ( зрительные диктанты И.Т. Федоренко ), многократные чтения,
чтения в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
В своей практике я также
применяю
упражнения, предлагаемые в пособии М.И.
Омороковой « Совершенствование чтения младших школьников. » Для обучения техники
чтения ею выделены определенные группы упражнений, направленные на развитие речевого
аппарата, расширение оперативного поля чтения, развитие правильности, безошибочности в
восприятии текста, развитие смысловой догадки ( антиципации ) на различных уровнях,
развитие скорости чтения при чтении вслух и молча, развитие внимания и памяти в процессе
восприятия, преодоление трудностей понимания текста.
Несколько лет назад я обратила внимание на книгу В. Эдыгея «Увлечение чтением ». Эта
книга меня очень заинтересовала и я начала работать и по этому пособию. Материал в этой
книге
подобран
с
учетом
возрастных
особенностей
детей.
Интерес,
увлеченность,
грамотность, выразительное чтение итог работы по этой книге.
Те приёмы учебной
работы, которые
мною используются,
являются важным
средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления.
Создание игровых ситуаций.
Дифферинцированный подход в обучении чтению
Метод проектов
Нетрадиционные уроки
Проблемное обучение
1приём
:.Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций.
Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой
стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер.
Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих
проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого
чтения.
Каждый урок я начинаю с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Развитие четкого
произношения осуществляется с введения дыхательной гимнастики: « задуй свечу », « выдох
со счетом », « вдох носом и выдох через рот », « вдох, задержка дыхания, выдох », « вдох и
выдох порциями » и упражнений, которые развивают подвижность речевого аппарата: «
конфетка », « шоколадка », « часики », « балаболка »; чтение шепотом и медленно , чтение
тихо и умеренно , чтение громко и быстро , чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц,
поговорок.
Часто на уроках дети становятся активными помощниками при проведении таких упражнений.
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что
последнее
слово
оказывается
первым,
предпоследнее
вторым
и
т.д. Это
упражнение
развивает
тонкость
движения
глаз
и
является
подготовительным
для
последующих
упражнений.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер
стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и,
рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек
распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.
Л.Н. Толстой
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так,
что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это
упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается
прогнозирование.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин
тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано
еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А
агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут
- и игудар как ин олавыб.
К.Д. Ушинский
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно,
второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать
в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на
новые, неожиданные комплексы.
Ворон и лисица.
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац
быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было
мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:
- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.
Л.Н. Толстой
4
.Восполнение
пропусков
слов
в
предложении:
дается
текст
или
ряд
отдельных
предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность
одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.
Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них
_________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили
в кругосветные ___________ . Так были __________ Африка и Америка.
5. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается
произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и
цвета.
6. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет
закончить по смыслу.
Яша поймал таз с водой.
Он пустил щуку в поймать щуку.
Учуял добычу рыжий большую щуку.
Хотел кот зубы острые.
Только у щуки кот Пират.
Щука цапнула эту встречу!
Долго помнил кот кота за лапу.
7. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно
быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на
слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может
подчеркнуть их или обвести в кружок.
. Возможно использование приема соревнования.
9. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух,
вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5
минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).
10. Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и
5 минут читают в режиме жужжащего чтения.
11. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события
дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится
под их впечатлением.
12. Многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса,
после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого
же
отрывка
ученик
снова
отмечает,
до
какого
слова
дочитал
и
сравнивает
с
первым
результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение
темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако
более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.
Вывод: Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное
занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к
нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу
чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что
способствует мотивации чтения
Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми
доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и
даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Для совершенствования навыка чтения и привития детям интереса к чтению, я применяю
на уроках различные, необычные, занимательные упражнения со словами и текстом на основе
прочитанных произведений..
2 приём:
Учитывая индивидуальные особенности учащихся, применяю на уроках
дифферецированный подход. Задания детям предлагаются на карточках для индивидуальной
работы разноуровневого характера.
Вот как могут выглядеть разноуровневые задания, в которые включены
упражнения для формирования восприятия текста.
1.Упражнения на развитие антиципации текста (умение предугадывать дальнейшее
развитие событий только по началу предложения.)
1 уровень: Помоги слову найти последнюю букву. Соедини их прямыми линиями. Прочитай
полученные слова.
КРО Ч
ТРО Р
ВРА Т
СТО В
ПЛО К
СТУ Н
УЗО Л
2 уровень: Помоги слову найти вторую часть. Соедини их прямыми линиями. Прочитай
полученные слова.
ЗАБРА
ВОРОТ
УВИ
ПОНЮ
ШВЫР
СМЕК
НИК
ДАЛАСЬ
ЛАСЬ
НУЛ
ДЕЛА
ХАЛА
3 уровень: Восстанови слова. Вставь гласные между согласными так, чтобы получилось
слово. Прочитай полученные слова.
П Р Т С К Л Е Е А А А
Н Л В Л А О И А
Л С Ч К И И А
П Р Л Ж Л О Е А А
Т К Н Л О И У А
П С М Т Р Л О О Е
П Р Г В Р В Й И О А И А
Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения
сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Для развития внимания
я составила такие задания, которые позволяют повысить уровень внимания, развить такие
свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а так же увеличить объем
внимания
. Упражнения для работы над прогнозированием текста.
1 уровень: Дополни словосочетания:
перочинный … карие …
грецкий … крошечный …
2 уровень: дополни предложения.
На берегу озера развели костёр, чтобы …
Не очень хочется, чтобы …
А злая Баба Яга схватила ее и утащила …
3 уровень: Дополни текст. Восстанови пропущенные строчки в произведении.
В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом _____________
доме живет самая _____________________________________по фамилии Свантесон. Семья
эта состоит из самого
________________________________,самой_________________________________ и трех
самых _____________________________________ ребят - ____________, _____________ и
______________________.
4.Упражнения для определения смысловой структуры текста.
Работа с деформированным текстом.
1 уровень: Составь словосочетания из рассыпанных слов.
СПОКОЙНОЙ ДОБРОЕ ПРИЯТНОГО БОЛЬШОЕ СЧАСТЛИВОГО
ЖЕЛАЮ ИЗВИНИТЕ ЧЕСТНОЕ
УТРО НОЧИ АППЕТИТА СПАСИБО ПУТИ ПОЖАЛУЙСТА
СЧАСТЬЯ
2 уровень: Составь предложения из рассыпанных слов.
ЗАЙЦА МУЛЬТФИЛЬМОВ НЕСКОЛЬКО КОТЁНОЧКИН ВОЛК
ЛОВИТ КАК О КИНОРЕЖИССЕР ТОМ СОЗДАЛ
3 уровень: Составь предложение из частей:
уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности
напраляются к маминой сумке;
где Балтийское море;
когда защищаются;
плывущие по Ледовитому океану;
гагары хорошо знают;
куда и прячутся;
ядовитая змея кусает человека только тогда.
Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в те-
чение урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно,
создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности.
Дифференцированные задания могут выполняться не только индивидуально, но и в группах.
Хочется сказать и об организации домашней работы по чтению с учетом дифференциации.
Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Домашнее
задание, рассчитанное на сильного ученика, толкает слабого к безответственности, к невы-
полнению недоступного.
Доступность
домашнего
задания
укрепляет
веру
ребенка
в
свои
силы,
ставит
его
в
ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком
сначала громкого, а позднее (что особенно важно) и молчаливого чтения, столь необходимого
для успешного обучения в дальнейшем.
3 приём:
Помочь ребёнку стать читателем, подвести к осознанию богатого мира
отечественной и зарубежной литературы помогает метод проектов.
Задачи проектов:
1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников;
2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную
информацию;
3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического
использования в жизни.
На уроках литературного чтения детьми выполнены следующие проекты:
«Живая азбука»
«Составляем азбуку загадок»
«Наш класс – дружная семья»
Времена года:«Золотая осень», «Зимушка – зима». «Весна-красна». «Моё лето»
«Книга здорового питания»
«Книга памяти»
В проектах представлены пословицы, афоризмы, рисунки, кроссворды и оригинальные
творческие находки детей и родителей.
Однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не
способствует формированию у них положительной мотивации и познавательной активности.
4 приём:
Повысить учебную мотивацию позволяют нетрадиционные формы уроков
Уроки в нетрадиционной фрме:
1.Урок- сказка
2.Урок – спектакль
3.Урок – путешествие
4.Урок-КВН
5. Урок вопросов и ответов.
Такая форма как «элементы театрализиции» на уроках или уроки –спектакли
воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение,
фантазию.
Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Не теряет
она свою актуальность и сегодня. Поскольку именно театральная игра способна совместить и
обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков, что особенно
подчеркивается в новейших требованиях преподавания
Театрализованные представления заставляют ребенка особенно активно работать над поиском
слов для выражения своих мыслей и чувств. Такие представления вызывают интерес у ребят,
повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на
конечных результатах обучения.
Такая форма как «Урок вопросов и ответов» заставляет ребят хорошо владеть содержанием
прочитанного произведения. Задавая вопросы к тексту, ребята выполняют роль учителя. Эта
роль им очень нравится.
Заключение.
Для выявления читательского интереса учащихся я использовала анкетирование:
( предлагалось ответить на вопросы анкеты учащимся и их родителям в 1-м классе и в 4-м
классе)
Анализ проводился по совокупности ответов на все вопросы:
- Если ребенок имеет и может описать домашнюю библиотеку, может точно определить
круг читательских интересов, читает часто и регулярно, от 30 минут (для 1 класса), до 2 часов
в день ( для 3 и 4 класса ), то можно говорить о высоком уровне мотивации к чтению.
- Если ребенок отказывается отвечать на вопросы, или отвечает, что не любит читать, не
имеет библиотеки, то можно говорить о негативном отношении к чтению.
Таким образом специально организованная работа по совершенствованию навыка чтения
способствовала повышению интереса к чтению у учащихся моего класса.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мотивация -
это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная.
Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом
процессе. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок
почувствует себя
участником событий, которые изображены писателем, и когда он сможет
ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?
Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка,
позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя,
самоопределиться и самореализоваться. Выполнение подобных заданий создаёт творческую
атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету,
способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.
За годы работы достигнуты определенные успехи в работе по формированию навыка
полноценного чтения, которые подтверждаются следующими показателями:
используется система упражнений по совершенствованию навыка чтения;
наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению.
- наблюдается развитие стойкого интереса у учащихся к урокам чтения.